Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Проект
I. Об итогах реализации
Важным фактором модернизации российского образования стал приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО), который не только выступил катализатором развития образования, но и оказал существенное влияние на становление инновационной экономики. В системе общего образования ежегодно начиная с 2006 года поддерживается 3 тысячи школ, внедряющих инновационные образовательные программы. Общий объем государственной поддержки составил 6,0 млрд рублей. Средства государственной поддержки инновационных школ (лицеев, гимназий) направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической и учебной базы, повышение квалификации и переподготовку работников общеобразовательных учреждений. По данным общероссийского мониторинга, при поддержке школ-лидеров достигнуты следующие результаты: 56% опрошенных отметили повышение качества образования; 20% – улучшение воспитания; 17% – большее использование компьютера; 17% – введение профильного обучения; 10% – рост числа призеров на олимпиадах и улучшение здоровья учащихся. Кроме того, отмечено улучшение материальной базы школ – 87%; расширение сектора дополнительного образования – 63%; обновление организационной инфраструктуры – 57%; активизация работы с родителями – 47%. В результате реализации приоритетного национального проекта устранены замечания в уставах школ в 70 регионах; созданы органы школьного самоуправления в 45 регионах (примерно в 20 регионах уже были созданы ранее); оформлены лицевые счета школ в 40 регионах (ранее были лишь в 18–20 регионах); нормализована наполняемость классов в сельской местности (с 10 до 12 человек); снизился порог среднего возраста педагогов (от 12% пенсионеров до 11%); улучшилась материальная оснащенность школ.
Анализ программ развития общеобразовательных учреждений, получивших поддержку в рамках национального проекта, показывает, что владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Наиболее характерен переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Таким образом, основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность). Задача обеспечить формирование базовых компетентностей особенно актуальна в условиях перехода к обязательному полному общему образованию и обновления структуры стандарта образования. Новая структура стандарта призвана обеспечить наряду с внедрением компетентностного подхода расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий для учащихся на основе развития профильного обучения.
Одновременно с обновлением структуры образовательного стандарта, организацией работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт предусматриваются системное повышение квалификации и переподготовка педагогических кадров, обновление содержания учебников и пособий, разработка и реализация программ методического сопровождения перехода на новый стандарт образования. Наибольшую общественную поддержку получили инновации школ в области информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий, что является важным фактором становления и развития экономики знаний. В 2007 году завершено подключение всех образовательных учреждений к сети Интернет. Поэтому актуализируется задача за ближайшие два года завершить разработку периодически обновляемого пакета электронных образовательных ресурсов, охватывающего все разделы основных образовательных программ, выставить их в Интернете и предоставить возможность учителям пользоваться на своих уроках самыми современными разработками в области информационных технологий. Ресурсы сети Интернет в настоящее время широко используются учителями при подготовке к урокам и на уроках для поиска информации, погружения в языковую среду, создания мультимедийных презентаций, тестирования, подготовки к единому государственному экзамену, отработки общеучебных навыков. Наблюдается стабильное и постепенное увеличение объема трафика, потребляемого образовательными учреждениями, уже определились наиболее востребованные образовательные сайты и порталы. В среднем порталы Федерального центра информационно-образовательных ресурсов и Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов ежедневно посещают 7,5 тысяч пользователей. В плановом режиме внедряется автоматизированная система управления доступом в Интернет в образовательных учреждениях различного уровня. Создается коллекция электронных образовательных ресурсов (далее – ЭОР), в настоящее время насчитывающая более 50 тысяч ЭОР. В экспертизе ЭОР активно принимают участие победители конкурса лучших учителей.
Большое значение в развитии образовательных технологий приобретает оснащение общеобразовательных учреждений современным учебным оборудованием. В 2006–2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 14 000 комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования за счет средств федерального бюджета, 16 250 комплектов – за счет средств субъектов Российской Федерации. За два года реализации нацпроекта улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн учащихся). Всего за три года проекта с учетом запланированных на 2008 год поставок с участием субъектов Российской Федерации будет поставлено в школы около 45 тыс. комплектов учебного и учебно-наглядного оборудования, что покрывает основные потребности в первую очередь базовых сельских школ. Организуется повышение квалификации учителей для работы с новым учебным оборудованием. В рамках реализации данного направления приоритетного национального проекта созданы условия и определены требования к комплектности и качеству оборудования, что позволит в дальнейшем муниципалитетам и субъектам в рамках собственных программ модернизации образования приобретать оборудование с целью обеспечить все школы в полном объеме. Кроме того, в 2006–2007 годах в субъекты Российской Федерации закуплено и поставлено более 3100 автобусов за счет средств федерального бюджета, более 3700 автобусов – за счет средств субъектов Российской Федерации. Поставка автобусов в сельские школы в рамках ПНПО позволила улучшить условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы и сделать более доступным качественное образование более чем 140 тысячам учащихся, бόльшая часть из которых старшеклассники. В 2006–2007 годах ежегодно денежное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя получали более 800 тыс. учителей общеобразовательных учреждений. В рамках национального проекта это нововведение затронуло воспитание – одну из важных функций образования. Впервые в рамках национального проекта нормативно закреплен статус классного руководителя и данный вид деятельности включен в структуру заработной платы учителя, что значительно повысило мотивацию педагогических работников к осуществлению воспитывающей деятельности.
Это позитивно сказалось на повышении доступности общего образования, что проявилось в уменьшении числа второгодников в образовательных учреждениях и снижении числа детей школьного возраста, не обучающихся в общеобразовательных учреждениях (численность не обучающихся детей и подростков только за первый год реализации национального проекта снизилась с 34,2 тыс. человек до 27,9 тыс. человек). Кроме того, снизился удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, в общем числе лиц, совершивших преступления, с 11,6% до 10,9%. Общественную поддержку в ходе реализации приоритетного национального проекта получили социокультурные комплексы, в рамках деятельности которых школы берут на себя лидирующую роль, координируя и управляя реализацией не только образовательных, но и иных востребованных социальных функций. Особенно востребованной стала школа как полноправный социальный партнер, «включенный» в местные социальные сети, инициатор кооперации и активизации всех социальных институтов по решению насущных вопросов жизни местного сообщества, участник процессов территориального развития. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» с 2007 года начата поддержка региональных комплексных проектов модернизации образования. На эти цели было направлено 4,05 млрд рублей из федерального бюджета. В абсолютном большинстве регионов заработал принцип нормативно-подушевого финансирования системы образования, суть которого – переход от финансирования затрат образовательных учреждений к финансированию результатов их деятельности, стандартной образовательной услуги, гарантированной Конституцией Российской Федерации для каждого учащегося. Поддержка в 2007–2009 годах в рамках приоритетного национального проекта «Образование» более 30 регионов, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, обеспечит переход к 2010 году всех общеобразовательных учреждений этих регионов на систему оплаты труда, отвечающую ключевым требованиям, и обеспечит современное качество работы учителей и общего образования в целом. В результате реализации мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах в общем образовании: Улучшились условия обучения более чем в 15 тысячах школ (около 6 млн учащихся); улучшились условия обучения путем ежедневного подвоза в базовые школы, а значит, качественное образование стало более доступным более чем для 140 тысяч учащихся сельских школ;
более чем на 10% снизилось число несовершеннолетних, совершивших преступления; с 48 до 20 снизилось число школьников на 1 компьютер; в школах, где введена новая система оплаты труда, зарплата учителей повысилась в среднем не менее чем на 25%; с 31 до 41% выросла доля школьных учителей, хорошо владеющих навыками работы с компьютерными программами; увеличилась степень и роль участия гражданских общественных институтов в оценке профессиональной деятельности учителей и школ, созданы органы школьного самоуправления в большинстве регионов. Существенным результатом реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2006–2007 годах стало формирование позитивного отношения граждан к системе образования в целом (в ноябре 2007 года отмечают, что ситуация в системе образования улучшается, 17,2% опрошенных, в ноябре 2006 года – 11,5%), которое произошло вследствие повышения открытости системы, улучшения информированности общественности о ситуации в образовании, а также широкого привлечения общественности к обсуждению процедур и мероприятий ПНПО до начала их осуществления. Всего непосредственно вовлечено в орбиту ПНПО более 1,5 млн человек – учеников, студентов, учителей, преподавателей, руководителей образовательных учреждений. ПНПО явился катализатором значительных институциональных изменений в системе образования Российской Федерации. По сравнению в 2005 годом более чем в три раза увеличилось количество принятых федеральных законов в области образования. Все законопроекты, подготовленные и принятые в 2007 году, направлены на реализацию основных принципов образовательной политики: обеспечение доступности образования, повышение качества образования, обеспечение структурных изменений системы образования, расширение общественного участия в развитии образования. Система действий в области профессионального образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» призвана обеспечить непосредственный вклад в построение экономики, основанной на знаниях. Развитие системы высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономики нужны прежде всего следующие три типа профессионального знания. 1. Знания, обеспечивающие деятельность в рамках крупных кластеров – производственных комплексов. В связи с этим ведутся работы по созданию в Сибирском и Южном федеральных округах двух крупных федеральных университетов, деятельность которых к 2015 году должна быть сравнима с ведущими российскими вузами, такими, как Московский и Санкт-Петербургский государственные университеты. По ряду показателей Сибирский и Южный федеральный университеты (СФУ и ЮФУ) должны выйти на мировые позиции. Например, в международных рейтингах университетов наши университеты должны занять ведущие позиции по таким областям, как биофизическая экология и биотехнология, космическая информация для рационального природопользования и освоения новых территорий, инженерная физика и геотехнологии. Не менее 15% образовательных программ СФУ и ЮФУ должны получить международную аккредитацию. 2. Знания, необходимые для поддержания постоянного обновления технологий. Здесь в рамках поддержки программ развития 57 вузов в объеме в среднем по 500 млн рублей заложены основы для формирования компетентностей специалистов, работающих в сфере обновления технологических процессов. В первую очередь программы развития затронули технологии таких приоритетных отраслей, как транспорт, авиация, энергетика, электроника, оптика, информационные технологии, машиностроение и др. 3. Знания, необходимые для управления современной постиндустриальной экономикой, экономикой знаний. Для этого начались работы по созданию бизнес-школ мирового уровня в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Задача для дальнейшего развития этих образовательных учреждений состоит в обеспечении сетевого взаимодействия учреждений образования, науки, бизнеса и экономики в целом, что соответствует определению сетевых связей как важнейшего элемента экономики знаний. Учитывая это, в 2009 году предлагается продолжить деятельность по конкурсной поддержке сетевых инновационных программ – как межвузовских, так и кооперативных, реализующихся в рамках совместной деятельности вузов с научными и производственными организациями. Такие интеграционные проекты будут предполагать: отработку механизмов включения вузовских программ в программы территориального развития, отработку образцов трансфера технологий, устойчивость моделей взаимодействия образования и науки и резкий рост научного потенциала высшей школы. По расчетным данным Минобрнауки России, средний диапазон финансирования одного такого проекта – от 50 до 150 млн рублей. Общий объем федерального финансирования – 5 млрд рублей. По итогам реализации проекта на 5% должен вырасти экспорт образовательных услуг, на 10% – удельный вес бизнес-сектора в финансировании инновационных разработок и на столько же – суммарное число рабочих мест на малых инновационных предприятиях. Данный конкурс позволит не только закрепить эффекты от поддержки программ вузов, но и создать действенный механизм интеграции образования и науки, поддержки комплексных прикладных научно-образовательных проектов с конкретными экономическими эффектами. Конкурсный подход также предлагается распространить на деятельность федеральных университетов. На сегодня уже сформулирован ряд предложений по созданию аналогичных крупных университетов в других регионах: на Урале, Дальнем Востоке, в Кузбассе. Решение об их формировании может приниматься на конкурсной основе после отработки общей методики создания и получения первых положительных результатов в Южном и Сибирском федеральных университетах. В рамках деятельности университетов предстоит отработать и распространить на другие учебные заведения такие элементы, как попечительские советы, обладающие реальными полномочиями по управлению образовательными учреждениями; заказ различных отраслей на подготовку кадров; механизмы интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; целевой капитал (эндаумент), обеспечивающий привлечение серьезного финансирования со стороны рынка труда. На сегодня процесс формирования необходимой нормативной правовой базы создания и использования целевого капитала практически завершен. Организациями в сфере образования создано восемь эндаумент-фондов. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» ежегодно получают премии более 5 тысяч талантливых победителей олимпиад и творческих конкурсов. На разных уровнях образования реализуются специальные меры их поддержки, обеспечивающие условия для непрерывного творческого роста в интересах становления экономики, основанной на знаниях: обучение талантливых, но малоимущих выпускников школ в наиболее престижных вузах страны, строительство современных общежитий, обеспечение толерантности по отношению к приезжим, переход на кредитно-модульную организацию учебных программ – необходимые компоненты как внутренней, так и внешней мобильности. В перспективе особое внимание будет уделено развитию деятельности сети школ для одаренных детей при учреждениях высшего профессионального образования. Это предполагает отработку механизмов финансирования таких образовательных учреждений, обновление образовательных технологий работы с талантливой молодежью, развитие прозрачной системы олимпиадного движения для выявления таких ребят. Элитное образование подрастающего поколения современной России должно впитывает в себя лучшие образцы как деятельности современных инновационных школ, так и уникальной практики физико-математических школ при образовательных учреждениях высшего образования, успешно действовавших в советское время. Подходы к обновлению финансовых механизмов в системе профессионального образования должны сопровождаться конкретными изменениями в образовательном процессе, в содержании образования. Прежде всего обеспечивается развитие уровневого высшего профессионального образования. В настоящий момент уже более 15% программ в учреждениях высшего образования – уровневые. Бакалавриат закладывает основу для формирования профессиональной культуры и основных компетентностей. Это наиболее массовая подготовка, максимально удовлетворяющая запросы граждан на получение высшего образования. Обучение в магистратуре направлено на углубленную подготовку специалистов, способных к решению сложных задач в профессиональной деятельности, к организации новых сфер занятости, к исследованиям и управлению. Закономерно, что в рамках национального проекта большинство вузов сосредоточило внимание на разработке именно магистерских программ подготовки, которые можно более точно и своевременно ориентировать на потребности работодателей, а также, учитывая, что магистратура предусматривает развитие исследовательских компетенций, реализовывать программы по самым приоритетным и востребованным научным направлениям. Также осуществляется деятельность по обновлению образовательных стандартов, работа по которым в их увязке с профессиональными стандартами ведется в плановом режиме. Первые обновленные, созданные с участием работодателей стандарты планируется запустить в практическую реализацию в 2008 году. За последние годы сделаны существенные шаги в деле общественной оценки качества профессионального образования. Составление рейтингов вузов, проводимое организациями работодателей, становится ориентиром для абитуриентов в выборе учреждений профессионального образования, позволяет различить действительно качественную, востребованную на рынке труда подготовку и ее профанацию – формально полученный диплом, подтверждающий лишь наличие у выпускника вуза общих социальных навыков. Это особенно важно еще и в связи с тем, что численность студентов в России едва ли не самая высокая в мире. В 2005 году на 10 тыс. жителей в России получали высшее образование 495 студентов. Для сравнения: в США – 445, в Германии – 240, Великобритании – 276, Японии – 233. Особый акцент сделан на системе начального и среднего профессионального образования. Показательно, что в рамках национального проекта объемы софинансирования образовательных программ со стороны работодателей и регионов не только оказались выше, чем доля внебюджетных средств при поддержке вузов, но и превысили объем федерального финансирования. Поэтому именно на базе учреждений начального и среднего профессионального образования предстоит развивать новые организационно-правовые формы – автономные учреждения, создавать целевые фонды из отчислений предприятий, способствуя расширению участия работодателей в образовательной деятельности. В настоящее время совместно с работодателями подготовлены предложения по механизмам, реализующим их готовность участвовать в многоканальном финансировании образовательных учреждений, выступать их соучредителями, предоставлять производственную базу для организации практик для учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования. Поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования должна стать главной составной частью региональных и ведомственных программ отраслевого развития. Развитие задела, созданного в ПНПО, возможно лишь в условиях кардинального обновления управленческого корпуса системы образования, наличия у работников, занимающих административные посты, современных менеджерских компетентностей. Существенное продвижение в решении этой задачи достигнуто благодаря внесенным в 2006 году изменениям в закон «О высшем и послевузовском образовании», в соответствии с которыми ректоры вузов избираются на основании защиты кандидатами проектов развития вузов перед аттестационными комиссиями при органах исполнительной власти. В ближайшие годы с опорой на инновационные образовательные учреждения – победители приоритетного национального проекта «Образование», образцы деятельности которых должны стать нормой становления современного качества образования, будет осуществлена аттестация и повышение квалификации работников системы управления образованием. Национальный проект «Образование» заложил основы системных, последовательных и востребованных изменений в отрасли, позволил сформировать каркас современной модели российского образования.
II. Приоритеты, цели и этапы формирования
Необходимым условием формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, становящейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Конкуренция национальных систем образования стала ключевым элементом глобальной конкуренции, требующей постоянного обновления технологий, ускоренного освоения инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Одновременно возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности. В основу современной модели образования должны быть положены такие принципы проектной деятельности, реализованные в приоритетном национальном проекте «Образование», как открытость образования к внешним запросам, применение проектных методов, логики «деньги в обмен на обязательства», конкурсное выявление и поддержка лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений. Обновление организационно-экономических механизмов на всех уровнях системы образования обеспечит ее соответствие перспективным тенденциям экономического развития и общественным потребностям, повысит практическую ориентацию отрасли, ее инвестиционную привлекательность. При формировании современной модели повышение вклада дошкольного образования в инновационные процессы достигается на основе гибкости и многообразия форм предоставления услуг, поддержки и более полного использования образовательного потенциала семей. Развитие общего образования предусматривает индивидуализацию, ориентацию на практические навыки и фундаментальные умения, расширение сферы дополнительного образования. Развитие профессионального образования предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса. Одним из главных условий развития высшего профессионального образования является вовлеченность студентов и преподавателей в фундаментальные исследования. Это позволит не только сохранить известные во всем мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследований, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетентностей поиска, анализа, освоения и обновления информации. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать человеческий потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни. Стратегическая цель государственной политики в области образования – повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Реализация этой цели предполагает решение следующих приоритетных задач: Первая – модернизация институтов образования как инструментов социального развития, включая: создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения; создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализацию; создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи; создание инфраструктуры социальной мобильности обучающихся. Вторая – формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях, включая: создание прозрачной, открытой системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность, своевременное обновление, достоверность информации; создание условий для привлечения иностранных студентов в российские образовательные учреждения; создание прозрачной объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений учащихся как основы перехода к следующему уровню образования; создание механизмов участия потребителей и общественных институтов в контроле и оценке качества образования. Третья – обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях, включая: обновление содержания и технологий образования, обеспечивающее баланс фундаментальности и компетентностного подхода; развитие вариативности образовательных программ; обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития; обновление механизмов финансирования образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития. Четвертая – создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая: создание системы внешней независимой сертификации профессиональных квалификаций; создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования; создание системы поддержки организаций, предоставляющих качественные услуги непрерывного профессионального образования. Целевые ориентиры развития образования. К 2012 году: формирование на конкурсной основе 3–4 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров; развитие интегрированных инновационных программ, решающих кадровые и исследовательские задачи развития инновационной экономики на основе интеграции образовательной, научной и производственной деятельности; повышение доли (не менее 25%) внебюджетных средств в общем объеме инвестиций в сферу профессионального образования; повышение доли (не менее 70%) учащихся образовательных учреждений, которые обучаются в соответствии с требованиями современных стандартов, включая условия организации образовательного процесса; обновление типологии образовательных программ и учреждений, структуры системы образования с учетом результатов конкурсной поддержки инновационных образовательных программ и программ развития образовательных учреждений и соответствующим нормативным закреплением (в том числе обеспечение правовой основы функционирования «социокультурных образовательных комплексов», «центров квалификаций», «исследовательских университетов», «ресурсных центров»); развитие форм финансирования образовательных учреждений, позволяющих сконцентрировать частные и государственные финансовые средства на цели опережающего развития и структурных изменений в системе образования; перевод всех учреждений общего образования и не менее 50% учреждений профессионального образования на нормативное подушевое финансирование (включая разработку нормативов финансирования по всем направлениям подготовки); становление системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ; формирование национальной квалификационной структуры (НКС) с учетом перспективных требований опережающего развития инновационной экономики и профессиональной мобильности граждан; обновление макетов государственных образовательных стандартов и модернизация программ обучения всех уровней на базе квалификационных требований НКС; переход на уровневые программы подготовки специалистов с учетом кредитных принципов построения образовательных программ, внедрение общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании; переход учреждений профессионального образования на систему адресных стипендий, предоставление стипендий, обеспечивающих возможность самостоятельно прожить в регионе обучения нуждающимся студентам; создание в образовательных организациях органов самоуправления, реализующих государственно-общественный характер управления (попечительских, наблюдательных и управляющих советов); разработка стандартизированной программы повышения квалификации «Современный образовательный менеджмент» на базе современных квалификационных требований к руководителям образовательных организаций и проведение сертификации всех руководителей образовательных организаций; создание системы независимой общественно-профессиональной аккредитации программ обучения; распространение практики общественно-профессиональной сертификации выпускников образовательных программ; вхождение в международные ассоциации по аккредитации образовательных программ и учреждений; создание системы общественных рейтингов образовательных организаций, программ непрерывного профессионального образования. К 2016 году: формирование не менее 6–8 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые и исследовательские задачи общенациональных инновационных проектов в рамках территориально-производственных кластеров; формирование инфраструктуры и институциональных условий академической мобильности студентов и преподавателей; создание не менее 6–8 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных комплексах; увеличение доли средств в структуре доходов российских университетов, получаемых за счет выполнения НИР и НИОКР (не менее 25%); введение систем оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, учитывающих качество и результативность их деятельности; создание условий для обеспечения участия в непрерывном образовании не менее 50% граждан трудоспособного возраста ежегодно; создание не менее чем по 20% направлениям подготовки программ «прикладного бакалавриата», обеспечивающего современную квалификацию специалистов массовых профессий, наиболее востребованных инновационной экономикой; введение в действие механизма единых государственных экзаменов на всех уровнях системы образования, обеспечивающего прохождение выпускниками всех уровней образования итоговой аттестации во внешних независимых аттестационных центрах; внедрение системы прозрачного объективного учета учебных и внеучебных достижений выпускников при продолжении образования на последующих уровнях; внедрение системы ежегодной поддержки до 100 организаций, реализующих лучшие инновационные программы непрерывного профессионального образования; внедрение новых организационно-правовых форм организаций образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля за их деятельностью; наличие квалификационных сертификатов не менее чем у 50% мигрантов трудоспособного возраста; обеспечение каждому ребенку до поступления в первый класс возможности освоить программы дошкольного образования и полноценно общаться на языке обучения; расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в неспециализированных образовательных учреждениях, создание и нормативное закрепление системы «инклюзивного» обучения; институциональное обеспечение во всех муниципальных образованиях поддержки семейного воспитания детей; усиление позиций российского образования на мировом рынке образовательных услуг (доход от обучения иностранных студентов в российских вузах не менее 10% от объема финансирования системы образования); обеспечение условий, в которых показатели качества образования в российских образовательных учреждениях будут находиться в верхней трети рейтинг-листа по результатам международных сопоставительных исследований. К 2020 году: обеспечение наличия в стране не менее 10–12 научно-образовательных комплексов мирового уровня, интегрирующих передовые научные исследования и образовательные программы, решающих кадровые вопросы и исследовательские задачи общенациональных инвестиционных проектов в рамках территориально-производственных кластеров; наличие не менее 10–12 современных студенческих городков и центров сопровождения одаренных детей и талантливой молодежи при ведущих научно-образовательных комплек<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|