Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПЕРСОНАЛИЙ Термины Автор – 1. Создатель литературного или иного художественного произведения, научного труда, проекта, изобретения и т. п. 2. Физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение. 3. Не состоящий в штате редакции СМИ, не имеющий статуса внештатного корреспондента, эксперт, специалист, лидер, руководитель, гражданин, который однократно или периодически готовит материалы для опубликования. Во многих периодических изданиях существует свой «авторский актив», то есть группа людей, постоянно пишущих в газету. Агитация (лат. agitatio – приведение в движение) – пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдельных групп или широких масс населения. Отличается разнообразием устных, печатных и аудиовизуальных средств; является распространенным инструментом политической борьбы. СМИ выступают инструментом агитации. Аналитические жанры – в отличие от информационных жанров, где тексты содержат ответы на вопросы «Кто? Что? Где? Когда?», в аналитических жанрах добавляются ответы на вопрос «Почему?», таким образом, в них содержится анализ, обобщения, исторический экскурс, социальный, политический, экономический или иной контекст для установления причинно-следственных связей, оценок и выводов. Аудитория средств массовой информации – аудитория представляет собой некоторую совокупность индивидов, объединенных общими информационными интересами и потребностями, получающую от коммуникатора по каналам массовой коммуникации соответствующую информацию. Аудитория конкретного средства массовой информации, постоянно обращающаяся к его материалам – это реальная аудитория. Выделяется также попутная аудитория – такая группа общества, на которую конкретное СМИ не ориентировано, но в силу своих интересов она постоянно включается в реальную аудиторию. Та часть людей, которая еще не входит в реальную аудиторию, но может это сделать в результате соответствующих мер журналистского коллектива – потенциальная аудитория. Те, на кого специально рассчитано СМИ и кого оно стремится вовлечь в круг своих читателей, слушателей, зрителей – расчетная или целевая аудитория.
Дезинформация – распространение искажённых или заведомо ложных сведений для достижения определенных политических и других целей; прием манипуляции общественным мнением. Дискурс – (англ. dicourse – рассуждение (письменное или устное); лекция, доклад, речь. Способ организации или конструирования знания о каком-нибудь предмете или явлении; набор идей, образов, практик, которые задают сами формы знания, способы их обсуждения и связанного с ними поведения. Документ – (от лат. documentum – свидетельство), информация, зафиксировапнная на том или ином материальном носителе (пергамент, бумага, кино- и фотоплёнка, лазерный диск и др.). Документы содержат тексты, изображения, звуки и т. п. Идеология – система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы, публицистики и пр. Из исходных посылок идеологии ее отношения к истине, к действительности, из воплощения в идеологии реальных социальных, политических и других процессов, интересов и т.д. возникли представления о разных по содержанию и целям видах политической идеологии – прогрессивная, либеральная, революционная, консервативная, радикальная, реакционная, националистическая, шовинистическая, – о противоположности и борьбе идеологий, непосредственном выражении политической и социальной борьбы. Устойчивые, вневременные, универсальные формы идеологии (прогрессивность или реакционность и т.п.), ее свойство выражать реальные или иллюзорные, кажущиеся либо придуманные ситуации и интересы в других, неидеологических сферах жизни общества – в политике, экономике, культуре – стали основой развития самой идеологии и ее отношений с неидеологическими системами и прежде всего – с политикой.
Интервью – (англ. interview) 1. Предназначенная для печати, радио или телевидения беседа журналиста с кем-либо. 2. Газетный материал, излагающий содержание такой беседы. Интерпретация -(от лат. interpretatio – истолкование, объяснение) – англ. interpretation in sociology; нем. Interpretation. 1. Толкование, разъяснение смысла, значения чего-либо. 2. Придание смысла любым проявлениям деятельности, являющимся основой коммуникации, в ходе которой необходимо истолковывать намерения и действия людей, их слова, жесты, произведения искусства, знаковые системы, с целью их понимания. Информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Совокупность непроявленных, потенциальных и развернутых, проявленных, реальных смыслов. Конфликт – открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий. Сторонники социал-дарвинизма рассматривали конфликт как неизбежное явление, стимул и механизм общественного развития. К. Маркс предложил модель классового конфликта, который носит антагонистический (непримиримый) характер и разрешается социальной революцией, разрушающей существующий строй. В 50-60-е гг. ХХ века оформилась общесоциологическая концепция, получившая название "теория конфликта" (Р. Дарендорф, Л. Козер). Она исходит из представления о конфликтной природе социума, считает, что основной конфликт в обществе возникает по поводу распределения власти и авторитета. Конфликт рассматривается как результат сопротивления существующим в любом обществе отношениям господства – подчинения, следовательно, как неустранимый. Сторонники данной концепции считают, что конфликт выполняет позитивную функцию, способствуя стабилизации общества и сохранению существующего порядка.
Конфликтология – область междисциплинарного исследования социального конфликта. Для достижения многоаспектности, глубины и объективности конфликтологического анализа особое внимание исследователей обращается на тексты массовой информации. Лидеры мнений (opinion leaders) – меньшинство индивидуумов в какой-либо области социальной жизни, оказывающее влияние на идеи других. П. Лазарсфельд (1944) ввел этот термин в связи с изучением электорального поведения и двухступенчатого потока массовой информации. Манипуляция сознанием – вид скрытого психологического воздействия на человека; способ господства путем духовного воздействия на людей через программирование их поведения с задачей изменения мнений, побуждений и целей в нужном субъекту манипуляции направлении. Массовая информация – печатные, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. Массовая коммуникация – процесс распространения социальной информации с помощью технических средств: радио, телевидения, кинематографа, печати – на численно большие рассредоточенные аудитории. Массовое сознание – один из видов общественного сознания, наиболее реальная форма его практического существования и воплощения; особый, специфический вид сознания общества, свойственный значительным множествам людей ("массам"), определяемый как совпадение в какой-то момент (совмещение или пересечение) основных и наиболее значимых компонентов сознания большого числа разнообразных "классических" групп общества (больших и малых) однако несводимый к ним. С содержательной точки зрения, в массовом сознании запечатлены знания, представления, нормы, ценности и т.д., разделяемые возникшей по тем или иным обстоятельствам совокупностью индивидов – массой, выработанные в процессе общения людей между собой и совместного восприятия социально-политической информации (напр., в ходе массового митинга). Массовое сознание отличает, во-первых, общесоциальная, а не только групповая типичность всех образующих его компонентов, а во-вторых, их общесоциальное признание, санкционированность достаточно массовой общностью. В этом смысле массовое сознание представляет собой надындивидуальное и надгрупповое по содержанию, но индивидуальное по форме функционирования сознание; хотя массовое сознание и реализуется в массе индивидуальных сознаний, оно не совпадает, с точки зрения содержания, с каждым из них в отдельности, с индивидуальным сознанием как таковым. Для зарождения и функционирования массового сознания совершенно не обязательна совместная деятельность членов общности – массы. О глобально-массовом, в рамках всего общества массовом сознании можно говорить, лишь подразумевая какое-то конкретное явление, всеобъемлюще захватывающее практически всех членов общества и приводящее их в том или ином измерении сознания к некоему "общему знаменателю». Специфическими примерами формирования массового сознания является также действие средств массовой информации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|