Эффект финансового рычага (левереджа) и управление заемным капиталом
Финансовый рычаг (финансовый леверидж) — это отношение заемного капитала компании к собственным средствам, он характеризует устойчивость компании. Чем меньше финансовый рычаг, тем устойчивее положение. С другой стороны, заемный капитал позволяет увеличить коэффициент рентабельности собственного капитала, т.е. получить дополнительную прибыль на собственный капитал. Показатель отражающий уровень дополнительной прибыли при использования заемного капитала называется эффектом финансового рычага. Он рассчитывается по следующей формуле: ЭФР = (1 - Сн) × (КР - Ск) × ЗК/СК, где:ЭФР — эффект финансового рычага, %. Сн — ставка налога на прибыль, в десятичном выражении. КР — коэффициент рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %. Ск — средний размер ставки процентов за кредит, %. Для более точного расчета можно брать средневзвешенную ставку за кредит. ЗК — средняя сумма используемого заемного капитала. СК — средняя сумма собственного капитала Управление заемным капиталом Наряду с собственным капиталом предприятия в хозяйственной деятельности вынуждены использовать заемные средства. Необходимость использования заемного капитала связана с тем, что он позволяет существенно расширить масштаб хозяйственной деятельности, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, повысить рыночную стоимость организации. Ориентация на использование последних – содержание агрессивной финансовой политики. Использование заемных средств экономически оправдано тогда, когда оно повышает рентабельность всей деятельности капитала, т. е. когда доходность основной деятельности становится выше процентов по займам и кредитам.
Заемный капитал отражается в четвертом и пятом разделах баланса. В четвертом разделе отражаются долгосрочные заемные обстоятельства. По этим обязательствам срок погашения превышает 12 месяцев. В пятом разделе баланса фиксируются все нормы привлеченного и заемного капитала со сроком погашения менее одного года. Привлечение заемных средств должно быть обоснованным, отвечать принятой финансовой стратегии предприятия. Поэтому заемный капитал последнего – один из объектов финансового менеджмента. Управление заемным капиталом – одна из важнейших функций финансового менеджмента. Политика привлечения заемных средств должна лежать в основе управления ими и объединять все отдельные его процедуры. Данная политика осуществляется в следующей последовательности. Анализ сложившейся практики привлечения и использования заемных средств, в результате которого принимается решение о целесообразности применения последних в сложившихся объемах и формах. Определение целей привлечения заемных средств в будущем периоде; при этом возможными целями могут выступать: формирование недостающих объемов инвестиционных ресурсов; пополнение постоянной части оборотных активов; обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Определение предельного объема заимствований в хозяйственной деятельности, который определяется следующими факторами: эффектом финансового левериджа; финансовой устойчивостью организации в долгосрочной перспективе с позиций самого хозяйствующего субъекта и возможных его кредиторов. Оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников (внешних и внутренних) и общий размер средств, необходимых для обслуживания желаемого объема заимствований. Определение структуры заемных средств, привлекаемых на краткосрочной и долгосрочной основе, и состав основных кредиторов; формирование приемлемых условий привлечения заимствований.
Обеспечение эффективного использования кредитов и своевременных расчетов по ним. Эффективность управления заемным капиталом должна обязательно оцениваться, поскольку таким образом проверяется эффективность политики управления заемным капиталом и реализации финансовой стратегии. Для этого могут использоваться показатели рентабельности, оборачиваемости, структуры и динамики заемного капитала и т. д. Эффективность управления заемным капиталом должна постоянно отслеживаться с целью принятия оперативных и своевременных решений. Пороговое значение нетто-результатов эксплуатации инвестиций Понятие нетто-результата эксплуатации инвестиции. В западном финансовом менеджменте используются четыре основных показателя, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия:
1) добавленная стоимость;
2) брутто-результат эксплуатации инвестиций;
3) нетто-результат эксплуатации инвестиций;
4) рентабельность активов. Нетто-результат эксплуатации инвестиций = брутто-результат эксплуатации инвестиций - затраты на восстановление основных средств (амортизация). 1. Добавленная стоимость (НД) представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и стоимостью потребленных сырья, материалов и услуг.
Добавленная стоимость = стоимость произведенной продукции -- стоимость потребленных сырья, материалов и услуг.
По своей экономической сущности добавленная стоимость представляет ту часть стоимости общественного продукта, которая вновь создается в процессе производства. Другая часть стоимости общественного продукта — стоимость использованного сырья, материала, электроэнергии, рабочей силы и т.д.
2. Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) представляет собой разницу между добавленной стоимостью и расходами (прямыми и косвенными) по оплате труда. Из брутто-результата может также вычитаться налог на перерасход заработной платы.
Брутто-результат эксплуатации инвестиций = добавленная стоимость - расходы (прямые и косвенные) по оплате труда - налог на перерасход заработной платы.
Брутто-результат эксплуатации инвестиций (БРЭИ) является промежуточным показателем финансовых результатов деятельности предприятия, а именно, показателем достаточности средств на покрытие учтенных при его расчете расходов. 3. Нетто -результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ) представляет собой разницу между брутто-результатом эксплуатации инвестиций и затратами на восстановление основных средств. По своей экономической сущности брутто-результат эксплуатации инвестиций не что иное, как прибыль до уплаты процентов и налогов. На практике за нетто-результат эксплуатации инвестиций часто принимают балансовую прибыль, что неправильно, так как балансовая прибыль (прибыль, перенесенная в баланс) представляет собой прибыль после уплаты не только процентов и налогов, но и дивидендов. Варианты и условия привлечения заемных средств Способы привлечения средств Для того чтобы заработать деньги, нужно их вложить. Чем больше планируется заработать, тем больше нужно вложить. Другими словами, деньги делают деньги. Именно они превращают идею в бизнес, изобретение в товар, знания в качественную услугу. Но дело в том, что своих денег часто не хватает. Для этого существуют различные способы заимствования финансовых средств и не только. Основными способами являются: кредиты; инвестиции; лизинг; спонсорство
Рассмотрим каждый из способов в отдельности, с их достоинствами и недостатками. Какой бы из способов вы не использовали, вам понадобиться жёсткий контроль финансовых средств, который можно обеспечить использованием автоматизации учёта, движения и планирования финансовых средств. Кредиты Кредит — это заём финансовых или материальных средств с обязательным последующим возвратом. Как правило, за использование кредита берётся плата — процент. Кредитом могут выступать не только деньги, но и материальные ресурсы, например, товар. Кредит можно получить от частного лица, банка, государства. Все виды кредитов регулируются соответствующим законодательством. Поэтому, если решитесь получить кредит, законы стоит изучить.
Чтобы обеспечить возврат кредита часто используют гарантии возврата. В большинстве случаев гарантией является залог. В качестве залога может выступать движимое и недвижимое имущество, земля, товар, которые принадлежат тому, кто занимает средства. На практике сумма залога, обычно, значительно превышает сумму кредита. Поэтому стоит подумать, а нужно ли брать кредит. Можно продать часть имущества и использовать вырученные средства, без выплаты процентов кредитору. Реже в качестве гарантии может выступать другое физическое или юридическое лицо, то есть, поручитель. В случае если вы не вернёте кредит, поручитель возьмёт обязательства по выплате кредита на себя. Но чем вы будете обязаны поручителю, вопрос не последний. В последнее время, кредиты один из самых противоречивых способов получения средств на развитие бизнеса. С одной стороны всё просто: оформили, получили деньги и пользуемся. Но приходит время, когда деньги нужно вернуть, с процентами. Пока что отечественная банковская система использует слишком высокие процентные ставки. Причём настолько, что выплата процентов может "вымывать" практически всю прибыль — работать на банк не очень хочется. Да и оформить кредит, после кризиса, не так просто — повысились требования по гарантиям и платежеспособности. Но ситуацию может облегчить наличие знакомых в банке. Инвестиции
Здесь мы говорим только о прямых инвестициях, которые вкладываются непосредственно в бизнес. По сути, инвестиции — это тоже заёмные средства. Но возврат инвестиций происходит только в том случае, если бизнес прибыльный. Из прибыли часть средств отчисляется инвесторам. За счёт этого инвестор возвращает вложенные средства и получает доход. По сути, инвестор становиться одним из участников бизнеса и участвует в распределении прибыли. Инвесторами могут быть частные лица, финансовые организации (инвестиционные фонды, страховые, управляющие компании) и государство. Отношения между инвесторами и бизнесменами регулируются законодательно, но очень многое зависит от личных связей и договорённостей. К сожалению, на постсоветском пространстве не сложились чистые инвесторы. Дело в том, что инвестиции предполагают риски инвестора. То есть, инвестор может вложить деньги, но если бизнес окажется убыточным, то возврата денег он не дождётся. Причём реальную доходность бизнеса нельзя просчитать. Все расчёты бизнес-планов, инвестиционной привлекательности, делаются на прогнозах. Обычно, чем выше риск, тем выше и предполагаемая доходность будущего бизнеса.
Но в наших условиях не так: многие инвесторы не хуже кредиторов найдут способы выбить деньги. То есть, они не готовы рисковать, нести убытки. А значит, "чистыми инвесторами" не являются. По сути, большинство так называемых инвестиций даётся на условиях кредита. Но, правда, с процентом меньшим, чем в банках. Не редко и сами бизнесмены ни готовы работать с инвесторами. Использование инвестиций предполагает прозрачность финансовых и материальных операций, жёсткого контроля. К тому же, часто возникает мысль, вы работаете, напрягаетесь. А часть прибыли должны отдавать инвестору только за то, что он когда-то вложил деньги и сейчас отдыхает где-то на Карибах. Поэтому основой получения инвестиций часто являются личные, доверительные отношения Лизинг Лизинг часто называют формой инвестиции. Хотя, по сути, это аренда основных фондов. Если у бизнесмена нет средств на покупку основных фондов, он их может взять в лизинг у специализированной компании. Отличие лизинга от обычной аренды в законодательном регулировании. Кроме всего прочего, оборудование, полученное в лизинг, через определённый срок переходит в собственность бизнесмена. Лизинг даёт очевидные преимущества в виде оптимизации налогообложения, выборе системы выплат, возможности выкупа по остаточной стоимости, оптимальном управлении оборотными средствами. Недостатками лизинга является более высокая стоимость оборудования, так как лизинговая компания стремиться компенсировать свои риски. Не редко, лизинговая стоимость может быть выше, чем стоимость приобретения, даже если для покупки использовался кредит. Кроме этого, до выкупа оборудование не является собственностью, а значит, оно не может выступать в роли залога или гарантий для получения кредита.
Если решитесь на лизинг, то учтите дополнительные затраты на экспертный анализ условий лизингового договора. Спонсорство Пока что данный вид получения средств не очень распространён, особенно у коммерческих организаций. Тем не менее, ряд сфер бизнеса (например, социальные сети в Интернет, другие Интернет-проекты, медийные проекты) вполне могут привлекать средства спонсоров для своего старта и развития. Спонсор может предоставлять денежные средства, оборудование, оргтехнику, помещения для бизнесмена. При этом спонсор рассчитывает не на доход, который получит бизнесмен, а на косвенные выгоды для себя. Обычно, спонсорством занимаются крупные компании для формирования своего имидже, повышения узнаваемости и влияния на целевую аудиторию. Для привлечения средств от спонсора понадобится нестандартная коммерческая идея Кроме перечисленных способов привлечения средств сейчас активно развивается политика поддержки малого предпринимательства. Для этого создаются бизнес-инкубаторы, технопарки. Конечно, данная сфера ещё не очень развита и касается только определённых сфер бизнеса (инновационных, высокотехнологичных). Однако, по примеру Западной Европы и США, можно говорить о том, что такие центры будут развиваться.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|