Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 15. Схоластический период средневековой философии: полемика номинализма и реализма.




Вопрос № 15. Схоластический период средневековой философии: полемика номинализма и реализма.

Схоластика начинается в XI – XIV, XVвв. Само слово происходит от (schola) — школа. Она является системой религиозной философии, которую отличает особый предмет исследования: постижение бога и мира, а также уверенность в возможности рационального постижения веры.

Схоластика – основной способ философствования эпохи средневековья. Это было обусловлено тесной связью со Священным писанием и Священным Преданием, которые дополняя друг друга, являлись исчерпывающей, универсальной парадигмой философского знания о Боге, мире, человеке и истории. И патристику и схоластику объединяют следующие принципы: Теоцентризм – бог источник всякого бытия, блага и красоты, Бог высшая реальность, бытие. Креационизм – творение Богом мира из ничего. Этот принцип раскрывает трансцендентность божественной реальности. Провиденционализм – принцип божественного промысла, бог постоянно руководит миром, это его работа, все в мире совершается по его воле.

Персонализм – (принцип души персоны)человек – целокупная личность единства разума, воли и чувств. Душа уникальна и равна другим. Отличия от античного персонализма: ценится разум, главное для человеческой души – спокойствие духа. Христианский персонализм – первое место в человеческой душе занимает ВОЛЯ, главная добродетель не безмятежность духа, а постоянное очищение души через раскаяние, переживание греховности перед богом. Принцип откровения: он следует из трансцендентности Бога. Единственным путем познания является божественное откровение которое дано через Писание. Знание и истина уже даны в Писании, задача философии прокомментировать эту истину. Метод Экзегетики – истолкование неявных смыслов, комментаторство священных текстов.

Периоды в схоластике:

1. ранняя VI – XII вв. для этого периода характерна не расчлененность религии, науки и философии. Представители этого периода: Ансельм Кентерберийский, П. Абеляр.

Наиболее приоритетной проблемой схоластики была проблема универсалий ( как существуют общие понятия). С попыткой решения этой проблемы связаны три философских течения: концептуализм (существование общего вне и до конкретной вещи), реализм (до вещи) и номинализм (существование общего после и вне вещи ). Ансельм Кентерберийский: если бог существует в нашей мысли, то он существует и так. Номинализм: существование общих идей как изобретение человеческого ума.

2. Средняя (расцвет) XII – XIII вв. отделение науки и философии от теологии. Схоласты опирались на труды Аристотеля. Этот период характеризуется философскими системами ( С. Брабантский, Роберт Гроссетест, естественно – научное направление Роджер Бэкон, Альбера Великий, Фома Аквинский, Дунс – Скотт.

3. Поздняя схоластика XIV - XV вв. происходит разделение предмета и методов науки и теологии. Уильям Оккам

Полемика реализма и номинализма.

Итак, в средневековой философии чётко проводится различение бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на четыре вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему она есть? Многие характерные особенности средневековой философии проявились в происходившей на протяжении нескольких веков борьбе реализма и номинализма. «Реализм» в его средневековом понимании не имеет ничего общего с современным значением этого термина.

Под реализмом, подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпирическом мире. Нетрудно видеть, что средневековый реализм сближается с платонизмом, для которого тоже реальным бытием обладают вечные и самотождественные идеи, а не преходящие и изменчивые чувственные вещи.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому челове­ческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие. Ясно, что для реалистов, например для Ансельма Кентерберийского (1033— 1109), познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над разумом и носило название номинализма.

Термин «номинализм» происходит от латинского «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — только имена; они не обладают никаким самостоятельным су­ществованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так, например, мы получаем по­нятие «человек», когда отвлекаемся от индивидуальных особен­ностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. А поскольку все люди суть живые и одушев­ленные существа, обладающие разумом, то, стало быть, в понятие человека входят именно эти признаки: человек есть живое суще­ство, наделенное разумом.

Таким образом, согласно учению номи­налистов, универсалии существуют не до, а после вещей. Крайние номиналисты даже доказывали, что общие понятия суть не более чем звуки человеческого голоса; реально лишь единичное, а общее — только иллюзия, не существующая даже в челове­ческом уме. Спор номиналистов и реалистов возник в связи с проблемой единичного и общего, как она ставилась еще у Аристотеля, раз­личавшего первичные и вторичные сущности и затруднявшегося в определении онтологического статуса тех и других.

Одним из наиболее выдающихся представителей зрелой схо­ластики был монах доминиканского ордена Фома Аквинский(1225/26—1274). Фома пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля. Большое влияние на философов XI-XIV веков оказали логические сочинения Боэция. Средневековая философия вошла в историю мысли под именем схоластики, которое уже с давних пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает себя как науку, поставленную на службу теологии, как «служанку теологии».

Начиная примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики и предмет которой составляла работа над понятиями. Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин. Вместе с тем, расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения.

Увлечение таким образом понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV- XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...