Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной требовательности




 

Клиентов, которые имеют убеждения долженства, связанные с необходимостью одоб­рения, и производные этих убеждений, такие как страх отвержения, можно поощрить назначить кому-нибудь свидание или заставить себя общаться. Одновременно клиен­ты должны убеждать себя в том, что отвержение не ужасно, а только доставляет не­удобства. Клиентам с перфекционистскими убеждениями можно дать задание специ­ально попробовать плохо произнести публичную речь.

Консультанты побуждают клиентов выполнять подобные задания, повторяя упра­жнения без конца. Например, Роджеру, который боялся публичных выступлений, Эллис порекомендовал как можно чаще (раз или два в неделю) произносить речи в обще­стве (Ellis, 1991e). Часто консультанты просят клиентов выполнять задания, исполь­зуя метод «наводнения», оставаясь в ситуациях, которые они воспринимают как край­не опасные, до тех пор, пока не увидят, что «опасность» эта в значительной степени воображаемая. Например, клиентам, которые боятся ездить на автобусах или поездах метро, консультанты рекомендуют начать ездить в общественном транспорте немед­ленно, по много раз в день в часы пик, если именно этого они больше всего боятся (Ellis, 1980). Во всех случаях, когда клиенты поведенчески оспаривают убеждения долженства, они могут одновременно оспаривать их когнитивно.

 

 

Упражнения, помогающие избавиться от чрезмерной стыдливости

 

Эллис выдвинул гипотезу, согласно которой тревога Эго тесно связана с чувствами стыда, вины, смущения и унижения. Следовательно, чем сильнее люди противостоят иррациональным убеждениям, стоящим за этими чувствами, тем ниже вероятность того, что они нарушат свое душевное равновесие. Клиентов побуждают публично со­вершать такие действия, которые они расценивают как особенно постыдные или сму­щающие. Например, клиенты могут громко требовать остановить движение, находясь в лифтах, автобусах или поездах метро или громко просить продать им имеющие отно­шение к сексу предметы в аптеках. Цель этих упражнений — доказать, что данное по­ведение само по себе в действительности не является постыдным и его можно осуще­ствлять, ощущая относительный комфорт и принимая себя (Ellis, 1980). Кроме того, консультанты побуждают клиентов бороться с чувством стыда посредством увеличе­ния степени самораскрытия тех своих сторон, которые клиенты воспринимают как по­стыдные или которые, по их ощущению, другие люди воспринимают как постыдные.

 

Обучение навыкам (тренинг навыков)

 

Различие между поведенческими и познавательными навыками является неопределен­ным. Всегда, когда консультанты помогают клиентам развивать поведенческие навыки (например, ассертивность и навыки общения), они обучают клиентов когнитивно рас­сматривать имеющиеся у них иррациональные убеждения и производные самодеклара­ции. Иногда консультанты рекомендуют клиентам стремиться к получению дополни­тельного опыта, необходимого для приобретения соответствующих навыков. Напри­мер, Эллис полагал, что у Роджера, который боялся публичных выступлений, были недостаточно развиты профессиональные навыки ассертивности, например Роджер не отказывался проводить презентации даже тогда, когда он был к ним не готов. Эллис порекомендовал Роджеру пройти шестинедельный курс развития ассертивности в сво­ем Институте, а также записаться на пятимесячные курсы, на которых слушателей обучали искусству публичных выступлений (такие курсы были организованы в мест­ном колледже) (Ellis, 1991e).

 

Использование вознаграждений и наказаний

 

Консультанты, практикующие РЭПК, используют вознаграждения и наказания, чтобы побуждать клиентов выполнять домашнее задание и работать по программам самоизменения (Ellis, 1980; Dryden, Ellis, 1986). Например, каждый раз, когда Роджер запол­нял РЭТ-отчет по самопомощи или выступал с публичной речью, он вознаграждал себя прослушиванием одного из своих любимых компакт-дисков. Всякий раз, когда Родже­ру не удавалось выполнить задание, он в течение 30 минут разговаривал со своей скуч­ной тетей. Два раза поговорив с нею, Роджер стал успешно справляться со всеми зада­ниями! (Ellis, 1991е).

 

Решение проблем

 

Клиенты подчиняют цели (Ц) активизирующим событиям (А), происходящим в их жизни. Поставленные цели порождают множество практических реальных проблем, которые требуют разрешения. Например, большое значение могут иметь получение хорошего образования, поиски супруга, получение подходящей работы, успешная про­фессиональная деятельность. Клиенты могут свободно выбирать — они могут решать реальные проблемы или расстраиваться по поводу их возникновения. Если клиенты предпочитают расстраиваться, у них возникает эмоциональная проблема, связанная с действительно существующей проблемой. В таких случаях консультанты могут помочь клиентам обнаружить и активно обсудить соответствующие иррациональные убежде­ния. Иногда целесообразно порекомендовать клиентам не заниматься практическими трудностями до тех пор, пока они не справятся со связанными с ними эмоциональными трудностями. Например, один супруг или оба супруга могут отложить принятие реше­ния о разводе до тех пор, пока они не дадут себе шанс выяснить, не смогут ли они счас­тливо жить вместе, если ослабят свои иррациональные убеждения.

Консультанты охотно помогают клиентам решать реальные проблемы. Однако тог­да, когда это необходимо, консультанты настаивают на необходимости решительного обнаружения и оспаривания лежащих в основе данных проблем иррациональных убеж­дений. Способствуя решению проблем своих клиентов, консультанты помогают им чет­ко определять эти проблемы и формулировать цели, разрабатывать и оценивать аль­тернативные стратегии, намечать в общих чертах шаги, необходимые для достижения целей, определять ресурсы и обеспечение, а также развивать практические навыки, необходимые для достижения успеха.

 

Преодоление сопротивления

 

Когда клиенты оказывают сопротивление консультантам и не справляются с до­машним заданием, это главным образом, связано с тем, что у клиентов имеются следу­ющие иррациональные убеждения (Ellis, 1986a): 1) «Я должен преуспеть в изменении»; 2) «Вы (консультант и другие) должны помочь мне измениться» и 3) «Мое изменение должно произойти быстро и легко». Основываясь на таких убеждениях (У), сопротив­ляющиеся получают отрицательные эмоциональные последствия, например депрессию и жалость к себе, и отрицательные поведенческие последствия, например промедле­ние и уклонение от совершения действий. Кроме того, сопротивляющиеся применяют производные иррациональных убеждений, такие как нагнетание страха. Суть основно­го подхода, использующегося в РЭПК при сопротивлении клиентов, можно сформулировать так: консультанты учат клиентов находить и энергично обсуждать главные ир­рациональные убеждения, лежащие в основе их сопротивления. Если клиенты оказы­вают консультантам сопротивление, можно применять следующие техники:

Использование рациональных, помогающих справиться с ситуацией, са­модеклараций. Клиенты могут постоянно говорить себе: «Терапия не должна быть легкой. Я могу извлекать пользу из трудностей, с которыми сталкиваюсь» (Ellis, 1986a, р. 262).

Реферирование. Реферирование подразумевает перечисление неудобств, возни­кающих вследствие оказания сопротивления, и преимуществ, которые можно полу­чить, активно работая вместе с консультантом, а также регулярный просмотр и обду­мывание составленных списков.

Обращение других «в свою веру». Поощрение сопротивляющихся клиентов применять методики, использующиеся в РЭПК, к друзьям и родственникам.

 

Закрепление изменения

 

Консультанты, практикующие РЭПК, связаны обязательством помогать клиентам сохранять изменения. Однако Эллис (Ellis, 1988) признает, что существует вероят­ность возникновения рецидивов. На самом первом занятии консультанты объясняют клиентам, что они смогут измениться и сохранить изменения только упорно работая и практикуясь. В ходе консультирования клиентам объясняют, какие упражнения им следует выполнять дома, чтобы развивать приобретенные навыки как в промежутках между занятиями, так и после окончания курса консультирования. Когда клиенты об­наруживают, что у них явно возник рецидив, консультанты предлагают им вновь обра­титься к АУП и определить, что они сделали, чтобы вернуться к старым моделям. За­тем консультанты рекомендуют клиентам энергично оспорить (Д) соответствующие иррациональные убеждения. Консультанты советуют клиентам пробовать снова и сно­ва, до тех пор, пока они полностью не заменят иррациональные убеждения эффектив­ными новыми философиями (Э).

 

Другие применения

 

Групповое РЭПК используется как в сочетании с индивидуальным консультирова­нием, так и само по себе (Ellis, 1992b). Членов групп РЭПК обучают выявлять ирраци­ональные убеждения друг у друга и оспаривать их (Ellis, 1989). Члены группы также развивают навыки борьбы со своими иррациональными убеждениями, выводящими Эго из состояния равновесия, посредством раскрытия материала, воспринимаемого ими как опасный. Кроме того, клиенты, работающие в группах, могут принимать участие в ролевых играх с целью развития ассертивности и других навыков общения.

Эллис проявляет особый интерес к применению РЭПК при возникновении у клиен­тов проблем, связанных с семейными отношениями (Ellis, 1986b, 1991b, 1991d, 1993с). Консультанты обычно рекомендуют супругам или партнерам приходить на консульта­цию вместе, внимательно выслушают жалобы обеих сторон, а затем объясняют парт­нерам, что, хотя их жалобы активно описывают поведение в А, их расстройство в П неоправданно. В частности, консультанты фокусируют внимание клиентов на убеж­дениях долженства, порождающих враждебность. Консультанты также часто обучают партнеров навыкам достижения компромисса и навыкам общения. При работе с члена­ми одной семьи консультанты, практикующие РЭПК, учат и родителей, и детей быть терпимыми к себе и к другим людям, несмотря на то что определенное поведение мо­жет быть весьма неприятным.

Книги Эллиса и записанные им кассеты внесли значительный вклад в обучение аме­риканцев и жителей других стран тому, как жить более эффективно. Эллис также ока­зал сильное влияние на многих специалистов, которые занимались (и занимаются) со­ставлением руководств по оказанию самопомощи. Пожалуй, Эллис является одним из наиболее влиятельных англоговорящих психологов-педагогов двадцатого века; он сде­лал очень многое для обучения обычных людей навыкам преодоления эмоциональных расстройств и помог многим людям стать самоактуализирующимися личностями.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...