Тема 5. «Развитие психологии на рубеже XIX – XX вв.». (8 часов)
ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 19) Естественнонаучные концепции объяснения жизни в ХIХ в. 20) Возникновение психофизики и психометрии. Г. Фехнер (1801 – 1887), Ф. Дондерс, Л. Ланге. 21) Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологии: а) Успехи в биологии Ж.Б. Ламарк (1744 – 1829). б) Открытие законов наследственности (Г. Мендель, 1865). в) Общая характеристика теории эволюции Ч. Дарвина (1809 – 1882). г) Биогенетический закон Э. Геккеля (1834 – 1918). д) Значение теории Дарвина для возникновения новых областей психологии: детской, зоопсихологии, исторической психологии. 22) В. Вундт (1832 – 1920) и становление экспериментальной психологии. 23) Программа построения научной психологии И.М. Сеченова (1829 – 1905). 24) Структурализм Э. Титченера (1867 – 1927). 25) Вюрцбурская школа. 26) Функционализм. Психология акта Ф. Брентано (1838 - 1917) и ее развитие в философии и психологии. 27) Французская психологическая школа (Э. Дюркгейм (1858 – 1917), Л. Леви-Брюль (1857-1939), структурная антропология К.Леви-Стросса). 28) Описательная психология В. Дильтея (1833 – 1911). Развитие положений Дильтея о значении ценностей в структуре и развитии личности в понимающей психологии Э. Шпрангера (1882 – 1963). 29) Психология У. Джемса (1842 – 1910). 30) Важнейшие направления развития психологии в России (XIX – н. XX в.): а) Психология в университетах. б) Естественно-научное направление (В.М. Бехтерев (1857 – 1927), А. Вагнер (1849 – 1934), А.А. Ухтомский (1875 – 1942), И. П. Павлов (1849 – 1936). Роль Г.К. Челпанова (1862 – 1936) в организации научных исследований и создании системы психологического образования в России. Вопросы теории и метода в трудах Челпанова. Школа Челпанова. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Сравнительный анализ подходов к построению психологии в структурализме, функционализме и описательной психологии.
2. Американский и европейский функционализм – общее и различия. 3. Особенности подхода к изучению психики в Чикагской и Колумбийской школах. 4. Общая характеристика психологических взглядов У. Джемса. 5. Особенности исследования патологических отклонений в психике во французской психологической школе. 6. Общая характеристика исследования социальных объединений в школе Дюркгейма. 7. Описательная и объяснительная психология – достоинства и недостатки. ЛИТЕРАТУРА: 1) Арон Р. Этапы развития социологической мысли. - М., 1992. 2) Джемс В. Психология. - М., 1991. 3) Джемс В. Беседы с учителями о психологии. - СПб., 1998. 4) Дильтей В. Описательная психология. - М., 1996. 5) Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. - М., 1991. 6) Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. - СПб., 1998. 7) Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995. 8) Жане П. Неврозы. - М., 1911. 9) Жане П. Психический автоматизм: Экспериментальное исследование низших форм психической деятельности человека. - М., 1913. 10) Каннабих Ю. История психиатрии. - М., 1994. 11) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. 12) Титченер Э. Учебник психологии - М., 1914. 13) Хрестоматия по истории психологии. - М., 1980. 14) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998. Тема 6. «Развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей». (6 часов) ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 8. Экспериментальная психология. 9. Дифференциальная психология. 10. Психология развития. 11. Зоопсихология. 12. Социальная и культурно-историческая психология. 13. Психотехника. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 8. Педология и возрастная психология - взаимосвязь и взаимовлияние. 9. Общая характеристика развития возрастной психологии на рубеже XIX-XX вв. 10. Особенности подхода Болдуина к исследованию психики детей. 11. Теория персонализма Штерна и ее связь с современными теориями личности.
12. Сравнительный анализ подхода к проблеме развития интеллекта в теориях Штерна и Бюлера. 13. Роль культуры в развитии национального характера (по работам Вундта, Лацаруса, Штейнталя, Шпета). 14. Сравнительный анализ подхода к этнопсихологическому исследованию в релятивизме, абсолютизме и универсализме. 15. Роль Гальтона в развитии дифференциальной психологии. 16. Тесты как универсальный метод исследования индивидуальных различий. 17. Сравнительный анализ подхода ведущих зарубежных психологов к проблеме личности и общества. 18. Особенности развития социальной психологии в России. ЛИТЕРАТУРА: 1) Беляев Б. В. Проблема коллектива и его экспериментально-психологического изучения (Методологическое введение) // Психология. - 1929. -Т. 2. - Вып. 2. 2) Бердяев Н.А. Бунт и покорность в психологии масс // Интеллигенция. Власть. Народ. - m., 1993. 3) Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994. 4) Бине А. Развитие интеллекта у детей. - М., 1911. 5) Болдуин Д. Введение в психологию. - М., 1902. 6) Будилова К.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. -М., 1983. 7) Бюлер К. Очерк духовного развития ребенка. - М., 1930. 8) Валлон А. От действия к мысли. - М., 1956. 9) Вундт В. Проблемы психологии народов. - М., 1998. 10) Дюркгейм Э. Метод социологии. - Киев, 1899. 11) Зеньковский В. В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. 12) История буржуазной социологии XIX - начала XX в. - М., 1979. 13) Клапаред Э. Как определять умственные способности школьников. - М., 1927. 14) Конт О. Дух позитивной философии. - СПб., 1898. 15) Леви-БрюльЛ. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - М., 1994. 16) Леви-Строс К. Первобытное мышление. - М., 1994. 17) Марцинковская Т.Д. История психологии. Учебное пособие. М., 2001. 18) Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988. 19) Монсон П. Современная западная социология. - СПб., 1992. 20) Монтескье Ш. О духе законов // Избранные произведения. - М., 1955. 21) Московиси С. Век толп. - М., 1996. 22) Спенсер Г. Основания социологии. -СПб., 1898. 23) Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. - М., 1999. 24) Тард Г. Социальная логика. - СПб., 1901. 25) Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985. 26) Уорф Б. Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. - М., 1960.
27) Челпанов Г. И. Социальная психология или условные рефлексы? - М., 1926. 28) Чикин Б. Н. Из истории социальной психологии в России XIX в. - М.', 1978. 29) Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию // Психология социального бытия. -М., 1996. 30) Штейнталь Г. Грамматика, логика и психология // В. А. Звегинцев. История языкознания XIX и XX вв. в очерках и извлечениях. - М., 1960. 31) Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста - Пг 1922. 32) Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. М., 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|