Глава XX. Глава XXI
Глава XX НЕБОЖИТЕЛИ ДРЕВНИХ ГРЕЦИИ И РИМА Греки и римляне оставили после себя богатые памятники литературы и искусства. Множество документов рассказывает нам об их верованиях, об их богах и богинях, об их религиозных обычаях и обрядах. А стенная живопись времен седой старины, сохранившаяся в домах и храмах, мраморные, бронзовые и другие изваяния дают картину еще более богатую, и по всем этим памятникам можно восстановить небо древней Греции и древнего Рима, каким оно представлялось тысячи лет назад. 141
1. Родословная богов Древние греки верили, что из вечного, безграничного первоначального темного хаоса возникли первые боги и богини, а также весь мир. Из хаоса возникла Земля — Гея. Из хаоса же возник, в глубокой тьме, мрачный тартар. Гея-Земля родила Небо-Урана, Земля породила и горы и море. Земля-Гея рождала все это без помощи отца. Но Уран-Небо, сын Земли-Геи, в то же время стал ее мужем. От этого брака родилось несколько сыновей — первобытных титанов. Сын Геи и Урана — Океан и богиня Тетида родили все реки и морских богинь — океанид. Солнце-Гелиос родилось от брака Гипериона и Тейи, от этого же брака родились Эос-Аврора — Заря, звезды и ветры. И много еще богов, богинь и великанов родили Уран и Гея (Небо и Земля) — эта первая супружеская пара. Но Уран возненавидел своих детей и заключил их в недра земли, не позволил им выходить на свет. Тогда Гея выковала острый серп, позвала детей и стала их уговаривать восстать против отца, против Урана. Никто не осмелился восстать. Один только бог Кронос (Сатурн)* восстал против Урана, оскопил его и отнял у него власть. Из крови Урана возникли змееногие великаны и богини мщения — эринии (фурии), а также божестка смерти, раздора, обмана, уничтожения, сна (Гипнос), возмездия (Немезида и др. ).
Свергнув отца, Кронос боялся мести. Поэтому он боялся даже детей своих и съедал их каждый раз, когда его жена — богини Рея [дочь Урана и Геи] рождала их и приносила ему. Тяк проглотил он Гестию (Весту), богиню жертвенного огня и домашнего очага, покровительницу государств и городов, затем Деметру (Цереру), Геру (Юнону), Гадеса (Плутона) и Посейдона (Нептуна). Когда Рея зачала бога Зевса, то по совету родителей спряталась в пещере на острове Крите. Там у нее родился сын, ставший потом отцом богов, — Зевс. Чтобы спасти сына, Рея завернула в пеленки камень и преподнесла эту каменную кук- * Здесь л далее в скобках указываются римские имена соответствующих божеств. — Ред. 142
лу своему прожорливому супругу; тот проглотил этот камень, и, таким образом, Зевс остался жить. Когда Зевс возмужал, он отправился к своему отцу и заставил его извергнуть проглоченных им детей. Затем началась борьба между ними и отцом. Они заняли позицию на горе Олимп. Против них Кронос двинул титанов. Зевс призвал на помощь одноглазых киклопов-великанов; те выковали ему громы и молнии, которыми этот бог пытался убить титанов. Десять лет бился Зевс с титанами, но все без успеха. Тогда он позвал на помощь сторуких, пятидесятиголовых великанов, которые стали бросать целыми скалами в титанов, когда те подступили к Олимпу. Земля стонала и колебалась до самого тартара, огонь охватил землю, кипели моря. Титаны были побеждены, связаны и брошены в тартар, где их сторожили сторукие великаны. Земля-Гея вступилась за своих обиженных детей — титанов. Она от
143
брака с Тартаром родила Тифона — стоголовое чудовище. И опять закипела борьба. Страшным воем лаяли, выли, ревели, рычали, кричали эти сто драконовых голов чудовища Тифона, весь он окружен был пламенем, и земля под ним содрогалась. Испугались боги на Олимпе, Зевс начал борьбу, засыпал Тифона огненными стрелами своих молний, оглушил его громом и сжег в пепел все сто голов чудовища, затем он бросил его в тартар.
После этого наступили мир и благодать в сонмище богов на Олимпе. Старшим над всеми ими сделался отец богов и людей — Зевс; над морем стал властвовать Посейдон; над подземным царством, над мертвыми — Гадес; землю же боги оставили в общем своем пользовании. 2. Жизнь богов на небе Как же греки представляли себе жизнь своих богов? По их понятиям, боги жили так же, как люди: радовались, печалились, ели, пили, женились, ссорились, даже дрались, обманывали друг друга; жизнь их богов была отражением жизни людей на земле. Только боги, по их понятиям, были мудрее, сильнее 144
и пользовались бессмертием. Главные боги, по представлениям греков, обычно жили в роскошных чертогах на горе Олимп, где не бывает зимы или ненастья, где всегда лето. Главное занятие богов — пиры. Пьют они особый напиток - - нектар, едят амброзию. Эту пищу и питье им приносят голуби с крайнего Запада. От этой пищи и напитка боги сохраняют постоянную бодрость и бессмертие. Пируют боги в золотых чертогах. (Так как ничего дороже и лучше золота люди не знали, то и богам своим они делают золотые чертоги ) Эти чертоги построил сын Зевса Гефест (Вулкан). Живут там по-семейному. Владыка Зевс сидит там, и, когда главная жена его Гера входит, все боги встают и кланяются. Сидит она, как и Зевс, на золотом троне. У ног их вестники: богиня радуги Ирида, богиня мираЭиренаи богиня победы Ника (Виктория). Во время пира хариты (грации) и музы поют, играют и танцуют. Там же боги решают и дела. Вы видите, как во всех этих сказаниях перенесены на небо условия жизни какого-нибудь богатого греческого властителя. Картина жизни небесных царей создана людьми по образу жизни царей земных. Зевс сидит на своем троне и судит людей. У него имеются: богиня правосудия Фемида, богиня справедливости Дика и богиня судьбы Тиха (Фортуна). У богов и богинь бывают свои семейные радости и горе, они заняты судьбой людей, вмешиваются в их жизнь, сходят на землю, даже женятся и выходят замуж на земле. Но время от
Верховное божество Зевс (Юпитер) и его жеча и сестра Ге^а (Юнона) времени они занимаются и общественными делами: подстрекают к войнам, участвуют в них, причем одни боги становятся на одну сторону, другие — на другую. Рассказы об этом мы найдем в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в «Энеиде» Вергилия, в «Метаморфозах» Овидия и др. У Зевса, по греческим мифам, много жен: Гера, Латона, Майя, Деметра, Артемида, Семела, Фемида, Европа, Мнемозина; от них у него много сыновей и дочерей. Афина же (Минерва) родилась из головы Зевса. Случилось это так. Зевс узнал, что у одной из богинь, богини разума Метис, должны родиться двое необыкновенных детей. Богини судьбы — мойры предсказали, что один из них свергнет Зевса с престола. Зевс испугался. Он ласковыми речами усыпил Метис и проглотил ее. Через короткое время забеременел Зевс, но не чревом, а головой; болит невыносимо и пухнет голова Зевса. Позвал он своего сына Гефеста и велел разрубить ему голову. Тот топором раскроил череп отца, и оттуда вышла богиня Афина в полном военном вооружении — в шлеме, с копьями и щитом. 146
Главной женой Зевса считалась богиня Гера, которая из древности жестоко преследовала его любимиц и любимцев, и тому приходилось их всячески скрывать от нее. Так, когда Зевс полюбил Ио, дочь аргосского царя, ему пришлось превратить ее в белоснежую корову. Гера выпросила эту корову у Зевса и поставила сторожить ее никогда не засыпающего Аргуса. Зевс послал своего сына Гермеса убить Аргуса. Гермес сначала заговорил сторожа и усыпил его звуками свирели, потом отрубил ему голову и освободил Ио. Но Ио все еше оставалась коровой. Гера послала овода, и тот гнал ее по всему свету и жалил. Добрались они до самого Кавказа, где прикованный к скале Прометей направил, ее в Египет. Там, наконец, Зевс снова превратил ее в женщину, и она родила от него сына. Нравы у греческих богов, по теперешним понятиям, были очень дикие. Однажды Гера родила сына Гефеста. Родился он слабым, хилым и к тому же хромым. Когда поднесли этого ребенка матери, она сбросила его с [Олимпа]. Мальчик упал в
Дионис (Вакх) — бог вина и виноделия, Α ι оллон (Феб) — бог солнца, света, поэзии, музыки и искусства море. Морские богини подхватили его и воспитали в лазурном гроте. Затем Гефест сделался мастером-кузнецом и решил отомстить матери Гере. Выковал он золотое кресло и послал ей в подарок Гере очень понравилось кресло. Уселась она в него, а кресло-то ее и охвати путами — и не пускает. И сколько ни старались оторвать Геру от кресла боги вместе со всемогущим отцом Зевсом, не могли оторвать. Тогда они поняли, что надо позвать слесаря-мастера. Кликнули небесного вестника Гермеса и послали его к берегам океана, где проживал Гефест, за этим слесарем. А тот уперся, не идет. Тогда позвал Гермес Диониса, бога вина, и тот напоил Гефеста допьяна, пьяного его посадил на осла и вместе с ним отправился на Олимп. Ну, а когда увидал он мать, то забыл обиду и освободил ее. После этого он остался жить на Олимпе, но кузнечного мастерства не бросил: устроил себе кузницу, поставил там накосальню, горн, мех и т. д. Там и работает этот бог. Есть у Зевса сын Аполлон, родила его Латона, которую из ревности Гера загнала на плавучий остров. Когда родился 148
Аполлон, все кругом зацвело, засияло, а богини поспешили напоить и накормить его небесной пищей. Был Аполлон прекрасным музыкантом и певцом. Первым делом постарался он отомстить дракону Пифону, который преследовал его мать. Как ни могуч был змей Пифон, Аполлон убил его своими стрелами. Казалось бы, Аполлон сделал доброе дело. Но Зевс, его отец, отправил его за это убийство на восемь лет пасти стада царя Адмета. Аполлон прославился, будучи пастухом, не только среди богов и людей, но и среди зверей своей игрой на флейте: на его игру звери выходили из леса, олени шли рядом со львами и пантерами. По окончании срока Аполлон вернулся в Дельфы. В Дельфах и [на] Делосе у него были богатые храмы... В Дельфийском храме Аполлона оракулы-прорицатели за плату делали предсказания от имени этого бога. Аполлон родился не один, а одновременно с сестрой Артемидой (Дианой). Артемида заботится о всех животных, любит охотиться, всегда при ней лук, стрелы и копье. Охотится она с целой сворой собак и нимф. А когда купается, смерть ждет того, кто захочет посмотреть на обнаженное тело богини. Раз юный Актеон увидал ее тело; за это она превратила его в рогатого оленя, и его разорвали собственные же собаки. 3. Боги на дне моря Посмотрим теперь, что делают морские боги. Глубоко в море стоит дворец Посейдона, морского владыки. Вооружение его — острый трезубец. Море и волны ему послушны. Греческий народ дал своему морскому богу жену Амфитриту, дочь бородатого морского деда Нерея. Много их было, дочерейнереид, у этого деда. Бог Посейдон раз увидал, как пляшет в хороводе Амфитрита, и хотел украсть ее. (Значит, умыканием достать себе жену. ) Амфитрита спряталась у великана Атласа, который на своих плечах держит небесный свод. Но дельфин открыл убежище Амфитриты и увез ее к Посейдону.
Сын Посейдона Тритон занимается тем, что играет на морских раковинах, да так, что от шума бури разыгрываются. Иногда разъезжает Посейдон по морю на колеснице, запряжен- 149
ной конями. А рассердится, — начнет ударять трезубцем по морю, Тритон заревет в раковины — и пошли плясать волны. А то пойдет смотреть на хоровод нереид, 50 дочерей Нерея. Нерей и посоветовать может, он все наперед знает. А если Нерей не посоветует, то посоветует другой морской старец, Протей, который умеет быть оборотнем, превращаться в различных животных. Чтобы его заставить сказать будущее, надо только захватить врасплох, поймать, тогда расскажет. А то еще бог Главк, гот тоже знает наперед все и может дать мудрый совет моряку или рыболову.
4. Тартар А что же «под землей», куда бог Зевс послал царствовать своего брата Гадеса (Плутона)? Оттуда никто не возвращался и, стало быть, не мог рассказать, что же делается там, под землей. Но если люди смогли населить своим воображением и гору Олимп, и небо, и пучины морские богами и богинями, то так же нетрудно было сделать это и для «подземного царства». Как же греки представляли себе это подземное царство? Глубоко под землей в чертоге (на то он и царь) пребывает бог Гадес с женой Персефоной (Прозерпиной). (Все боги — женатые. ) Вокруг него, как полагается в аду, богини мщения—эринии. В руках у них бичи, скорпионы и змеи. День и ночь преследуют они преступника, и некуда ему скрыться от них. Суд устроен по форме. Имеются трое судей: Эак, Минос 150
и Радамант. К их услугам Танатос, с мечом в руке, в черном плаще и с черными крыльями, —бог смерти. Это он вырывает души умирающих. А рядом с ним духи смерти — керы, с кровавокрасными губами, выпивающие кровь из ран умирающих во время сражений. Тут же живут и боги сновидений, радостных и кошмарных, а над всеми ними царит бог сна Гипнос, который неслышно носится над землей и наводит сон. В одной руке у него — головка мака, в другой—снотворный настой. Он даже богов усыпляет. Темно там: никогда солнечный луч не проникнет в царство Плутона. Как же туда попадают? Через пропасти, бездны. Черные реки текут под землей; среди них —Стикс с ледяной мертвящей водой. Там же протекает наполненная пламенем река Пирифлегетонт и река Лета; погрузившись в нее, человек все забывает. Там по мрачным берегам и полям, где растут только цветы асфодела, носятся, жалуются, стонут души мертвых. Вот они у реки Ахеронт. Мрачный старый перевозчик Харон перевозит их на другую сторону в лодке за плату. Для уплаты ему греки клали в рот покойнику мелкую монету. Назад оттуда не попадешь. Хотели бы души людей вырваться, да не пускает их трехголовый пес Цербер, на шее которого шевелятся живые ядовитые змеи. А кругом сторожат их еще тысячи других чудовищ. Вот Эмпуза с ослиными ногами, заманит ночью [ребенка] в укромный уголок, выпьет кровь и пожрет еще живое, трепещущее тело. Вот Ламия, пожирающая юношей. Вот трехголовая Геката, окруженная собаками. Тайной окружена была смерть для древнего человека. Он верил в то, что и после смерти он будет жить: ведь являлись же ему во сне мертвые, ведь разговаривал же он с ними, ссорился, даже женился во сне на умерших. Значит, думал он, и 151
после смерти продолжается жизнь. Но как, где, после того как тело похоронено в могиле или сожжено и только пепел остался? И он создавал в своем напуганном воображении подземное царство, населяя его чудовищами. Жрецы, священники поддерживали эти представления, развивали их и извлекали из них доход, 5. Многобожие у греков и христиан Здесь рассказано только о немногих богах Греции и Рима. За неверие в этих богов когда-то расправлялись так же, как впоследствии христианские цари и попы расправлялись за неверие в христианских богов... Ученый, философ Протагор был изгнан из города Афин за то, что относился с недостаточным почтением к богам и богиням. Школа его была сожжена жрецами, а ученики его были убиты. Философ Анаксагор был присужден к смертной казни за утверждение, что солнце состоит из пылающей огненной массы, что оно не имеет души и что оно больше Южной Греции, а это задевало учение об Аполлоне, который, подобно Гелиосу, тоже считался солнцем. И только заступничество Перикла—вождя афинской демократии—привело к замене смертной казни вечным изгнанием. Иной христианин, в простоте, подумает: вот ведь какие были язычники, благодарю тебя, боже, что ты не сотворил меня таким, как эти грешники. Те имели десятки богов и богинь и каждому молились, как богу, заведующему отдельной отраслью земного хозяйства, спецу по той или иной части. Но современный христианин не замечает, что он со своей верой недалеко ушел от древних «язычников». «Что значат древние (реки со своей кучкой богов по сравнению хотя бы с католиками, с их триединым богом, матерью божиеи, бесчисленными святыми, из которых каждый имеет особое предназначение! У католиков, например, святой Антоний, аббат, является агентом по страхованию от огня (в Австрии эту должность исполняет святой Флориан); Антоний Па дуа некий страхует от бедствий, причиняемых водной стихиен; скятяя Впрплра — инспектор несчастных случаев и градо- 152
бития; святой Георгий помогает в войне; святой Блазий—специалист по горловым болезням; святой Люциан—окулист; святой Лазарь почитается как дельный акушер; святая Полония—зубной врач; святой Николай—патрон жаждущих выйти замуж молодых девиц (для перезрелых имеется особый святой); святой Роман—ангел-хранитель беременных и т. д. ». Это в католической церкви. А вот не угодно ли будет вам руководство для православных? Еще недавно монахи и попы продавали листовки под названием: «Сказание, каким святым каковые благодати в исцелении и помощи от бога даны, и когда память их\». Здесь перечислены «святые», т. е. второстепенные божки, которым верующие должны молиться на случай болезни. Здесь приводится перечень нескольких сот божков! Так, в этом листке рекомендуется молиться: «О прозрении ослепших очес»—пресвятой богородице казанской, «о исцелении болезни очныя»—св. мученику Мине Египтянину или, на выбор, Лаврентию архидиакону, мученику Лонгину Сотнику или, наконец, Иоанну Предтече. «О избавлении от мук умерших без покаяния»—Паисию Великому. Если болят зубы, оказывается, не к зубному врачу надо обра- 153
титься, а к св. мученику Антипе. «О изучении иконного писания» — св. апостолу Иоанну Богослову. Женщине-роженице попы советуют молиться «о освобождении от трудного рождения жен»—богородице феодоровской или великомученице Екатерине. «Аще возненавидит муж жену» — молиться св. мученикам Гурию, Самону и Авиву. До сих пор шли все дела личные, а теперь — хозяйственные: «о бездождии и ведре» — пророку Илии; семейные: «о избавлении младенца от родимца» — великомученику Никите, «о исцелении младенца от оспы» — мученику Конону Исаврийскому. Специальных святых имела церковь по пожарным делам. Оказывается, что главными пожарниками служат у нее богородица «Неопалимая Купина» и Никита Новгородский. В поповском списке есть и святой, которому нужно молиться «о исцелении от трясовичныя болезни». Спецов на это несколько: Марон, Фотина-самарянка или Василий Новый. «О исцелении от грыжной болезни»—молиться великомученику Артемию. «О разрешении неплодства и бесчадия»—преподобному Роману-чудотворцу или преподобному Ипатию. Мы перечислили далеко не весь список «святых» спецов по разным делам—семейным, любовным, врачебным, хозяйственным и т. п. Число этих богов в христианстве огромно. Можно ли после этого говорить о единобожии у христиан^ Конечно, нет. Ни одна религия не была в прошлом и не является ныне религией единобожия. Во всех религиях существует вера во многих богов—главных и второстепенных, добрых и злых. При этом часто не главные боги находятся у верующих в почете, а именно боги второстепенные. Например, в деревне мало кто почитает главного бога — бога-отца. Для 154
него церковь не отвела ни одного праздника. А вот так называемых «святых» почитают и поклоняются им и праздники в их честь установили. Христианин, мусульманин, иудей в своих религиозных представлениях недалеко ушли от древних людей с их верой в огромную массу богов и богинь.
Глава XXI НЕБОЖИТЕЛИ ЕВРЕЙСКОГО НЕБА Обычно принято думать, что евреи всегда веровали в единого бога. На самом деле нет ничего ошибочнее такого мнения. И как раз та самая библия, на которую ссылаются обыкновенно как на доказательство единобожия еврейского народа, больше всего подтверждает тот факт, что евреи также веровали в очень многих богов. Об этом говорит само название бога [в библии], которое передается словами: Элогим («боги»), Ягве, Саваоф, Адонай, Эл; упоминаемые много раз в библии серафимы, херувимы, несомненно, были в свое время богами и духами отдельных племен, отдельных колен или даже, может 156
быть, родов еврейского народа. Библия содержит указания на то, что евреи имели своих домашних богов-идолов, которых они возили с собой, как, например, перевезла (по рассказу библии) Рахиль домашних богов-идолов во время своего бегства из дома отца [Бытие XXXI 19]. Как видно из рассказа о царе Давиде, домашние боги были величиной, по-видимому, в рост человека. Но кроме этих богов, унаследованных еще от кочевой эпохи, в древних еврейских царствах—Израильском и Иудейском—существовала вера в многочисленных богов, управляющих различными силами природы и направляющих судьбы людей. На всяком высоком месте, под всяким зеленым деревом поклонялись евреи своим богам-ваалам: Баал-Зевуву (Вельзевулу), Баал-Пеору, Баал-Бериту и др., царице небесной (Иерем XLIV 17), Эль-Эльону, Эл-Оламу, богине Анат» Херембетэль и многим другим. Евреи поклонялись также богам окружавших их народов, и библия полна рассказами о том, как бог Саваоф, грозный бог, мстительный, ревнивый бог, наказывал их за это увлечение другими богами. У них очень был распространен культ Иштар, или Астарты, и рассказы о Мардохее и Эсфири, без сомнения, указывают на то, что у евреев распространен был культ Астарты и бога Мардука. В библии рассказывается про культ Адониса и Таммуза. Во главе этих богов стоял Ягве, ставший впоследствии исключительно богом евреев1. Ягве вначале изображался в виде быка, о чем имеются многочисленные указания в библии. Так, в книге Числ ХХИБ22 и XXIV 8 Ягве приписываются рога единорога. Рога были неотъемлемой принадлежностью жертвенника Ягве. Во многих случаях Ягве прямо назван быком. «Золотой телец», как прямо сказано в библии, был изображением Ягве [Исход XXXII 4]; такие же изображения были в Вефиле и в Дане [4 книга Царств Χ 29]. Об идоле Ягве подробно рассказывается в книге Судей, гл. XVII. На древней еврейской печати также изображен телец. Кроме Ягве-быка, евреи поклонялись змею, медное изображение которого находилось в Иерусалимском храме, и другим животным. Позднее уже еврейские богословы и раввины наполнили небо бесчисленным множеством ангелов и архангелов. Еврейские попы доподлинно «знают», как все устроено на
небе. Там сидит бог Саваоф, на голове его—святой дух (Шехинат-Эл) 2. По левую руку Саваофа сидит Михаил, по правую—Гавриил. Перед лицом его—Уриил, а сзади— Рафаил. Окончание этих имен указывает, что в свое время эти архангелы были просто-напросто богами. (Рафаил означает буквально в переводе на евре- русский язык «Цели-бог», т. е. бог врачевания, бог исцеления. ) А затем, по учению раввинов, бесчисленное множество ангелов населяет небо. Небо, по учениям еврейских [богословов] талмудистов, разделено на 7 частей (христианская религия заимствует эту небесную географию так же, как и магометанская религия). В талмуде, который для большинства евреев является не менее священной книгой, чем библия, раввин Реш-Лакиш (Шимон бен-Лакиш) описывает небо таким образом: существует 7 небес, и эти небеса называются: Вилон, Ракия, Шхаким, Зебул, Маон, Махон, Аработ. Вилон—это передняя завеса. Рано утром поднимается, а ночью опускается. Ракия — это небо, к которому прикреплены солнце, луна и планеты. Это именно та «твердь небесная», или твердая стена, которая отделяет «первобытные воды», по библейскому сказанию о сотворении мира. На третьем небе, Шхаким, стоит мельница и мелет манну. (Ведь надо же пропитать этакую ораву хотя бы манной кашкой. ) Четвертое небо—Зебул, где находится небесный Иерусалим. Там также построены храм и алтарь, и сам архистратиг [водитель воинств] Михаил, великий князь, здесь является священником и приносит жертвы. Пятое небо—Маон; на этом небе живут целые батальоны прислуживающих ангелов, вся работа которых заключается в том, что по ночам поют песни (нашли время, полунощники! ), а днем, из уважения и ради почета Израилю, молчат. (Примечание И. И. Степанова: «настоящая небесная людская». ) Шестое 158
Если вас удивит эта небесная география и точное описание того, чего никто никогда не видел и чего не увидит никогда, если вы усомнитесь во всех этих фантастических сказках, то всякий правоверный талмудист будет считать, что вас следует предать анафеме (херем). И предавали! Каков собой еврейский бог? [По представлению еврейских средневековых мистиков-каббалистов, бог] — это старец, который имеет один миллиард семь тысяч кудрей, рост его равен полумиллиарду миль, пальцы—длиной в сотни тысяч миль, а кисти рук не менее двухсот сорока двух тысяч миль. Еврейские попы точно знают, чем бог занимается каждый час. В еврейском талмуде (трактат Авода-Зара) один из раввинов рассказывает: день имеет двенадцать часов. (На небе так же, как и на земле. ) В первые три часа бог сидит и занимается законами, т. е. изучает законы. (Еврейский бог, создав законы, вследствие своей старости и дряхлости не надеется на свою память и каждый день вновь и вновь перечитывает их. ) Следующие три часа он судит вселенную. Когда он замечает, что мир заслуживает гибели, тогда он, встав с трона суда, са-
дится на трон милосердия. (Жалко, ведь, чем же старичок заниматься-то будет, если мир погибнет? ) В третьи три часа он сидит на троне и играет со всем миром, начиная от рога единорога до яичка червяка. (Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало! ) В четвертые три часа он сидит на троне и играет с левиафаном. Левиафан—это могучее животное [рыба], на котором «держится мир». Значит, с этим-то животным бог и забавляется каждый день по три часа. Так проводит еврейский бог день. Но вот наступает ночь. Ночь разделяется на три стражи. Об этом рассказывает другой раввин, рабби Элиезер, в книге талмуда Берахот. Рабби Элиезер говорит: ночь имеет три стражи, и на каждой страже бог ревет, как лев, ибо сказано: «господь будет реветь с высоты, и голос его будет слышен из святого жилища его, он будет реветь над своим стадом». Такие нелепые вымыслы могли найти веру в народе только потому, что массы были забиты нищетой, находились под гнетом своих и иноземных эксплуататоров, под духовным гнетом раввинов. Буржуазия же еврейская, как и всякая буржуазия, всегда поддерживала (а в странах капитала поддержива-
ет и теперь) религиозное воспитание трудящихся евреев, она создает особые религиозные семинарии (ешиботы), в которых еврейские раввины забивают голову юношам всеми этими побасенками, выдавая их за священное писание. Священное писание (библия) и талмуд (толкования библии) — вот то, чем забивали головы еврейской молодежи целые века... Талмуд [предлагает] закон божий — «священное писание» изучать день и ночь. А раз нужно изучать день^ ночь «священное писание», так ясное дело, что для других наук остается только то время, которое нельзя употребить на «священное писание» [т. е. никакого времени не остается]. Ночью же, добавляет раввин Менахем, когда бог изучает талмуд, высокую школу, в которой на небе сам бог учится с ангелами, посещает также Асмодей, царь над дьяволами, который ежедневно возносится на небо и там учится4. Некоторые ангелы будут существовать вечно; это, по учению талмуда, те, которых бог сотворил во второй день. Для других ангелов настанет время, когда они прекратят свое существование, это— ангелы, сотворенные богом в пятый день. Еврейский бог еще и в настоящее время творит новые многочисленные сонмы ангелов5. Архангел Михаил состоит ангелом воды, Гавриил—огня и зрелости овощей. В пятницу вечером при наступлении сумерек господь бог сотворил дьяволов, но так как скоро наступил шаббас (суббота), то он не успел одеть их в платье, т. е. в тело... По талмуду, есть дьяволы, котЪрые состоят в брачных союзах между собой; размножаются они так же, как и люди, едят, пьют, как люди, а многие из них даже умирают. Четыре женщины слывут за матерей дьяволов. [Царю] Соломону была предоставлена власть над ними; он называл их своими слугами и употреблял их для услужения себе... Лилит, одна из этих четырех женщин, была непокорна Адаму, и ее осудили на то, что ежедневно стало умирать 100 детей ее. Лилит беспрестанно издает рев совместно с другими дьяволами. Другая же из этих дьяволиц постоянно танцует и водит с собой 479 (какая точность! ) злых духов. О местопребывании дьяволов талмуд говорит, что некоторые из них живут в воздухе и доставляют людям сны; другие 161
же сидят на дне моря, они уничтожили бы весь мир, если бы были оттуда освобождены; иные дьяволы живут, наконец, в людях, и являются причиной их грехов. По мнению талмуда, дьяволы танцуют между рогами волов, выходящих из воды, и около женщин, возвращающихся с погребения, охотно пребывают дьяволы около раввинов; живут они также на ореховых деревьях, под которыми спать опасно, так как на каждом ореховом листе сидит дьявол. Два знаменитых дьявола —- Аси и Асаэль живут на Востоке, в темных горах; от них Валаам, Иов и Иофор (тесть Моисея) научились чародейству, а Соломон благодаря им господствовал над птицами и над всеми дьяволами 6. Рай, говорит талмуд, наполнен чудным благовонием. Однажды Илия осыпал плащ одного талмудистского рабби [законоучителя] листьями небесных деревьев, и, когда раввин опять надел на себя этот плащ, благовоние удержалось на нем. Вследствие этого плащ был продан за 150 динариев. Чем питаются праведники в раю? На небе праведные питаются соленым мясом самки левиафана; питаются также и мясом какого-то громадного вола, который каждый день съедает траву на тысяче гор. Далее, по словам талмуда, в раю праведные приготовляют себе превкусное блюдо из какой-то особенной птицы... Но, прибавляет талмуд, только евреи, и притом только слепо верующие, войдут в рай, а безбожные пойдут в ад. Там находятся гной и кал, плач и темнота; в каждом адском помещении находится 6 тысяч громадных сундуков, а в каждом сундуке— 6 тысяч бочек желчи. Ад в шестьдесят раз больше рая. Для душ же добродетельных, имеющих, однако, и свои 162
падения, религиозники [средневековые каббалисты] предлагают как средство очищения, душепереселение, как педагогическую меру, как вразумительное наказание, как средство возвращения людей к богу, как средство исправления и усовершенствования. «Ученые» раввины-каббалисты учили, что в Адаме находилось 600 тысяч еврейских душ, которые вместе с ним согрешили. Они должны были для исправления постоянно вращаться в различных человеческих телах до самого пришествия мессии; праотец Авраам открыл будто бы, что души живут и по смерти и из одного тела переходят в другое. Они учили, что душа Авеля перешла в Сифа, а душа Каина —в тело египтянина, которого убил Моисей. Души же обыкновенных людей, смотря по степени греховности и нужде в очищении, переселяются в животных: львов, змей, ослов и т. п. [Каббалисты], дальше учат, что души безбожных евреев, которые убили еврея или изменили иудейской вере, по смерти переходят в растения и животных, потом мучаются в аду в течение 12 месяцев, а после этого срока мучения души эти переходят для своего исправления сначала в неодушевленные предметы, потом в зверей, далее в язычников и, наконец, опять в евреев. После всех переселений душа чистой восходит к богу, который принимает ее к себе с поцелуем, после чего она восходит на высшую ступень бытия — в седьмую палатку жизни, называемую «святая святых». Любовь и ненависть, спокойствие и страх, птицы и рыбы, ветры, дикие звери, лекарства, солнце, месяц и звезды имеют своих особенных ангелов, и раввины уверяют, что «знают» имена каждого из них. Главный труд ангелов состоит в том, чтобы устраивать людям спокойный сон ночью. Кроме того, они еще молятся о людях, и человек должен обращаться к ним с молитвой; но ангелы, по учению талмуда, не понимают ни сирийского, ни халдейского языка, поэтому ни один еврей не должен обращаться к ним с молитвой на этих языках7. Еврейские раввины опутали каждого верующего еврея тысячами предписаний. Ими все предусмотрено: как и из чего приготовлять пищу; что можно и чего нельзя есть; когда можно спать с женой, а когда нельзя; чему можно и чему нельзя учиться; когда надо молиться; какие отношения должны быть 163
между родственниками, какие между «чужими» и к «чужим». Они наложили свою лапу на семейную и личную жизнь и всю общественную жизнь евреев хотели бы также держать в своих руках. И одним из страшных орудий господства над верующими евреями они избрали изложенное выше учение о рае и аде. В результате победы социализма сотни тысяч трудящихся евреев в СССР, как трудящиеся других национальностей, рвут с этими путами, которыми их связывали раввины, попы, ксендзы и муллы. И в странах капитала трудящиеся в процессе революционной классовой борьбы против капитализма освобождаются от религиозного дурмана, от того страха перед адом, который помогает эксплуататорам держать трудящихся в покорности и порабощении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|