Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 5. «Развитие психологии на рубеже XIX – XX вв.». (8 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

19) Естественнонаучные концепции объяснения жизни в ХIХ в.

20) Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге.

21) Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии:

а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829).

б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865).

в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882).

г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918).

д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии.

22) В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии.

23) Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905).

24) Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927).

25) Вюрцбурская школа.

26) Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии.

27) Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса).

28) Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963).

29) Психология У. Джемса (1842 – 1910).

30) Важнейшие направления развития психологии в России (XIX – н. XX в.):

а) Психология в университетах.

б) Естественно-научное направление (В.М. Бехтерев (1857 – 1927), А. Вагнер (1849 – 1934), А.А. Ухтомский (1875 – 1942), И. П. Павлов (1849 – 1936). Роль Г.К. Челпанова (1862 – 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.

2. Американский и европейский функционализм – общее и различия.

3. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах.

4. Общая характеристика психологических взглядов У. Джемса.

5. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе.

6. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма.

7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992.

2) Джемс В. Психология. - М., 1991.

3) Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998.

4) Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996.

5) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М., 1991.

6) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998.

7) Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.

8) Жане П. Неврозы. - М., 1911.

9) Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. - М., 1913.

10) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994.

11) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

12) Титченер Э. Учебник психологии - М., 1914.

13) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980.

14) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.


Тема 6. «Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей». (6 часов)

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

8. Экспериментальная психология.

9. Дифференциальная психология.

10. Психология развития.

11. Зоопсихология.

12. Социальная и культурно-историческая психология.

13. Психотехника.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

8. Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние.

9. Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX-XX вв.

10. Особенности подхода Болдуина к исследованию психики детей.

11. Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями личности.

12. Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в теориях Штерна и Бюлера.

13. Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета).

14. Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию в релятивизме, абсолютизме и универсализме.

15. Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии.

16. Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий.

17. Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к проблеме личности и общества.

18. Особенности развития социальной психологии в России.

ЛИТЕРАТУРА:

1) Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (Методологическое введение) // Психология. - 1929. -Т. 2. - Вып. 2.

2) Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ. - m., 1993.

3) Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994.

4) Бине А. Развитие интеллекта у детей. - М., 1911.

5) Болдуин Д. Введение в психологию. - М., 1902.

6) Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983.

7) Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М., 1930.

8) Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956.

9) Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1998.

10) Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев, 1899.

11) Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995.

12) История буржуазной социологии XIX - начала XX в. - М., 1979.

13) Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. - М., 1927.

14) Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1898.

15) Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994.

16) Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994.

17) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001.

18) Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

19) Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992.

20) Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955.

21) Московиси С. Век толп. - М., 1996.

22) Спенсер Г. Основания социологии. -СПб., 1898.

23) Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 1999.

24) Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901.

25) Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.

26) Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. - М., 1960.

27) Челпанов Г. И. Социальная психология или условные рефлексы? - М., 1926.

28) Чикин Б. Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. - М.', 1978.

29) Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. -М., 1996.

30) Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. - М., 1960.

31) Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста - Пг 1922.

32) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...