Тема. Терминология и понятийный аппарат туризма.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема. Характеристика сущности туризма и его основные социально-экономические категории Туризм, как специфическая сфера социально-экономической деятельности, характеризуется несколькими этапами развития. Первый этап (предыстория). Этап включает период от античных времен, характеризующийся мотивированными путешествиями, связанными с торговлей, паломничеством, спортивными играми, до развития мануфактурного производства. Второй этап (элитарный туризм и зарождение массового туризма.) Характеризуется восполнением экономических систем новыми возможностями развития транспорта (пароход Фултона, 1807; паровоз Стефансона, 1814;), связи (радио, телеграф, телефон), сопровождается строительством сети дорог в Европе. Третий этап (начало становления массового туризма). В Европе ведущими звеньями массового туризма стали Германия и Швейцария, где были организованы первые фирмы по вовлечению в туристские поездки «маленького человека». Четвертый этап (массовый туризм). В западноевропейских странах этот приходится на послевоенный период, условно до 1860 года. Формируется мощная индустрия отдыха со своими инструментами, продуктами, производственными циклами, методами организации и управления. Появляются первые признаки разделения туризма на: - Конвейерный с унифицированными формами предоставления услуг и примитивной однородностью запросов; - Дифференцированный туризм с разнообразием запросов и услуг на множественность узкоспециализированных сегментов по формированию потребительского спроса туристов и способов их удовлетворения. Определяющей формой развития туризма становится рекреационный аспект по организации отдыха.
Пятый этап (универсализм) приходится на текущий период времени с усилением коммуникационных связей, делового туризма, гуманитарных контактов и другой мотивации поведения и туристов и обслуживающих различного рода структур. Основным сегментационным критерием обслуживания становится «турпродукт» - набор товаров и услуг, реализуемых специализированными фирмами по отношению к определенной группе туристов в определенной рекреационной зоне. Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника. Это понятийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим и тернистым путем, содержит пять четко выраженных признаков, отграничивающих туризм от путешествия и иных действий и процессов. А) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно Б) дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания индивидуума или другая страна В) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью Г) совершение туристского путешествия в свободное время Д) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника, т.е. турист не должен отнимать рабочее место у местного населения дестинации. . Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, а с другой стороны, является составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда).
В основе системы туризма по мнению швейцарского ученного К.Каспара, лежат две внутренние субсистемы: -субъект туризма – турист, т.е потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения; -объект туризма, включающий в себя в качестве составных основных элементов туристский регион и туристскую индустрию. Туристский регион – это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимый для удовлетворения потребностей туристов. Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма. Факторы воздействующие на туризм, подразделяются на два вида: -внешние -внутренние Внешние факторы воздействующие на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма. К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма относятся: -природно-географические -культурно-исторические -экономические -социальные -демографические -политико-правовые -технологические -экологические Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. А также факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг: Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важная специфическая проблема. Сезонность – это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.
Наиболее распространенной классификация туризма является его деление на типы, категории, виды и формы. Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма: -внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране; -въездной, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями; -выездной, т.е. путешествия жителей какой либо страны в другую страну. Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма: -туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм; -национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной; -международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма. Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма: -рекреационный; -лечебный; -познавательный; -деловой; -религиозный; -этнический; -транзитный. Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм. Организованный туризм представляет собой путешествие одного туриста или группы по предварительно разработанной туристским предприятием программе. Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. По продолжительности путешествия выделяют туризм: -краткосрочный («выходного дня», «конца недели») -долгосрочный (продолжительный). По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды: -железнодорожный - авиационный - теплоходный (водный) - автомобильный - автобусный
- велосипедный - туризм с использованием прочих средств По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный. Постоянный – относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года. Сезонный туризм делится на одно- и двухсезонный. В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма: -детский; -молодежный; -лиц среднего возраста; -лиц «третьего» возраста. По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный. Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства. Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам и т.д., которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения.
Тема. Терминология и понятийный аппарат туризма. Комплекс потребительных стоимостей, получаемых в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике и в специальной литературе, называемый «туристским продуктом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|