Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели и критерии для оценки освоения профессиональных и общих компетенций




Выбор показателей при подготовке материалов для аттестации по профессиональному модулю осуществляется на основе раздела 5 программы профессионального модуля (ПМ). Особое внимание необходимо обратить на корректность формулировки показателей. Следует помнить, что показателем освоения компетенции может быть продукт практической деятельности или процесс практической деятельности. Оптимальное число показателей по каждому объекту оценки 3-5.

Перечень показателей для профессиональных компетенций целесообразно составлять с учетом имеющихся в программе профессионального модуля умений и знаний, соответствующих данному виду деятельности. Однако следует помнить, что компетенция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и показатели ее сформированности должны носить комплексный характер.

Недопустимо, чтобы:

А) показатели просто дублировали формулировку компетенции;

НАПРИМЕР:

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата
Проводить внеурочные занятия Проведение внеурочного занятия Некорректная формулировка. Какие показатели свидетельствуют о том, что внеурочное занятие проведено в соответствии с требованиями к такой форме занятия?

Б)в формулировке показателей использовалось слово «умение», «навык», поскольку умение и навык не могут быть показателями самого себя

НАПРИМЕР:

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата
Проводить внеурочные занятия Уметь проводить внеурочные занятия. Некорректная формулировка: что значить уметь проводить такие занятия?

В)в формулировке показателей использовались слова «знание», «изложение», поскольку знание и изложение еще не означает овладение компетенцией: можно знать, но не быть способным применить это знание во внеучебной, нетипичной ситуации.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата
Проводить внеурочные занятия Знать основные методы обучения. Некорректная формулировка: можно знать, но не применять знания. Знание – только один из инструментов компетенции.

 

Критерии для показателей должны содержать указание на соответствие выполненного студентом процесса (полученного продукта) эталону процесса или результата деятельности: ГОСТу, техническому регламенту, технологической карте, правилам, другим документам, устанавливающим требования к качеству процесса или результата деятельности, а также к скорости выполнения процесса, к допустимому объему затрат на выполнение процесса (получение результата).

Если отсутствует нормативно закрепленный эталон продукта или процесса (например, ГОСТ), можно использовать качественные характеристики продукта или процесса (правильность, точность и т.д.), но в этом случае необходимо установить для них критерии. С учетом этих рекомендаций, формулировки критериев могут приобрести вид:

ВАРИАНТЫ ФОРМУЛИРОВОК

 

Оценка продукта деятельности, например: - оформленная витрина; -опросная анкета; - составленное объявление - сформулированные цели и задачи занятия Оценка процесса деятельности, например: - определение неисправностей в работе автомобиля; осуществление банковского обслуживания; - использование новых технологий;
КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЕ…
- соответствие (оформления витрины, демонстрационных стендов, эстетической выкладки товара, цветового решения) содержанию и правилам (оформления торговых предложений); - соответствие(простейших опросных анкет по сбору количественной и качественной информации) целям и задачам (опроса); - соблюдение требований к (структуре при составлении простейших объявлений); - достижение (поставленных целей и задач занятия); - соответствие … (технологическим требованиям, СНиП, СанПиН…); - соответствие этапов (определения неисправностей и объема работ автомобиля, его агрегатов и систем); - осуществление всех форм банкетного обслуживания в соответствии с профессиональными стандартами обслуживания; - соблюдение технологической последовательности (маршрута, алгоритма)…; - выполнение требований (инструкций и правил техники безопасности в ходе разборки, сборки узлов, агрегатов автомобиля и устранения неисправности); - использование новых технологий (или их элементов) при… - выполнение … с применением новых(можно указать каких)технологий (или их элементов)
КРИТЕРИИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Оценка процесса и продукта деятельности: - точность (правильность) выбора (материалов для …, режима…); точность (диагностики …, определения, расчетов) СЛОВО «ПРАВИЛЬНОСТЬ» МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ, ЕСЛИ КРИТЕРИИ ПРАВИЛЬНОСТИ ОДНОЗНАЧНЫ; - точность и скорость чтения чертежей; - скорость и техничность выполнения всех видов работ по обслуживанию посетителей предприятий питания; - своевременность (оказания неотложной доврачебной помощи при терминальных состояниях); - результативность информационного поиска; - правильность (рациональность) распределения времени на выполнение задания;

Выбирая формулировки показателей и критериев, предназначенных для оценки общих компетенций (ОК), следует помнить, что общие компетенции – результат освоения целостной основной профессиональной образовательной программы. При изучении того или иного ПМ и / или учебной дисциплины формируются общеучебные, коммуникативные, организаторские, аналитические умения, обеспечивающие развитие общих компетенций, следовательно, для определения показателей оценки общих компетенций в программе профессионального модуля надо:

1. определить, какой вклад изучение ПМ вносит в формирование каждой ОК (NB: учить может и должно не только собственно содержание, но и организация обучения, используемые методы, формы, атмосфера).

2. Определить показатели для оценки общих умений с учетом специфики содержания ПМ и времени его изучения.

 

НАПРИМЕР:

ОК Основные показатели оценки результата Критерии
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. - рациональность планирования и организации деятельности по… (указать с учетом специфики содержания ПМ), - своевременность сдачи заданий, отчетов и проч. - аргументированность выбора методов… - обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов проведения (учебного занятия (урока)); соответствие выбранных методов (проведения маркетинговых исследований) их целям и задачам; соответствие цели, методов и способов проведения урока возрастным особенностям обучающихся  

Как уже отмечалось, целесообразно сгруппировать близкие по содержанию результаты обучения (объекты оценивания), а также показатели и критерии их оценки. Относительно профессионального модуля это общие и профессиональные компетенции, которые возможно проверить одним заданием. В проведении этой работы вам поможет таблица, приведенная ниже. В ней приведен пример такой группировки, сделанный для ПМ «Классное руководство».

 

ПК + ОК Основные показатели оценки результата и их критерии (если необходимы)
ПК 1. Определять цели, задачи и планировать работу с родителями. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Соответствие подготовленного плана консультации требуемым критериям; Обоснованность выбора вида, методов и приемов консультирования; Обоснованность выбора и оптимальность состава источников, необходимых для решения поставленной задачи; Рациональное распределение времени на все этапы решения задачи Совпадение результатов самоанализа и экспертного анализа разработанного плана

 

3. Заполнение пакета экзаменатора. На последнем этапе оформляется пакет экзаменатора. Он может быть сформирован как по всем заданиям (если оценивание проводится единовременно и / или объем заданий невелик), так и по каждому заданию (если оценивание рассредоточено во времени и проводится по накопительной системе и / или объем заданий велик).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...