Глава VIII
ГОЛУБИЦА - ДУХ СВЯТОЙ Духа святого, который, по рассказам евангелия, «сошел на деву Марию», отчего та стала беременной, очень часто рисуют в виде голубя. Дух святой рисуется в виде голубицы. Птица эта на Востоке пользовалась большим религиозным почитанием. Голубя приносили в жертву богу как очистительную жертву. Еврейские и иные попы говорили, что голубь—это образ чистоты, невинности духа святого. В Египте и Греции, в Персии и Индии эта птица считалась священной. Впрочем, в свое время, когда почти каждый род имел свое священное животное, от которого 61
часто роды вели свое происхождение, почитались не только голуби, но и другие животные. Производство средств существования, способ добывания этих средств имели особенно большое значение при выборе такого животного. Почитались животные, служившие источником существования, или особенно вредные для хозяйства (их боялись), или особенно полезные. У разных народов обоготворялись и бараны (агнец), и телята (телец), и быки (бык Апис), и коровы, и слоны, и даже кабаны. В христианском евангелии голубь играет роль святого духа. Но голубь встречается и в древнейших рассказах о рождении других богов. Греческая богиня Афродита часто изображалась с голубем в руке, голуби считались ее священными птицами и массами водились при ее храмах. Про ассирийскую царицу Семирамиду рассказывали, что она превратилась в голубя. В сказаниях о других богах также фигурирует голубь. Так, сирийская богиня Ма упала с неба в яйце, которое высидела голубка. 62
В мифах (сказаниях) Хнум, один из египетских богов, снес ртом яйцо, из которого родился бог Птах, творец звезд. Зевс превращается в голубя, говорящего человеческим голосом. В голубя превращается и египетский бог Амон.
Богиня Иштар, или Астарта, была голубицей, а потом голубица стала ее священной птицей. В то же время богиня Исида изображалась иногда в виде птицы божьей или духа святого, охраняющего Осириса. Одно старинное славянское сказание о сотворении мира выводит двух голубей, которым приписывается низведение с небес огня (молний), дождя и божественного дыхания, т. е. ветра. «Колись-то было 3'початку света — Втоды не было неба, ни земли, Неба, ни земли, нем * сине море, А серед моря та два дубойки. Сели-впали два голубойци, Два голубойци на два дубойки, Почали собе раду радити **, Раду радити и гуркотати: Як мы маеме свет основати? Спустите мы ел на дно до моря, Вынесеме си дрибного писку, Дрибного писку, синего (золотого) каменьце. Дрибной писочок посееме мы, Синий каминец подунеме мы: 3'дрибного писку—черна землиця, Студена водиця, зелена травиця; З'ъ синего каменьця—синее небо, Синее небо, светле сонейко, Светле сонейко, ясен месячок, Ясен месячок и все звездойки» *** В [мифологии древних] индусов имеется такой рассказ: «Король Винара приносил жертву. Голубка, преследуемая ястребом, спасаясь от своего неприятеля, прилетела к королю и села на его колени. Ястреб стал требовать голубку, но король не соглашался выдать ее и предлагал взамен быка, боро- * Только. ** Советоваться. *** А. Афанасьев. Поэтические воззрения славян на природу, т. И, Изд. Солдатсн- кова. 1868, стр. 466. 63
Голубь в дохристианских религиях: ассиро-вавилонская богиня Ининна в виде голубя; голубь—посланник богини Иштар, вавилонское изображение. ва, оленя и буйвола. «Дай мне лучше, — сказал ястреб, — столько собственного мяса, сколько весит голубка». Винара отрезал кусок от своего тела, но голубка была тяжелее; он снова отрезал, но вес голубки увеличился еще более. Король стал, наконец, сам на весы. Тогда ястреб сказал: «Я — Индра, царь неба, а голубка — бог огня, мы испытали твою добродетель. и слава твоя наполнит весь свет! »
Итак, Агни, бог огня, превращался в голубя, а Индра, владыка громов и молний, принимал образ ястреба. Немецкие и русские сказки сохранили предание о голубиных, утиных и лебединых рубашках или крылышках. Надевая их, вещие девы превращаются в голубок, уток, лебедей, а снимая, опять становятся девами. Бог Зевс имел голубя даже в качестве поставщика продовольствия: голуби приносили Зевсу амброзию (пищу богов). Слово «дух» первоначально означало ветер, дыхание, дуновение; «Стих о голубиной книге» ' утверждает, что ветры произошли от святого духа. Встречается такое обращение к святому духу: «Уж ты, птица, птица райская моя, по ночам ты мало спишь, по заре ранней встаешь, царски песенки поешь». Поэтому в допетровской Руси голубей не употребляли в пищу. Некоторые верующие считают и сейчас грехом стрелять и есть голубей. По поверьям, кто убьет эту птицу, у того не станет родиться скотина. И наоборот, в каком доме водятся голуби, там удачи и счастье и не может быть пожара. А если загорит- 64
ся какое-нибудь строение, надо в него бросить белого голубя. Голубь в этих сказаниях — птица, посвященная грому, молнии и огню. Это — посредник между богом и людьми. Это — дух святой. Голубь приносит и пожирающий огонь, и дождевые потопы, и пламя грозы. В ассиро-вавилонском сказании о потопе рассказывается о том, что на седьмой день после потопа Утнапиштим выпустил голубку. Голубка полетела, но вернулась назад, не найдя себе места для отдыха. Затем он выпустил ласточку, и ласточка вернулась. После этого он выпустил ворона, который стал пожирать мертвечину и не вернулся. В библейском сказании о потопе говорится, что Ной сначала выпустил ворона, но ворон вылетел и прилетел обратно. Тогда Ной выпустил голубя, который сначала тоже вернулся обратно, а выпущенный вторично через семь дней, он вернулся со свежим масличным листом во рту. По одному сказанию, ворон сначала был рожден белым голубем и только после того, как вымазался в тине и испачкался в мертвечине, он воротился черным вороном. Можно привести еще десятки подобных сказаний, где голубь, с незапамятных времен сжившийся с человеком, ставший его другом, играет роль посредника между богом и людьми, вестника, приносящего им весть о спасении (об окончании потопа), и, наконец, превращается в святого духа. Мы видели, что в религиях глубокой древности — египетской, сирийской, финикийской и других — голубь, голубица играют роль птицы божьей. Христианская религия позаимствовала эту птицу с иконостаса египетских, финикийских и других языческих храмов2.
65
Голубица в образе святого духа — это перенесенное из древнеязыческих религий обожествление птицы, которая возносится с земли на небо, там общается с богами, передает им вести и просьбы людей, опускается с неба в виде «духа святого», мечется в пламени пожара, вызывая суеверный страх, тревожно летая перед бурей, олицетворяет сама бурю, ветер, наконец, усаживается на крыше неба, над престолом бога, над головой бога, «почиет на нем», осеняет его крыльями. В раннехристианской литературе ясно видна былая связь священного голубя — духа святого с богиней плодородия, богоматерью. Это следует из того, например, что в христианской «троице», состоящей из бога-отца, бога-сына и бога-духа святого, этот святой дух явно замещает собой богиню-мать. В отброшенном церковью «евангелии от евреев» Иисус Христос прямо говорит: «Моя мать — дух святой взяла меня за волосы и перенесла на гору Фаворскую». Наконец, раннехристианские сектанты-валентиниане в святом духе тоже видели «всевышнюю мать».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|