Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Инфраструктура инновационной деятельности




Инфраструктура инновационной деятельности

 

1. Сущность инновационной инфраструктуры

В основополагающих государственных документах «инновационная инфраструктура» представляется как совокупность различных учреждений, призванных оказывать всевозможную поддержку производству инноваций: технопарков, бизнес-инкубаторов, патентных бюро, центров трансфера технологий и т. д. Подобное определение (через перечисление составляющих элементов) нуждается в периодических корректировках, поскольку комплекс организаций инновационной инфраструктуры постоянно расширяется, появляются новые формы поддержки, соответственно возникает необходимость формулировки и использования единого понятия.

В научно-исследовательской литературе термин «инновационная инфра-структура» определяется как специфическая отрасль инновационной экономики, целью функционирования которой является предоставление субъектам инновационной деятельности ресурсного обеспечения. Характеристика организаций инновационной инфраструктуры и предоставляемых ими ресурсов представлена в таблице 1. Таким образом, инновационную инфраструктуру можно определить, как совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и разнообразных организационно-правовых форм, которые предоставляют услуги по обеспечению свободного движения полного объема ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса.

На практике не сложилось четкой зависимости между правовым статусом инфраструктурной организации и предоставляемым ею ресурсом, и весь процесс поддержки инновационных предприятий вплоть до последнего времени остается достаточно противоречивым.

Таблица 1. Инновационная инфраструктура

 

Ресурсы инновационной деятельности Организации
Технологические Инновационно-технологические центры, технопарки, технологические кластеры, технико-внедренческие зоны, центры коллективного пользования оборудованием
Информационные Центры трансфера технологий, офисы коммерциализации технологий, бизнес-инкубаторы, инновационные центры, информационные сети, консалтинговые фирмы
Финансовые Бюджетные и внебюджетные фонды технологического развития, венчурные фонды, посевные и стартовые фонды, ассоциации «бизнес-ангелов», органы власти, реализую- щие федеральные и региональные программы поддержки
Кадровые Вузы, иные учреждения, осуществляющие повышение квалификации персонала в области инноваций, подготов- ку специалистов в области технологического и научного менеджмента
Сбытовые Выставки, Интернет, внешнеторговые объединения, специ- ализированные посреднические фирмы

 

2. Проблемы функционирования инновационной инфраструктуры

В обобщенном виде все множество проблем функционирования ин- новационной инфраструктуры (ИИ) можно разделить на четыре большие группы: общесистемные; проблемы стратегического развития; проблемы, касающиеся информационного и маркетингового аспектов (рис. 1).

 

Рис. 1. Спецификация проблем функционирования инновационной инфраструктуры

Наиболее сложная группа проблем связана с тем, что, по мнению большинства исследователей, до сих пор не сформирована целостная система поддержки инноваций. Ее элементы разрознены и не носят комплексного характера. Зачастую они не охватывают именно те функции, выполнение которых в значительной мере влияет на успех реализации инновационного проекта (например, страхование рисков, стимулирование внутреннего спроса, оптимизация госзаказа на высокоинтеллектуальную продукцию и т. п. ).

Вторая группа проблем обусловлена тем, что в ИИ отсутствуют звенья маркетинговой поддержки инновационной деятельности. Маркетинг неотъемлемая часть экономической политики любого предприятия, функционирующего в рыночной среде. Глобализация, усиление международной и межрегиональной конкуренции, другие вызовы, которые возникают в современной действительности, актуализируют значение разработки маркетинговых стратегий для производства инновационных продуктов.

Инновационная инфраструктура формируется в соответствии с традиционным представлением об инновационном процессе как линейной схеме (фундаментальные исследования – прикладные разработки – опытно-конструкторские работы – серийное производство – выход на рынок).

Однако в современных условиях все большее значение приобретает нелинейная модель инновационного цикла, подразумевающая тесное взаимодействие рынка (бизнеса) и науки в различных организационных формах научно-исследовательских фирм, опытно-экспериментального производства и т. д. В существующей ИИ отсутствуют звенья, ответственные за развитие научно-производственной коммуникации, в то время как последняя выступает значимым фактором роста инновационной экономики.

Наконец, организации инновационной инфраструктуры не могут обеспечить создание системных условий развития инновационной деятельности, благоприятных для генезиса новых идей, продуктов, организации новых производств и создания новых рынков, т. е. для «выращивания» инновационной среды как фактора инвестиционной привлекательности территории в плане создания современных конкурентоспособных производств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...