Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Недостаточно стимулирующие установки через действие




 

Как уже упоминалось ранее, люди могут подкреплять свои убеждения посредством нежелания изменять свои действия. Используемые «испытанные и верные» самораз-рушительные способы могут приносить кратковременное облегчение за счет долгосро­чной выгоды. Понимание Эллиса таково: «Вы можете изменять иррациональные убеждения (иУ), действуя против них: осуществляя поведение, которое проти­воречит этим убеждениям» (Ellis, 1988, р. 109). Почему же тогда люди не изменяют свои действия, чтобы бросить вызов своим убеждениям? Одна причина заключается в том, что люди не могут понимать свои иррациональные убеждения, их производные, а также их эмоциональные и поведенческие последствия. Другая причина — люди не хотят рисковать и совершать усилия, связанные с действием. Некоторым людям не ясно, что делать. Другие знают, что надо делать, но не имеют соответствующих навы­ков, испытывают недостаток в уверенности и поддержке и поэтому не могут совершать необходимые действия. Существует еще одна категория — это люди, которые изменя­ют свои поступки, но не имеют сил для продолжения начатых действий, особенно при столкновении с трудностями и неудачами.

 

ПРАКТИКА

Цели

 

Две главные цели РЭПК: «во-первых, помочь людям избавиться от эмоциональных блоков и расстройств; во-вторых, помочь людям стать более полно функционирующи­ми, более самоактуализирующимися и более счастливыми» (Ellis, 199H, р. 7). Консуль­танты, практикующие данный подход, нацелены на то, чтобы «помогать клиентам со­вершать глубокие философские изменения или, скорее, «отдаваться» этим изменени­ям, и, прежде всего, помогать им заменять жесткое мышление долженства предпочита­ющим» (Ellis, 1991b, p. 164). В РЭПК делается акцент на изменении когниций, эмоций и поведения клиентов (Ellis, Bernard, 1986). Когнитивно консультанты, практикующие РЭПК, стремятся помочь своим клиентам стать более рациональными и отказаться от «ребяческой требовательности — главного элемента эмоционального беспокойства» (Ellis, 1989, р. 214). Эмоционально они стремятся помочь клиентам почувствовать себя более адекватно по отношению к реальности. Поведенчески консультанты, практику­ющие РЭПК, стремятся помочь клиентам действовать более эффективно, чтобы дости­гать фундаментальных и первичных целей.

 

Неэлегантные и элегантные цели консультирования

 

Ранее в этой главе я представил схему ЦАУПДЭ Эллиса и описал цели (Ц), активизиру­ющие события (А), убеждения (У) и последствия (П). Д — означает дискутирование ир­рациональных убеждений, это также способ краткого описания когнитивных, эмоцио­нальных и поведенческих методов, использующихся в РЭПК. Имеются два значения Э, в зависимости от того, являются цели РЭПК неэлегантными или элегантными.

Эллис (Ellis, 1980) пишет: «Неэлегантное изменение подразумевает какой-нибудь вариант удаления симптома» (р. 13). Здесь, в Д, РЭПК нацелено на когниций, эмоции и поведение, сопровождающие саморазрушающие чувства, такие как тревога и депрессия, и на дисфункциональное поведение, такое как уклонение от социальных ситуаций и от публичных выступлений. Целью сфокусированного, или неэлегантного, РЭПК является сфокусированное, или неэлегантное, изменение. Здесь буква Э означает эффективную новую философию, сосредоточенную на одном или нескольких определенных призна­ках или проблемах. Эффективность относительно этих признаков может быть когнитивной (имеются в виду подобные рациональные убеждения), эмоциональной (имеются в виду уместные чувства) и поведенческой (имеется в виду желательное поведение).

Неэлегантное изменение коренным образом отличается от элегантного; Эллис утверждает: «Элегантное изменение в РЭТ подразумевает не только удаление симпто­ма, его целью является значительное снижение (в большей степени, чем абсолютное сведение на нет) самой способности клиентов нарушать собственное душевное рав­новесие» (Ellis, 1980, р. 13). В элегантном изменении Э идет дальше, чем эффективная новая философия, поддерживающая удаление только определенных признаков, здесь Э оказывает клиентам помощь в развитии и применении на практике эффективной фи­лософии жизни. Таким образом, Э обозначает цель эффективной новой философии, способствующей удалению определенных симптомов, в неэлегантном РЭПК и цель эф­фективной философии жизни (эта философия включает в себя эффективные новые фи­лософии, способствующие удалению определенных симптомов) в элегантном РЭПК.

В РЭПК подчеркивается взаимодействие активизирующих событий (А), убежде­ний (У) и эмоциональных и поведенческих последствий (П). Эллис расценивает это глубокое основное изменение в направлении эффективной философии жизни как в высшей степени когнитивное, эмоциональное и поведенческое. Это философское из­менение имеет следующие характеристики. Во-первых, существуют специфические черты, делающие данное изменение подлинным и заставляющие выбирать мышление скорее гибкое и предпочитающее, чем ригидное (мышление долженства). Люди с эф­фективными философиями продолжают работать над ориентированными на цель реак­циями на неприятные повседневные активизирующие события (А), стремясь, чтобы эти реакции стали в определенной мере автоматическими. Во-вторых, убежденно и весьма эмоционально люди с эффективными философиями мыслят с научной точки зрения и борются против «узкого мышления и деспотичного интеллектуально-эмотивно-поведенческого ограничения!» (Ellis, 1991b, p. 166).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...