Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 29. Отрасли социальной работы.




Понятие отрасли социальной работы. Структура отрасли. Система рабочих мест социального работника. Социальная практика. Инфраструктура отрасли. Профессиональное сообщество. Последствия и результаты функционирования отрасли. Социальные функции отрасли. Социальные требования к отрасли.

План

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Планирование социальной защиты, его виды и формы.

2. Особенности менеджмента в организациях, учреждениях, службах социальной работы.

3. Регулирование и контроль в системе социальной работы.

Вопросы для самостоятельной работы

1. Администрирование в социальных службах; предмет, методология, принципы социального администрирования.

Литература

  1. Маневич, В.М., Ильина, Л.О. Профессиональное самоопределение на социальную работу. Пособие.- СПб.: Изд-во Спбу экономики и финансов, 1993.
  2. Новая технология и организационные структуры /Под ред. Пиннингеа, И., Бьютандама, А. - М., 1990.
  3. Саймон, Г.А., Смитоург, Д.У., Томпсон, В.А. Менеджмент в организации. - М., 1995.
  4. Современный менеджмент. Принципы и правила /Под ред. Данилова, М. Н.: Новгород, 1992.
  5. Управление персоналом /Под ред. Задоркина, В.И.,Склярова, В.Ф.- М., 1995.
  6. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. /Пер с англ. - М., Центр общечеловеческих ценностей; АО "ЗОРИС", 1993.

 

Рекомендуемая литература

Основная

  1. Задоркин, В.И. Управление персоналом. - М.. 1996.
  2. Кабаченко, Т.С. Психология управления. Управленческая деятельность.- М., 1996.

3. Красовский, Ю.Д. Управление поведением в фирме. - М., 1997..

  1. Управление персоналом /Под ред. Задоркина, В.И.,Склярова, В.Ф.- М., 1995.
  2. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. /Пер с англ. - М., Центр общечеловеческих ценностей; АО "ЗОРИС", 1993.

Дополнительная

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию.- М., 1996.

2. Антология социальной работы /Сост. М.В. Фирсов. - М., 1994-1996.

  1. Закон РФ "О дополнительных мерах по охране материнства и детства" от 04.04.1992 г. //Ведомость Съезда народных депутатов РФ. 1992. № 17.
  2. .Конвенция о правах ребенка ООН. - Нью-Йорк, 1989.
  3. Ланов, А.М. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом.- М., 1994.
  4. Маневич, В.М., Ильина, Л.О. Профессиональное самоопределение на социальную работу. Пособие.- СПб.: Изд-во Спбу экономики и финансов, 1993.
  5. Приказ Минсоцзащиты России от 14.12.1994г. № 249 "Об утверждении Примерного положения о реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями".
  6. Примерное положение о территориальном центре социальной помощи семье и детям. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. - Нью-Йорк, 1990.
  7. Примерное Положение о Центре социального обслуживания. Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.- М., 1993.
  8. Семейный Кодекс РФ. Кодекс о браке и семье РСФСР от 08.12.1995г.
  9. Социальные службы помощи детям и молодым. Документы, извлечения, программы, проекты: Екатеринбург, 1993.
  10. Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования

/Мин-во соц. защиты населения РФ. Сост. В.Б. Корняк и др. - М., 1995. - 224 с.

  1. Топчий, Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития. - М., 1997.
  2. Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995г.
  3. Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 04.08.1995 г.
  4. Федеральный Закон "Об основах социального обслуживания населения в РФ" от 15.11.1995 года.
  5. Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в РФ" от 02.12.1995г.

Зачетные тестовые задания:

1. К какому виду штабных полномочий относятся полномочия, при которых линейное руководство обращается за консультацией к консультативному аппарату для получения помощи?

а) рекомендательные полномочия;

б) обязательные согласования;

в) параллельные полномочия;

г) функциональные полномочия;

д) линейные полномочия внутри аппарата.

2. Территориальный центр помощи семье и детям предназначен для:

а) оказания медицинской помощи;

б) обслуживания граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

в) оказания финансовой помощи семьям;

г) обслуживания семей, детей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, оказания своевременной и квалифицированной помощи различных видов;

д) все данные утверждения верны, однако данный перечень представляется неполным.

3. Менеджмент - есть процесс непрерывных, взаимосвязанных действий, которые называются управленческими функциями, а процесс управления - как сумма этих функций. К какой концепции управления относится данное положение?

а) концепция административного управления;

б) ситуационный подход;

в) процессный подход;

г) системный подход;

д) ни одно из положений не принадлежит к данной концепции организации.

4. Представители процессного подхода к управлению утверждают, что процесс управления является всеобщей суммой функций. О каких ниже перечисленных функциях идет речь?

а) планирование;

б) обучение;

в) организация;

г) мотивация;

д) контроль.

5. Какой из подходов к управлению пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно?

а) ситуационный;

б) системный;

в) процессный;

г) глобальной ориентации;

д) ни один из предложенных.

6. Профессиограмма социального работника - это:

а) должностные обязанности специалиста;

б) знания специалиста в области социальной работы;

в) описание в форме таблицы или графика производственной деятельности социального работника;

г) сформированные навыки; д) требования к профессиональным качествам.

7. Какой из ниже перечисленных специалистов содействует интеграции деятельности различных государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи?

а) специалист в области социальной работы;

б) социальный работник;

в) социолог;

г) психолог;

д) врач-геронтолог.

8. Какое направление организации труда предусматривает устранение тяжелых физических, психологических и эмоциональных нагрузок?

а) организация рабочих мест;

б) дисциплина труда;

в) улучшение условий труда;

г) кооперация труда;

д) разделение труда.

9. Какие методы укрепления дисциплины связаны с определением норм, предусмотренных законодательством о труде?

а) административные;

б) организационные;

в) организационно-технические;

г) материальные;

д) моральные.

10. Какое направление организации труда предусматривает планирование персонала, его профориентацию и отбор, разработку концепции развития и ее реализацию?

а) эффективное использование рабочего времени;

б) организация подбора персонала и его развитие;

в) разделение труда;
г) кооперация труда;

д) дисциплина труда.
11.Какой закон социального управления требует объединения в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма?

а) закон экономии времени;

б) закон необходимого разнообразия;

в) закон специализации управления;

г) закон интеграции управления;

д) закон приоритетности социальных целей.

12. Какие уровни управления существуют в системе социальной защиты населения?

а) высшее звено управления;

б) промежуточное звено управления;

в) среднее звено управления;

г) низовое звено управления;

д) все ответы верны.

13. Состав, соподчиненность и взаимосвязь подразделений, звеньев, выполняющих функции социальной работы в непосредственном контакте с клиентами, - это:

а) система реабилитации;

б) организационная структура обслуживания;

в) центр социального обслуживания;

г) управление социального обслуживания;

д) отделение социального обслуживания.

14. Правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе, - это:

а) принципы социального управления;

б) закономерности социального управления;

в) категория социального управления;

г) нормы социального управления;

д) система социального управления.

15. Понятие, обозначающее состав, соподчиненность и должностные взаимосвязи подразделений, звеньев без учета конкретных работников, их психологических особенностей, возраста, опыта, - это:

а) неформальная структура;

б) орган управления;

в) формальная структура;

г) ступень управления;

д) звено управления.

16. Какие существуют формы планирования?

а) перспективное;

б) среднесрочное;

в) текущее;

г) бюджетное;

д) оперативное.

17. Какие из предложенных условий определяют уровень и качество планирования?

а) компетентность руководства;

б) квалификация специалистов;.

в) наличие информационной базы и обеспеченность компьютерной техникой;

г) наличие финансовых средств;

д)все предложенные условия.

18. Какой из принципов менеджмента предполагает распределение полномочий на принятие конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии?

а) принцип оптимального соотношения централизации и децентрализации в управлении;

б) принцип коллегиальности;

в) принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности;

г) принцип демократизации в управлении;

д) ни один из указанных принципов.

19. Какое правило неверно при постановке целей?

а) цели и задачи должны быть максимально нагружены, но достижимы;

б) все цели должны быть расписаны по рубежам и иметь конкретное выражение;

в) цели должны быть реальны;

г) характер целей должен отвечать характеру деятельности организации;

д) для достижения каждого рубежа должен быть определен источник финансирования.

20. Какие стили лидерства выделяются в рамках поведенческого подхода к лидеру?

а) бюрократический стиль;

б) демократический стиль;

в) лидерство, сосредоточенное на работе;

г) лидерство, сосредоточенное на человеке:

д) все вышеперечисленные стили.

21. Процесс, при котором с помощью оценочных критериев анализируются слабые и сильные стороны работы коллектива, - это:

а) ранжирование недостатков;

б) диагностика;

в) определение места учреждения в социальной структуре;

г) разработка программы;

д) мониторинг.

22.Организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека может возникнуть конфликтная ситуация. Какова причина конфликта в данном случае?

а) ограниченность ресурсов, которые нужно делить;

б) взаимозависимость заданий;

в) различие в целях;

г) различие в представлениях и ценностях;

д) все указанные причины.

23.Действие какого закона социального управления позволяет осуществлять системный характер управленческого воздействия?

а) закон доктринальности;

б) закон приоритетности целей;

в) закон экономии времени;

г) закон специализации управления;

д) закон необходимого разнообразия.

24. Одна из форм влияния руководителя на подчиненного заключена в том, что исполнитель представляет, что влияющий обладает особыми знаниями в отношении решаемой проблемы. Исполнитель в этом случае принимает на веру ценность знаний руководителя. Какая форма власти проявляется в данном случае?

а) власть харизмы;

б власть, основанная на принуждении;

в) власть, основанная на вознаграждении;

г) власть эксперта;

д) законная власть.

25. К какому виду штабных полномочий относятся полномочия, при которых устанавливается система контроля для уравновешивания власти и предотвращения грубых ошибок?

а) рекомендательные полномочия;

б обязательные согласования;

в) параллельные полномочия;

г) функциональные полномочия;

д) линейные полномочия внутри аппарата.

Вопросы к зачету

1. Использование программно-целевого управления в социальной сфере.

2. Основные составляющие процесса социального управления и их характеристика.

3. Принципы управления социальной работой и их содержание.

4. Особенности менеджмента в социальных учреждениях.

5. Применение современных информационных систем и технологий в управлении социальной сферой.

6. Система методов управления социальной работой и их совершенствование.

7. Формы и методы контроля деятельности социальных учреждений.

8. Организация общефедеральной системы управления социальной работой в современной России.

9. Региональные (территориальные) системы управления социальной работой.

10. Управление социальной защитой населения в муниципальном образовании.

11. Формы и методы администрирования в социальных учреждениях.

12. Система управления персоналом в социальных учреждениях.

13. Направления совершенствования системы стимулирования персонала в социальных учреждениях.

14. Мотивация персонала и её развитие.

15. Содержательные и процессуальные теории мотивации.

16. Организация труда в социальных учреждениях и её совершенствование.

  1. Виды управления.
  2. Социальное управление как процесс, его составные элементы.
  3. Содержание управленческой деятельности, в том числе труда руководителя.
  4. Практические, теоретические и методологические основы менеджмента.
  5. Основные принципы социального управления.
  6. Общая система управления социальной работой в Российской Федерации.
  7. Конкретные примеры построения системы управления социальной работы.
  8. Социальная служба как институциональная основа социальной работы.
  9. Проектирование в системе социальной работы.
  10. Основные этапы процесса социального проектирования.
  11. Управление изменениями.
  12. Организационные принципы и методы управления социальной работой.
  13. Стиль управления и его значение в достижении практически значимых результатов.
  14. Механизмы внедрения социальных проектов и программ в системе социальной работы.
  15. Виды проектов и программ, их особенности в системе социальной работы.
  16. Показатели эффективной/неэффективной реализации социальных проектов и программ.
  17. Мотивация социальной работы.
  18. Содержательные теории мотивации.
  19. Процессуальные теории мотивации.
  20. Методические средства выявления и систематизации мотивов социальной работы.

Тематика рефератов

1. Социальное управление как организационная система и процесс.

2. Структура управления в системе социальной работы.

3. Принципы управления в системе социальной работы.

4. Функции управления в системе социальной работы.

5. Методы управления в системе социальной работы.

6. Основные задачи и цели в системе социальной работы.

7. Виды социальных служб в РФ.

8. Функции, роль и основные задачи территориальных органов социальной защиты.

9. Виды территориальных органов социальной защиты.

10. Городские, районные, муниципальные управления социального развития и защиты, их структура и функции.

11. Государственная система социальных служб. Виды, структура и содержание их деятельности.

12. Муниципальная система социальных служб и содержание их работы.

13. Общественные социальные предприятия и учреждения по оказанию социальной помощи населению.

14. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование функционирования социальных служб.

15. Виды и функции стационарных учреждений социального обслуживания детей и взрослых.

16. Функциональные обязанности и содержание работы специалистов социальной работы в стационарных учреждениях.

17. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности.

18. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности.

19. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы.

20. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности.

21. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

22. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

23. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности.

24. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом.

25. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.

Вопросы для контрольных работ

1. Центры социального обслуживания населения, структура, цели и содержание деятельности.

2. Территориальные центры социальной помощи семье и детям; цели, задачи и содержание деятельности.

3. Социально-реабилитационные центры для детей и подростков; цели, задачи, содержание работы.

4. Социальные приюты для детей и подростков, цели, задачи, содержание деятельности.

5. Реабилитационные Центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

6. Центры психолого-педагогической помощи; цели, задачи основные направления и содержание деятельности.

7. Центры экстренной психологической помощи по телефону; цели, задачи, принципы и содержание деятельности.

8. Социальные дома для одиноких граждан; структура, организация и содержание работы с клиентом.

9. Геронтологические центры; цели, задачи, виды и формы оказываемых геронтологических услуг.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...