Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наблюдение – один из наиболее распространенных способов получения информации журналистом. Наблюдение различают включенное и невключенное, формализованное и неформализованное и пр.




Обратная связь – в журналистике – естественная или специально организованная реакция читателей, слушателей, зрителей на журналистские выступления. Каналы обратной связи: письма, телефонные звонки, посещения редакций, электронная почта, читательские (зрительские) конференции, фокус-группы, телефонные опросы, специальные конкретно-социологические исследования.

Общественное мнение – один из способов существования и проявления массового сознания, в котором выражается реальное отношение большинства народа, класса, социальной группы к фактам, событиям, явлениям и процессам действительности, затрагивающим их потребности и интересы.

Общественное сознание – предельно широкое понятие общесоциологической теории, кон­кретизирующее субъективно-объективные отношения применительно к общественно-историческо­му процессу. Характеризует зависимость духовной жизни общества от объективных явлений, существующих вне отношений людей друг к другу и к природе. По предмету отражения и социальным функциям различают такие формы общественного сознания, как поли­тическую, правовую, моральную, эстетическую, религиозную, научную и философскую. Поли­тические отношения и процессы составляют основу непосредственных переживаний, определяющих социально-психологический уровень политического сознания; систематизированное прелом­ление политических процессов и отношений сквозь призму интересов той или иной крупной общественной группы составляет идеологическое выражение ее общественных позиций. Полити­ческая форма общественного сознания складывается как совокупность взаимодействий на социально-психологичес­ком и идеологическом уровнях всех основных субъектов политической жизни. Социально-пси­хологический уровень политического сознания теоретически осмысливается на уровне политиче­ской идеологии; последняя стремится активизировать одну группу непосредственных (полити­ческих) чувств, отвечающих интересам представляемых ею общественных сил, нейтрализовать или редуцировать другую, направить в соответствующее русло (путем системы манипуляций и разъяснений) – третью и т.д. В свою очередь, социально-психологическое состояние больших масс людей предоставляет политикам возможности маневрирования идеологическими формулами и лозунгами, в том числе выдвигать новые, отвечающие актуальному состоянию политической психологии. Для обоснования политических целей и интересов политические идеологи широко обра­щаются к правовому сознанию, нравственным, эстетическим, религиозным, философским и научным идеям (а также соответствующим социально-психологическим состояниям), подвергая их интерпретации в соответствии с конкретно-историческими (в том числе и ситуационными) обстоятельствами. Наиболее полно такая интерпретация, непрерывно корректируемая, реали­зуется при наличии развернутой системы государственных, партийных и иных надстроечных институтов, находящихся в распоряжении идеологов. Манипуляция социальной памятью также является функцией этих институтов, обеспечивая оптимальные условия для исторического обоснования претензий представляемых ими сил, преимуществ сотрудничества с нимн потен­циальных союзников (и соответственно дискредитацию противников) путем апелляции к исто­рическому опыту. Таким образом, общественное сознание отличается устойчивым соотношением составляющих его компонентов, их ди­намичным взаимодействием. Наиболее прямо базисные процессы общества отражаются в поли­тическом и правовом сознании, более опосредованно – в нравственном, религиозном, эстетичес­ком и т.д.

Организация – закрытая и иерархическая структура, создаваемая под определенные цели и обладающая внутренней формальной статусно-ролевой и ценностно-нормативной структурой. Организация – один из важнейших элементов структуры современного общества.

Политическая система общества – целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает в себя организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институционализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Пропаганда – научно обоснованное распространение и углубленное разъяснение каких-либо идей, учения, знаний. Процесс распространения идей, норм, взглядов, ценностей, знаний с целью внедрения в поведенческие установки людей.

Публицистика – род литературы и журналистики; рассматривает актуальные политические, экономические, литературные, философские и другие проблемы с целью воздействия на современное общественное мнение, нравы и существующие политические институты, укрепить или изменить их в соответствии с классовым интересом или социальным и нравственным идеалом; один из видов журналистских текстов, основными характеристиками которого являются актуальность и масштабность разрабатываемой темы, эмоциональная насыщенность изложения, тенденциозность и пристрастность автора, полемичность, литературное мастерство.

Референтная группа – социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций.

Свобода печати – представляет собой возможность создавать, учреждать, производить и распространять информационную продукцию в форме периодического издания. В современной России основывается на Конституции РФ и ряде Законов – «О средствах массовой информации», «О государственной тайне» и др.

Свобода слова – возможность выражать мнения, оценки, суждения без ограничений, беспрепятственно; реализуется в совокупности с принципами свободы печати и социальной ответственности журналистики, так как нуждается в доступном и свободном носителе свободного слова.

Система – это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство, в котором фактическое и предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. В наиболее обобщенном виде любая система может быть сведена к трем основным компонентам: совокупность элементов; взаимосвязь элементов; целостность.

Социальная действительность – все межличностное, то есть связанное с совместной жизнью людей, формами их общения, что реально существует и развивается, несет собственную сущность и закономерность в самом себе, а также содержит в себе результаты своего собственного действия и развития. Такой социальной действительностью является объективная социальная реальность во всей ее конкретности.

Социальная система – это структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Индивид осуществляет свою деятельность не изолированно, а в процессе взаимодействия с другими людьми, объединенными в различные общности в условиях данной социальной среды. В процессе взаимодействия как люди, так и социальная среда оказывают систематическое воздействие на других индивидов и среду. В результате данная социальная общность может рассматриваться нами как социальная система, целостность, обладающая системными качествами, то есть качествами, которых нет ни у одного из включенных в нее элементов в отдельности. Таким образом, социальная система выступает как единство социальной общности, социальной организации и культуры и может быть представлена только в единстве этих трех аспектов Специфической чертой сложно организованных систем является наличие в них процессов социального управления.

Социальная стратификация – термин, который в социологии обозначает 1) многомерную иерархически организованную структуру социального неравенства, существующую в любом обществе; 2) процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства. Система социальной стратификации представляет собой определенную дифференциацию социальных статусов и ролей. Социальная страта – ранговый слой в рамках иерархической системы социальной стратификации, социальных статусных позиций и ролей. Для различных обществ характерны особые формы и основания социального неравенства и способы социального ранжирования, различные типы стратификационных систем. Так, существуют принципиальные различия между кастовой и сословной "закрытыми" системами социальной стратификации и современным классовым "открытым" обществом; между социальными характеристиками, которые определяют неравенство в этих стратификационных системах, способами, которыми это неравенство утверждается и поддерживается.

Социальные функции журналистики – наиболее дискуссионная тема в теории журналистики. В определении В. И. Ленина функции прессы выглядят как пропагандистская, агитационная и организаторская. В последней трети ХХ века в оборот был введен иной набор: информационная, просветительская, воспитательная, регулятивная, гедонистическая. Классификация Е. П. Прохорова предполагает социальные, идеологические, культурно-рекреативные, непосредственно-организаторские функции; в классификации С. Г. Корконосенко используется субъектный подход к группировке функций журналистики. С позиции генерального субъекта – общества журналистика выполняет функции: интеграции, познания (самопознания). С точки зрения отдельных социальных институтов и групп: пропаганда, агитация, организация, функции ориентации (социализации индивида), психологической разрядки, психогигиены. Для самих работников печати, радио и телевидения журналистика выполняет служебно-профессиональную функцию (исполнение профессионального и общественного долга, заработок) и творческую (личностная самореализация и саморазвитие). С точки зрения В. Т. Третьякова журналистика выполняет четыре основные функции: информационную, воздействия на власть, социализации личности, управления сознанием и поведением людей.

Социальный институт – относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений.

Социальный контроль – способ саморегуляции системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов посредством регулирования. Стабилизирующая функция социального контроля заключается в воспроизводстве господствующего типа общественных отношений и социальных (групповых, классовых, государственных) структур. Направленность и содержание социального контроля зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и иных социокультурных характеристик социальной системы.

Социальный факт – это любой объект (событие или явление), так или иначе воздействующий на людей и их деятельность, это массовые, социально типичные явления и процессы, которые подтверждаются многократным наблюдением и повторением. Чтобы понять сущность фактов, необходимо их научное описание и объяснение. Полученное представление о социальном факте, его отражение путем описания, объяснения и теоретического осмысления называется социологическим фактом.

Социожурналистика – определяется как уровень квалификации сотрудников СМИ, который характеризуется высокой социологической культурой мышления, поиска, сбора и интерпретации информации, а также социальной ответственности за последствия своей деятельности.

Социология журналистики – 1. отрасль теории журналистики, изучающая: журналистику (средства массовой информации) как социальный институт; аудиторию и рынок СМИ; журналистские тексты; использование социологических методов в работе журналистов; специфику социального мышления журналистов и др.; 2. представляет собой метод анализа журналистики как института социальной системы, а также изучения журналистики и СМИ как форм самопознания общества и его самоорганизации, и выступает в качестве социальной теории журналистики.

Социология массовой коммуникации – область социологии, предмет которой – закономерности массовых информационных процессов и деятельности социальных институтов, производящих и распространяющих массовую информацию. Исследования социологии массовой коммуникации традиционно разделяются (исходя из структуры процесса массовой коммуникации) на исследования проблем коммуникатора, аудитории, содержания и проблем восприятия массовой информации, проблем изучения функционирования отдельных средств массовой коммуникации, всей системы массовой информации в целом.

Спираль молчания – описанное Э. Ноэль-Нойман явление, заключающееся в том, что многие индивиды, стараясь избежать потенциальной социальной изоляции, утаивают свое мнение, если оно отличается от большинства. И наоборот, те, кто идентифицирует себя с большинством, открыто демонстрируют свои позиции. В этой ситуации последние кажутся сильнее, а первые – слабее, чем это есть на самом деле.

Структурный функционализм (structural functionalism) – 1. теоретические подходы, в рамках которых общества осмысливаются как социальные системы, а специфические особенности социальных структур объясняются с точки зрения их вклада в поддержание этих систем; особая форма функционального анализа Толкотта Парсонса, часто отличаемая от "функционализма" в целом и называемая "структурным функционализмом".

Тема журналистского выступления – (от греч. thema – то, что положено в основу) – 1. Совокупность фактов действительности, отобранных журналистом для описания, оценки, анализа в тексте материала, то есть то, что отражено. 2. Основная идея, объясняющая собранный и интерпретированный в тексте фактический материал, то есть то, что выражено.

Типизация – англ. typization; нем. Typisierung. Один из методов стандартизации, классификации.

Франкфурская школа – одно из течений в неомарксизме, организационно оформившееся в 30-е гг. на базе возглавлявшегося М. Хоркхаймером (с 1931 г.) Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне и вокруг руководимого им (с 1932 г.) институтского "Журнала социальных исследований". Главные теоретические представители Франкфуртской школы – М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фромм, Г. Маркузе, Ю. Хабермас; теоретические истоки – марксизм и "левый" фрейдизм.

Функция в социологии (лат. functio – совершение, исполнение) – 1) деятельность, роль объекта в рамках некоторой системы, которой он принадлежит; 2) вид связи между объектами, когда изменение одного из них влечет изменение другого, при этом второй объект также называется функцией первого. В различных отраслях знания применяются, как правило, оба понятия функции. Так, в социологии можно говорить, с одной стороны, о функции какого-либо социального института (например, семьи) в обществе, а с другой – о некотором социальном явлении как функции другого явления. Особую роль понятие функции играет в рамках системного подхода, где оно выступает в тесной связи с понятием структуры; примером может служить структурно-функциональный анализ в социологии.

Эффективность журналистики – (действенность, результативность) – совокупность результатов воздействия на сознание, психологию и поведение аудитории, человека, социальной группы и общественной системы. Существуют прямые эффекты от выступлений в печати и эфире, когда результат воздействия на реальную практику совпадает с задачей журналиста, и обратные, когда ситуация развивается в противоположном задуманному журналистом (редакцией) направлению; повышается при поддержке выступлений прессы со стороны органов власти, общественных объединений, политических организаций, граждан; профессионально корректной разработкой журналистами общественно значимых проблем.

 

Персоналии

Адорно, Теодор (1903-1969) – немецкий социальный философ, социолог, музыковед и один из ведущих членов Франкфуртской школы критической теории. Его критический анализ современного общества и «массовой культуры» вызвали огромный резонанс. Написал более 20 книг по философии, музыке, литературе, эстетике, социальной психологии и социологии, в том числе работы о взаимосвязях «массовой культуры» и телевидения.

Бурдье, Пьер (1930-2002) – французский социолог. Автор 35 книг и нескольких сотен статей, Бурдье исследовал социальное воспроизводство, систему образования, государство, власть и политику, литературу, масс-медиа, социальные науки. Среди его работ, опубликованных на русском языке, следует назвать "Социологию политики", "О телевидении и журналистике". Последняя наиболее значима для исследователей журналистики и СМИ в целом. Бурдье занимал критическую социологическую и политическую позицию, выступая на стороне социально обделенных, находящихся под угрозой или исключенных из общества групп.

Лазарсфельд, Пол (Lazarsfeld) (1901-1976) – американский социолог. Разрабатывал проблематику методологии социальных наук, а также применения математических методов в социальном познании, большое внимание уделял разработке количественных методов и основам их применения в социальных науках, впервые ввел в методику социологических исследований ряд новых методов (например, панельный метод, который он впервые использовал при обработке результатов избирательной кампании 1940 в США), изучал закономерности функционирования прессы, восприятия ее продукции в аудитории, доказал огромное значение межличностной коммуникации для распространения социально значимой информации, поступающей в аудиторию СМИ, обнаружил так называемый двухступенчатый поток информации, в котором выделил особое значение для ее усвоения «лидеров мнений».

Лассуэлл, Гарольд (Lasswell) ( 1902-1978) – американский политолог, одним из первых исследует проблему количественного контент-анализа политической (в том числе и массовой) коммуникации; предлагает ставшую классической в социологии массовой коммуникации формулировку, согласно которой "акт коммуникации" рассматривается по мере ответа на вопрос: "КТО сообщает – ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?" Ленин (Ульянов), Владимир Ильич (1870–1924) политический и государственный деятель, основатель партии большевиков и советского государства, теоретик марксизма. Можно выде­лить – как особую область – политическую фи­лософию Ленина. Ее основные принципы: 1) борьба за освобождение трудящихся путем коренного пе­реустройства общества; 2) революция как средство освобождения, как кульминация классовой борьбы, заставляющая господствующий класс отказаться от власти и привилегий; 3) пони­мание политики в первую очередь как дей­ствий больших масс людей; социалистичес­кое преобразование – дело самих трудящих­ся; 4) понимание субъективного фактора как полноценного исторического фактора, без которого невозможны общественные преобразова­ния; разработка теории партии, вопросов о роли идей, сознания и воли людей; 5) наце­ленность на коренное изменение самой поли­тики, строящейся на разделении людей на уп­равляющих и управляемых; идея демократи­зации государства с перспективой его отмирания. С политической философией Ленина тесно связана его концепция печати, продолжающая традиции Маркса: печать как средство классовой борьбы, печать как средство политической организации, печать как инструмент политической пропаганды и агитации, партийность печати. Локк, Джон (1632–1704) – английский философ. Работы Локка относятся к эпохе Реставрации в Англии. Принимал участие в борьбе партий Англии как философ, экономист и политический писатель. Цель государства, по Локку, – сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Поэтому государственная власть не может действовать по произволу. Работы Локка содействовали установлению в Англии свободы печати и окончательной отмене цензуры (1694 г.)

Маклюэн, Херберт Маршалл (McLuhan) (1911-1980) – канадский социолог, философ. Основные сочинения: "Механическая невеста" (1951); "Галактика Гуттенберга" (1962); "Постижение средств массовой информации" (1964); "Война и мир в глобальной деревне" (1968) и др. В качестве движущей силы социально-экономического развития называл смену технологий, в свою очередь, определяемую сменой способа коммуникации. В соответствии с этим в истории человечества Маклюэн выделяется четыре эпохи: 1) эпоха "племенного человека", 2) эпоха письменности, 3) "галактика Гуттенберга", 4) «электрическая эпоха», когда начался период электронной коммуникации, характеризующийся децентрализацией процессов коммуникации, многократным ускорением реакций и всеобщей включенностью в информационное поле; в этот период пространственные характеристики теряют свою значимость, и весь мир превращается в "глобальную деревню".

Маркс, Карл (1818 – 1883) – немецкий социолог, философ, экономист, публицист. Несущей конструкцией всей его интеллектуальной деятельности стала высокая философская проблема поиска и обретения человеческим сообществом самого себя через создание неантагонистического социального строя. Как социолог основную задачу своего творчества Маркс видел в научном и объективном объяснении общества как целостной системы. По Марксу, социально-философское исследование противоречий современного ему общества оказывалось неизбежно сопряженным с прогнозами об его исторических судьбах. Маркс пришел к выводу о том, что эволюция производительных сил буржуазного общества сопровождается противоречивым в собственной основе процессом роста богатства немногих и обнищанием пролетарского большинства. Революция последнего, по мнению Маркса, будет впервые в истории революцией большинства для всех, а не меньшинства ради себя самого. Известен как талантливый публицист и редактор революционно-демократических изданий; на основе глубокого анализа современной ему печати в начале своего творчества создал теорию прессы как посредника между «управляющими» и «управляемыми», позднее, занимая материалистические позиции объяснения мира и его истории, обосновал классовый характер печати, которая выступает в качестве средства классовой борьбы, доказал особое значение печати для политической организации пролетариата вокруг создаваемой с помощью газеты революционной партии. Разработанная Марксом классовая теория печати актуальна и в настоящее время.

Мертон, Роберт (Merton) (1910-2003) – американский социолог. Известен также как исследователь СМИ, в функционировании которых, в частности, наряду с основными функциями выделил дисфункцию – «наркотическую», связанную с нерезонирующем потреблением аудиторией информационного продукта массмедиа. Позднее эта идея в работах других социологов трансформировалась в представление об «инфотейменте» – развлечении текущей политической и иной информацией.

Мильтон, Джон (1608 – 1674) – английский поэт, политический деятель, мыслитель. В 1638–39 жил в Италии, в 1639 вернулся на родину, чтобы выступить против епископальной церкви; борьба против неё была прелюдией борьбы против монархического строя. В период Английской буржуазной революции 17 века Мильтон – выдающийся публицист, сторонник индепендентов. В защиту свободы печати против принятого Долгим парламентом закона о цензуре написал памфлет "Ареопагитика" (1644). Книга "Иконоборец" (1649), обосновывающая осуждение и казнь короля Карла I как тирана, убийцы и откровенного врага английского государства, открывает полемику с роялистскими памфлетистами Англии и континентальной Европы. В 1649–1652 в должности "латинского секретаря" вёл международную государственную переписку; сотрудничал в официозном журнале "Mercurius Politicus". После реставрации Стюартов (1660) сочинения Мильтон были публично сожжены. Избежав тюрьмы и смерти, вёл уединённую жизнь.

Ноэль-Нойман, Элизабет (нем. Elisabeth Noelle-Neumann) (1916-2010) – немецкий социолог и политолог, основательница Института демоскопии в Алленсбахе. В науке получила известность теория Ноэль-Нойман о так называемой «Спирали молчания», согласно которой люди, видя, что доминирующие общественные установки, распространяемые СМИ или их ближайшим социальным окружением, «замолкают», стараются избегать высказывать свою точку зрения, боясь оказаться в меньшинстве. И чем сильнее им кажется распространенной господствующая точка зрения, тем сильнее они «замолкают». Преодоление «спирали молчания» возможно за счет нейтрализации идей, порождающих социальные страхи, или вброса в него более сильных политических идей. Ее анализ конформизма в обществе, особенностях выражения идей большинства в прессе важен для понимания определенных особенностей функционирования журналистики и творческого труда журналистов.

Парсонс, Толкотт (Parsons) (1902-1979) – американский социолог. Основатель школы структурного функционализма в социологии. Его концепция социального контроля в общественной системе находит свое применение для понимания смысла и содержания журналистского контроля в обществе.

Тоффлер, Элвин (Toffler) (р. 1928) – американский социолог, философ и публицист-футуролог. Основные сочинения (переведены на русский язык): "Футурошок", "Третья волна", "Метаморфозы власти". Автор одного из вариантов концепции постиндустриального общества. Тоффлер считает, что историческая эволюция не может быть описана в виде процесса плавного развития, а осуществляется через социальные противоречия и конфликты, которые, однако, не хаотичны, а укладываются в общую картину изменений, протекающих через некие интервалы, дискретности. В общественном развитии, по Тоффлеру, взаимодействуют четыре сферы: техно-, социо-, инфо- и психосфера, но решающую роль в волнообразном потоке изменений играет первая из них. Поэтому источником и движущей силой нововведений в обществе выступают технологические революции. Одновременно с преобразованием техносферы происходит революционизация инфосферы. Эволюция производства демассифицирует умы, культуру и массмедиа.

Фромм, Эрих (Fromm) (1900-1980) – немецко-американский философ, психолог, социолог. Один из основателей и главный представитель неофрейдизма. Основные сочинения: "Бегство от свободы", "Человек для себя", "Революция надежды", "Анатомия человеческой деструктивности" и др., в которых подмечаются некоторые аспекты психологии аудитории средств массовой информации, важные для ее понимания в теории журналистики.

Хабермас, Юрген (Habermas) (р. 1929) – немецкий социальный философ и социолог, выступал последовательно представителем "второго" ("среднего") поколения Франкфуртской школы, одним из идеологов "новых левых", представителем неомарксизма; для зрелого периода творчества Хабермаса характерна умеренная позиция традиционного либерализма и гуманизма, фундированная идеалом правового государства и преодоления отчуждения. В рамках теории журналистики важными представляются идеи Хабермаса о «коммуникативной демократии» и «восстановлении свободной от принуждения коммуникации на основе организуемого в публичной сфере дискурса».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...