Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы выполнения исследования




1. Утверждение темы (темы утверждаются на 1-м курсе перед началом полевой практики).

2. Получение задания от руководителя (перед началом полевой практики).

3. Ознакомление с изучаемым объектом (литературные источники, коллекции).

4. Характеристика изучаемого объекта: Систематическое положение, морфология, ареал, фенология, особенности экологии и биологии и другие сведения.

5. Экскурсии в природу по обнаружению изучаемого объекта, сбору коллекций. Экскурсии проводятся под руководством руководителя курсовой работы во время полевой практики, в отдельных случаях – самостоятельно не менее трёх раз в сезон с целью сбора объекта во всех фенологических фазах.

6. Камеральная обработка: оформление коллекций, приготовление зарисовка, составление таблиц.

7. Оформление результатов исследования

8. Защита курсовой работы.

 

Приложение 1

 

УТВЕРЖДАЮ

«___» ___________ 2017 г.

заведующий кафедрой

ботаники, зоологии и

общей биологии

_________________

Иванов А.Л.

Институт живых систем

Кафедра ботаники, зоологии и общей биологии

Направление 06.03.01 Биология

Профиль «Общая биология»

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

студентки Петровой Алины Сергеевны

по дисциплине «Зоология»

 

1. Тема работы: Эколого-географическое исследование многоножки Lithobius curtipes (Lithobiidae, Lithobiomorpha) фауны Северного Кавказа

2. Цель: эколого-географическое изучение Lithobius curtipes

3. Задачи:

1. Составление обзора данных об экологии, морфологии, систематике, ареале и других параметрах вида;

2. Исследование ландшафтно-биотопической приуроченности и фенологии вида;

3. Получение новых данных об ареале вида;

4. Изучение морфологических структур (морфометрия).

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части

- номенклатурная цитата;

- этимология названия;

- экология и биология;

- биоморфологические параметры;

- высотное распространение;

- систематическое положение;

б) по аналитической части

- описание внешнего вида (размеры, специфические черты строения отдельных частей тела), окраски (общий фон и рисунок раковины);

- формы совместного существования особей (одиночный или семейный образ жизни, колонии и т. д.);

- хорологическая информация (картирование обнаруженных мест обитания на крупномасштабной карте);

- количественный учет;

- половой, фазовый и возрастной состав популяции;

- ландшафтная и биотопическая приуроченность:

- убежища и их использование;

- размножение (способ размножения, место и время спаривания, размеры, форма и окраска новорожденных особей или яиц, число кладок или пометов, их периодичность), неполовозрелые стадии, метаморфоз;

- питание (опыты с изучением питания в террариуме, наблюдения в природе);

- фенология;

- суточная активность;

- исследование коллекций (перечень просмотренных экземпляров с указанием места сбора, пола, возраста, даты сбора, фамилии и инициалов коллектора, места хранения);

- поведение (подвижность, поддержание чистоты тела, выделение, исследовательское и репродуктивное поведение);

- изготовление музейных препаратов.

5. Исходные данные:

а) по литературным источникам и фондам

- классические фаунистические сводки по фауне России, Северного Кавказа и Предкавказья;

- периодические зоологические издания;

- коллекционный фонд зоологического музея СКФУ.

б) по вариантам, разработанным преподавателем

- собранная в природе и оформленная коллекция;

- фотографический материал (разномасштабные снимки животного, ландшафтного окружения);

- шаблоны карт ареалов общего распространения и распространения на территории Северного Кавказа;

- крупномасштабная карта района полевой практики;

- схемы систем животных.

6. Список рекомендуемой литературы

1. Залесская Н.Т. Литобииды Кавказа (Chilopoda, Lithobiidae), их распространение и связь с почвой // Экология почвенных беспозвоночных. – М.: Наука, 1973. – С. 120-130.

2. Залесская Н.Т. Определитель многоножек-костянок СССР (Chilopoda, Lithobiomorpha) / Ред. М.С. Гиляров. – М.: Наука, 1978. – 212 с.

3. Муралевич B.C. Scutigeridae и Lithobiidae кавказской фауны // Мем. зоол. отд. об-ва ест., антр. и этногр. – 1929. – Вып. 4. – С. 1-112.

4. Фарзалиева Г.Ш., Есюнин С.Л. Обзор многоножек-костянок (Lithobiomorpha, Henicopidae, Lithobiidae) фауны Урала и Приуралья // Зоологический журнал. – 2008. – Т. 87, №8. – С. 923-947.

5. Зенкова И.В. Структура и динамика популяции Monotarsobius curtipes (Lithobiidae, Chilopoda) на северной периферии ареала // Популяции в пространстве и времени. – Н.-Новгород, 2005. – С. 119-121.

6. Бызова Ю.Б., Залесская Н.Т. Влияние температуры на интенсивность потребления кислорода многоножкой Monotarsobius curtipes С. Koch (Chilopoda, Lithobiomorpha) из разных частей ареала // Журнал общей биологии. – 1980. – 41, №1. – С. 80-82.

7. Сергеева Т.К. Диагностика питания многоножек Monotarsobius curtipes (Litobiomorpha) серологическим методом // Проблемы почвенной зоологии. – Киев, 1981. – С. 193-194.

Интернет-ресурсы

1. http: //www.sevin.ru/redbooksevin – Красная книга Российской Федерации.

2. http://www.acnet.ge – Раритетные ценозы Северо-Западного Кавказа.

3. http: //www.sevin.ru/natreserves – Флора и фауна заповедников России.

4. http: www.biodat.ru – BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

5. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека.

6. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека (отдел диссертаций).

7. http:// www.interscience.wiley.com – Полнотекстовые электронные версии журналов по тематикам.

8. http://www.biblioclub.ru – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

9. http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам (раздел Биология»).

10. http://www.mnr.gov.ru – Официальный сайт министерства природных ресурсов.

11. http://chilobase.biologia.unipd.it – Все известные виды губоногих, их валидные названия и синонимы, ссылки на первоописания и последнюю таксономическую ревизию.

12. http://www.biodiversitylibrary.org – Электронная библиотека по биоразнообразию.

13. http://www.myriapodology.org/myrlit – Ссылки на литературу по многоножкам.

В процессе работы необходимо расширить данный список самостоятельно подобранной литературой, касающейся исследуемого вида. В список использованных литературных источников из вышеперечисленных вносить только те издания, в которых есть информация о виде (соответствующие тома «Фауны России» и «Красных книг»).

7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:

25% – общая характеристика изучаемого объекта: первая неделя декабря, I-й семестр;

50% – результаты анализа литературных источников и коллекционного фонда: первая неделя февраля, II-й семестр;

75% – результаты морфологических исследований: последняя неделя марта, II-й семестр;

100% – полный текст курсовой работы: последняя неделя апреля, II-й семестр.

8. Срок защиты студентом курсовой работы: 6 мая 2018 г.

 

Дата выдачи задания: 30 апреля 2017 г.

Руководитель курсовой работы

___________________ ______________ _________________________

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

Задание принял к исполнению студент очной формы обучения

1 курса группы БИО-б-о-16(1) _______________ А.С. Петрова

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

 

 

Приложение 2

 

УТВЕРЖДАЮ

«___» ___________ 2017 г.

заведующий кафедрой

ботаники, зоологии и

общей биологии

_________________

Иванов А.Л.

Институт живых систем

Кафедра ботаники, зоологии и общей биологии

Направление 06.03.01 Биология

Профиль «Общая биология»

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

студентки Петровой Алины Сергеевны

по дисциплине «Зоология»

 

1. Тема работы: Эколого-географическое исследование наземного легочного моллюска Caucasotachea atrolabiata (Helicidae, Gastropoda) фауны Северного Кавказа

2. Цель: эколого-географическое изучение Caucasotachea atrolabiata

3. Задачи:

1. Составление обзора данных об экологии, морфологии, систематике, ареале и других параметрах вида;

2. Исследование ландшафтно-биотопической приуроченности и фенологии вида;

3. Получение новых данных об ареале вида;

4. Изучение морфологических структур (морфометрия).

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части

- номенклатурная цитата;

- этимология названия;

- экология и биология;

- биоморфологические параметры;

- высотное распространение;

- систематическое положение;

б) по аналитической части

- описание внешнего вида (размеры, специфические черты строения отдельных частей тела), окраски (общий фон и рисунок раковины);

- формы совместного существования особей (одиночный или семейный образ жизни, колонии и т. д.);

- хорологическая информация (картирование обнаруженных мест обитания на крупномасштабной карте);

- количественный учет;

- половой, фазовый и возрастной состав популяции;

- ландшафтная и биотопическая приуроченность:

- убежища и их использование;

- размножение (способ размножения, место и время спаривания, размеры, форма и окраска новорожденных особей или яиц, число кладок или пометов, их периодичность), неполовозрелые стадии, метаморфоз;

- питание (опыты с изучением питания в террариуме, наблюдения в природе);

- фенология;

- суточная активность;

- исследование коллекций (перечень просмотренных экземпляров с указанием места сбора, пола, возраста, даты сбора, фамилии и инициалов коллектора, места хранения);

- поведение (подвижность, поддержание чистоты тела, выделение, исследовательское и репродуктивное поведение);

- изготовление музейных препаратов.

5. Исходные данные:

а) по литературным источникам и фондам

- классические фаунистические сводки по фауне России, Северного Кавказа и Предкавказья;

- периодические зоологические издания;

- коллекционный фонд зоологического музея СКФУ.

б) по вариантам, разработанным преподавателем

- собранная в природе и оформленная коллекция;

- фотографический материал (разномасштабные снимки животного, ландшафтного окружения);

- шаблоны карт ареалов общего распространения и распространения на территории Северного Кавказа;

- крупномасштабная карта района полевой практики;

- схемы систем животных.

6. Список рекомендуемой литературы

1. Красная книга Республики Адыгеи. – Майкоп, 2000. – 416 с.

2. Красная книга Республики Дагестан / Под. ред. Г.М. Абдурахманова. – Махачкала, 2009. – 552 с.

3. Красная книга Республики Ингушетии. – Магас, 2006. – 468 с.

4. Красная книга Российской Федерации. – М.: Изд-во КМК, 2008. – 855 с.

5. Красная книга Северной Осетии-Алании. – Владикавказ, 1999. – 287 с.

6. Красная книга СССР. Т. 2. – М.: Лесная промышленность, 1984. – 478 с.

7. Красная книга Чеченской республики. – Грозный, 2007. – 432 с.

8. Лихарев И.М., Раммельмейер Е.С. Наземные моллюски фауны СССР. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1952. – 511 с.

9. Лихарев И.М. Наземные моллюски Кавказа // Животный мир СССР. – М.–Л.: Изд-во АН СССР, 1958. – Т. 5. – С. 464-476.

10. Резник З.В. Дополнения к фауне наземных моллюсков Ставропольского края // Биологические науки. – Ставрополь,1972. – Ч. 2. – С. 3-8.

11. Резник З.В. Дополнения к фауне наземных моллюсков Ставропольского края // Актуальные вопросы экологии и охраны природы Ставропольского края и сопредельных территорий. – Ставрополь 1991. ­– С. 138-139.

12. Резник З.В. Зоогеографические особенности фауны наземных моллюсков Ставропольской возвышенности // Фауна Ставрополья. – Ставро­поль, 1977. – Вып. 2. – С. 37-43.

13. Резник З.В. Наземные моллюски горных пастбищ Урупского района Ставро­польского края // Новые проблемы зоологической науки и их отраже­ние в вузовском преподавании. – Ставрополь, 1979. – Ч. 1. – С. 144-145.

14. Резник З.В. Некоторые вопросы экологии наземных моллюсков байрач­ных лесов Ставропольской возвышенности //Фауна Ставрополья.– Став­рополь, 1970. – Вып. 1. – С. 48-52.

15. Стеклов А.А. Наземные моллюски неогена Предкавказья и их стратиграфиче­ское значение. – М.: Наука, 1966. – 261 с.

16. Фасулати К.К. Полевое изучение наземных беспозвоночных. – М.: Высшая школа, 1971. – 424 с.

17. Шилейко А.А. Наземные моллюски надсемейства Helicoidea // Фауна СССР. – Т. III, вып.6, – Л.,1978. – 384 с.

Интернет-ресурсы

1. http://www.caucasus-snails.uni-hamburg.de – Наземные моллюски Кавказа.

2. http: //www.sevin.ru/redbooksevin – Красная книга Российской Федерации.

3. http://www.acnet.ge – Раритетные ценозы Северо-Западного Кавказа.

4. http: //www.sevin.ru/natreserves – Флора и фауна заповедников России.

5. http: www.biodat.ru – BioDat: информационно-аналитический сайт о природе России и экологии.

6. http://elibrary.ru – Научная электронная библиотека.

7. http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека (отдел диссертаций).

8. http://www.interscience.wiley.com – Полнотекстовые электронные версии журналов по тематикам.

9. http://www.biblioclub.ru – Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека онлайн».

10. http://window.edu.ru – Единое окно доступа к образовательным ресурсам (раздел Биология»).

11. http://www.mnr.gov.ru – официальный сайт министерства природных ресурсов.

В процессе работы необходимо расширить данный список самостоятельно подобранной литературой, касающейся исследуемого вида. В список использованных литературных источников из вышеперечисленных вносить только те издания, в которых есть информация о виде (соответствующие тома «Фауны России» и «Красных книг»).

7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:

25% – общая характеристика изучаемого объекта: первая неделя декабря, I-й семестр;

50% – результаты анализа литературных источников и коллекционного фонда: первая неделя февраля, II-й семестр;

75% – результаты морфологических исследований: последняя неделя марта, II-й семестр;

100% – полный текст курсовой работы: последняя неделя апреля, II-й семестр.

8. Срок защиты студентом курсовой работы: 6 мая 2018 г.

 

Дата выдачи задания: 30 апреля 2017 г.

Руководитель курсовой работы

___________________ ______________ _________________________

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

Задание принял к исполнению студент очной формы обучения

1 курса группы БИО-б-о-16(1) _______________ А.С. Петрова

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

 

 

Приложение 3

 

УТВЕРЖДАЮ

«___» ___________ 2017 г.

заведующий кафедрой

ботаники, зоологии и

общей биологии

_________________

Иванов А.Л.

 

Институт живых систем

Кафедра ботаники, зоологии и общей биологии

Направление 06.03.01 Биология

Профиль «Общая биология»

 

ЗАДАНИЕ

на курсовую работу

студентки Бибиковой Елизаветы Андреевны

по дисциплине «Зоология»

 

1. Тема работы: Комплексная характеристика пёстрого дятла (Dendrocopos major) фауны Северного Кавказа

2. Цель: составить комплексную характеристику вида и электронную базу данных.

3. Задачи:

- обобщить имеющиеся сведения о систематическом положении вида;

- определить ареал и численность;

- охарактеризовать биотопическую приуроченность;

- уточнить сведения по экологии и биологии;

- определить современное состояние популяций в природе;

- выявить лимитирующие факторы;

- оценить биоценотическое и хозяйственное значение.

4. Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части:

- таксономический статус вида в системе животных;

- ареал вида (на Северном Кавказе и на земном шаре);

- экологические, этологические и трофические особенности;

- место и роль вида в биоценозах.

б) по аналитической части:

- комплексный анализ вида по всем параметрам;

- анализ музейных фондов;

- анализ литературных источников.

Характеристика вида должна включать следующие основные разделы:

- систематический статус;

- характер пребывания в регионе;

- описание и полевые признаки;

- распространение;

- зимовки и миграции;

- местообитания (биотопическая приуроченность и стации);

- численность и ее динамика;

- размножение;

- суточная активность и поведение;

- трофические связи;

- лимитирующие факторы;

- биоценотическое и хозяйственное значение.

5. Исходные данные:

а) по литературным источникам:

- имеющиеся сведения о систематике, морфологии, экологии и биологии вида;

- коллекционные фонды зоомузея кафедры и Ставропольского краеведческого музея;

- литературный фонд научной библиотеки СКФУ;

б) по вариантам, разработанным преподавателем:

- первоисточники описания вида;

- шаблоны карт ареалов;

- шаблон базы данных;

- ссылки на интернет-ресурсы.

6. Список рекомендуемой литературы:

1. Константинов В.М., Бутьев В.Т., Дерим-Оглу Е.Н. и др. Позвоночные животные и наблюдения за ними в природе. – М., 2010. – 200 с.

2. Красная книга Ставропольского края. Т. 2. Животные. – Ставрополь, 2013. – 256 с.

3. Нумеров А.Д., Климов А.С., Труфанова Е.И. Полевые исследования наземных позвоночных. – Воронеж, 2010. – 301 с.

4. Тертышников М.Ф., Лиховид А.А., Горовая В.И., Харченко Л.Н. Позвоночные животные Ставрополья (история формирования и современное состояние фауны и населения). – Ставрополь, 2002. – 224 с.

5. Тертышников М.Ф., Хохлов А.Н., Котти Б.К., Ермолина Л.П. Организация УНИРС по зоологии и экологии животных. – Ставрополь, 1996. – 90 с.

6. Хохлов А.Н. Животный мир Ставрополья. – Ставрополь, 2000. – 200 с.

7. Хохлов А.Н., Ильюх М.П. Позвоночные животные Ставрополья и их охрана. – Ставрополь, 1997. – 103 с.

8. Хохлов А.Н., Ильюх М.П. Систематический указатель позвоночных животных Ставропольского края. – Ставрополь, 1998. – 36 с.

9. Хохлов А.Н., Ильюх М.П., Казиев У.З. Редкие наземные позвоночные животные Ставропольского края. – Ставрополь, 2005. – 216 с.

В процессе работы студент должен расширить данный список самостоятельно подобранной литературой, что будет свидетельствовать о приобретении студентом навыков самостоятельной работы, анализа, обобщения и последовательного изложения материала.

7. Контрольные сроки представления отдельных разделов курсовой работы:

25% – общая характеристика изучаемого объекта: первая неделя декабря, I-й семестр;

50% – результаты анализа литературных источников и коллекционного фонда: первая неделя февраля, II-й семестр;

75% – результаты морфологических исследований: последняя неделя марта, II-й семестр;

100% – полный текст курсовой работы: последняя неделя апреля, II-й семестр.

8. Срок защиты студентом курсовой работы: 6 мая 2018 г.

Дата выдачи задания: 30 апреля 2017 г.

 

 

Руководитель курсовой работы:

д.б.н., доц. ______________ М.П. Ильюх

(ученая степень, звание) (личная подпись) (инициалы, фамилия)

 

Задание принял(а) к исполнению студент(ка) очной формы обучения

2 курса группы БИО-б-о-15-1 _____________ Е.А. Бибикова

(личная подпись) (инициалы, фамилия)

 

Приложение 4

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВО «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ЖИВЫХ СИСТЕМ

 

КАФЕДРА БОТАНИКИ, ЗООЛОГИИ И ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

ЗООЛОГИЯ

 

 

на тему:

«Эколого-географическое исследование лесного клеща

(Ixodes ricinus Linnaeus) фауны Российского Кавказа»

 

Выполнил:

Иванов Сергей Петрович

студент 2 курса группы БИО-б-о-16(1)

направления 06.03.01 Биология

дневной формы обучения

________________________

(подпись)

 

Руководитель работы:

Котти Борис Константинович,

д.б.н., проф. кафедры БЗиОБ

 

 

Работа допущена к защите _______________________ ______________

(подпись руководителя) (дата)

 

Работа выполнена и защищена с оценкой __________ Дата защиты __________

Члены комиссии: ________________ __________ _______________

(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)

________________ _______________ _______________

________________ _______________ _______________

 

 

Ставрополь, 2018 г.

Приложение 5

 

Отзыв

на курсовую работу студента 2 курса

Иванова Сергея Петровича

на тему:

«Эколого-географическое исследование лесного клеща

(Ixodses ricinus Linnaeus) фауны Российского Кавказа»

 

Актуальность: курсовая работа посвящена всестороннему исследованию вида I. ricinus, изучению его хорологических, паразитологических, фенологических и других параметров.

В первой главе на основании анализа литературных источников даётся полная комплексная характеристика структур вида, общий ареал и ареал в пределах Российского Кавказа, положение в системе членистоногих, эпидемиологическое значение и др.

Во второй главе приведены данные собственных исследований по строению, а также сведения о распространении в окрестностях г. Ставрополя, фенологические данные периодов онтогенеза.

Выводы, соответствуют целям, поставленным во Введении. Проанализирован достаточный объем литературы (23 наименования, в том числе 2 источника на иностранных языках). За время работы студент проявил себя как способный самостоятельно анализировать достаточно большой объём литературных источников, обобщать разрозненные сведения о таксоне, овладел методами анализа коллекционных фондов и фенологических наблюдений, закрепил навыки сбора биоматериала и экологических исследований животных.

Таким образом, работа выполнена на высоком учебно-научном уровне, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам, и заслуживает отличной оценки.

 

Научный руководитель

д.б.н., проф. кафедры БЗиОБ

Котти Б.К.

Печать

«____» ___________ 2017 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...