Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Глава II. Глава •III. Глава IV. Глава V




Глава 1

Гревнегреческий историк Геродот (ок. 484—425 гг. до н. э. ), живший за две тысячи
лет до Акбара, приводит аналогичный рассказ о том, как египетский фараон Псам-
метих пытался узнать, какой народ древнее. По словам Геродота (II, 2), фараон
«придумал, наконец, следующее: двух новорожденных мальчиков простого звания
передал он пастуху на воспитание при стадах, причем сделал распоряжение, чтобы
никто в присутствии детей не говорил ни одного слова, дабы они были предоставле-
ны самим себе в уединенной хижине, и чтобы только пастух в определенные часы
пригонял к младенцам коз, кормил бы их козьим молоком и делал все прочее, что
понадобится. Все это было сделано и приказано Псамметихом из желания услышать,
какое первое слово прорвется у детей после бессвязного младенческого лепета.
Так и было сделано... Еллины в числе других нелепостей рассказывают, будто
Псамметих велел вырезать языки нескольким женщинам и им-то передал детей на
воспитание» (Геродот. История в девяти книгах. М., 1888, т. I, стр. 115—116).

Глава II

1 Норманны—северогерманские племена, жившие в Скандинавии. В VIII—
XI веках норманны появились в странах Европы как завоеватели, морские разбойни-
ки и торговцы.

2 Существовали верования в то, что данный' человеческий коллектив (род) имеет об-
щих предков с определенным видом животных или растений. Этот вид животных
или растений (тотем) считался священным для данного человеческого коллектива.

3 Текст «Сказания о потопе» — см. В. В. Струве. Хрестоматия по древней исто-
рии. т. I, М.. 1936. стр. 66—70.

199

 

* Ригнеда—самая древняя часть Вед—памятника древней индийской литературы
(середина второго тысячелетия до и. э. ), в которой записаны мифы и предания, гим-
ны (обращения) к бигам, правила молитв и жертвоприношений.

Глава •III

1 Л. Н. Толстой, '-[то такое религия и в чем сущность ее? Полное собрание сочине-
ний, т, 35. Μ., 1950, стр. 163.

2 Л. Н. Толстой. Соч., т 35. стр. 197.

3 С того времени, как эти строки были написаны Ем. Ярославским, произошло коренное-
изменение отношения к Советской власти религиозных организаций СССР, занявших
в большинстве своем лояльную к ней позицию, выступавших в годы Великой Отече-
ственной войны против гитлеровских захватчиков и принимающих ныне активное
участие в борьбе за сохранение мира. Это, несомненно, положительный факт. Что
касается религиозной идеологии, то она остается антинаучной, реакционной идео-
логией.

Глава IV

 1 Употребляя выражение «Матфей рассказываете, «Лм\а рассказывает» и т. д.. Яро-
славский отнюдь не считает Матфея, Марка, Луку и Иоанна действительными авто-
рами евангелий. Он имеет в виду рассказы евангелия от Матфея, е в а н г ο -
π η я от Луки и т. д.

2 Датировки возникновения евангелий, которые приводит Ем. Ярославский, как в дан-
ном случае, когда он пишет о евангелиях Марка и Матфея, так и на стр. 374, где
речь идет о евангелии от Луки, нуждаются в уточнении. Евангелия появились не ра-
нее второй четверти II века. Древнейшим из них является евангелие от Марка, по-
сле него были составлены евангелия от Л1атфея и от Луки. Наиболее поздним счи-
тается евангелие от Иоанна.

«Древнейшие рукописные отрывки из «Нового завета» на папирусах не восходят
дальше серединь. И в» (А. Р а н о в ν ч. Очерк истории раннехристианской церкви.
М., 1941, стр. 59). «... Я предлагаю, —пишет акад. Виппер, —следующую хронологию
раннехристианских сочинений. В 130—140 гг. появляются впервые в свет «Послания
апостола Павла»... К 160—170 гг. относится окончательная редакция и соединение
вместе евангелий; в 170—180 гг. составлена книга «Деяний апостолов» (Р. Ю. Вип-
пер. Возникновение христианской литературы М, 1946, стр. 143).

3 До нашего летосчисления была составлена так называемая Ветхозаветная часть Биб-
лии. Редакция основного ее текста относится к V в. до н. э., окончательная редак-
ция относится к более позднему времени.

4 См. об этом А. Древе. Миф о деве Марии. М., 1926, стр. 11.

s См. примечание 2.

f' Апостол Петр, по евангельским рассказам, —ближайший ученик Христа, личность
такая же мифическая, то есть никогда не существовавшая, как и Христос.

«... Ни число двенадцати учеников, ни утверждение, что Иисус вообще имел учеников, —
пишет немецкий историк Артур Древе, —не может претендовать на историческую
истину, а вместе с тем, на том же основании, падает также предположение о первен-
стве Петра среди учеников и возведении его в достоинство «князя апостолов».

Развенчиваемый же Петр выступает перед нами тем, чем он был на самом деле, —
плодом фантазии, образом, измышленным в интересах притязаний на мировую
власгь римского «верховного пастыря» (то есть папы римского. —Ред. }. (А. Древе.
Жил ли апостол Петр. Изд. «Атеист», 1924, стр. 38—39).

' См. примечание 2.

Глава V

1 Египетский иероглиф жизни по своей форме напоминает крест.

2 В легендах о Будде рассказывается, что он «не родился так, как рождаются обыкно-
венные люди; у него не было земного отца; по своему собственному желанию он со-
шел с небесного своего престола во чрево матери; тотчас же по своем рождении он
явил несомненные знамения своего высокого духа и своего будущего величия.

200

Земля и небо слились в одно при его рождении, дабы воздать ему хвалу, деревья добро-
вольно склонились над его матерью, а ангелы и архангелы присутствовали тут же,
принося свою помощь. Его мать была лучшей и непорочнейшей из женщин, отец
его был царского рода, царь богатый и могучий» (Рис-Дэвид с. Буддизм, II.
1899, стр. 49). В легендах о непорочном зачатии Будды рассказывается, что мать
его Майя во сне видела, как с небес сошел «слон, белый как снег и серебро», и во-
шел в ее тело в виде пятицветного луча.

Легенды сообщают о многочисленных чудесах, совершившихся в этот момент на земле.
(См. В. Васильев. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб. 1857;

В. Кожевников. Буддизм в сравнении с христианством, т. I и II. Петроград, 1916;

С. Егорова. История Индии до нашествия мусульман. Петроград, 1915; Э. Г а р-
д и. Будда. Петроград, 1906; А. Древе. Миф о деве Марии. М., 1926: Р и с - Д э-
в и д с. Буддизм; L. L a n g. Buddha und Buddhismus. Штутгарт, 1923, стр. 14—15;

Edward Thomas. The history of Buddhist thought. Лондон, 1953 и другие книги
по истории буддизма. )

8 Конфуций (Кун-цзы)—древнекитайский мыслитель, политик и педагог (551—
479 гг. до н. э. ). Его идеи в свое время имели прогрессивное значение. Впоследствии
же его взгляды были использованы правящими классами в целях воспитания народа
в духе покорности феодальным порядкам.

Вокруг личности Конфуция со временем сложились всевозможные легенды. Изложенная
в тексте легенда о чудесном рождении Конфуция приведена в книге R. Dvorak.
Confucius und seine Lehre. 1895, стр. 9—10.

Согласно легенде, другой древнекитайский философ, старший современник Конфуция —
Лао-цзы, был зачат от падающей звезды. (См. сб. Беттани и Дуглас. Великие
религии Востока, ч. II; Дуглас. Конфуцианство и таоизм. М., 1899, стр. 104. )

4 О легендах, связанных с рождением Заратуштры, о чудесах, которые произошли при
этом, о быке, который получил дар речи, и т. д. см. в книге А. Джаксона
«Жизнь Зороастра». СПб, 1903.

5 В древнем Риме было широко распространено многобожие: наряду с римскими бо-
гами почитались многие боги восточных религий. В частности, императоры из дина-
стии Северов (III век) были поклонниками сирийского бога солнца, Христа и дру-
гих богов.

6 П. Л а ф а р г. Миф о непорочном яачатии (см. сб. «Религия и капитал». М., 1937,
стр. 136—144).

Приводим основные положения Лафарга по данному вопросу: «Идея девственной ма-
тери возникла, вероятно, в те времена, когда, как говорит Морган, на месте груп-
пового и родового брака выступил парный брак: женщина, по тогдашним воззре-
ниям, даже будучи матерью, считается девой до тех пор, пока не вступит в моно-
гамный брак».

«Миф о непорочном зачатии возник, таким образом, не в первом столетии по возникно-
вении христианства, — он один из древнейших мифов. Он образовался в те време-
на, когда мужчина стремился подчинить себе женщину ради ее имущества и гос-
подства в матриархальной семье и для этой цели оспаривал важную роль женщины
в акте деторождения. Женщина, однако же, отвечала на это посягательство на ее
права и на ее функции утверждением, что она может зачать без содействия муж-
чины».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...