Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешние методы регуляции эмоциональных состояний; физические средства; методы саморегуляции




Человеческая жизнь это многообразие форм деятельности, в структуре которой формируется самосознание, и, соответственно, саморефлексия и саморегуляция. По С.Л. Рубинштейну «Всякий психический процесс включен во взаимодействие человека с миром и служит для регуляции его деятельности, его поведения» (9, с. 237).

Термин регуляция происходит от латинского слова regulo – устраиваю, привожу в порядок (3, с. 252).

Саморегуляция – целесообразное функционирование живых систем разных уровней организации и сложности (10, с. 584).

По В.М. Бехтереву, саморегуляция предполагает пусть не всегда полное, но обязательное осознание своего поведения, выполняемой деятельности (2, с.26-27).

Саморегуляция может принимать самые различные формы. У разных народов нашей планеты спонтанно возникали различные методы саморегуляции. Достаточно вспомнить индийских йогов или болгарских нестинаров-огнеходцев. «Хождение по битому стеклу или раскаленным углям, практикуемые индийскими и японскими религиозными аскетами, требует высочайшего физического и духовного развития», – писал знаменитый мастер каратэ Масутацу Ояма (8, с. 62).

Работа с огнем, с острыми колющими и режущими предметами, которую демонстрируют мастера цигун, показывая искусство «железной рубашки», производит впечатление чуда. Но ведь еще Фома Аквинский говорил, что чудеса не противоречат законам природы, они противоречат нашим знаниям о них. И эти «чудеса», став предметом пристального внимания науки, давно перестали быть таковыми, разложенные по полочкам медиками, физиологами, психологами.

«Железная рубашка», искусство воинов, в наше время утратила свое прикладное значение. Однако оздоровительный, общеразвивающий и духовный потенциал этих древних методов от этого ничуть не уменьшился. Более того, в современных условиях нарастания стресса, древние практики неожиданно приобрели поистине глобальную актуальность как единственное радикальное средство компенсации нарастающего психологического и экологического прессинга (7, с. 22).

Невозможно ожидать от современного человека, чтобы он, медитируя, неделями сидел в позе лотоса, как индийские йоги. Или потратить годы для того, чтобы почувствовать движение энергии ци по энергетическим каналам, как это делают мастера ушу или цигун. Нет на это времени. Но есть актуальная потребность уметь сохранять и восстанавливать физическое и психическое здоровье, справляться с отрицательными эмоциями, со стрессами. Для этого нужны навыки саморегуляции.

Одна из особенностей эмоций заключается в том, что они не только регулируют деятельность, но и дезорганизовывают ее. Случаи дезорганизации деятельности и поведения человека в связи с эмоциями нужно рассматривать, по-видимому, как следствие нарушения регулирующей функции эмоции (1, с. 25).

Человек должен переживать страх, иначе он будет неадекватно действовать. Страх нужен, но «умный» страх, он должен сигнализировать об опасности. Одни из основателей даосизма, Чжуан-цзы, живший в 4-м веке до н.э., сказал: «Малый страх делает нас осторожными. Большой страх делает нас раскованными» (11, с.139).

И задача перейти от беспредметных эмоций – аффектов – к предметным, деятельностным. Человек должен управлять своим эмоциональным состоянием, или эмоциональное состояние само будет управлять человеком. Нужно овладеть эмоцией. А для этого надо овладеть деятельностью, овладеть системой регуляции.

Мы обучали саморегуляции эмоциональных состояний спортсменов подросткового возраста. Это подростки, занимающиеся вольной борьбой в ДЮСШОР борьбы СК «Нефтехимик», и каратэ-до стиль Сётокай в клубе десантников Союза ветеранов Афганистана, в возрасте от 10 до 15 лет. Контрольную группу составили подростки, занимающиеся вольной борьбой.

Основным недостатком восточных и западных систем и методов регуляции эмоциональных состояний является длительность обучения и оторванность от конкретной деятельности.

Из известных нам систем саморегуляции мы выбрали управляемый медитативный аутотренинг (СК). СК – состояние Кандыбы, названо по имени автора, открывшего это состояние и создавшего методику его достижения в качестве специального «рабочего фона» (5, с. 14). Для обучения этому методу достаточно одной тренировки. Самостоятельное использование СК позволяет спортсмену улучшить качество идеомоторной тренировки, легко и эффективно устранять различные спортивные аномалии, краткосрочно мобилизовать на фоне утомления внутренние резервы.

СК – это доминантно измененное состояние психофизиологии организма, работающего в расширенном режиме управляемости и чувствительности.

СК может вызываться ауто- или гетерогенным путем. Занятия ауто-СК приводят в короткий срок к умению пользоваться резервными возможностями своей психики и физиологии (6, с. 233).

Работа по обучению спортсменов подросткового возраста саморегуляции эмоциональных состояний состояла из трех основных этапов. Это психодиагностика непосредственно на тренировке, обучение приемам саморегуляции эмоциональных состояний и заключительное тестирование. На втором этапе занимающихся обучали: 1) психотехнике саморегуляции; 2) технике использования приемов саморегуляции перед физической нагрузкой; 3) технике саморегуляции для ускорения восстановительных процессов в паузах отдыха между нагрузками и после тренировки.

В процессе обучения психотехнике саморегуляции подростков учили ходить по битому стеклу, углям и работе с огнем. Сами по себе эти умения борцу или каратисту не нужны. Для нас они служит тестом, насколько ученик освоил приемы саморегуляции, и средством преодоления неуверенности и страхов. Ведь для того, чтобы пройти, не порезавшись по битому стеклу, нужно очень хорошо овладеть приемами релаксации.

Подросток, научившийся управлять своим эмоциональным состоянием, сумевший преодолеть свои страхи, сумеет применить свои знания и навыки и в другой ситуации напряженной деятельности. Например, снизить излишний уровень напряженности, или, наоборот, преодолеть апатию, выработать положительную установку в условиях спортивного соревнования, учебы, экзамена и т.п.

Болгарский психиатр д-р Георгий Лозанов проводил исследования взаимосвязи между способностями к обучению и расслаблению с 1965 года и установил, что те, кто учится в состоянии глубокого расслабления (но не сна), усваивают знания быстро и без усилий, получая хорошее общее самочувствие и эмоциональное удовлетворение. Объем принимаемой информации увеличивается в три раза, обучение происходит ненавязчиво, без видимого напряжения (4, с. 92.).

В обучении работе с острыми колющими и режущими предметами и огнем есть еще один положительный педагогический момент. Выполнить подобное может только трезвый человек. Если человек употреблял даже за несколько дней до демонстрации этого феномена алкоголь, например, пиво, он обязательно порежется или обожжется. Такая вот своеобразная профилактика алкоголизма. Можно возразить, что есть психотехники регуляции психических состояний, позволяющие противостоять действию алкоголя и других наркотиков. Есть, но они требуют достаточно серьезной подготовки и самодисциплины, к тому же очень энергоемки. Говоря иными словами, нужно иметь серьезную физическую и психологическую подготовку. К тому же, человеку, овладевшему психотехниками саморегуляции эмоциональных состояний на таком достаточно серьезном уровне, стимуляторы в виде алкоголя и наркотиков не нужны.

Оптимальное психоэмоциональное состояние способствует хорошей работоспособности, умственной активности, энергичности.

Результаты исследования показали, что обучение борцов подросткового возраста регуляции эмоциональных состояний положительным образом сказывается на готовности к соревнованиям.

В частности, результаты обучения хорошо отражают показатели стандартного отклонения (СО) по тесту Люшера. Показатель СО отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности. Чем больше величина СО, тем больше напряженность. В обеих группах уровень СО уменьшился, в контрольной группе статистически значимых изменений средних значений нет.

Результаты исследования позволяют говорить о необходимости проведения системной диагностики, обучения саморегуляции и коррекции эмоциональных состояний в работе со спортсменами подросткового возраста. Работа в этом направлении продолжается.

 

18. Эмоционально-волевая сфера личности.

Эмоции- это особый класс психич. состояний, протекающих в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнеД-ти чел-а. Т.о. наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность. Эмоции связаны с регуляцией Д-ти чел-а. Эмоции выражаются в специфических переживаниях, в поведении, в физиологич. изменениях организма. Виды эмоциональных переживаний: 1)Аффект -наиболее мощный вид эмоц. реакции, это интенсивные, бурнопротекающие и кратко эмоц. вспышки (гнев, ярость, сильная радость, ужас, отчаяние). Эта эмоц. реакция полностью охватывает психику чел-а, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом. Данная эмоц. реакция неодолимо навязывает чел-ку необходимость выполнить какое -либо действие, но при этом у чел-а теряется чувство реальности. 2)Эмоции -отличаются от аффекта, они носят длительный характер - это реакции не только на текущие события (аффект), но и навероятностные и вспоминаемые. Характеристики эмоции: * Удовольствие - неудовольствие - (Пример: при преодолении трудностей - сами действия, в этих случаях вызывают у нас не редко неприятные тяжелые чувства, но успех, которого мы достигаем, неразрывно связан с положительными, эмоц. переживаниями). " 'Напряжение - облегчение (разрешение) - в критические моменты Д-ти, в минуты принятия решения, мы чувствуем напряжение. По окончании данного процесса принятия решения - испытываем облегчение. * Возбуждение - успокоение - возбужденное эмоц. состояние носит активный характер, связанно с Д-ю или подготовкой к ней. Успокоение - связано со снижением активности. * Стенические - астенические. Стенические - стимулируют Д-ть, увеличивают энергию и напряжение сил чел-а. Когда переживания ведут к скованности, пассивности - астенические. 3)Чувства -чувства, в отличие от эмоций, носящих характер ориентировочных реакций, предметный и конкретный. Эмоции связаны с биологич. процессами, а чувства с социальной сферой. Эмоции связанны с областью бессознательного, а чувства представлены в сознании. Чувства имеют определенное внешнее проявление, а эмоции - нет. Чувства более длительны, чем эмоции, они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Чувства всегда индивидуальны. Виды:

Нравственные - это чувства, переживаемые при восприятии явлений действит-ти и сравнение этих явлений с нормами, выработанными в обществе (чувство долга, гуманность, любовь, дружба, сочувствие). Интеллектуальные - переживания, возникающие в процессе познават. Д-ти чела, они стимулируют, усиливают ее (удивление, любознательность, чувство сомнение в правильности решения и т.д.). Эстетические - эмоц. отношение к прекрасному в природе, в искусстве, в жизни людей (восторг, радость, тоска). 4.Настроение - самое длительное эмоц. состояние, окрашивающее все поведение. Настроение интенсивно и предметно, чем эмоции. Настроение - это бессознательная оценка Л-тью того, на сколько благоприятно для нее складываются обстоятельства.

Теория Джемса - Ланге. Органические изменения - первопричины эмоций, отражаясь в психики чел-а через систему обратных связей, они отражают эмоц. переживание соот-щей модальности. Т.о., сначала под действием внешних стимулов происходит характерные для эмоций изменения в организме и лишь за тем, как их следствие возникает сама эмоция. Т.о. периферические органические изменения - первопричины эмоций. Восприятие эмоц. стимулов -> нервно-мышечная реакция организма -> переработка в ЦНС импульсов, поступающих от органов -> возникновение субъективного переживания стимула в виде эмоций.

Информационная концепция эмоций П. В. Симонова: Эмоц. состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности чел-к производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивид. опыта, непроизвольно сопоставляя инфу о средствах, времени, ресурсах предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с инфой, поступившей в данный момент (Пример: эмоция страха, воспринимается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты). Подход Симонова был реализован в формуле: Э=П(Ин - Ис). Специфика актуальной потребности; Ин - инфа, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис - существующая инфа, т.е. те сведения, которыми чел-к располагает на данный момент. Следствие, вытекающие из формул: если у чел-а нет потребностей (П=0), то и эмоции он не испытывает (Э=0), эмоция не возникает и тогда, когда чел-к, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, появляются (+) чувства, (-)эмоции-> если субъект (-) оценивает возможность удовлетворения потребности. Т.о., сознавая или нет, чел-к постепенно сравнивает инфу о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения, испытывает различные эмоции. Воля - это сознательное регулирование чел-ком своего поведения и Д-ти, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправл. действий и поступков. Главная функция В. - сознательная регуляция активности в затрудненных условиях жизнеД-ти. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения НС-ы. Т.о., в качестве конкретизации главной функции выделяются 2 другие: активизирующая и тормозящая. Сознательность действий - характеризует волевое поведение. Волевое поведение всегда связано с преодолением препятствий - внутренних или внешних, но главное условие волевых действий, направленных на преодоление препятствий, является осознание значения поставленной цели, осознание необходимости ее достичь. Волевые действия различают по степени осознанности: иногда чел-к не может объяснить ради чего он делает что-то - чаще всего это при эмоц. возбуждении - это импульсивные действия (степень осознания их снижена). Воля заключается в том, что чел-к в состоянии удержать себя от совершения необдуманных поступков при аффективных вспышках. Т.о воля связана с мыслительной Д-ю и чувствами. Психологии, структура волевого акта: 1)Побуждение к совершению действий - осознание цели действия и связанного с ней мотива. 2)Влечение и желания - в зависимости от степени осознанности потребностей. Желания всегда осознаны, влечение - не ясно, смутно. Влечение рассматривают как переходное состояние -представленная в нем потребность, либо угасает, либо осознается и превращается в желание. Не всякое желание приводит к действию, оно не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в мотив, а затем в цель, оно оценивается чел-ом. Т.е. фильтруется через систему ценностей, получает определенную эмоц. окраску. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание бедующего действия и построение его плана. Иногда у чел-а возникают несколько несогласованных и даже противоречивых желаний - т.е. происходит борьба мотивов - какое же желание удовлетворить. Борьба мотивов заключатся во взвешивании всех «за» и «против» желаний. Заключительным моментом борьбы мотивов является - принятие решения - заключающиеся в выборе цели и способа действия. Для осуществления этого действия необходимо сознательное волевое усилие - особое состояние внутреннего напряжения или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов чела, необходимую для выполнения задуманного действия. Это волевое усилие может получить двоякое выражение: оно может проявиться во внешнем волевом действии, а в другом случае наоборот, оно заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия - внутреннее волевое действие. Рубинштейн: В современ. существует 3 точки зрения на эту проблему: 1) Мотивационный подход - воля рассматривается как проблема самодетерминации (Рубинштейн, Левин, Рибо). 2Теория свободного выбора (Гальперин П. Я., ЛСВ, Франкл В., Джемс У., Ланге Н. Н.} воля связана с борьбой мотивов, т.е. воля наделяется функцией выбора мотива, а также с функцией постановки цели и выбора способа действий по достижению этой цели. 1) и 2) перекликаются.3)Революционный подход (Басов М. Я., Рудик) - воля это психол. механизм через который Л. регулирует свои психич. функции, перестраивая их в соответствии с решаемой задачей. Воля проявляется в следующем (Иванников): в волевом действии; в выборе мотивов и целей действий; в регуляции психич. состояний; в волевых качествах Л-ти (решительность, целеустремленность).

Волевые качества личности

В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединенные с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.

Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость как существенную особенность воли. Ее прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, легкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, ее сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность – качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твердости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

Сама решительность может быть различной природы, в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно, в частности, определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип необязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и все же господствующей над ней силой сознательного контроля.

Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всяческими препятствиями за достижение цели.

Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро "выдыхаются"; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налета и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, невелика. Подлинно ценным качеством она становится лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, невзирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон, говорят о сильной воле, то обычно имеют в виду именно эти два свойства – решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это, в сущности, два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накален страстью и озарен чувством, он выливается в энтузиазм.

Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения – необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и прочее ради достижения цели. Эти качества воли в сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем. <...>

Развитие произвольных движений делает возможным первые разумные, собственно волевые действия ребенка, направленные на осуществление какого-нибудь желания, на достижение цели. <...>

Уже первое, направленное на определенный объект, осмысленное действие ребенка, разрешающего какую-нибудь "задачу", является примитивным "волевым" актом. Но от этого примитивного акта до высших форм волевого избирательного действия еще очень далеко. Равно несостоятельно как то представление, будто у ребенка в раннем детстве, в 2-4 года, воля уже созрела, так и то, встречающееся в литературе, утверждение, будто воля, как и разум, является новообразованием подросткового возраста. В действительности волевые действия появляются у ребенка очень рано; совершенно неправильно изображать хотя бы трехлетнего ребенка как чисто инстинктивное существо, у которого нет и зачатков воли. В действительности развитие воли, начинаясь в раннем возрасте, проходит длинный путь. На каждой ступени этого развития воля имеет свои качественные особенности.

Первые желания ребенка вызываются непосредственно на него действующими чувственными стимулами, особенно сильно окрашенными эмоционально. <...>

Способность представлений вызывать желания значительно расширяет круг побуждений у ребенка и естественно приводит к развитию у него избирательного действия. Однако эта избирательность вначале не основывается на сознательном выборе того же типа, что у взрослого человека. <...>

Эмоции ребенка непосредственно переходят в действия, так что избирательность сначала означает лишь некоторое многообразие мотивов, между которыми в силу этого иногда возникает борьба. Много шансов на победу в этой борьбе имеют сначала непосредственно действующие чувственные стимулы перед более отдаленными, данными лишь в представлении, и особенно эмоционально яркие перед более нейтральными. Лишь в ходе дальнейшего развития ребенок становится способным действовать не в силу эмоционально привлекательных побуждений. Для этого требуется некоторое самообладание. Было бы фактически неправильно и практически вредно считать маленьких детей вовсе не способными к самообладанию и изображать их, как это иногда делалось, обязательно маленькими дикарями, живущими не поддающимися обузданию инстинктами и импульсивными влечениями. Дети иногда очень рано – уже на 3-м году – обнаруживают самообладание. Оно проявляется в отказе от чего-нибудь приятного, а также в более трудной для ребенка решимости сделать что-нибудь неприятное. Однако это дается не сразу и не легко. <...>

Готовность поступить вопреки непосредственному эмоциональному побуждению – отказаться от чего-нибудь приятного, сделать что-нибудь неприятное – встречается, таким образом, у ребенка иногда очень рано – уже на 3-м году. У ребенка она сначала обусловлена, конечно, не отвлеченными соображениями, как иногда у взрослых, а послушанием, привычкой, подражанием и очень рано пробуждающимся у детей чувством как бы обязанности и в случае ее нарушения вины перед взрослыми. Все же и в таком самообладании, которое развивается на 4-5-м году, заключено ценное зерно. Его надо культивировать.

К началу дошкольного возраста – к 3 годам, а иногда и раньше – проявляется, в зависимости от индивидуальных особенностей темперамента, у одних более, у других менее выраженное стремление к самостоятельности.

Вместе с тем примерно к тому же времени ребенку становится уже доступно понимание того, что не всегда можно делать то, что хочется. Собственному "хочу" противостоит "надо" и "нельзя" взрослых, с которыми приходится считаться. <...>

Сам характер тех правил, которым подчиняется поведение ребенка, и его отношение к ним различны на разных этапах развития.

Правило поведения сначала регулярно соблюдается ребенком, только если оно закреплено у него в виде привычки. Элемент привычки, навыка в детстве играет особенно существенную роль, потому что для маленького ребенка, естественно, слишком трудной задачей было бы постоянно сознательно регулировать свое поведение общими правилами.

Ж.Пиаже предположил, что в раннем детстве "правило" поведения безостаточно сводится для ребенка именно к привычной схеме действия.211 По утверждению Пиаже, до 3-4 лет, а иногда и позже, ребенку совершенно чужд момент обязательства. Понятие "надо" не включает в себя еще никакого чувства обязанности перед другими людьми. Это утверждение Пиаже связано с общей его концепцией эгоцентризма, согласно которой ребенок сначала является не социальным существом, а живет ряд лет вне социального контакта. Это утверждение так же несостоятельно, как и та концепция, из которой оно исходит. Смущение, которое испытывает ребенок, нарушая какой-нибудь запрет (когда, скажем, укоризненный взгляд матери так смущает, что выплевывается уже находящаяся во рту ягода), убедительно свидетельствует о том, что неправильное поведение не является для него лишь поведением непривычным. Делая что-нибудь запрещенное, дети чувствуют не необычность своего поведения, а свою вину перед другими. Это очень ярко проявляется в их поведении. Дети очень чувствительны к порицанию, так же как и к похвале.

Правила поведения, которыми руководствуется ребенок, понятия "надо" и "нельзя", регулирующие его поведение, насыщены чувством. Оно в значительной мере определяет первоначальное содержание "правил" поведения и их соблюдение. Путем эмоционального воздействия доходят первоначально до ребенка правила, которые, закрепляясь частично как привычки, регулируют его волю. Но ребенок при этом не действует просто, как автомат; у него вырабатывается и некоторое представление о том, что надо и чего нельзя делать, а затем встает и вопрос, почему это можно, а почему этого нельзя. Вопросы "почему?", которые с 3-4-го года начинает задавать ребенок, естественно направляются и на эту, особенно близко его затрагивающую область запретов и разрешений. Собственно говоря, лишь с этого момента правила в какой-то мере осознаются детьми как таковые.

Путем изучения детских жалоб В.А. Горбачева в проведенном под нашим руководством исследовании детей младшей и средней групп детского сада в Ленинграде собрала поучительнейший материал, ярко показывающий, как совершается у дошкольников осознание правил в конкретной практике их применения, нарушения и восстановления: детские жалобы, часто очень многочисленные, в большинстве своем касаются не личных обид, а нарушения правил; апеллируя своими жалобами к воспитательнице, сплошь и рядом без всякой личной задетости и враждебности по отношению к нарушителю, ребенок как бы ищет подтверждение правилу, как бы проверяет его и укрепляется в нем в результате подтверждения его со стороны взрослых. <...>

Сначала эти правила носят очень частный и внешний характер. Они представляют собой в значительной мере лишь совокупность отдельных предписаний, регулирующих по преимуществу внешнюю сторону поведения. В дальнейшем, в связи с общим ходом умственного развития ребенка, они становятся все более обобщенными и осознанными; становясь более сознательными, они приобретают менее внешний характер. Этот процесс совершается и завершается по мере того, как у подрастающего ребенка формируется цельное мировоззрение и внешние сначала правила поведения превращаются в убеждения.

Умение в течение сколько-нибудь длительного времени подчинять свою деятельность определенной цели также требует продолжительного развития. <...> Настойчивость проявляется уже в младенчестве; вместе с тем она проходит длинный путь развития. Ее основа заложена в свойствах темперамента. Но формы, которые она принимает на более поздних ступенях развития, существенно отличаются от ее первых проявлений.

Каждое непосредственно действующее побуждение имеет в раннем детстве большую власть над ребенком. Поэтому внутренняя мотивация еще очень неустойчива: при каждой перемене ситуации ребенок может оказаться во власти других побуждений. Неустойчивость мотивации обусловливает известную бессистемность действий. Бессвязная смена различных стремлений и бессистемное перескакивание от одного действия к другому, не объединенному с предыдущим общностью задач и целей, – очень характерное явление, часто наблюдающееся у детей наряду с настойчивостью, проявляющейся в многократном повторении одного и того же эмоционально привлекательного акта. Высшие формы настойчивости представляют собой в известном отношении противоположность ее начальным проявлениям.

Умение принять задание, подчинить свое поведение будущему результату, иногда вопреки чувственным, непосредственно влекущим побуждениям, действующим в настоящую минуту, – это для ребенка трудное умение. Его нужно специально развивать. Без этого умения невозможно обучение в школе, где нужно готовить уроки, выполнять задания, подчиняться дисциплине. К этому нужно приучать ребенка уже в дошкольном возрасте.

Это, само собой разумеется, не значит, что нужно подчинять всю жизнь ребенка этого возраста строгой регламентации, превращая ее в одно сплошное выполнение разных обязанностей и заданий.

Вообще, встречаются две крайности, каждая из которых таит в себе серьезную опасность для развития воли. Первая заключается в том, что ребенка изнеживают и волю его расслабляют, избавляя его от необходимости делать какие-либо усилия; между тем готовность употребить усилие, чтобы чего-нибудь достигнуть, – совершенно необходимая в жизни, не дается сама собой, к ней нужно приучать; лишь сила привычки может облегчить трудность усилия: совершенно не привычное, оно окажется непосильным. Другая – тоже не малая – опасность заключается в перегрузке детей непосильными заданиями. Непосильные задания обычно не выполняются. В результате создается привычка бросать начатое дело незавершенным, а для развития воли нет ничего хуже. Для выработки сильной воли первое и основное правило – доводить раз начатое дело до конца, не создавать привычки бросать незавершенным то, за что взялся. Нет более верного средства дезорганизовать волю, как допустить один за другим ряд срывов, раз за разом не довести до конца начатое дело. Настойчивость – это ценнейшее качество сильной воли – заключается именно в том, чтобы неуклонно, невзирая на препятствия, доводить начатое дело до конца, добиваясь осуществления своей цели. Ее нужно воспитывать на практике, на деле.

К концу дошкольного возраста и в начале школьного ребенок обычно делает в волевом развитии крупный шаг вперед, который является существенным условием возможности школьного обучения. Ребенок научается принимать на себя задание и действовать из сознания необходимости его выполнить. <...> Дисциплинирующая упорядоченность учебной работы и всей школьной жизни, ее четкая организация являются существенным условием формирования воли учащихся.

В подростковом возрасте для волевого регулирования поведения возникают определенные трудности. Появление новых влечений в период полового созревания предъявляет новые повышенные требования к воле. Для того чтобы подвергнуть сознательному контролю импульсы, идущие от вновь пробудившихся влечений, должна соответственно окрепнуть сознательная основа воли. Некоторое напряжение, требующее известной выдержки, может возникнуть и в связи с усложнением тех отношений с другими людьми, в которые вступает подросток. Он уже не ребенок и еще не взрослый. Сам он особенно чувствует первое, взрослые в своем отношении к нему иногда особенно подчеркивают второе. У подростка возникает тенденция высвободить свою волю из ограничений, которые накладывает на нее ближайшее окружение. Он стремится обрести свою собственную волю и начать жить согласно ей; управление должно перейти из рук окружающих в собственные руки подростка. Это стремление оказывается плодотворным для волевого развития личности постольку, поскольку деспотизму чужих принципов не противопоставляется лишь анархия собственных импульсов и влечений, поскольку процесс высвобождения воли соединяется с ее внутренним преобразованием, основывающимся на превращении внешних правил в принципы, выражающиеся в убеждениях. <...>

Развитие самосознания приводит к более полному пониманию собственных побуждений и создает предпосылки для углубленной мотивации. Складывающийся характер делает мотивы более

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...