Тема 29. Отрасли социальной работы.
Понятие отрасли социальной работы. Структура отрасли. Система рабочих мест социального работника. Социальная практика. Инфраструктура отрасли. Профессиональное сообщество. Последствия и результаты функционирования отрасли. Социальные функции отрасли. Социальные требования к отрасли. План Вопросы для коллективного обсуждения 1. Планирование социальной защиты, его виды и формы. 2. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях, службах социальной работы. 3. Регулирование и контроль в системе социальной работы. Вопросы для самостоятельной работы 1. Администрирование в социальных службах; предмет, методология, принципы социального администрирования. Литература
Рекомендуемая литература Основная
3. Красовский, Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М., 1997..
Дополнительная
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию.- М., 1996. 2. Антология социальной работы /Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994-1996.
/Мин-во соц. защиты населения РФ. Сост. В.Б. Корняк и др. - М., 1995. - 224 с.
Зачетные тестовые задания: 1. К какому виду штабных полномочий относятся полномочия, при которых линейное руководство обращается за консультацией к консультативному аппарату для получения помощи?
а) рекомендательные полномочия; б) обязательные согласования; в) параллельные полномочия; г) функциональные полномочия; д) линейные полномочия внутри аппарата. 2. Территориальный центр помощи семье и детям предназначен для: а) оказания медицинской помощи; б) обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; в) оказания финансовой помощи семьям; г) обслуживания семей, детей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, оказания своевременной и квалифицированной помощи различных видов; д) все данные утверждения верны, однако данный перечень представляется неполным. 3. Менеджмент - есть процесс непрерывных, взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями, а процесс управления - как сумма этих функций. К какой концепции управления относится данное положение? а) концепция административного управления; б) ситуационный подход; в) процессный подход; г) системный подход; д) ни одно из положений не принадлежит к данной концепции организации. 4. Представители процессного подхода к управлению утверждают, что процесс управления является всеобщей суммой функций. О каких ниже перечисленных функциях идет речь? а) планирование; б) обучение; в) организация; г) мотивация; д) контроль. 5. Какой из подходов к управлению пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно? а) ситуационный; б) системный; в) процессный; г) глобальной ориентации; д) ни один из предложенных. 6. Профессиограмма социального работника - это: а) должностные обязанности специалиста; б) знания специалиста в области социальной работы; в) описание в форме таблицы или графика производственной деятельности социального работника; г) сформированные навыки; д) требования к профессиональным качествам. 7. Какой из ниже перечисленных специалистов содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи?
а) специалист в области социальной работы; б) социальный работник; в) социолог; г) психолог; д) врач-геронтолог. 8. Какое направление организации труда предусматривает устранение тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок? а) организация рабочих мест; б) дисциплина труда; в) улучшение условий труда; г) кооперация труда; д) разделение труда. 9. Какие методы укрепления дисциплины связаны с определением норм, предусмотренных законодательством о труде? а) административные; б) организационные; в) организационно-технические; г) материальные; д) моральные. 10. Какое направление организации труда предусматривает планирование персонала, его профориентацию и отбор, разработку концепции развития и ее реализацию? а) эффективное использование рабочего времени; б) организация подбора персонала и его развитие; в) разделение труда; д) дисциплина труда. а) закон экономии времени; б) закон необходимого разнообразия; в) закон специализации управления; г) закон интеграции управления; д) закон приоритетности социальных целей. 12. Какие уровни управления существуют в системе социальной защиты населения? а) высшее звено управления; б) промежуточное звено управления; в) среднее звено управления; г) низовое звено управления; д) все ответы верны. 13. Состав, соподчиненность и взаимосвязь подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами, - это: а) система реабилитации; б) организационная структура обслуживания; в) центр социального обслуживания; г) управление социального обслуживания; д) отделение социального обслуживания. 14. Правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе, - это:
а) принципы социального управления; б) закономерности социального управления; в) категория социального управления; г) нормы социального управления; д) система социального управления. 15. Понятие, обозначающее состав, соподчиненность и должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта, - это: а) неформальная структура; б) орган управления; в) формальная структура; г) ступень управления; д) звено управления. 16. Какие существуют формы планирования? а) перспективное; б) среднесрочное; в) текущее; г) бюджетное; д) оперативное. 17. Какие из предложенных условий определяют уровень и качество планирования? а) компетентность руководства; б) квалификация специалистов;. в) наличие информационной базы и обеспеченность компьютерной техникой; г) наличие финансовых средств; д)все предложенные условия. 18. Какой из принципов менеджмента предполагает распределение полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии? а) принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении; б) принцип коллегиальности; в) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности; г) принцип демократизации в управлении; д) ни один из указанных принципов. 19. Какое правило неверно при постановке целей? а) цели и задачи должны быть максимально нагружены, но достижимы; б) все цели должны быть расписаны по рубежам и иметь конкретное выражение; в) цели должны быть реальны; г) характер целей должен отвечать характеру деятельности организации; д) для достижения каждого рубежа должен быть определен источник финансирования. 20. Какие стили лидерства выделяются в рамках поведенческого подхода к лидеру? а) бюрократический стиль; б) демократический стиль; в) лидерство, сосредоточенное на работе; г) лидерство, сосредоточенное на человеке: д) все вышеперечисленные стили. 21. Процесс, при котором с помощью оценочных критериев анализируются слабые и сильные стороны работы коллектива, - это: а) ранжирование недостатков; б) диагностика; в) определение места учреждения в социальной структуре; г) разработка программы; д) мониторинг. 22.Организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека может возникнуть конфликтная ситуация. Какова причина конфликта в данном случае? а) ограниченность ресурсов, которые нужно делить; б) взаимозависимость заданий; в) различие в целях; г) различие в представлениях и ценностях;
д) все указанные причины. 23.Действие какого закона социального управления позволяет осуществлять системный характер управленческого воздействия? а) закон доктринальности; б) закон приоритетности целей; в) закон экономии времени; г) закон специализации управления; д) закон необходимого разнообразия. 24. Одна из форм влияния руководителя на подчиненного заключена в том, что исполнитель представляет, что влияющий обладает особыми знаниями в отношении решаемой проблемы. Исполнитель в этом случае принимает на веру ценность знаний руководителя. Какая форма власти проявляется в данном случае? а) власть харизмы; б власть, основанная на принуждении; в) власть, основанная на вознаграждении; г) власть эксперта; д) законная власть. 25. К какому виду штабных полномочий относятся полномочия, при которых устанавливается система контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок? а) рекомендательные полномочия; б обязательные согласования; в) параллельные полномочия; г) функциональные полномочия; д) линейные полномочия внутри аппарата. Вопросы к зачету 1. Использование программно-целевого управления в социальной сфере. 2. Основные составляющие процесса социального управления и их характеристика. 3. Принципы управления социальной работой и их содержание. 4. Особенности менеджмента в социальных учреждениях. 5. Применение современных информационных систем и технологий в управлении социальной сферой. 6. Система методов управления социальной работой и их совершенствование. 7. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений. 8. Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России. 9. Региональные (территориальные) системы управления социальной работой. 10. Управление социальной защитой населения в муниципальном образовании. 11. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях. 12. Система управления персоналом в социальных учреждениях. 13. Направления совершенствования системы стимулирования персонала в социальных учреждениях. 14. Мотивация персонала и её развитие. 15. Содержательные и процессуальные теории мотивации. 16. Организация труда в социальных учреждениях и её совершенствование.
Тематика рефератов 1. Социальное управление как организационная система и процесс. 2. Структура управления в системе социальной работы. 3. Принципы управления в системе социальной работы. 4. Функции управления в системе социальной работы. 5. Методы управления в системе социальной работы. 6. Основные задачи и цели в системе социальной работы. 7. Виды социальных служб в РФ. 8. Функции, роль и основные задачи территориальных органов социальной защиты. 9. Виды территориальных органов социальной защиты. 10. Городские, районные, муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции. 11. Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности. 12. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы. 13. Общественные социальные предприятия и учреждения по оказанию социальной помощи населению. 14. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социальных служб. 15. Виды и функции стационарных учреждений социального обслуживания детей и взрослых. 16. Функциональные обязанности и содержание работы специалистов социальной работы в стационарных учреждениях. 17. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности. 18. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности. 19. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы. 20. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности. 21. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности. 22. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности. 23. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности. 24. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом. 25. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг. Вопросы для контрольных работ 1. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности. 2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности. 3. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы. 4. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности. 5. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности. 6. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности. 7. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности. 8. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом. 9. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|