Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Важнейшим условием возникновения рынка явл., общественное разделение труда.




Важной причиной возникн.. рынка явл., естественная ограниченность производств., возможностей человека.

Причиной формирования рынка явл., экономич., обособл., товаропроизводителей.

Рынок труда – общественно- экономическая форма движения трудовых ресурсов, соответствующая рын экономике. В рыночной экономике раю. сила на рынке факторов пр-ва функционирует как товар. Возможность товарной формы раб. силы обусловлено исключительным правом человека на распоряжение своей собственностью к труду. На этой основе работник добровольно вступает в отношения с фирмами, предприятиями по выполнению конкретных видов работ за конкретную плату по договору найма. Рынок труда выполн. след. основные функции:

  1. явл. связующим звеном между подготовкой раб. силы и ее использованием;
  2. выступает регулятором на основе квалификации работников и спроса на профессию.

Рынок труда предъявляет свои требования к качеству раб силы. Среди них можно выделить след.:

  1. физически и психически здоровая раб. сила
  2. высокие квалификац. кач-ва
  3. соответствующая культура и нравственность и т.д.

На рынке труда имеется спрос, предложение и цена раб. силы. Спрос на раб. силу зависит от ур-ня развития экономики, наличие ресурсов, уровня технологий, степени общественного разделения и кооперации труда, от продолжительности раб. дня. Предложение труда зависит от численности и доли в нем трудоспособных, от продолжительности раб. дня, качества труда и квалификации работников, и от ур-ня заработной платы

В последние годы появились новые факторы, оказыв. влияние на соотнош. спроса и предложения раб. силы:

1. усиление миграции населения на региональном ур-не, и миграция за рубеж

2. перевод военного пр-ва на мирное

3. сокращение объемов пр-ва в связи с появлением новых стран, союзов и т.д.

 

№14Рыночное равновесие и равновесная цена.

Рыночный рост и рыночное предложение взаимосвязаны. Хотя интересы продавцов и покупателей на рынке прямо противоположны, тем не менее устанавливается некая равновесная цена, удовлетворяющая обе стороны.

Продавцы и покупатели хотят получать и продавать одинаковое кол-во товара и по одинаковой цене. Спрос и предложение в этой ситуации нах. в состоянии равновесия, поэтому цену называют ценой равновесия, а объём произ-ва – равновесным объёмом произ - ва.

Равновесная цена изменяется с течением времени. В зависимости от временного интервала различают:

-многовременное;

- краткосрочное;

-долгосрочное равновесие.

Многовременное равновесие – характериз., лишь значит.. повышением цены.

Краткосрочное- наступает тогда, когда предложение возрастает, но число производителей данного товара не увеличивается.

Когда же объём предложения начинает увеличиваться за счёт увеличения числа производителей и введения в произ-во дополнит., мощностей, устанавливается долгосрочное равновесие.

Различают – стабильное (устойчивое) равновесие;

- нестабильное (неустойчивое) равновесие. Первое имеет место тогда, когда нарушенное равновесное состояние восстанавливается опять. Второе – когда нарушенное равновесие рынка остаётся таковым на протяжении длительного периода.

 

 

№ 12. Спрос и предложение. Законы спроса и предложения. Неценовые детерминанты С и П.

  Спрос –это форма выражения потребности представленной на рынке и обеспеченной соответсвующ денежными средствами. Бывает индивидуальный и рыночный.

Величина спроса определяется многими факторами одним из них явл цена. Чем выше цена тем меньше спрос.

Степень реакции спроса на изменение цены характеризует ценовую эластичность спроса. Она показывает в какой степени изменения цены влияет на величину спроса. Для некот группы товара характерен неэластич спрос:

1)т первой необход

2)т роскоши

3)т, кот явл относит недорогимими.

Кроме цены на величину спроса влияют и до неценовые факторы:

1)доходы потребит

2)изменение цены на взаимодоп-мые и взаимоизменяем-ые т

3)вкусы,привычки, мода

4)изменения в окруж среде

5)потребит. ожидание

 Предложение

- кол-во товаров и услуг с опред-ми ценами, предлагаем.для продажи в конкрет время в конкрет месте. Зависит от цены. Чем выше цена, тем выше предложение. Но кроме цен влияют и др. факторы:

1)изменения в затратах на производ-во т и услуг в результате тех нововведений

2)изменение цен на сырье, налоговой политики

3)изменение цен на др т,приводящ. к переливу ресурсов в более прибыльно производ-во

4)ожидание

Предложение, поскольку оно свзяано с производт-ым процессом, медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос. Следоват-но важнейшим фатором, кот влияет на эластичност предложения явл фактор времени. Т.е. кол-во времени, кот имеется в рапсоряж-ии производ-ля для того,чтобы отреагировать на изменения цены.

В связи с этим различают 3 врем.периода(кратчайший,краткосрочный,долгосроч)

К неценовым факторам совокупного спроса принадлежит изменение в расходах. При уменьшении спроса кривая смещается влево, при увеличениии – вправо.

К неценовым факторам совокупного предложения относят изменения цен на ресурсы, производительности труда, правовых норм (ставок налога). Все они приводят к изменению издержек на единицу продукции при данном уровне цен. Влияние неценовых факторов совокупного предложения приводят к сдвигу его кривой: вправо – при снижении издержек и увеличении предложения, влево – при увеличении издержек.

 

№ 8.Рынок: условия и причины возникновения, его функции.

Рынок - обязательный компонент товарного пр-ва. Но нельзя сводить рынок лишь к сфере, в кот продукты перемещаются от производителя к потребителю. Рынок играет важную роль в обеспечении непрерывности процесса воспроизводства, в связывании всей экономики в единое целое. В широком смысле слова, рынок представл. собой совокуп. эконом. отнош. по поводу купли –продажи товаров и услуг, по средствам кот. осущ. взаимосвязь между производством и потреблением.

Условия возникновения:

  1. экономич. обособленность товаропроизводителей
  2. разделение труда между ними
  3. возможность для каждого экономич. субъекта стремиться к обеспечению своих интересов.

Функции рынка:

  1. регулирующая
  2. стимулирующая
  3. информирующая
  4. санирующая/ побеждает сильнейший
  5. посредническая

Принципы функционирования:

  1. свобода экономич., хоз., предпринимат. деятельности
  2. примат потребителя
  3. рыночное ценообразование
  4. конкуренция товаропроизводителя
  5. договорные отношения

 

№6.Экономич. рост, его типы. Факторы экон. роста

Экон.рост – колич., качеств., изменение показат., производств.,деятельности в сторону увеличения.

-//- рост реального выпуска экономики во времени.

2 типа экон. роста:

 - экстенсивный;

- интенсивный;

Экстенсивный - увелич., происх., за счёт дополн., факторов пр-ва.

Интенсивный - увелич.. происх., за счёт использован.,уже имеющихся факторов пр-ва.

На способн., экономики увелич., произ-во товаров и услуг влияет ряд факторов:

- рост кол-ва и кач-ва капитальных благ(накопление капитала);

-рост кол-ва и кач-ва раб., силы;

- рост кол-ва и кач.-ва прир., ресурсов;

Эффективн., использование факторов произ-ва;

-разработка и внедрение технич., прогрессивных методов произ-ва и новых продуктов.

Гос-во должно стимулир., процесс роста, увелич., текущие расходы в экономике путём снижения налогов, а также увелич., ден., массы и сниж., проц., ставок. Кроме того, он может воздействовать на объём предлож., в экономике, стимулируя предприн., инициативу и предоставляя дополнит., ресурсы для повышения производительности и провидения исследований.

Эффективн., пр-ва характериз. результативн. использов., факторов пр-ва и количественно она определ., как отношен., рез-тата пр-ва к кол-ву использован., экономич. ресурсов.

Показатели, характериз., результат-ность использования каждого ресурса явл:

- производит., труда;

- фоноотдача;

- материалоотдача.

Повышение эффективн., пр-ва может быть обеспечено за счёт:

- внедрения в произ-во результатов;

- за счёт совершенствования механизмов хозяйствования;

-рост кач – ва продукции и соответствия стукт-ры произ-ва к структ –ре потребностей.

 

 

№ 9. Структура и инфраструктура рынка.Программа развития рын., инфраструктуры в экономике РБ.

Структуру рынка можно рассматривать в различных аспектах. Рынки могут быть:

  1. рынками потребления товаров и услуг
  2. рынками средств пр-ва
  3. рынком ценных бумаг
  4. рынком рабочей силы и т.д.

По механич. функциям различ.:

1. свобод. рынок/ основан на стихийном действии закона стоимости и конкуренции независимых товаров

2. монополизир./ условия производства и обращения, определ. группа крупных фирм или 1 фирма

3. государственно регулируемый/ реш. роль воздействий на рын. процессы принадлеж. гос-ву

4. планово-регулир. / все происходит через план

В пространственном разрезе различ.:

1. местный или локальный

2. региональный в пределах страны

3. национальный

4. региональный по группе стран

5. всемирный

Функционир рынка предполаг. наличие рыночной инфраструктуры – весь комплекс предприятий, организаций и видов деятельности, создающих организац.- экономич условия для нормального функционир. рынка.(ярмарки, выставки, биржи, банки, тендеры)

 

 

 

 

№10. Особенности хоз-ния в усл сов конкуренции. Нарушение механизма сов., конкуренции.

В услов. соверш. конкур. существ. множество мелких фирм, производ однородн продукцию, имеющих доступ к одним и тем же технологиям и приобрет. ресурсы по одной цене. Отдельная фирма не может воздействовать на рыноч. цену, кот устан. на основе спроса и предлож.

В краткосрочном периоде фирма может изменить объемы пр-ва по средствам изменения величины использования переменных факторов пр-ва.

Экономич. прибыль, к кот стремиться фирма - разность между валовым дох. и волов издержеками.

2 подхода к опред объёма произв-ва, при кот фирма будет получ максим. прибвль.

1 – заключ в сравнении валового дох и валов издерж/ тот объем выпуска, при котором разница между валовым дох. и вал. издерж. будет максим. – это и будет объемом выпуска, максимизир. прибыль фирмы в краткосроч. периоде. В краткосроч. периоде фирма будет стремиться осущ. пр-во, если она сможет получить либо экономич. прибыль, либо убыток, который меньше, чем ее постоянные издержки.

2 – в сравнении предельного дох и пред издержек/ тот объем пр-ва, при кот предельный доход и предельн. издержки будут равны – это и будет объемом пр-ва, максимализир. прибыль фирмы. Если рыноч. цена пониз. и фирма несет убытки, она будет минимизир убытки путем продижи пр-ва в том случае, если рыночная цена будет покрывать средние переменные издержки. Если же цена упала до такой степени, что она не возмещ. средние переменные издержки, то фирма минимизир. убытки путем прекращ. пр-ва.

В долгосроч. периоде конкурирующая фирма будет осущ. свою деят в том случ, если ран. цена выше или равна долгосрочным средним издержкам, если ниже, то фирма покидает данную отрасль.

 

№ 22. Система оплаты труда., функции

На рынке труда осуществляется обмен рабочей силы на созданный в обществе продукт. На уровне непосредственных работников получаемый ими доход выступает в форме заработной платы, экономич., значение которой состоит в обеспеченииусловий жизнедеятельности человека.

Зар. плата по своему внутр. содерж. –1. это оплата или цена раб. силы, проявляющаяся как оплата труда. 2. это цена раб. силы, денежное выражение ее стоимости. Стоимость же раб силы в конечном итоге определяется стоимостью всех тех благ, которые необходимы для нормального воспроизводства раб. силы.

 Зарплата, как цена рабочей силы, может отклонится от стоимости. кроме того, одной и той же сумме зарплаты может соответствовать различное кол-во потребительских благ, которые работник может приобрести. В связи с этим различают номинальную и реальную зарплату.

Номинальная – это сумма денег, получаемых работником от продажи свой рабочей силы.

Реальная – определенная сумма благ, которую работник может купить за данную номинальную зарплату.

Реальная – покупательская способность номинальной зарплаты, она зависит от величины номинальной зарплаты и ур-ня цен на приобретаемые товары и услуги. 

Формы зарплаты:

  1. повременная
  2. сдельная

Существует множество систем зарплаты

  1. сдельно-премиальная
  2. сдельно-прогрессивная
  3. сдельно- аккордная

Сдельная может быть прямая и простая и т.д.

В основе организации зарплаты в РБ лежит тарифная система, которые включ. в себя

1. тарифные ставки

2. тарифно-квалификац. справочник

3. тарифные каофициенты

 

№17. Организационно-правовые формы препринимательства РБ.

В соответствии с законодат., нашей страны различ., унитарные предприятия, хоз.. товарищества и общ-ва, произ. кооперативы. Названные формы предприятий различ., по кол-ву собственников, способу распределения прибыли и убытков, формам управления и источникам имущества. К унитарным предприятиям относятся коммерческие предприятия, принадл., одному владельцу. В форме унит., предприятий могут быть созданы госуд., (республиканские или коммунальные) унитарные предприятия либо частныеунитарные предприятия. Имущество республик., унитарного предприятия находится в собственности РБ., коммунального-в собственностиадминистративно-территориальной единицы. Имущество частного унитарного предприятия нах., в собственности физ., лица. Республиканские унит.. предприятия могут основываться на праве хоз., ведения или на праве оперативного управления. Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, именуется казённым.

Производственные кооперативы (артели) это добровольные обьединения граждан на основе членства для совместной производственной деятельности (произ-во, переработка, сбыт, оказание услуг), основанной на личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов. В с.х они получили название колхозов, в других отраслях- народных предприятий.

Производственные кооперативы признаются коммерческими организациями.Их члены несут по обязательствам кооператива солидарную ответственность. Доходы членов кооператива состоят из заработной платы как работника и прибыли как собственника.

Потребительские кооперативы- в отличие от производственных считаются некоммерческими организациями. Потребительский кооператив – это доьровольное объединение граждан и юрлиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осущ., путём объединения его члкнами имущественных паевых взносов.

 

№13. Эластичность спроса и предложения по цене.

Спрос – форма выражения потребности, предст. на рынке

 И обеспеч. соответств., ден. средствами.

- индивидуальный;

-рыночный.

Велич. спроса и кол – во товаров, на кот., имеется спрос, определ., многими факторами, главной из нах явл., цена.Степень реакции спроса на изменение цены характериз., ценовая эластич. спроса.

Ценовая эластичн., спроса показывает в как. степени изменение цены влияет на величину спроса. Различные товары имеют неодинаковую ценовую эластичность спроса. Как правило, неэластичн., спрос характерен для:

-товаров первой необходимости;

-трудно найти заменителей;

-товары относит., недрорги.

Помимо цены на величину спроса оказыв., влияние другие неценовые факторы:

- доходы потребителей;

-изменение цены на один из взаимозаменяемых товаров;

-вкусы, привычки,мода;

-изменения в окруж., среде;

-потребит., ожидания.

Предложение - кол-во товаров и услуг с опред., ценами, предлаг., для продажи в конкретном месте и в конкр., время. Объем предложения зависит от уровня цены.

Рост цен стимулирует рост предложения.

Предложение медленнее адаптируется к изменению цены, чем спрос и поэтому важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, явл., фактор времени (т.е кол-во времени на то, чтобы отреагировать на изменение цены). В связи с этим различают  3 временных периода:

- кратчайший;

-краткосрочный;

-долгосрочный.

В результате взаимод., спроса и предл., на рынке устанавлив.,та цена, по которой товары и услуги продаются. Эта цена называется ценой равновесия или рыночной ценой.

Ценовая эластичность спроса измеряет степень чувствительности потребителей к изменениям цены. Если потребимт., относительно чувствительны к изменениям цен, спрос является эластичным, если потребители относительно нечувствительны к изменениям цен, спрос неэластичен.

Эластичность предложения зависит от трудности перераспределения ресурсов между альтернативными способами их использования. Чем больше времени имеется в распоряжении производителей, для того, чтобы отреагировать на изменения в спросе, тем выше эластичность предложения.

№2. Эволюция эконом., знаний.

Меркантилизм - 1 эк., школа. От мерканте – торговец, купец. Было распространено в странах Зап. Европы в 16-18вв.Представитель- Томас Ман.(англ.,экономист.)

Главн., обьект наблюдения – внешн., торговля, движение товаров и денег м/у странами. Важн., источник богатства страны была внешн., торговля. Само богатство они отождествляли с золотом и сокровищами. Для того, чтобы богатство притекало в страну, необходимо постоянное повышение экспорта над импотом, т.е. необходим активный торговый баланс. Гос-во должно регулир., внешн., торг.,чтобы обеспечить приток серебра и золота в страну, проводить политику протекционизма.(устанавливать высокие таможенные пошлины на импортир., товары, стимул., экспорт местной продукции. Учение меркант., приобрело сторонник., не только в Англии, но и во многих странах Европы.)

Физиократизм - (природовластие), зародил., в сер.,18в.,во Франции.,группа учёных, наиболее известным из кот., был Франсуа Кенэ.(книга- Экономическая таблица).

Реакция на меркант.,критикуя меркантилистов, они считали, что прав-во должно обращать внимание не на торговлю и накопл.,денег, но и на развит., земледел. Они видели в нём источник богатства. «чистый доход», возник., в земледелии, рассматрив., как дар природы. Тем более, они считали промышленность непроизводит., отраслью.

В своей работе, Ф.Кенэ заложил основы теории общественного воспроиз-ва. Попытался установ., пропорции м/у различными частями общественн.. продукта, рассмотрел обмен м/у обществ.,классами, вопросы воспроиз – ва капитала. Теория Кенэ представл., первую макроэкон., модель.

Классич., политич., экономия, (конец 18в.,),господствующая школа в экон, науке на протяж., большей части 19в. Представители-Адам Смит(шотл.,учёный), Давид Риккардо (ангичанин).

А.Смит выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». Основные идеи А.Смита:

- анализ модели «экономич.,чел-ка», применительно к индустриально- рыночной экономике;

-миним., вмешательство гос-ва в экономику;

-рыночное саморегулирование на основе свободных цен, складыв.,в зависимости от спроса и предлжения под влиянием конкуренции.

Заслуги классич., школы:

-главным объектом сделала сферу произ-ва, а не обращения;

-раскрыла значение труда как основы и меры ценности всех товаров;

Доказала, что экономика должна регулир.,рынком и имеет свои законы, которые объективны, и не могут быть отменены;

-выявила источники доходов всех слоёв общ-ва: предпринимателей, рабочих, банкиров, торговцев.

Маржинализм (от. Франц маргинал - предельный), зародился в 70-х.гг.19в.Представители – К.Менгер в Австрии, У.Джевонс в Англии, Л.Вальрас в Шотландии. Сторонники маржинализма видели задачу полит.,экономии в поиске наиболее эффективных способов распределения огранич., ресурсов и рац., хозяйствования. Чтобы подчеркнуть соц., нейтральность своих исследований, они отказались от термина «полит.,экономика» в пользу «экономикс».

Маржинализм имеет негативн.,кач-во: он излишне насыщен математикой, переполнен абстрактными рассуждениями, перегружен графиками и формулами. А главное – не социален.

Кейнсианство - возникло в 1930-е годы, в период великой депрессии – мир..эконом., кризиса. Название связано с именем Джона Мейнарда Кейнса (англ.,экономист),главное его произведение- «Общая теория занятости, процента и денег».

Кейнс и его последователи основное внимание уделяли анализу макроэкономических проблем. По существу, Кейнс был основателем современной макроэкономики.

Новая макроэкономич., школа критикует классич., и неоклассич.. эконом., теорию за её игнорирование проблем кризисов, безработицы и инфляции. Кейнсианйы отказываются от предпосылок прежней теории, как отдельное существование рынков товара, труда и денег., от принципа невмешательства гос-ва в экономику.

Кейнс доказывает, что рын..экономика не может быть саморегулироемой, не может обеспечить эффективный спрос, достаточный для того, чтобы полностью использовать имеющиеся в общ-ве ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос и произ-во, необходимо гос., регулирование экономики с помощью денежной политики. В теч. неск десятилетий 20в, с конца 1930-х гг., и до середины 1970-х, кейнсианство было господствующим направлением как в теории, так и в эконом., политике развитых стран Запада.

Монетаризм – одно из важнейших направлений эконом., мысли, явл., противником и главным оппонентом и кейнсианства, и институционализма. Название происходит от лат., монета – ден.единица. Монетаризм возник в США и стал распространяться в 1950-1960. Главный идиолог – Милтон Фридман. Важнейшая особенность – его сторонники главное внимание уделяется ден, фактору, кол-ву денег в обращении. Девиз- деньги имеют значение. М продолжает традиции классич., и неоклассич., школ экономики. В своей теории они опираются на либерализм. Влияние М. усилилось в 1970-1980гг.

М. представляет собой совокупность принципов анализа влияния денег на функционирование экономики. Данная теория отмечает необходимость сбалансированного отношения м/у кол-вом денег, и способностью экономики производить эти товары и услуги. Роль гос-ва сводится к контролю над денежной массой, наход., в обращении и в запасах, для достижения сбалансированности гос.. бюджета и стабильности уровня цен. 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...