Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема. Терминология и понятийный аппарат туризма.




Тема. Характеристика сущности туризма и его основные социально-экономические категории

Туризм, как специфическая сфера социально-экономической деятельности, характеризуется несколькими этапами развития.

Первый этап (предыстория). Этап включает период от античных времен, характеризующийся мотивированными путешествиями, связанными с торговлей, паломничеством, спортивными играми, до развития мануфактурного производства.

Второй этап (элитарный туризм и зарождение массового туризма.) Характеризуется восполнением экономических систем новыми возможностями развития транспорта (пароход Фултона, 1807; паровоз Стефансона, 1814;), связи (радио, телеграф, телефон), сопровождается строительством сети дорог в Европе.

Третий этап (начало становления массового туризма). В Европе ведущими звеньями массового туризма стали Германия и Швейцария, где были организованы первые фирмы по вовлечению в туристские поездки «маленького человека».

Четвертый этап (массовый туризм). В западноевропейских странах этот приходится на послевоенный период, условно до 1860 года. Формируется мощная индустрия отдыха со своими инструментами, продуктами, производственными циклами, методами организации и управления. Появляются первые признаки разделения туризма на:

- Конвейерный с унифицированными формами предоставления услуг и примитивной однородностью запросов;

- Дифференцированный туризм с разнообразием запросов и услуг на множественность узкоспециализированных сегментов по формированию потребительского спроса туристов и способов их удовлетворения. Определяющей формой развития туризма становится рекреационный аспект по организации отдыха.

Пятый этап (универсализм) приходится на текущий период времени с усилением коммуникационных связей, делового туризма, гуманитарных контактов и другой мотивации поведения и туристов и обслуживающих различного рода структур. Основным сегментационным критерием обслуживания становится «турпродукт» - набор товаров и услуг, реализуемых специализированными фирмами по отношению к определенной группе туристов в определенной рекреационной зоне.

Туризм – временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, познавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без занятия в месте пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Это понятийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим и тернистым путем, содержит пять четко выраженных признаков, отграничивающих туризм от путешествия и иных действий и процессов.

А) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение обратно

Б) дестинация – это другая местность, отличная от места постоянного проживания индивидуума или другая страна

В) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направленностью

Г) совершение туристского путешествия в свободное время

Д) запрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источника, т.е. турист не должен отнимать рабочее место у местного населения дестинации.

. Туризм как сложная социально-экономическая система, с одной стороны, имеет собственную структуру (субсистемы, элементы) с многообразием внутренних связей, а с другой стороны, является составной частью трех взаимосвязанных суперсистем (общество, экономика, природная среда).

В основе системы туризма по мнению швейцарского ученного К.Каспара, лежат две внутренние субсистемы:

-субъект туризма – турист, т.е потребитель туристских услуг со всем многообразием его потребностей и мотивов поведения;

-объект туризма, включающий в себя в качестве составных основных элементов туристский регион и туристскую индустрию.

Туристский регион – это территория, располагающая объектами туристского интереса и предлагающая определенный набор услуг, необходимый для удовлетворения потребностей туристов.

Являясь сложной социально-экономической системой, туризм подвержен влиянию со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может быть различной как по силе, так и по продолжительности воздействия на развитие туризма.

Факторы воздействующие на туризм, подразделяются на два вида:

-внешние

-внутренние

Внешние факторы воздействующие на туризм посредством происходящих в жизни общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов системы туризма.

К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма относятся:

-природно-географические

-культурно-исторические

-экономические

-социальные

-демографические

-политико-правовые

-технологические

-экологические

Внутренние факторы, воздействующие на туризм, - это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т. д. А также факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг:

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая как важная специфическая проблема.

Сезонность – это свойство туристских потоков концентрироваться в определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической точки зрения она представляет собой повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами.

Известно большое количество подходов к классификации туризма, различаемых по принципам построения, прикладным задачам и даже пониманию сущности туризма.

Наиболее распространенной классификация туризма является его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов.

В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдельной страны выделяются следующие типы туризма:

-внутренний, т.е. путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

-въездной, т.е. путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

-выездной, т.е. путешествия жителей какой либо страны в другую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя следующие категории туризма:

-туризм в пределах страны, включающий внутренний и въездной туризм;

-национальный туризм, охватывающий внутренний и выездной;

-международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону.

Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок. В соответствии с данным признаком различают следующие виды туризма:

-рекреационный;

-лечебный;

-познавательный;

-деловой;

-религиозный;

-этнический;

-транзитный.

Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках.

В зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм представляет собой путешествие одного туриста или группы по предварительно разработанной туристским предприятием программе.

Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия.

По продолжительности путешествия выделяют туризм:

-краткосрочный («выходного дня», «конца недели»)

-долгосрочный (продолжительный).

По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды:

-железнодорожный

- авиационный

- теплоходный (водный)

- автомобильный

- автобусный

- велосипедный

- туризм с использованием прочих средств

По интенсивности туристских потоков туризм делят на постоянный и сезонный.

Постоянный – относительно равномерное посещение туристских регионов на протяжении всего года. Сезонный туризм делится на одно- и двухсезонный.

В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма:

-детский;

-молодежный;

-лиц среднего возраста;

-лиц «третьего» возраста.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерческий и социальный.

Коммерческий туризм ориентирован на получение туристскими предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства.

Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам и т.д., которым государственные и негосударственные фонды и другие благотворительные организации оказывают поддержку как наименее обеспеченной части населения.

 

Тема. Терминология и понятийный аппарат туризма.

Комплекс потребительных стоимостей, получаемых в процессе путешествия, представляет собой продукт вложенного в туризм труда, на практике и в специальной литературе, называемый «туристским продуктом».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...