Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).
Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур). Критерии оценивания 1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе учащийся). 2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий. 3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии. 4. Точность и аргументированность выводов. 5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.
Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за сочинение - эссе до 50 баллов. Для ориентировки членов жюри приводим соответствие пяти и десятибалльной систем оценивания.
11 класс. I тур 1. 1 балл. Определите, по какому принципу образован представленный ряд. Что является в ряду лишним? Аллеманда, жирандоль, котильон, контрданс, менуэт ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. 1 балл. В либретто одной из опер XVIII века есть такие слова: «Сам помещик, сам крестьянин, Сам холоп и сам боярин, Сам он пашет, сам орет, Сам с себя оброк берет». Как назвался такой человек и почему? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. 2 балла. В поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» есть такие слова: «… на столбовой дороженьке сошлись семь мужиков». А в сказке А. С. Пушкина о золотой рыбке старуха говорила старику «Не хочу быть черной крестьянкой – хочу быть столбовою дворянкой». Объясните, что означают понятия «столбовая дорога» и «столбовая дворянка» и что между ними общего? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. 1 балл. О каком историческом деятеле идет речь в приведенных ниже отрывках? А) М. Н. Осипова. Великий русский реформатор: «Желая найти максимальное применение своим способностям, он пробует себя в качестве обер-квартирмейстера войск Кавказской линии и Черноморья, преподает в военной академии в Петербурге. В конце 1848 г. его назначают «для особых поручений» к военному министру. Он выполняет капитальное исследование об Итальянском походе А. В. Суворова». Б) Б. Н. Чичерин. Из воспоминаний: «Он один в России мог совершить то великое дело, которое тогда предстояло: преобразовать русскую армию…, приноровить ее к отношениям и потребностям обновленного общества; при радикально изменившихся условиях жизни, не лишая ее, однако, тех высоких качеств, которые отметили ее при прежнем устройстве» В) А. А. Корнилов. Курс истории России XIX века: «Реформа…явилась одним из важнейших факторов демократизации русского общества…ибо она уничтожала, в сущности, военное рабство. Ему, генералу и министру, приходилось настаивать на неприкосновенности либеральных принципов против нападок тех лиц, которые, казалось бы, должны были взять на себя отстаивание этих принципов» ____________________________________________________________________________________________________________________________________
5. 6 баллов. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения: а) «Семеновская история»_________________________________________ ________________________________________________________________
б) «Триада Уварова»______________________________________________ ________________________________________________________________ в) «Преданный без лести»_________________________________________ ________________________________________________________________ г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________ ________________________________________________________________ д) «Тверская история» ____________________________________________ ________________________________________________________________ е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________ _______________________________________________________________ 6. 4 балла. Определите, о каких событиях или явлениях отечественной истории говорится в каждом приведенном отрывке поэтических произведений. Назовите даты, к которым относятся это событие или явление. Точность, с которой нужно определить дату, указана к каждому отрывку. 1. С точностью до года. А девушка с лицом заиндевелым, упрямо стиснув почерневший рот, завернутое в одеяло тело на Охтенское кладбище везет. Везет, качаясь, – к вечеру добраться б. Глаза бесстрастно смотрят в темноту. Скинь шапку, гражданин. Провозят ленинградца, погибшего на боевом посту. (О. Берггольц. ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. С точностью до года. От здания к зданию Протянут канат. На канате – плакат: «Вся власть Учредительному Собранию! » (А. Блок. ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. С точностью до года. Судьбе не крикнешь: " Чур-чура, не мне держать ответ! " Что было родиной вчера, того сегодня нет. Я плачу в мире не о той, которую не зря назвали, споря с немотой, империею зла, но о другой, стовековой, чей звон в душе снежист, всегда грядущей, за кого мы отдавали жизнь, С мороза душу в адский жар впихнули голышом: я с родины не уезжал - за что ж ее лишен? (Б. Чичибабин. ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. С точностью до года. Да, он умел без оговорок, Внезапно – как уж припечет – Любой своих просчетов ворох Перенести на чей-то счет; На чье-то вражье искаженье Того, что возвещал завет, На чье-то головокруженье От им предсказанных побед. (А. Твардовский. ) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. 3 балла. В русской исторической лексике есть слова, образованные от имен и фамилий деятелей, по разным причинам вошедших в мировую историю. Перед вами три таких термина. Укажите: 1) краткое определение термина. 2) период, когда появилось это слово. 3) фамилию и имя исторического деятеля; 4) кем был исторический деятель. «Бироновщина» 1. _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________ 4. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ «Столыпинский галстук» 1. _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________ 4. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ «Нарышкинское барокко» 1. _______________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ 2. _______________________________________________________________________ 3. _______________________________________________________________________ 4. ______________________________________________________________________ ________________________________________________________________________
8. 3 балла. Журналист написал заметку в газету. Прочитайте подчеркнутые положения и дайте им собственную оценку. «А. М. Горчаков провел на дипломатическом поприще время, относящееся к царствованиям двух императоров – Николая I и Александра II (1). После окончания Царскосельского лицея он поступил на работу в МИД, где его руководителем стал И, Каподистрия (2). Недовольный своим начальником, он перешел в подчинение к К. Нессельроде (3). Способности молодого дипломата были высоко оценены Николаем I и многими сановниками, особенно А. Х. Бенкендорфом (4). Главной заслугой Горчакова стало верное служение династии Романовых и следование внешнеполитическому курсу, выработанному канцлером Австро-Венгерской империи Меттернихом (5). Конец карьеры нашего героя был омрачен появлением невыгодного для России заключительного акта Берлинского конгресса 1878 г., когда старый и больной Горчаков случайно показал английскому коллеге карту, содержавшую максимальные уступки, на которые была готова пойти российское правительство (6).
1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. ___________________________________________________________________________________________________________________________________
9. 2 балла. Определите, из каких исторических источников взяты приведенные ниже отрывки. А) «По благословению и по совету святейшего Ермогена, патриарха Московского и всея Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, и архимандритов, и игуменов, и всего освященного собора и по приговору бояр и дворян и дьяков думных, и стольников, и торговых людей, и стрельцов, и казаков, и пушкарей, и всех чинов служилых людей великого Московского государства мы бояре… съезжалися великого государя Жигимонта короля Польского и великого князя Литовского с Станиславом Желтковским, воеводою, гетманом короны польской и говорили о обираньи государском на Владимирское и Московское и на все великие государства Российского царствия…» ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) «Последнее напоминание еще. Письмо твое вычел…А для чего не изъявил ответу, как в моем письме? Ибо там о неохоте к делу написано много более, нежели о слабости телесной, которую ты только одну вспоминаешь. Также, что я за столько лет недоволен тобою, то все тут пренебреженно и не упомянуто, хотя и жестоко написано. Когда ныне не боишься, то как по мне станешь завет хранить!? Что же приносишь клятву, тому верить невозможно. Хотя б и истинно хотел хранить, то возмогут тебя склонить и принудить большие бороды ради тунеядства своего…Помогаешь ли в таких моих несносных печалях и трудах, достигши такого совершенного возраста? Ей, николи! Ненавидишь дел моих, которые я для людей народа своего, не жалея здоровья своего, делаю, и, конечно, по мне разорителем оных будешь…На что по получении сего дай немедленно ответ…А буде сего не учинишь, то я с тобою как с злодеем поступлю» ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 10. 10 баллов. В исторической литературе в связи с «Манифестом о вольности дворянской» были выдвинуты целый ряд положений.
1. Манифест вызвал массовый отток дворян с военной и гражданской службы и вызвал кризис власти; 2. Манифест привел к притоку разночинцев на государственную службу; 3. Манифест привел к росту влияния военных в гражданском управлении;
А. Сравните эти утверждения с приведенными ниже данными, полученными в результате анализа архивных данных. Сделайте выводы, привлекая также известные вам факты. Свой ответ запишите в таблицу. Б. Рассмотрите динамику отставок в первое десятилетия действия Манифеста. Какие можно выдвинуть предположения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|