Седьмое постижение. Глава VIII. Расширение сознания
Седьмое постижение
Ощущать или осознавать себя верным священному долгу — великое духовное переживание. В некотором смысле это осознание вселяет в человека достоинство, но в то же время оно делает его воздержанным и смиренным. Пройдя через это переживание, человек становится своим верховным жрецом, его сердце превращается в алтарь. Божество, пребывающее в этом святом месте, есть трансцендентное существо. Когда человек поклоняется непосредственно трансцендентному существу, религия становится сокровенной. Это божество вечно пребывает с человеком. Это не божество, а отблеск Бога, Начала, Истины, которая посредством тайной алхимии преображает земные аспекты человека, хотя она никогда не ограничивает и не разрушает их. Трансцендентное существо было, есть и будет. Оно остается безмолвным наблюдателем. Это не голос совести, потому что он никогда не критикует, не обвиняет, не сомневается и не задает вопросов. Как бесстрастное лицо медитирующего Будды, оно пребывает в сердце и ждет; ждет в течение веков, оставаясь неподвижным и неизменным, с закрытыми глазами и невозмутимыми, дремлющими чертами. Оно ждет наступления дня освобождения. Оно никуда не спешит, потому что для него не существует времени. Пробуждение не может прийти слишком поздно; освобождение окутано вневременной тайной. Оно ждет и в то же время не ждет, потому что оно не имеет отношения ко времени. Вневременное ожидание — это тайна, которая открывается пред безднами человеческого сознания в постижении. Среди всех тайн азиатской метафизики нет более возвышенной, нежели учение о трансцендентном существе, вечно пребывающем Я. Совершенствуя свою душу, человек в действительности посредством милости не от мира сего развивает вселенскую душу. Он взращивает в себе добродетели в помощью мудрости, которая возникает не из него и переливается в понимание, которое также ему не принадлежит.
Все конструктивные и созидательные способности, которыми человек может обладать, приходят в его личность из тайного глубинного источника. Их смысл не в том, чтобы развить новую личность, но в том, чтобы в совершенстве явить трансцендентное существо, которое, возникая вначале как символ своего материального окружения, раскрывается, развивается и становится спасителем мира, подлинным спасителем мира каждого человека.
Глава VIII
Расширение сознания
На изображениях даосской философии ангелы (genii), или связующие духи, часто путешествуют по воздуху верхом на необычных птицах с ярким оперением. Эти рисунки обладают глубинным философским смыслом и используются для медитации. В древних Таинствах ангелы символизировали различные проявления внутреннего мира человека. Так, например, считалось, что в ходе многочисленных перевоплощений душа, или высшее Я, собирает урожай переживаний. В одном воплощении акцент делается на наблюдении, тогда как в другом человек может решать проблемы, связанные с ложными представлениями. Когда саттва, или Я, создает в начале каждого физического воплощения новую личность, эта личность составляется из осколков предыдущих переживаний. Таким образом личность может рассматриваться либо как целостная сущность, либо как сущность, составленная из многочисленных переживаний индивида. Если рассматривать ее как целостную сущность, личность называется эго; но если рассматривать ее как составную сущность, можно считать, что она образована из различных аспектов, которые были названы ангелами. Эти разнообразные переживания, путешествующие на сверкающих крыльях мысли, кружатся в пространстве и порхают по всему миру. Каждое из них проживает свою короткую жизнь, которая входит в более продолжительную жизнь индивида. Ангелов обычно изображают в виде напоминающих человека маленьких гротескных существ, которые нахлобучили на себя огромные мантии и накидки с изображениями символов представляемых ими качеств. У восточного человека ангелы своим видом вызывают ощущение чего-то воздушного и неземного. Их разноцветные одеяния развеваются вокруг них. Ангелы летают среди облаков. Нередко эти существа наделены чувством юмора, их лица имеют озорной вид, и почти всегда они на большой скорости проносятся по небу в неопределенном направлении.
Ангелов можно уподобить праздным мыслям. Мы садимся, чтобы серьезно поразмыслить о важных делах, и вдруг посреди созерцания наши мысли улетают в заоблачные дали. В этом случае нам приходится снова обратиться к ним и начать размышлять по новому кругу. Когда мы протягиваем руки своей души, чтобы поймать эти призрачные видения, они ускользают от нас с насмешливой улыбкой. Как сказал китайский поэт: Мысли людей вечно убегают от них и стремятся вернуться на небеса. Существует великое разнообразие мнений по поводу того, как лучше справляться с проявлениями личности. В западный философских традициях проблема решается объединением всех ментальных процессов и подчинением их диктату воли. Все проявления внутреннего мира должны стать едиными и однонаправленными, потерять свою самостоятельность. Стремясь подчинить себе эти феномены, западный человек вступает в борьбу, имеющую своей целью объединение противоречивых наклонностей и переживаний. Восточный мистик не одобряет такую стратегию развития. Он склонен предоставить возможность потоку сознания беспрепятственно течь вперед по его магическому руслу. В императорской коллекции художественных полотен в Пекине есть одно, которое является выражением восточной точки зрения. Фоном картины являются окутанные голубой дымкой далекие горные вершины, символизирующие неизвестное, в направлении которого движется все живое. На переднем плане изображен ангел мысли, летящий верхом на цапле. Рядом с ангелом, уцепившись за его развевающуюся мантию, летит в направлении гор философ. Вся картина передает атмосферу радости и приключений — рассудок улетает вдаль на крыльях своего воображения.
Изучить картину более полно можно, лишь заглянув в одну из величайших тайн созерцательной жизни. С философской точки зрения личность не является одним существом, одной целостностью, одним началом, одной силой. Каждая рождающаяся личность является итогом других жизней, прожитых в иные времена и при иных условиях. Подобно тому, как дровосек возвращается домой с вязанкой дров за спиной, человек рождается в новой жизни, неся с собой опыт многих прожитых жизней. Одним из самых впечатляющих переживаний есть приспособление к внутренней целостности. Вглядываясь в окружающий мир, человек понимает, что должен решать проблему приспособления. Он должен научиться растворяться в толпе других людей, которые живут в этом мире. Он должен научиться приспосабливаться к многочисленным темпераментам и развивать в себе терпеливость, симпатию, понимание и другие качества, дающие возможность жить с людьми в мире и согласии. Обращаясь внутрь себя для созерцания свой тайны, он встречается здесь с проявлениями разнообразия. Его внутреннее естество, не едино, но множественно. Если бы это было не так, из жизни ушло бы многообразие. Именно множественность внутри человека дает ему возможность конструктивно и ответственно встречаться с множественностью окружающего мира. Внутри каждого из нас пребывает универсальность, благодаря которой мы чувствуем и осознаем универсальность Пространства. Отдельные аспекты человеческого сознания являются отражениями мирового сознания. Эгоистичный философ мечтает о том времени, когда он станет всезнающим. У него хватает самомнения верить, что его смертный разум может объять все знания в мире. Он всегда пытается найти Истину внутри себя и сохранить ее там. Он еще не постиг тайну пребывания в Истине. То, что сам человек является частью всех законов и жизненных начал, каковы бы они ни были, и где бы они ни проявлялись, так же верно, как и то, что все законы и истины могут быть открыты в человеке. Это приводит нас к рассмотрению расширения индивидуальности в направлении других измерений сознания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|