Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Развитие психологии как науки о явлениях сознания (до формирования экспериментальной психологии)

Развитие психологических знаний в рамках философских учений о сознании(XVII –. первая половина XIX вв.). Выделение сознания в качестве критерия психики в рационалистической философии. Проблема метода в рационалистической философии Р. Декарта (1596-1650), ее связь с математическими и естественными науками. Дуализм системы Декарта. Концепция человека. Выделение сознания в качестве атрибута духовно субстанции. Механистический детерминизм в объяснении жизнедеятельности организма. Учение о теле и идея рефлекса в объяснении поведения. Рационалистическая теория страстей. Историческое значение учения Декарта о сознании и рефлексе, их влияние на последующее развитие психологии.

Заострение дуалистических идей Декарта в концепциях Н. Мальбранша (1638 – 1715) и А. Гейлинкса (1624 – 1669) и их преодоление Б. Спинозой (1632 – 1677). Монизм учения Спинозы о субстанции. Решение психофизической проблемы и понятие о мыслящем теле. Мышление как атрибут субстанции. Виды познания. Учение об аффектах и о человеческой свободе. Психологи ХХ века (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Э. Фромм) о значении Спинозы.

Оформление эмпирической психологии сознания. Эпифеноменализм в учении Т. Гоббса (1588 – 1679) о сознании. Социальные корни учения Гоббса о способностях. Дж. Локк (1632 – 1704) - «отец эмпирической психологии». Критика теории врожденных идей. Душа как tabula rasa. Учение о происхождении идей из опыта. Две формы опыта. Учение о познании. Механизмы образования сложных идей. Понятие об ассоциации идей. Критический анализ теории обобщения Локка. Критика эмпиризма Локка Г. Лейбницем (1646-1716). Доктрина «предустановленной гармонии». Учение об апперцепции. Понятие о бессознательных психических процессах.

Психология Хр. Вольфа (1679 – 1754). «Рациональная» и «эмпирическая» психология Вольфа.

Становление ассоциативной психологии. Развитие понятия об ассоциации идей в трудах Дж. Беркли (1685 – 1753). Теория зрительного восприятия. Распространение Д. Юмом (1711 — 1776) принципа ассоциации на познавательную деятельность. Основание первой системы ассоциативной психологии: Д. Гартли (1705 - I759). Источники системы. Понятие о мозговых вибрациях как физиологических основах психических явлений. Учение о психических элементах и ассоциациях между ними. Объяснение психических процессов и движений на основе принципа ассоциаций. Влияние теории Гартли на последующее развитие ассоциативной психологии. Общественное значение психологии Гартли.

Становление эмпирического направления во французской психологии XVIII в. Исторические условия формирования эмпирической психологии во Франции. Ее важнейшие направления. Развитие сенсуализма Локка в системе Э.Б. Кондильяка (1715 - I780). Естественно-научный подход к пониманию человека и детерминации его поведения в трудах Ж.О. Ламетри (1709 –1751) и П.Ж. Кабаниса (1757 – 1808). Психологические взгляды К.А.Гельвеция (1715 - I77I). Постановка проблемы общественной обусловленности сознания человека. Психологические взгляды Д. Дидро (1713 – 1784). Критика сенсуализма и натурализма Гельвеция в трудах Дидро. Проблема человека в трудах Ж.Ж. Руссо (1712 – 1778). Противопоставление «естественной» человеческой природы и «искусственно» созданной под воздействием общества и культуры. Педагогические идеи Руссо. «Исповедь» Руссо как опыт практического самонаблюдения. Влияние Руссо на последующее развитие психологической науки. Л.Н. Толстой, И. Кант о Руссо.

Психологическаямысль в России ХVIII в. Связь психологической мысли с просветительским движением в России. Крупнейшие научные и образовательные центры. Развитие психологических воззрений в трудах русских просветителей. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова (1711 – 1765), Б.Н. Татищева (1686 – 1750), Н.И. Новикова (1747 – 1818). Психологические учения М.В. Ломоносова об ощущениях, о речи, о страстях, о труде и трудящихся. Психологические взгляды А. Н. Радищева (1749 – 1802). Психолого-педагогические идеи в различных областях общественной практики (И.T. Посошков, Феофан Прокопович, И.И. Бецкой).

Психологические идеи в немецкой классической философии конца ХУШ - первой половины XIX вв. Общая характеристика философских взглядов И. Канта (1724 – 1804). Критика рационалистической психологии. Положение о невозможности эмпирической психологии как науки. Априоризм в учении о познании и его влияние на психологию. Учение об апперцепции, о процессах продуктивного воображения. Антропология Канта. Влияние Канта на последующее развитие науки. Психологические идеи И. Г. Фихте (1762 — 1814) о деятельности и деятельном субъекте. Идеи Ф.В. Шеллинга (1775 – 1854) о развитии природы и сознания. Антропология и психология Г.В.Ф. Гегеля (1770 - I831) как разделы учения о ступенях развития субъективного духа (индивидуального сознания). Концепция личности. Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804 – 1872).

Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине XIX в. Влияние классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) на развитие немецкой психологии. Психологическая концепция И.Ф. Гербарта (1776 – 1841). Идеи Гербарта о применении математики к психологии. Учение о сознании и о порогах сознания, его использование в экспериментальной психологии. Значение понятия об апперцепции для разработки педагогических принципов организации процесса обучения. Школа Гербарта. М. Лацарус (1824 – 1903), Г. Штейнталь (1823 – 1899) как основатели этнической психологии. Теория «местных знаков» Р. Лотце (1817 – 1881).

Развитие ассоциативной психологии в XIX в. Общая характеристика этапов и направлений в развитии ассоцианизма в ХIХ в. Роль Т. Брауна (1778 – 1820) и Дж. Милля (1773 – 1836) в оформлении классической английской ассоциативной психологии. Понятие о виртуальном анализе (Т. Браун). «Ментальная механика» Дж. Милля. «Ментальная химия» Дж. Ст. Милля (1806 - I873). Учение о характере (этология). Психология А. Бэна (1818 – 1903). Связь с биологией. Отступления Бэна от принципиальных позиций классического ассоцианизма в учении о первичных актах ума, о конструктивных (творческих) ассоциациях, в объяснении произвольных движений. Эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера (1820 – 1903). Общий закон эволюции. Учение о развитии психики. Новое определение предмета психологии. Натурализм в трактовке психики человека. Историческая оценка ассоцианизма.

Развитие психологической мысли в России в ХIХ в. Антропологический характер психологии Д.М. Велланского (1774 – 1847). Проблема человека в творчестве В.Ф. Одоевского (1803 – 1869). Психологическая система А.И. Галича (1783 - 1848). Развитие психологии в рамках философии и естествознания. Дискуссии о специфике собственно психологического и естественно-научного подходов к изучению и трактовке психических явлений (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М. А. Антонович, П.Д. Юркевич, К.Д. Кавелин). Педагогическая мысль в России и становление педагогической психологии. Проблемы психологии человека в «Педагогической антропологии» К.Д. Ушинского (1824 - 1870). Развитие идей Ушинского в трудах П.Ф. Каптерева (1849 — 1922). Развитие психологических знаний в различных областях социальной практики - промышленности, военном деле, судопроизводстве, медицине и др. Учение о языке и соотношении языка и сознания в трудах А.А. Потебни (1825 – 1891) и его школы (Н.Д. Овсянико-Куликовский).

Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок для выделения психологии в самостоятельную науку: Естественнонаучные концепции объяснения жизни в Х1Х в. Клеточная теория (М. Шлейден, 1838, Т. Шванн, 1939, Р. Вирхов, 50-е годы). Физико-химическая школа (Германия) и ее трудности в объяснении жизненных процессов. Концепция К.Бернара (1813 – 1878). Энергетизм В. Оствадьда (1853 – 1932). Учение о рефлексе: Ч. Белл (1774 – 1842); И. Мюллер (1601 – 1858); М. Холл (1790 – 1857).

Открытие электрической природы нервного импульса (Э. Дюбуа - Реймон, 1849). Измерение скорости проведения (передачи?!) нервного импульса (Г. Гельмгольц, 1851). Важнейшие достижения в области Физиологии нервной системы и органов чувств в Х1Х в. Теория специфических энергий органов чувств И. Мюллера. Теория цветового зрения Т. Юнга (1801). Теория Э. Геринга (1875). Исследования Я. Пуркинье (1787 – 1869). Изучение осязания и эксперименты в области различительной чувствительности Э. Вебера (1795 - 1878). Исследования Г. Гельмгольца (1821 – 1894). Теории зрения и слуха. Теория ощущений. Теория бессознательных умозаключений. Спор нативизма (Э. Геринг) и эмпиризма (Г. Гельмгольц) в объяснении восприятия пространства.

Основные направления и результаты исследований в области строения и функций мозга в связи с психофизиологической проблемой. Френология Ф. Галля (1758 – 1828). Метод экстирпации П. Флуранса (1791 – 1867). Метод клинического наблюдения (П.Брока, 1861). Метод электрической стимуляции мозга (Г. Фритч и Ф. Гитциг, 1870). Исследование клеточной структуры мозга (Т. Мейнерт, 1867 - 1868; В.А.Бец, 1874; Э. Гольджи, С. Рамон - и - Кахал, 1906). Теории локализации психических функций.

Возникновение психофизики и психометрии. Основание психофизики Г. Фехнером (1801 – 1887). Предмет и задачи психофизики. Экспериментальные методы измерения порогов. Основной психофизический закон.

Изучение скорости протекания психических процессов - Ф. Дондерс (1869), Л. Ланге (1888). Значение психофизики и психометрии для становления экспериментальной психологии.

Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии. Успехи в биологии. Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829). Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865). Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882). Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918). Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии.

Ключевые понятия: солипсизм, учение о причинности, антропологический принцип, опытная психология, этнопсихологические исследования, принцип культурного прогресса, закон специфической энергии органов чувств, рефлекторная схема Декарта, френология, карта головного мозга, ментальная химия, апперцептивная масса.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...