Общее представление о характере. Основные типологии характера. Методы изучения характера.
Характер (от греч. charaktеr — печать, чеканка, зарубка) — подструктура личности, образуемая индивидуально-своеобразным комплексом устойчивых личностных особенностей (черт, диспозиций), определяющих присущие личности типичные формы и способы достижения целей (инструментальные проявления характера) и самопроявления в общении с другими людьми (экспрессивные проявления характера). В психологии это понятие применительно только к человеку как характеризующее его не только с психологической, но и с морально-этической стороны (хороший или плохой, сильный или слабый характер, «с характером» или бесхарактерный). Различия человеческих характеров как наиболее существенных свойств и особенностей человека, определяющих его внешний облик и поведение (индивидуальные различия в широком смысле), с глубокой древности обращали на себя внимание философов и врачей. Значительное влияние на исследования характера оказала физиогномика (от греч. physis — природа, gnomon — знающий) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности. Главная идея данного учения строится на предположении о том, что по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики человека, принадлежащего к тому или иному типу. Наиболее известной стала физиогномическая система И. К. Лафатера, считавшего основным путем познания человеческого характера изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики и т. д. Мясищев: Характер - структурная интеграция отношений (имеется в виду характерная для индивидуума структура личности). Личность характеризуется - направленностью, уровнем развития, структурой, динамикой темперамента. Таким образом, направленность - вектор, а характер - соотношение мотивов и отношений вообще.
Штерн: характер - социальные диспозиции (диспозиции социального поведения). Структура: темперамент, интеллектуальные особенности, волевые особенности и т.д. Таким образом, характер проявляется в обществе. Олпорт: Черты характера - это нравственно оцениваемые черты личности (следовательно определенной культуре определения трактовка одного и того же свойства). Характер - согласование индивидуальных и групповых норм и ценностей. Платонов: Характер - каркас личности. Содержательная сторона - направленность плюс воля плюс проявление в поведении: сложившийся стереотип поведения. Выраженность характера определяется четкостью тенденций и способностью подкрепить их. Согласно современным отечественным воззрениям, характер выступает как форма проявления личности в узком смысле слова (содержательной или смысловой сферы личности), как готовность человека осуществлять в более или менее типичных ситуациях при определенных условиях определенные фиксированные формы или способы поведения. Характер выступает как защитная оболочка, опосредующая как воздействия внешней среды на личность (смягчая или обостряя их), так и воздействия личности на среду, придавая действиям субъекта те или иные инструментальные или экспрессивные свойства (напористость, мягкость, импульсивность, открытость, осторожность и др.). Характер и личность. В литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих понятий: 1) характер и личность практически отождествляются – эти термины употребляются синонимично; 2) характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; 3) личность понимается как специфическая часть характера; 4) характер и личность рассматриваются как "пересекающиеся" образования.
Избежать смешения этих понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования. Кратко выражая суть различий между личностью и характером, можно сказать, что черты характера выражают то, как действует индивид, а черты личности то, ради чего он действуют. Очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применением одних и тех же способов можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной цели разными способами. Есть очень важная задача: проследить, почему и как определенные свойства характера способствуют формированию определенных свойств личности. Проблема влияния характера на формирование личности имеет не только важное теоретическое, но также исключительно важное значение для практики воспитания и самовоспитания, ибо прямо подводит к вопросам о методах воспитания детей с учетом их характеров, о способах профилактики и разрешения напряжений, создаваемых различными характерами в межличностных отношениях, о природе и путях разрешения некоторых внутренних проблем личности и пр. Проявления характера гораздо более непосредственны, чем личности: проявляя характер, субъект скорее побуждается тем, что ему "естественно", что "хочется" или "не хочется"; действуя как личность, он скорее руководствуется тем, что "должно" и "что следует делать". С развитием личности он начинает жить более нормативно – не только в смысле общей направленности, ко и в смысле способов поведения. Темперамент и характер имеют достаточно тесную связь между собой, зависят от психофизиологических особенностей организма и типов высшей нервной деятельности. Однако если темперамент изначально закреплен генетически и в процессе жизнедеятельности индивида в основном постоянен, то этого нельзя сказать о характере. Он формируется и изменяется на протяжении всей жизни человека. Свойства темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Исходя из этого усилия человека должны быть направлены прежде всего не на изменение, а на выявление и осознание особенностей своего темперамента. Это позволит выявить способы деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют его природным качествам, природному дарованию.
Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные (локальные). Глобальные свойства характера фактически перекрывают свойства темперамента, так как распространяют свое действие на столь же широкую сферу поведенческих проявлений. Локальные свойства характера распространяются на частные, более узкие ситуации. Некоторые авторы не различают свойства темперамента и глобальные свойства характера, считая их проявлением одной и той же психологической реальности. С нашей точки зрения, свойства характера целесообразно отличать от свойств темперамента хотя бы потому, что они в гораздо большей степени отражают стиль сознательной, волевой регуляции поведения и определяют поступки, за которые человек несет прямую моральную и юридическую ответственность, Характер - это неразрывное целое. Но изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений (черт характера). Общие черты характера проявляются в отношениях личности к общественным обязанностям и долгу, к людям, к самой себе. Отношение к общественным обязанностям и долгу прежде всего проявляется в отношении личности к общественному труду. В этой связи выявляются такие черты характера, как трудолюбие, добросовестность, настойчивость, бережливость, и противоположные им - леность, небрежность, пассивность, расточительство. Черты характера - это особенности, выделяемые в поведении человека. Любая черта есть некоторый устойчивый стереотип поведения. Мерлин: Черты характера - это свойство личности в целом, которые проявляются в социально-типических ситуациях. Признаки черт характера: 1. Ситуативная обусловленность; 2. В основе лежат определенные отношения; 3.Формы проявления (качественные особенности психических процессов, темпераментных особенностей и т.д.) Наиболее широко признанной в современных международных изданиях классификацией глобальных черт характера является так называемая Большая пятерка свойств (У. Норман, Л. Гольдберг, Р. Коста, П. Мак-Крэй, Д. Дигман, Ф. Остендорф, Б. ДеРаад, А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов):
1) Самоуверенность — неуверенность. 2) Согласие, дружелюбие — враждебность. 3) Сознательность — импульсивность. 4) Эмоциональная стабильность — тревожность. 5) Интеллектуальная гибкость — ригидность. Среди массы несовпадающих типологий и классификаций локальных (ситуационно зависимых) факторов характера (Р. Кэттелл, X. Гоф, Дж. Гилфорд, Д. Джэксон, А. Е. Личко, А. Г. Шмелев) назовем отдельные факторы, имеющие несомненное значение в педагогической практике: Общительность — замкнутость. Доминантность (лидерство) — подчиненность. Оптимизм — уныние. Совестливость — бессовестность. Смелость — осторожность. Тревожная ранимость — спокойная безмятежность Самостоятельность — конформизм (зависимость от группы). Самоконтроль — импульсивность. Страстная увлеченность — апатичная вялость. Миролюбивость — агрессивность. Деятельная активность — пассивность. Гибкость — ригидность. Демонстративность — скромность. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей. Непродуктивные типы характера: Рецептивный - сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить. Рецептивные типы убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи. Эксплуатирующий - человек, который добивается от других желаемого силой, обманом или изобретательностью. Они не способны к творчеству, поэтому добиваются любви, идей, обладания и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера является агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к сооблазнению. К положительным чертам относится уверенность в себе, чувство собственного достоинства, импульсивность. Накапливающий - скупой, упрямый и ориентированный на прошлое. Такой тип людей пытается обладать как можно большим количеством материальных благ, власти, любви. Они стремятся пресекать любые поползновения на свои накопления. В отличие от первых двух типов "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое и они напоминают анально – удерживающую личность по Фрейду. У них есть некоторые положительные особенности – предусмотрительность, лояльность, сдержанность. Рыночный человек определяет себя как товар, который можно выгодно продать/обменять; Он предельно отчуждён от других. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, в знакомствах с нужными людьми, и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Из отношения с окружающими поверхностны, их девиз: "я такой, каким вы хотите меня видеть". Их положительные качества – открытость, любознательность и щедрость.
Продуктивный характер только один; согласно Фромму, он представляет собой цель развития человечества, и в его основе лежат разум, любовь и труд. Этот тип независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки. Это идеальное состояние человека. Типы людей по Юнгу: 1. Экстравертный тип 1. Экстравертный мыслительный тип 2. Экстравертный чувствующий тип 3. Экстравертный ощущающий тип 4. Экстравертный интуитивный тип 2. Интровертный тип 1. Интровертный мыслительный тип 2. Интровертный чувствующий тип 3. Интровертный ощущающий тип 4. Интровертный интуитивный тип Категория психологической нормы является принципиальной составляющей понятийного аппарата психологии и вместе с тем одной из наиболее дискуссионных её проблем. Существует многообразие критериев, предлагаемых разными исследователями для определения того, что такое норма. Интерес к проблеме нормы сегодня обусловлен и необходимостью комплексного решения всё более усложняющихся прикладных задач (в частности диагностических). Психическую норму часто определяют как отсутствие каких-либо патологических проявлений, нарушений психики. Недостаток "негативного" определения нормы состоит в том, что оно лишь приблизительно очерчивает границы нормального, но не раскрывает его сущности, качественной традиционной дихотомии "норма-патология" требует, по крайней мере, определения последней. До сих пор в медицине доминирует упрощённое толкование патологии как болезни, отклонения от нормы. Психология также должна опираться и на философские традиции, в которой "патос" означает деятельность и изменение души под влиянием какого-либо воздействия, страдание, страсть. Следует не забывать и о том, что норма и патология не являются взаимоисключающими понятиями: у нормального, психически здорового человека должны отсутствовать психопатологические синдромы, но также могут встречаться отдельные патологические симптомы. Типология психопатических личностей П. Б. Ганнушкина — классификация патологических и околопатологических личностей. В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституционально–глупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоционально–лабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические лгуны. Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова. Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат. Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Существуют две классификации типов акцентуаций характера. Акцентуации — чрезмерно выраженные черты характера. В зависимости от уровня выраженности выделяют две степени акцентуации характера: явную и скрытую. Явная акцентуация относится к крайним вариантам нормы, отличается постоянством черт определенного типа характера. При скрытой акцентуации черты определенного типа характера выражены слабо или не проявляются совсем, однако могут ярко проявиться под влиянием специфических ситуаций. Однако следует отметить, что акцентуацию характера ни в коем случае нельзя отождествлять с понятием психической патологии. Жесткой границы между условно нормальными, «средними» людьми и акцентуированными личностями не существует. Выявление акцентуированных личностей в коллективе необходимо для выработки индивидуального подхода к ним, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности). Автор концепции акцентуации — немецкий психиатр Карл Леонгард. Истероидный или демонстративный тип, его основные особенности — эгоцентризм, крайнее себялюбие, ненасытная жажда внимания, потребность в почитании, в одобрении и признании действий и личных способностей. Гипертимный тип — высокая степень общительности, шумливость, подвижность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству. Астеноневротический — повышенная утомляемость при общении, раздражительность, склонность к тревожным опасениям за свою судьбу. Психостенический — нерешительность, склонность к бесконечным рассуждениям, любовь к самоанализу, мнительность. Шизоидный — замкнутость, скрытность, отстраненность от происходящего вокруг, неспособность устанавливать глубокие контакты с окружающими, необщительность. Сенситивный — робость, стеснительность, обидчивость, чрезмерная чувствительность, впечатлительность, чувство собственной неполноценности. Эпилептоидный (возбудимый) — склонность к повторяющимся периодам тоскливо-злобного настроения с накапливающимся раздражением и поиском объекта, на котором можно сорвать злость. Обстоятельность, низкая быстрота мышления, эмоциональная инертность, педантичность и скрупулезность в личной жизни, консервативность. Эмоционально-лабильный — крайне изменчивое настроение, колеблющееся слишком резко и часто от ничтожных поводов. Инфантильно-зависимый — люди, постоянно играющие роль «вечного ребенка», избегающие брать на себя ответственность за свои поступки и предпочитающие делегировать ее другим. Неустойчивый тип — постоянная тяга к развлечениям, получению удовольствий, праздность, безделье, безволие в учебе, труде и выполнении своих обязанностей, слабость и трусливость. Личко: Типы акцентуаций характера Гипертимный Циклоидный Эмоционально-лабильный Сенситивный Психастенический Шизоидный Паранойяльный Эпилептоидный Истероидный Неустойчивый Конформный Методы изучения характера (Левитов): 1. Наблюдение. Эффективность зависит от цели; 2. Эксперимент. Может использоваться по поводу психических процессов. Например: память: насколько человек уверенно отвечает, обосновывает; 3. Беседа: конкретная, автобиографическая, клиническая; 4. Анализ продуктов деятельности; 5. Контент-анализ документов (письма, дневники, литературно-художественные произведения). 6. Тестовые методы: акцентуации характера. Методики: 1. Адаптированный характерологический опросник Леонгарда-Шмишека. Этот тест предназначен для выявления акцентуаций характера, т.е. определенного направления характера. Опросник включает в себя 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Первая шкала характеризует личность с высокой жизненной активностью, вторая шкала показывает возбудимую акцентуацию. Третья шкала говорит о глубине эмоциональной жизни испытуемого. Четвертая шкала показывает склонность к педантизму. Пятая шкала выявляет повышенную тревожность, шестая – склонность к перепадам настроения, седьмая шкала говорит о демонстративности поведения испытуемого, восьмая – о неуравновешенности поведения. Девятая шкала показывает степень утомляемости, десятая – силу и выраженность эмоционального реагирования. Перед проведением опроса дается инструкция. Время ответов не ограничивается. Возможно применение опросника как индивидуально, так и в группе. Наиболее удачный вариант применения опросника в группе, но каждый испытуемый должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов. Опросник применяется как для психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. 2. Методика «Чёртова дюжина». Расшифровывается наименование зашифрованных типов акцентуации характера. I. – параноидальный тип. II. – эпилептоидный тип. III. – гипертимный тип. IV. – истероидный тип. V. – шизоидный тип. VI. – психастенический тип. VII. – сензитивный тип. VIII – гипотимный тип. IX - конформный тип. X - неустойчивый тип. XI – астенический тип. XII - лабильный тип. XIII – циклоидный тип. Определяется степень выраженности каждого из типов путем построения графика "Рисунок личности", где по горизонтальной оси откладывается номер типа, а по вертикальной - сумма баллов в колонке. 3. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла. · Фактор А — Открытость-замкнутость · Фактор B — Развитое мышление - ограниченное · Фактор C — Эмоциональная стабильность - неустойчивость · Фактор E — Независимость - податливость · Фактор F — Беспечность - озабоченность · Фактор G — Сознательность - беспринципность · Фактор H — Смелость - застенчивость · Фактор I — Чувственность - твердость · Фактор L — Подозрительность - доверчивость · Фактор M — Мечтательность - практичность · Фактор N — Утончённость - простота · Фактор O — Склонность к чувству вины – спокойная самоуверенность · Фактор Q1 — Радикализм - консерватизм · Фактор Q2 — Самостоятельность – зависимость от группы · Фактор Q3 — Самоконтроль, сильная воля – недостаток самоконтроля · Фактор Q4 — Внутренняя напряжённость - расслабленность
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|