Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По выпускной квалификационной работе




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы»

(ГОУ ВПО «БГПУ им. М.Акмуллы»)

 

 

Программа

Итоговой государственной аттестации выпускников

По специальности

032900 Русский язык и литература

 

 

Уфа – 2009

Программа составлена в соответствии с ГОС ВПО по специальности 032900 Русский язык и литература со специализацией 032913 Подготовка и ведение теле- радиопередач утвержденным 31 января 2005 г., Положением об Итоговой государственной аттестации выпускников вузов, утвержденным приказом Минобразования РФ от 25.03.03 № 1155, и Методическими рекомендациями по проведению итоговой государственной аттестации выпускников вузов по специальностям педагогического образования, разработанными УМО по специальностям педагогического образования.

 

Цели и задачи итоговой государственной аттестации.

Итоговые государственные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности учителя русского языка и литературы к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим Государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре в соответствии с п. 1.4 стандарта.

 

Общие требования к итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация учителя русского языка и литературы включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

Аттестационные испытания, входящие в состав итоговой государственной аттестации выпускника, должны полностью соответствовать основной образовательной программе высшего профессионального образования, которую он освоил за время обучения. Общие требования к итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 032900 Русский язык и литература со специализацией 032913 Подготовка и ведение теле- радиопередач изложены в п. 7.2.1 ГОС ВПО.

Государственный экзамен проводится в форме комплексного на междисциплинарной основе. При формировании комплексных заданий учитываются следующие принципы: 1) текстоцентрический. Ответы на поставленные вопросы даются на основе комплексного анализа текста; 2) междисциплинарный. Билет содержит вопросы, относящиеся к русскому языку, теории и методике обучения русскому языку, к русской литературе, теории и методике обучения русской литературе. Вопросы по теории и методике преподавания русскому языку и литературе в практической части органически связаны с вопросами по русскому языку и литературе. Отвечая на экзамене по теории и методике преподавания русского языка и литературы, необходимо вначале осветить проблему на теоретическом уровне (на уровне знаний), а затем – на практическом (уровне умений); 3) компетентностный. Студент, изучивший дисциплину, должен быть подготовлен к реализации компетентностного подходав профессиональной деятельности, к использованию на уроках русского языка в школе знаний, умений и навыков, полученных в ходе изучения дисциплины «Современный русский литературный язык», для которой актуальны коммуникативная, лингвистическая и культуроведческая компетентность. Коммуникативная компетентность предполагает нормативное и целесообразное использование языка, корректные навыки речевого взаимодействия в различных сферах общения (учебно-научной, официально-деловой, социально-общественной, бытовой), умения и навыки работы с учебно-научным и художественным текстом и другими источниками информации, умения и навыки информационной переработки текста. Лингвистическая компетентность связана с формированием представления о современном русском литературном языке как о системе, с умением анализировать и оценивать языковые явления в текстах разных жанров с прагматической и эстетической точек зрения. Культуроведческая компетентность отражает понимание особенностей русской языковой картины мира, предполагает умение строить общение на русском языке с опорой на русский речевой этикет и высокую культуру межнационального общения.

Формы итоговой государственной аттестации.

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 032900.00 Русский язык и литература с дополнительной специальностью включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.

 

I. Защита выпускной квалификационной работы.

Требования к выпускной квалификационной работе специалиста изложены в п. 7.2.2. ГОС ВПО.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание ВКР должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О выпускной квалификационной работе

По русскому языку.

Итоговая государственная аттестация выпускника включает, кроме государственных экзаменов по основной и дополнительной специальности, защиту выпускной квалификационной работы по основной специальности.

ВКР является обязательной для всех студентов выпускного курса и представляет собой вершину научно-исследовательской работы студента. Она завершает подготовку специалиста и показывает степень готовности его решать теоретические и практические задачи.

Цель выпускной квалификационной работы – систематизация и углубление теоретических знаний, а также выявление практических умений и навыков применять их при решении конкретных задач.

К защите ВКР допускаются лица, успешно завершившие в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности), предусмотренное учебным планом в соответствии с требованиями ГОС ВПО, и успешно прошедшие все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Тематика выпускных квалификационных работ определяется выпускающими кафедрами, распределяется среди студентов (за год до итоговой аттестации). После выбора темы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой с просьбой разрешить написание ВКР. Закрепление темы оформляется по предложению кафедры и утверждается приказом ректора на основании представления факультета (не позднее 6 месяцев до защиты). Уточнение тематики ВКР производится только в порядке исключения по мотивированному представлению декана факультета. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы вплоть до предложения своей темы с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Не допускается закрепление за студентом темы ВКР, не соответствующей специализации выпускающей кафедры.

Для подготовки выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель. Руководители ВКР назначаются приказом ректора из числа, как правило, докторов и кандидатов наук, работающих в БГПУ. В случае необходимости кафедре предоставляется право приглашать консультанта по отдельным разделам ВКР за счет норм времени, отведенного на руководство работой.

Руководитель ВКР выдает студенту задание на выполнение работы, оказывает помощь в разработке календарного графика ее выполнения, рекомендует основную литературу и другие источники по теме исследования, проводит систематические консультации, проверяет выполнение работы (по частям и в целом), оформляет отзыв о ВКР. Задание на ВКР считается рабочим документом кафедры, предназначенным для текущего контроля хода выполнения работы.

Сроки выполнения выпускной квалификационной работы определяются учебным планом и графиком учебного процесса в соответствии с требованиями ГОС ВПО. Время, отводимое на подготовку и защиту ВКР, составляет не менее восьми недель.

Выпускная квалификационная работа специалиста предназначена для определения исследовательских умений выпускника, глубины его знаний в избранной научной области, относящейся к профилю основной специальности, и навыков экспериментально-методической работы. Содержание ВКР должно соответствовать проблематике дисциплин общепрофессиональной и/или предметной подготовки в соответствии с ГОС ВПО.

Основные требования к выпускной квалификационной работе:

· глубина исследования научного объекта;

· полнота освещения вопроса;

· логическая последовательность изложения материала;

· обоснованность выводов и рекомендаций;

· соответствие исследовательских методов и приемов исследования.

Структуру ВКР составляют следующие обязательные элементы: введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, список источников, методическое приложение.

Во введении разрабатывается научный аппарат исследования: обосновывается актуальность темы, формулируются цели и задачи; определяются объект, предмет и материал исследования, характеризуются принципы отбора, методы и приемы анализа языкового материала, устанавливается новизна и практическая значимость работы.

Основная часть состоит из двух-трех глав, которые в свою очередь подразделяются на параграфы.

Первая глава является теоретической, в ней представлена методологическая основа исследовательской части работы. Данная глава позволяет выявить общий уровень лингвистической подготовки выпускника, его умение ориентироваться в рассматриваемой научной проблеме, четко определять лингвистические термины и уместно использовать их в работе. В теоретической главе необходимо дать сведения об истории изучения вопроса, сжатый, но достаточно полный и глубокий анализ научной литературы по проблеме исследования, логично и последовательно изложить различные точки зрения и мнения ученых, сопоставить предлагаемые решения по спорным вопросам, аргументировать выбор концепции, наиболее перспективной для анализа языковых фактов в основной главе работы.

Вторая глава является исследовательской. В ней содержится анализ и корректное описание результатов исследования языкового материала. Композиция главы должна отвечать требованиям целесообразности расположения описываемых языковых фактов. Исследовательская глава работы, является основной, она позволяет судить об уровне владения выпускником основными методами и приемами лингвистического анализа, умении наблюдать, анализировать, классифицировать и описывать языковой материал, делать соответствующие выводы.

В конце каждой главы делаются выводы.

В заключении обобщаются теоретические и практические результаты исследования. Оно должно отражать основное содержание работы и возможные перспективы дальнейшего исследования.

Список использованной литературы включает научные статьи, энциклопедии, монографии, учебники, справочные пособия, использованные при написании ВКР и отраженные в ее тексте. Список оформляется в алфавитном порядке и должен включать не менее 50 наименований.

Список источников содержит перечень словарей, литературных и иных произведений, из которых была произведена выборка языкового или речевого материала.

Методическое приложение является самостоятельной частью выпускной квалификационной работы и начинается с первой страницы. Оно представляет собой разработку факультатива, урока или внеклассного мероприятия, связанного с темой ВКР, с использованием материалов исследования, описанных в работе.

Особые требования предъявляются к оформлению ВКР. Работа должна быть написана в научном стиле, текст тщательно отредактирован и выверен. Ссылки на авторов даются в квадратных скобках (первая цифра указывает номер труда в списке литературы, а вторая – страницу), например: [5, 19]. Нумерация работы начинается с 3 страницы, номера страниц печатаются в правом верхнем углу. Список литературы оформляется строго в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ. ВКР должна быть представлена в твердом переплете объемом не менее 60 страниц компьютерного текста (без приложения): формат – А4; поля сверху и снизу – 2,5 см., слева – 3,0 см., справа – 1,0 см.; шрифт – Times New Romen, кегль 14, межстрочный интервал – полуторный; форматирование – по ширине без принудительного переноса; заголовки и подзаголовки печатаются жирным шрифтом по центру без отступа, отделяются от предыдущего текста и друг от друга двумя интервалами; примеры печатаются курсивом; главы нумеруются римскими, а параграфы и подпараграфы – арабскими цифрами; каждая структурная часть работы печатается с новой страницы.

Завершенная ВКР передается научному руководителю, который дает отзыв и направляет работу для обсуждения на кафедру.

Выпускающая кафедра на специальном заседании организует и проводит предварительную защиту (не позднее 2-х месяцев до защиты), где решается вопрос о допуске выпускной квалификационной работы студента к защите. Результаты предзащиты ВКР заносятся в протокол, и оформляется заключение кафедры. Лица, не прошедшие предзащиту, к защите ВКР не допускаются.

Выпускная квалификационная работа, выполненная по завершении профессиональных образовательных программ и рекомендованная выпускающей кафедрой к защите, направляется на внешнее рецензирование высококвалифицированному специалисту, не работающему на данной кафедре. Рецензент дает подробный анализ ВКР и рекомендует соответствующую оценку.

В государственную экзаменационную комиссию по защите ВКР до начала защиты представляются следующие документы: распоряжение декана о допуске к защите студентов, выполнивших все требования учебного плана и программ подготовки специалистов соответствующего уровня; ВКР в одном экземпляре; отзыв руководителя о ВКР; внешняя рецензия на ВКР с рекомендуемой оценкой; заключение кафедры.

При подготовке к защите студент готовит свое выступление, продумывает ответы на замечания рецензентов и возможные вопросы во время защиты.

Защита выпускной квалификационной работы специалиста проводится на открытых заседаниях экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава.

Процедура защиты ВКР включает в себя: открытие заседания ГАК (председатель), доклад выпускника, вопросы по докладу, отзыв руководителя (заслушивается и прилагается), внешняя рецензия (заслушивается и прилагается), заключительное слово выпускника.

В процессе защиты ВКР студент делает доклад продолжительностью не более 12 минут об основных результатах своей работы, затем отвечает на вопросы членов комиссии по существу работы и замечания рецензента, а также на вопросы, выявляющие общие требования к профессиональному уровню выпускника, предусмотренные ГОС ВПО по данному направлению (специальности). Общая продолжительность защиты ВКР не более 0,5 часа.

Критерии оценивания ВКР.

Выпускные квалификационные работы оцениваются по четырехбалльной системе.

Критерии оценки выпускных квалификационных работ:

- обоснованность выбора и актуальность темы исследования;

- уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов и обобщений;

- четкость структуры работы и логичность изложения материала;

- методологическая обоснованность исследования;

- новизна экспериментально-исследовательской работы;

- объем и уровень анализа научной литературы по исследуемой проблеме;

- соответствие формы представления дипломной работы всем требованиям, предъявляемым к оформлению данных работ;

- содержание отзывов руководителя и рецензента;

- качество устного доклада;

- глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Результаты защиты определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационной комиссии.

Оценка "отлично" выставляется при максимальной оценке всех названных выше параметров.

Оценка "хорошо" выставляется за незначительные погрешности в каком-либо параметре.

Оценка "удовлетворительно" выставляется за серьезные недостатки в одном или нескольких параметрах.

Оценка "неудовлетворительно" выставляется за несоответствие ВКР вышеизложенным требованиям.

 

Содержание отзыва научного руководителя ВКР.

В отзыве научного руководителя характеризуется не сама ВКР, а процесс работы над ней. Отзыв содержит указание на:

• соответствие результатов ВКР поставленным задачам;

• сформированность исследовательских качеств выпускника;

• умение работать с научной и справочной литературой;

• личные качества выпускника, проявившиеся в процессе работы над ВКР;

• научные перспективы выпускника.

Содержание рецензии внешнего рецензента на ВКР.

Задача рецензии – определить соответствии выпускной квалификационной работы тем требованиям, которые предъявляются к дипломным работам в ГОС ВПО (п. 7.2.2.).

Она включает в себя анализ:

• актуальности темы;

• глубины теоретических знаний (психолого-педагогических, методических и/или специальных), проявленных выпускником при написании ВКР;

• практической ценности полученных результатов;

• степени научной новизны;

• исследовательских навыков автора;

• качества оформления и стиля изложения материала;

• полноту использованной литературы.

В рецензии могут даваться рекомендации по внедрению результатов выполнения ВКР в практику, а также по их публикации.

В конце рецензии дается общая оценка выпускной квалификационной работы и заключение о возможности присвоения дипломнику квалификации.

 

Образцы документов

по выпускной квалификационной работе

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...