И ремонта автомобиля.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Раздел 1. Организация технического обслуживания
1.1. Виды и режим технического обслуживания
Поддержание автомобилей в исправном состоянии и надлежащем виде достигается техническим обслуживанием и ремонтом на основе рекомендаций планово-предупредительной системы обслуживания, принятой в нашей стране. Сущность этой системы заключается в том, что техническое обслуживание является профилактическим мероприятием и проводится принудительно в плановом порядке через определенные пробеги. Ремонтные работы в условиях автотранспортных предприятий (АТП) выполняют по потребности, т.е. после появления соответствующего отказа или обнаружение неисправностей. Основные принципы планово-предупредительной системы изложены в действующем «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Положение обязательно для всех автотранспортных предприятий и является типовым для других союзных республик. Оно устанавливает подразделение технического обслуживания на следующие виды ежедневное (ЕО); первое (ТО-1); второе (ТО-2); сезонное (СО). Ремонт автомобилей согласно Положению подразделяют на текущий (ТР) и капитальный (КР) ремонты. Положение регламентирует назначение, нормативы периодичности и трудоемкости, перечень операций каждого вида ТО, корректирование нормативов и другие показатели, используемые в системе технического обслуживания и ремонта автомобилей. Ежедневное техническое обслуживание (ЕО)включает уборочно-моечные, контрольно-смотровые, заправочные и другие виды работ. Они проводятся при подготовке автомобиля к работе, перед началом и по окончании смены. В зависимости от графика работы ЕО может выполняться в течение смены, в перерывах.
Контрольно-смотровые работы включает проверку состояния автомобиля и его комплектности; состояние кузова, зеркал заднего вида, номерных знаков, запоров капота и багажника; действия контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и сигнализации, стеклоочистителей, устройство для обмыва ветрового стекла, герметичность систем: охлаждения, смазочной, питания, гидравлического привода тормозов, свободного хода рулевого колеса. Первое и второе технические обслуживания включают контрольно-диагностические, крепежные, регулировочные, смазочные и очистительные работы. Их выполняют через определенные пробеги, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации. Нормативы периодичности и трудоемкости технического обслуживания автомобилей для 1 категории условий эксплуатации представлены в таблице1.2. Нормативы для 2 категории и для всех последующих категорий эксплуатации подсчитывают с учетом коэффициентов корректирования по Положению. Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится два раза в год при подготовке автомобилей к эксплуатации в холодное или теплое время года. В качестве отдельно планируемого вида технического обслуживания СО рекомендуется проводить в районах холодного климата. В остальных районах это обслуживание совмещают с ТО-2.
1.1 Характеристика категорий условий эксплуатации
1.2 Нормативы периодичности и трудоемкости ТО автомобилей
1.2 Диагностирование технического состояния автомобилей
Диагностирование позволяет оценить техническое состояние автомобиля в целом и отдельных его агрегатов и узлов (сборочных единиц) без разборки, выявить неисправности, для устранения которых необходимы регулировочные или ремонтные работы, а также прогнозировать ресурс надежной работы автомобиля. В настоящее время на АТП широко распространено диагностирование автомобилей с помощью специального оборудования – стендов с беговыми барабанами, имитирующие условия дорожного движения. Для грузовых автомобилей и автобусов разработаны несколько типов тяговых и нагрузочных стендов: КИ-4856, КИ-8930, КИ-4998 и др. Для легковых автомобилей также используют стенды: К-409М, К-424 и др. В соответствии с действующей системой ТО и ТР диагностирование подразделяют на два основных вида: общее Д-1 и поэлементное (углубленное) Д-2. При общем диагностировании определяют техническое состояние узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, и оценивают пригодность автомобиля к дальнейшей эксплуатации. При поэлементном диагностировании выявляют неисправности, прогнозируют ресурсы исправной работы и устанавливают объемы регулировочных и ремонтных работ, необходимых для поддержания исправного состояния автомобиля до очередного ТО-2. В зависимости от суточной программы и типов автомобилей диагностирование осуществляют на поточной линии или на отдельных постах.
Схема технологического процесса АТП (рис 1.1) предусматривает следующую очередность процессов ТО и диагностирования: по возращении с линии автомобиль проходит контрольно-пропускной пункт, зону уборки и мойки, а затем отправляется на стоянку. При необходимости технических воздействий автомобиль через зону ожидания направляется в зоны ТО-1, ТО-2, ТР или на посты Д-1 и Д-2 для выявления неисправностей и контроля выполненных работ по обслуживанию и ремонту. Чтобы проконтролировать качество работ после ТО или ТР, автомобиль направляют на повторное диагностирование, однако это связано с дополнительными затратами и снижает эффективность использования диагностических средств. Чтобы избежать этого недостатка, диагностическое оборудование устанавливают иногда непосредственно на рабочих постах линии ТО или в зоне ТР
1.3 Организация ремонта автомобилей
Ремонтом обеспечивается восстановление и поддержание работоспособности подвижного состава автомобильного транспорта, устранение отказов и неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации или выявленных при техническом обслуживании. При ремонте осуществляют замену неисправных агрегатов, узлов (сборочных единиц) и деталей исправными, взятыми из оборотного фонда, а также проводят разборочные, регулировочные, сборочные, слесарные, механические, сварочные, электромеханические и другие виды работ. Ремонтные работы выполняют как по потребности, обусловленной отказом или неисправностью, так как по плану через определенный пробег или установленное время работы подвижного состава (предупредительный ремонт). Предупредительный ремонт рекомендуется применять в первую очередь для городских и международных и международных автобусов, автомобилей-такси, скорой медицинской помощи, пожарных автомобилей, автомобилей-бензовозов, к которым предъявляют повышенные требования по обеспечению безопасности движения и безотказной работы. Предупредительный ремонт следует применять также для автомобилей, работающих в одинаковых условиях, при которых упрощается выявление сроков замены или ремонта отдельных деталей и узлов с целью предупреждения отказов при работе автомобилей на линии и связанных с ними простоев.
Планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта обеспечивает своевременное устранение причин, которые могут способствовать появлению различных неисправностей, сокращает расход запасных деталей и объем ремонтных работ. При данной системе можно применять прогрессивные методы ремонта и восстановление деталей, уменьшать время простоя автомобиля в ремонте, что позволяет повысить коэффициент технической готовности. Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта предусмотрены два вида ремонта: текущий и капитальный. Текущим называют ремонт, который производят для устранения возникших отказов и неисправностей и способствуют выполнению установленных норм пробега до капитального ремонта при минимальных простоях. Потребность в проведении текущего ремонта устанавливают при контрольных осмотрах, выполняемых во время проведения всех видов технического обслуживания, а также по заявкам водителя. Текущий ремонт подвижного состава производят в автотранспортных предприятиях, автокомбинатах или на станциях технического обслуживания, как правило, агрегатным методом. При текущем ремонте осуществляют разборочно-сборочные, слесарные, сварочные и другие необходимые работы. У неисправных агрегатов заменяют отдельные детали, достигшие предельного износа, или поврежденные детали, кроме базовых. У прицепа, полуприцепа производят замену отдельных узлов и агрегатов. При текущем ремонте у восстанавливаемых агрегатов заменяют поршневые кольца, вкладыши подшипников коленчатого вала, подшипники ступиц колес, рессоры и рессорные пальцы, шаровые пальцы рулевого привода, выполняют притирку клапанов, пайку радиатора, правку и заправку крыльев, подкраску поврежденных мест покрытия кузова и другие работы. Для планирования текущего ремонта установлены нормативы трудоемкости без учета трудовых затрат на вспомогательные работы, которые составляют 20-30% суммарной трудоемкости текущего ремонта по автотранспортному предприятия. В состав вспомогательных работ включают обслуживание и ремонт оборудования и инструментов; транспортные и погрузочно-разгрузочные работы, связанные с ремонтом автомобилей; перегон автомобилей внутри автотранспортного предприятия; хранение, приемку и выдачу материальных ценностей; уборку производственных и служебно-бытовых помещений.
Нормативы следует корректировать в зависимости от условий эксплуатации, климатических зон, изменения режимов технического обслуживания и других факторов. Установленная общая трудоемкость текущего ремонта автомобилей распределяется по видам работ, предусмотренных в нормативных материалах. Капитальный ремонт предназначен для восстановления работоспособности автомобилей и его агрегатов и обеспечение пробега до следующего капитального ремонта (или списания), составляющего не менее 80% от нормы пробега для новых автомобилей и агрегатов. Техническое состояние и комплектность автомобиля и его агрегатов должны соответствовать единым техническим условиям на сдачу и выдачу из капитального ремонта. Автомобиль направляется в капитальный ремонт, если рама и кабина (кузов у легкового автомобиля и автобуса), а также не менее трех другие основных агрегатов (табл 1) в любом сочетании требуют капитального ремонта.
1 Базовые и основные детали агрегатов автомобиля
Потребность в капитальном ремонте определяет комиссия, назначаемая руководителем автотранспортного предприятия. Комиссия производит тщательныйанализ технического состояния автомобиля или агрегата, соответствия их ТУ и с учетом пробега расхода запасных частей составляет акт. Капитальный ремонт автомобилей должен выполняться на специализированных авторемонтных предприятиях с полной разборкой его на агрегаты, а агрегатов на детали. Нормы (минимальные) пробега установлены для 1 категории условий эксплуатации и центрально природо - климатической зоны. Для других условий необходимо корректировать нормы пробега в зависимости от различных факторов. Например, для 2 категории условий эксплуатации они составляют 80%, а для 3 категории 60% от норм. Применяя коэффициенты, осуществляют также корректировку норм пробега с учетом модификации подвижного состава, организация его работы и природо-климатических условий. Общий коэффициент межремонтного пробега определяется как произведение отдельных коэффициентов, значения которых указаны в нормативных материалах. Нормы пробега не остаются постоянными, заводы-изготовители осуществляют мероприятия по улучшению качества и повышению надежности автомобилей.
2.1Назначение, устройство и принцип работы контрольно измерительных приборов Автомобильный тахометр — это прибор, который устанавливают на машинах с целью измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя (об/мин). Он показывает частоту вращения двигателя и необходим, чтобы водитель не превышал максимально допустимые обороты мотора.
Работа такого тахометра осуществляется по электронному принципу. Сигнал от вала передается по проводам на микросхему, которая в свою очередь задает движение стрелки по градуированной шкале. Помимо того, что существуют цифровые и аналоговые тахометры, данные устройства различаются также по методу установки. Бывает штатный и выносной тахометр.
Автомобильный спидометр — это измерительный прибор для определения мгновенной скорости движения автомобиля. Показания выводятся в километрах в час (км/ч), или, как в Америке, - мили в час. В основном, бывают двух видов: аналоговые (или механические) и цифровые спидометры. Почему "врет" спидометр? Что касается автомобильного спидометра - нетрудно догадаться, почему он именно "преувеличивает" и показывает большую скорость. Во-первых, у водителя будет меньше шансов нарушить скоростной режим и получить штраф. Во-вторых, если бы спидометр занижал реальную скорость, водители затаскали бы автопроизводителей по судам, доказывая, что все аварии и штрафы случились из-за неверных показание приборов. Среднее значение погрешности у современных спидометров - 10% на скорости в 200 км/ч. Причем зависимость, как правило, нелинейная. Это значит, что на 110 км/ч разница с реальной скоростью может составлять 5-10 км/ч, а на скоростях до 60 км/ч погрешности почти нет или она минимальная.
2.2 Основные неисправности и техническое обслуживание контрольно измерительных приборов Основными неисправностями спидометра являются неправильное показание скорости движения автомобиля из-за разрегулировки скоростного узла, колебание стрелки спидометра, заедание барабанчиков счетного узла. Перед устранением неисправности спидометра необходимо проверить исправность гибкого вала его привода: не ослабло ли крепление гаек, соединяющих гибкий вал со спидометром и с коробкой передачи, и не оборван ли трос. В случае обрыва троса перед установкой на автомобиль нового гибкого вала надо установить причины обрыва. Одной из причин обрыва троса может быть заедание в спидометре. Для Проверки этого нужно присоединить конец гибкого вала к спидометру и медленно проворачивать рукой свободный конец троса. При этом не должно ощущаться никаких заеданий и стрелка спидометра не должна отходить от нулевого деления. При резком проворачивании троса в рабочем направлении стрелка должна резко отклониться от нулевого деления, а затем свободно вернуться обратно. Колебание стрелки спидометра возникает вследствие неправильного монтажа гибкого вала (плохое закрепление, изгибы с радиусом менее 150 мм), недостаточного количества смазки внутри оболочки гибкого вала и отсутствия продольного перемещения троса внутри оболочки при затянутой до отказа гайке крепления гибкого вала к спидометру. Отсутствие продольного перемещения троса вала объясняется попаданием грязи в отверстие валика спидометра.
Опыт эксплуатации магнитоэлектрических термометров выявил следующие возможные их неисправности: нарушение герметичности баллона датчика из-за чрезмерных усилий, прикладываемых к гайке датчика при его монтаже на двигателе. В этом случае вода, попадая внутрь датчика, выводит из строя терморезистор; нарушение стабильности характеристик терморезистора. Чаще всего это нарушение происходит вследствие значительных и длительных перегревов терморезистора в процессе эксплуатации, например работа двигателя без охлаждающей жидкости; смещение стрелки указателя на оси магнита из-за вибраций или ударов; обрыв проводов внутри указателя. При обнаружении неисправностей датчика или указателя рекомендуется заменить его исправным, а не подвергать ремонту, так как конструкция указателя и датчика выполнена неразборной и ремонт их в эксплуатации не предусмотрен. Проверку исправности электромагнитных термометров рекомендуется производить в определенной последовательности. Для проверки точности показания датчик и указатель должны быть сняты с автомобиля. Проверка производится при температуре окружающей среды плюс 20°С. Указатель устанавливается в приспособлении в рабочем положении. Датчик помещается в специальную герметичную ванну с водой, закрытую пробкой от автомобильного радиатора, которая дает возможность повышать температуру воды выше 100°С. Термометры, предназначенные для замера температуры охлаждающей жидкости, можно проверять только в воде. При нагреве в масле, при отсутствии интенсивного его перемещения увеличиваются погрешности измерения в результате изменений условий теплопередачи. Термометры, предназначенные для замера температуры масла, проверяются в масляной ванне. Схема включения комплекта указателя и датчика для проверки изображена на рис. 30, а. Напряжение, подводимое к прибору, необходимо поддерживать равным 14 или 28 В (соответственно для приборов с номинальным напряжением 12 и 24 В). На каждой контрольной отметке шкалы перед отсчетом показаний должна производиться выдержка не менее 2 мин. Комплект указателя и датчика можно считать исправным, если погрешность не превышает данных, приведенных в табл. 5. В случае увеличенной погрешности комплекта необходимо проверить указатель и датчик отдельно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|