Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур).
Рекомендации по проверке сочинений – эссе в 9-11 классах (II тур). Критерии оценивания 1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые ставит перед собой в своей работе учащийся). 2. Грамотность и точность использования исторических фактов и понятий. 3. Опора на исторические теории, гипотезы и версии. 4. Точность и аргументированность выводов. 5. Логичность изложения, уровень композиционного решения работы.
Каждый из критериев оценивается до 10 баллов. Общее количество баллов за сочинение - эссе до 50 баллов. Для ориентировки членов жюри приводим соответствие пяти и десятибалльной систем оценивания.
10 класс. I тур
1. 2 балла. По какому принципу образованы эти ряды: 1. Граф Б. Шереметьев, князь А. Меньшиков, граф П. Румянцев-Задунайский, князь П. Витгенштейн, князь П. Волконский, князь Д. Милютин _______________________________________________________
2. В. Блюхер, Б. Шапошников, Л. Говоров, И. Баграмян, Н. Огарков, Д. Язов _________________________________________________________ 2. 6 баллов. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения: а) «Семеновская история»_________________________________________ ________________________________________________________________ б) «Триада Уварова»______________________________________________ ________________________________________________________________ в) «Преданный без лести»_________________________________________ ________________________________________________________________ г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________ ________________________________________________________________ д) «Тверская история» ____________________________________________ ________________________________________________________________ е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________
________________________________________________________________ 3. 1 балл. Разбирая деньги, герой рассказа Н. Лескова «Очарованный странник» говорил: «Синие синицы, и серые утицы, и красные косачи – только одних белых лебедей нет». Укажите номинал перечисленных бумажных денег. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________
4. 2 балла. Расположите в хронологической последовательности следующие исторические события: 1. А. Начало московского княжения Василия II («Темного»). Б. Подавление ордынцами и Иваном Калитой восстания в Твери. В. Начало правления Ивана III. Г. Убийство в Орде Михаила Тверского. Д. Реформа календаря, после которой Новый год на Руси начинался 1 сентября. Е. Начало княжения Ивана Калиты. Ж. Битва с ордынцами на реке Воже.
2. А. Приказ Верховного главнокомандующего №227 «Ни шагу назад! ». Б. Прорыв блокады Ленинграда. В. Освобождение Красной Армией Донбасса. Г. Начало контрнаступления Красной Армии под Сталинградом. Д. Поражение Красной Армии под Керчью. Е Нормандская десантная операция. Ж. Битва на Курской дуге. З. Корсунь - Шевченковская операция.
5. 5 баллов. В России (по древнеримской практике) с XVIII века стали давать военачальникам почетные титулы, связанные с названиями мест или стран, где ими были одержаны победы. Так, Г. А. Потемкин имел почетный титул светлейшего князя Таврического. Вспомните победы, одержанные перечисленными ниже лицами и пожалованные им почетные титулы. Свой ответ запишите в таблицу.
Б) Традицию почетных титулов использовала и общественность.
Кто и за что получил прозвище Вешатель? ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Кого называли графом Полусахалинским. __________________________________________________________________
6. 2 балла. Заполните пропуски в тексте. С начала XVIII в. власть пыталась превратить Православную Церковь в некий духовно-идеологический орган государственного аппарата. Уже (1) отменяет патриаршество, заменяя его (2). Екатерина II проводит (3) церковных земель, подрывая экономическое значение Церкви. В царствование (4) началась практика награждения священнослужителей (5). Это настолько шло вразрез со священническим и особенно (6), что московский митрополит Платон на коленях умолял монарха не давать ему высшей награды империи – ордена (7). Однако (8), как глава Православной Церкви, считал себя вправе награждать священнослужителей, чем пожелает. 1. ____________________ 2. ____________________ 3. ____________________ 4. ____________________ 5. ____________________ 6. ____________________ 7. ____________________ 8. ____________________
7. 4 балла. Прочитайте текст. Журналист, пишущий на исторические темы, попытался рассказать о выдающихся достижениях архитектуры барокко в России. Так получилось, что в его очерке наряду с информацией о барокко представлены сведения о постройках, возведенных в других архитектурных стилях. В статье 10 предложений. Они пронумерованы. Разделите их на три группы. Озаглавьте колонки, вписав в них названия архитектурных стилей. Впишите номера предложений в соответствующие колонки таблицы. 1. Торжественность, необычайная пышность, обилие лепнины – вот что отличало в первую очередь этот стиль в архитектуре. 2. Заимствуя приемы и формы, разработанные в античной архитектуре, российские зодчие создавали удивительные по красоте и изяществу ансамбли. 3. Екатерининский дворец в Царском Селе, построенный по проекту В. В. Растрелли, по праву считается классическим воплощением принципов и требований этого стиля в архитектуре. 4. Постройки, выполненные по канонам данного стиля, легко узнать во разнообразию форм окон, фасадам, украшенным живописными панно или мозаикой, замысловатым балконам, нависающим карнизам. 5. И еще один неизменный признак этого архитектурного стиля – величественный портик с колоннами, фронтонами, скульптурным фризом.
6. Таков, например, великолепный ансамбль Смольного монастыря в Санкт-Петербурге с его знаменитой колокольней. 7. Достойно соперничает с колокольней Смольного собора шпиль Адмиралтейства, увенчанный корабликом, символом Санкт-Петербурга. 8. Для Москвы таким символом можно считать дом Пашкова, удивительно гармоничный и праздничный. 9. Впечатляет и особняк Рябушинского, возведенный по проекту классика этого архитектурного стиля Ф. О. Шехтеля. 10. Прекрасны Строгановский дворец на набережной реки Мойки в Петербурге, Большой дворец в Петергофе, Андреевская церковь в Киеве.
8. 5 баллов. Прочитайте предложенные тексты, и определите о ком идет речь. 1. Он закончил Московский кадетский корпус и Александровское военное училище с золотой медалью. Первая мировая война 1914 г. застала его в Семеновском Гвардейском полку, где он продолжает служить во время войны. За храбрость молодой офицер был удостоен многих орденов царской армии от Анны 1-ой степени до Владимира 1-ой степени. Потрясенный неудачами русской армии в войне с Германией увлекся идеями марксизма и сделал выбор в сторону большевиков. Возрождение России он связывал с укреплением ее армии, мечтая со временем ее возглавить. С 1918 г. он состоит в рядах Красной Армии. Обладая большим талантом и блестящими военными способностями, он добивается крупных военных успехов. В 1920-21 гг. он командовал Восточным и Южным (Кавказским) фронтами, где разбил армии Колчака и Деникина. Имели место и неудачи, такие как поражение возглавляемой им армии на Западном фронте в 1920 г. Он занимался созданием новой армии с современным вооружением, включающим танковые части, авиацию, ракетное оружие. Эту армию он собирался возглавить в приближающейся войне с фашистской Германией. ____________________________
2. В дни Декабрьского вооруженного восстания 1905 года руководил боевыми дружинами ивано-вознесенских ткачей, участвовал в уличных боях с правительственными войсками в Москве на Красной Пресне. В январе 1919 года был назначен командующим 4-й армией Восточного фронта, а в марте — командующим Южной группой Восточного фронта. Южная группа стала главной ударной силой Восточного фронта во время его контрнаступления в апреле — июне 1919 года. Войскам ставилась задача наступать на Бугуруслан, Белебей и Уфу.
В Уфимской операции его дивизии форсировали Белую, заняли город Уфу и вышли к предгорьям Уральского хребта. За успешно проведенную контрнаступательную операцию он был награжден орденом Красного Знамени. В сентябре 1920 года его назначили командующим Южным фронтом. Он руководил операциями по разгрому армий генерала Врангеля в Северной Таврии и в Крыму.
__________________________
3. Начавшаяся в России гражданская война круто изменила судьбу этого человека. Он выдвинулся как талантливый организатор, наделенный храбростью и способностью ориентироваться в быстро меняющейся обстановке. Летом 1918 года он был поставлен во главе Царицынского фронта, а затем во главе 10-й армии. Вместе со Сталиным он организовал оборону Царицына. На VIII съезде РКП(б) в марте 1919 года он изложил свои взгляды по вопросу организации и руководства Красной Армии. Возглавив так называемую «военную оппозицию», он считал необходимым заменить регулярную армию вооружением народа, считая недопустимым привлечение военспецов в качестве командиров, отстаивая партизанские методы руководства в армии. Однако съезд подобную оппозицию осудил, и он был вынужден подчиниться решению партии. По окончании гражданской войны получил назначение на должность командующего войсками Северо-Кавказского военного округа. Он участвовал в работе X съезда РКП(б) и в подавлении Кронштадтского восстания. В середине 20-х годов был назначен наркомом по военным и морским делам и председателем реввоенсовета. В 1935 году в числе первых получил звание Маршала Советского Союза.
____________________________
4. В 1918 году он был назначен наркомом иностранных дел РСФСР. Это назначение стало возможным благодаря его знаниям истории европейской дипломатии, опыту, приобретенному на царской дипломатической службе, а также его преданности делу социалистической революции. В 1918 году он подписал Брестский мир, в 1920 году от имени России обратился к странам Востока с предложением руководствоваться новыми принципами отношений друг с другом, основанных на взаимном уважении. Подписанные в 1921 году дружественные договоры с Турцией, Ираном, Афганистаном — его заслуга. На международной конференции премьер-министр Великобритании Ллойд Джордж, наблюдавший за представителями советской делегации, вынужден был изумленно воскликнуть: «Так, как знают европейские дела они, мы европейских дел не знаем». Эти слова являются подтверждением его высокого профессионализма.
_____________________________
5. В 1921 году Совнарком назначает ее торговым представителем РСФСР в Норвегии. Несмотря на то, что в Европе было не принято, чтобы женщины официально занимались политической деятельностью. Именно ей удалось установить деловые контакты и подготовить почву для политического признания нашей страны. Вскоре она была аккредитована как чрезвычайный и полномочный посланник в Норвегию. Работа в Норвегии сменилась работой в Мексике, где об СССР практически ничего не знали. Однако мексиканского климата не выдерживает ее здоровье; и в качестве чрезвычайного и полномочного посла СССР она возвращается в Норвегию, а в 1932 году переводится на работу в Швецию, где восемнадцать лет назад король подписал указ о ее вечном изгнании из страны. Здесь ее застало известие о нападении фашистской Германии на СССР. Швеция сохраняла нейтралитет. В сентябре 1944 года она в качестве чрезвычайного и полномочного посла в Швеции выступила посредником в переговорах с Финляндией и внесла свою лепту в подготовке выхода Финляндии из войны. _____________________________ 9. 4 балла. Прочитайте отрывки из документов по истории России. Постарайтесь определить, с какими событиями они связаны. Укажите год события. 1. «…Государь! Мы, рабочие и жители С. -Петербурга разных сословий, наши жены и дети, и беспомощные старцы-родители, пришли к тебе, государь, искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, над нами надругаются, в нас не признают людей, к нам относятся как к рабам…Мы и терпели, но нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь. Настал предел терпению…. »
__________________________________________________________________
2. «.. По гарнизону Петроградского округа всем солдатам гвардии, армии, артиллерии и флота для немедленного и точного исполнения, а рабочим Петрограда для сведения. Совет рабочих и солдатских депутатов постановил: Во всех ротах, батальонах, полках, парках, батареях, эскадронах и отдельных службах разного рода военных управлений и на судах военного флота немедленно выбрать комитеты из выборных представителей от нижних чинов вышеуказанных воинских частей. …. 3) Во всех своих политических выступлениях воинская часть подчиняется Совету рабочих и солдатских депутатов…».
__________________________________________________________________
3. «… При рассмотрении этого вопроса надо иметь в виду как объективные, конкретные исторические условия, в которых проходило строительство социализма в СССР, так и некоторые субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Большой вред делу социалистического строительства, развитию демократии внутри партии и государства нанесла ошибочная формула Сталина о том, что будто бы по мере продвижения Советского Союза к социализму классовая борьба будет все более и более обостряться…».
__________________________________________________________________
4. «… Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем. …. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога __________________________________________________________________ 10. 4 балла. Ознакомьтесь с графиком, отражающим изменение доли горожан в составе населения Российской империи / СССР. Выполните задания и запишите ответы.
1. Как называется процесс, отраженный на диаграмме? Напишите термин и дайте его определение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. С какими крупными социально-экономическими процессами он был связан? Назовите термины, обозначающие эти процессы, и дайте им определение. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Назовите период, когда изменение доли городского населения в России было наименее значительным. Предложите свое объяснение причин. ____________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. Какой показатель, отраженный на графике, историки включают в число показателей, свидетельствующих о завершении формирования индустриального общества? Назовите его, напишите год, к которому он относится.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|