Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос №10. Классический период в развитии греческой философии. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.




Вопрос №10. Классический период в развитии греческой философии. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.

В V веке до н. э. развитие античной философии перемещается с колониальных окраин в материковую Грецию, что было обусловлено, прежде всего, расцветом Афинского полиса. Афины превратились в крупнейший центр культуры всей Эллады, город, где протекала деятельность крупнейших древнегреческих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля.

Начало классического периода в античной философии совпало с деятельностью группы мыслителей, называвших себя «софистами» - мудрецами. Софисты – первые профессиональные учителя красноречия (риторики) и различных знаний, которые считались необходимыми для активного участия греков в политической и гражданской жизни. Софистов принято разделять на две группы: «старшие» (Протагор, Горгий, Гиппий и др. ) и «младшие» софисты (Ликофрон, Фрасимах, Критий и др. ). Софисты почти не уделяли внимания натурфилософии, обращаясь, прежде всего, к проблемам человека, знаний, социально-политическим вопросам. Обучая искусству побеждать противника в спорах, софисты в вопросе об истине заняли позицию гносеологического релятивизма, то есть признания относительного характера всех человеческих знаний, суждений, оценок.

Учение Платона об идеях

Известнейшим учеником Сократа был Платон (427 – 347 гг. до н. э. ). Философское учение Платона охватывает широкий круг вопросов: о бытии, о мире и его происхождении, о душе и о познании, об обществе, о воспитании, о искусстве и т. д.

По учению Платона, мир чувственных вещей не есть мир истинно сущего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет ничего прочного и истинного. Подлинная сущность чувственных вещей, их причины – бестелесные нечувственные формы, постигаемые умом – «эйдосы». Каждому классу чувственных вещей соответствует некоторая идея, эйдос. По отношению к вещам идеи, эйдосы есть причины, образцы и цели существования. Так как вещи преходящи и изменчивы, то они должны быть обусловлены не только бытием (эйдосами), но и небытием. Небытие Платон отождествляет с материей. Материя – область непрекращающегося движения, возникновения и изменения (так и вещи движутся и изменяются). Материя принимает на себя идеи и превращает каждую в большое множество чувственных вещей, обособленных друг от друга в пространстве.

Идеи вечны, не возникают и не погибают, неизменны, не зависят от условий пространства и времени. Мир вещей – это мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости; все вещи и все их свойства относительны, преходящи, текучи, ограничены условиями пространства и времени. Мир вещей творится Демиургом, который вносит порядок и меру в мир, пропорционально соотнося стихии и придавая космосу совершенные очертания. Демиург творит, как творит ремесленник из доступного материала и обращаясь к образцу – эйдосу.

Область идей образует систему подобную пирамиде; на вершине этой пирамиды находится идея блага. Идея блага – это не только высшая причина бытия, но и цель.

 

Учение Платона об идеальном государстве

Платон создает теорию идеального государства. По его мнению идеальное государство управляется философом. Государство опирается на разделение труда между сословиями свободных граждан, обеспечивающее наилучшее, наиболее полезное для общества выполнения каждым сословием его специальной деятельности. Деление граждан на сословия осуществляется Платоном в соответствии с его учением о частях души. Разумной части души соответствует разряд правителей-философов; аффективной части – разряд воинов, воспитанных в дисциплине; вожделеющей части – разряд ремесленников, обученных совершенному исполнению своего ремесла, земледельцев и торговцев. Социальная структура идеального государства иерархична. В самом низу находятся земледельцы, ремесленники и торговцы. Их добродетелью является повиновение и сдерживающая мера. Чуть выше находится сословие стражей, добродетелью которых является мужество. Наверху социальной иерархии находятся философы-правители, чьей добродетелью выступает мудрость. Все три сословия объединяет главная добродетель государства – справедливость. Справедливость состоит в том, чтобы каждый занимался своим делом в соответствии с природными способностями. Космическая справедливость – это гармоничность, упорядоченность и структурированность.

Вопрос №11. Классический период в развитии греческой философии Учение Аристотеля в истории философии и науки.

Аристотель IV в. до н. э.

Впервые провел разграничение всех наук теоретические - метафизика, физика, математика. Практические- этика, экономика, политика. Творческие Поэтика, риторика. Аристотель всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение потенциального в актуальное. Каждое бытие содержит в себе внутреннее целое. Движение вечно следовательно существует нечто, что приводит все тела в движение. Это и есть первый двигатель. ДУША является формой по отношению к материи. Душа проявление активности живительной силы. Разумной душой обладает только человек. Аристотель считал государство не просто средством обеспечения безопасности индивидов и регуляцией общественной жизни, Высшая цель государства достижение добродетельной жизни, Человек – общественное животное наделенное разумом. Человек своей природой предназначен жить сообща. Предпосылка политической концепции факторов законности и необходимости рабовладения – речь идет о государстве свободных: рабы не считались гражданами государства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...