Подробнее см. таблицу «Типология заданий» ниже.
Разъяснения по заполнению макета комплекта оценочных средств
Для проведения промежуточной аттестации
В рамках основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО/профессии НПО
I. Общие положения
Макет комплекта оценочных средств (далее – Макет) предназначен для подготовки оценочных материалов, обеспечивающих проведение промежуточной аттестации по учебным дисциплинам, профессиональным модулям, а также междисциплинарным курсам и практикам, входящим в состав профессионального модуля.
Комплект оценочных средств для проведения промежуточной аттестации является частью фонда оценочных средств (ФОС) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО, профессии НПО:
Принципы и подходы, описанные в данных разъяснениях, являются общими для формирования ФОС по ОПОП в целом.
Макет состоит из следующих разделов:
- раздел «Паспорт комплекта оценочных средств», характеризующий область применения и нормативные основания разработки КОС; сводные сведения об объектах оценивания, показателях и критериях оценивания, типах заданий; формах аттестации;
- раздел «Комплект оценочных средств», структура которого позволяет разрабатывать и комплектовать разные типы заданий для обучающихся и пакет экзаменатора в соответствии с указанными в паспорте областью применения и результатами (объектами оценивания).
Макет носит универсальный характер. В зависимости от объекта оценивания (знания, умения, практический опыт, профессиональные компетенции, общие компетенции) и элемента ОПОП СПО (НПО) (учебная дисциплина (УД), профессиональный модуль (ПМ), междисциплинарный курс (МДК) и практика в составе профессионального модуля) отбираются и оформляются соответствующие разделы Макета.
II. Методика заполнения макета комплекта оценочных средств ОПОП СПО (НПО)
Правила заполнения таблицы 1 Макета.
1.1. В 1 графе указываются коды и наименования результатов обучения (объектов оценивания): знания и умения для учебной дисциплины и междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для профессионального модуля. Выбор объектов оценивания осуществляется в соответствии с программами учебных дисциплин и профессиональных модулей, входящих в состав ОПОП.
Целесообразно сгруппировать близкие по содержанию результаты обучения(знания и умения для учебной дисциплины или междисциплинарного курса; практический опыт и умения для практики; общие и профессиональные компетенции для профессионального модуля). Предполагается, что сгруппированные результаты возможно проверить одним заданием.
При этом каждой группе результатов обучения будет соответствовать определенный тип заданий (теоретическое или практическое задание, проект, портфолио. Подробнее см. далее).
1.2. Во 2 графу вносятся показатели оценки результата по каждому из объектов оценивания. При необходимости показатели могут уточняться с помощью критериев (чаще в СПО). Соответственно, показатели и критерии обобщенных результатов обучения следует также обобщить.
Показатель представляет собой формализованное описание оцениваемых основных (ключевых) параметров процесса (алгоритма) или результата деятельности. Критерий – признак, на основании которого проводится оценка по показателю. Формулировка показателей и критериев осуществляется с учетом правил:
- диагностируемости;
- малых чисел;
- преимущественного использования форм отглагольных существительных (выполнение, выбор, организация, расчет…).
Выбор показателей и критериев для разных объектов оценки имеет особенности и описан соответственно в пп. 2.1. – 2.4.
1.3. Заполнение 3 графы таблицы 1 требует установления типа и номера задания, соответствующего результату обучения (объекту оценивания). Эта графа заполняется после того, как разработаны все задания для проверки выбранных объектов оценивания.
Выбор типа задания осуществляется с учетом его характеристики. Типы заданий могут быть сведены к следующим:
- задание (теоретическое или практическое) для проведения экзамена, дифференцированного зачета, зачета;
- подготовка и защита проекта;
- подготовка и защита портфолио.
Подробнее см. таблицу «Типология заданий» ниже.
1.4. В 4 графе указывается форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом (зачет, дифференцированный зачет, экзамен).
После заполнения паспорта Макета необходимо выбрать формы-пустографы соответствующих задачам аттестации заданий и заполнить их, учитывая требования к каждому типу заданий.
Таблица «Типология заданий»
№
| Типы заданий
| Краткая характеристика
| Возможности использования
|
Задания для проведения промежуточной аттестации по принципу «здесь и сейчас»
Такие задания могут использоваться при проведении всех форм промежуточной аттестации: экзаменов и дифференцированных зачетов по дисциплинам, междисциплинарным курсам, зачетов и дифференцированных зачетов по практике, экзамена по профессиональному модулю.
Один и тот же тип задания (теоретическое задание, практическое задание) может использоваться для оценивания разных результатов обучения (объектов оценки), при этом могут меняться условия его выполнения (включая необходимые временные параметры) и степень сложности задания.
|
1.
| Теоретическое задание, направленное на:
- проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности;
- проверку готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, а также на проверку сформированностикогнитивных умений;
- проверку освоения умений
| Задания на усвоение теоретических понятий предполагают решение в одно или два действие, например:
• тестовые задания с выбором ответа в закрытой форме, на установление соответствие в закрытой форме или на установление правильной последовательности в закрытой форме;
• простые вопросы с коротким ответом;
несложные задания по воспроизведению текста и др.
При проверке когнитивных умений (знаний) задания могут потребовать от аттестуемого проведения интеллектуальных действий:
• по разделению информации на взаимозависимые части, выявлению взаимосвязей между ними, осознанию и объяснению принципов организации целого и т.п. (анализ);
• по интерпретации результатов, творческому преобразованию информации из разных источников, созданию гипотезы, системного структурирования новой информации, объясняющей явление или событие (синтез);
• по оценке значения объекта/явления для конкретной цели, определению и высказыванию суждения о целостности идеи/метода/теории на основе проникновения в суть явлений и их сравнения, и т.п. (оценка);
• по привлечению информации и интеллектуальных инструментов одной дисциплины для решения проблемы, поставленной в рамках другой (комплексное, в том числе междисциплинарное задание).
Задание на проверку умений[1] предполагает решение типовых учебных, ситуационных, учебно-профессиональных задач, не требующих особых условий проведения аттестации.
| Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
|
2.
| Практическое задание, направленное на проверку приобретенного практического опыта или компетенций
| Задание предполагает решение локальной профессиональной задачи, для которой могут предусматриваться особые условия (оборудование, материально-техническая база, инвентарь и др.).
Задание также может носить комплексный характер и формироваться в соответствии с принципами, изложенными в п. 3 данной таблицы, если экзамен по профессиональному модулю проводится поэтапно, накопительно, т.к. объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д.;
| Аттестация по практике
Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
|
3.
| Задание для проверки компетенций(может быть и теоретическим, и практическим)
| Задание носит комплексный характер, требует многоходовых решений как в известной, так и в нестандартной ситуациях.
Следует помнить, что компетенция проявляется в готовности применять знания, умения и навыки в ситуациях, нетождественных тем, в которых они формировались. Это означает направленность заданий на решение не учебных, а профессиональных задач. Содержание заданий должно быть максимально приближено к ситуациям профессиональной деятельности. При проведении экзамена квалификационного по ПМ задание предполагает выполнение соответствующего вида профессиональной деятельности в реальных или модельных условиях. В этом случае оно представляет собой показательную работу (аналог демонстрационного экзамена в зарубежных странах).
Формулировка заданий для экзамена квалификационного по ПМ должна включать требования к условиям их выполнения (место выполнения – учебная \ производственная практика или непосредственно экзамен (квалификационный); время, отводимое на выполнение задания, необходимость наблюдения за процессом выполнения задания, источники, которыми можно пользоваться и др.)
| Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
|
Задания для проведения промежуточной аттестации с использованием накопительной системы (поэтапно)
Чаще всего такие задания используются при проведении экзамена по профессиональному модулю, если объем модуля велик, профессиональные компетенции требуют оценивания с использованием специального оборудования, полигона и т.д. Возможно использовать эти задания для аттестации по междисциплинарным курсам в составе модуля, по учебным дисциплинам, особенно, если обучение по ним длится не один семестр.
Экзамен по профессиональному модулю может проводиться:
- в форме экзамена по принципу «здесь и сейчас»;
- в форме анализа и/или защиты портфолио;
- в форме защиты проекта;
- путем комбинирования перечисленных выше форм.
Условием допуска к экзамену является успешное, документально подтвержденное освоение обучающимися всех элементов программы профессионального модуля: междисциплинарного (ых) курса (ов) и практик.
Таким образом, при выборе любой формы проведения экзамена по профессиональному модулю необходимо использовать портфолио (см. ниже), состав которого может меняться в зависимости от целей его использования – допуск к экзамену по модулю или форма проведения экзамена.
|
4.
| Портфолио
| Портфолио может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом портфолио будет содержать документы, подтверждающие результаты текущего контроля результатов освоения дисциплины, МДК и/или результаты предшествующих промежуточных аттестаций, если дисциплина или МДК изучаются не один семестр. Принципы использования портфолио будут аналогичны изложенным далее в связи с экзаменом по ПМ.
Портфолио является оптимальным типом задания для экзамена по ПМ в тех случаях, когда выполнение проекта (см. п. 5 данной таблицы) по ПМ нецелесообразно или невозможно выполнение всех требований, предъявляемых к нему, а объем ПМ велик и оценить его освоение на экзамене квалификационном в режиме «здесь и сейчас» невозможно. В этом случае экзамен квалификационный может проводиться поэтапно, с использованием накопительной системы. Отдельные этапы экзамена могут проводиться дистанционно, без непосредственного присутствия экспертов, но с представлением в материалах портфолио полученных результатов, выполненного процесса, например, на электронных носителях.
В состав портфолио должны входить документы, подтверждающие практический опыт, сформированность компетенций и качество освоения вида профессиональной деятельности. Процедура экзамена будет сведена либо к оцениванию портфолио членами экзаменационной комиссии, либо к публичной защите портфолио студентом (обучающимся). В этом случае этот тип задания будет близок к защите проекта. В зависимости от выбранной процедуры, необходимо разработать требования к оформлению и (или) защите портфолио.
В качестве примерного минимального переченя документов портфолио можно использовать содержание в п. 8.5 ФГОС НПО, СПО.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики
| Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
|
5.
| Проект
| Проект также может использоваться в процедурах промежуточной аттестации по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу (МДК) в составе ПМ. При этом темы могут выбираться более простые по сравнению с темами для экзамена по ПМ в целом.
Проект может обеспечить оценку всех или большинства компетенций, относящихся к ПМ. Выбирая защиту проекта, следует помнить, что его содержание должно быть связано с целевым заказом работодателей, опираться на опыт работы на практике, отражать уровень освоения закрепленных за модулем компетенций. Тематика проекта должна быть актуальной, учитывающей современное состояние и перспективы развития бизнес-процесса. Если при таком варианте проведения экзамена возникает необходимость дополнительной проверки сформированности отдельных компетенций, нужно предусмотреть практические задания, которые студент может выполнить под непосредственным наблюдением экспертов.
Поскольку проект всегда предусматривает публичную защиту, необходимо сформулировать требования не только к его оформлению, но и к защите. Это позволит проверить сформированность общих компетенций студента.
| Аттестация по профессиональному модулю в целом (экзамен квалификационный)
Аттестация по учебной дисциплине или междисциплинарному курсу
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: