Типовые задачи профессиональной деятельности выпускника в соответствии с квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 в области учебно-воспитательной деятельности: · осуществление процесса обучения русскому языку в соответствии с образовательной программой; · осуществление общей характеристики документов и материалов, используемых для преподавания русского языка; · обеспечение взаимосвязи компонентов учебной программы по русскому языку с необходимыми учебными и методическими материалами; · создание основы для планирования и проведения учебных занятий по русскому языку с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом и методической · создание методической базы для ориентации преподавателя в выборе средств, форм и методов обучения; · использование современных научно обоснованных приемов, методов и средств обучения русскому языку, в том числе технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий; · применение современных средств оценивания результатов обучения; · воспитание учащихся, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; · реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию учащихся с целью создания мотивации к обучению; · представление русского языка как динамической, развивающейся структуры; · усвоение и систематизация знаний по русскому языку; · усвоение студентами основных понятий теории русского языка; · систематизация теоретических и практических знаний по русскому языку; · формирование представлений об активных процессах в русском языке; · формирование умений и навыков работы со словарями русского языка разных типов; · формирование умений и навыков фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, этимологического, морфологического, синтаксического анализа;
· развитие мышления посредством таких операций, как анализ, синтез, классификация материала, обобщение; · выработка навыков научно-исследовательской работы по русскому языку; · оказание помощи учащимся в овладении навыками ведения самостоятельной работы по русскому языку; · развитие культуры речи; · воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе; · создание мотивации к обучению: · работа по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии; в области социально-педагогической деятельности: · оказание помощи в социализации учащихся; · проведение профориентационной работы; · установление контакта с родителями учащихся, оказание им помощи в семейном воспитании; · формирование корректных навыков речевого взаимодействия в различных сферах общения (учебно-научной, официально-деловой, социально-общественной, бытовой); · формирование умения строить общение на русском языке с опорой на русский речевой этикет и высокую культуру межнационального общения; в области культурно-просветительной деятельности: · формирование общей культуры студентов; в области научно-методической деятельности: · выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; · самоанализ и самооценка с целью повышение своей педагогической квалификации; в области организационно-управленческой деятельности: · рациональная организация учебного процесса с целью укрепления и сохранения здоровья школьников; · обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; · организация контроля за результатами обучения и воспитания; · организация самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;
· ведение школьной и классной документации; · выполнение функций классного руководителя; · участие в самоуправлении и самоуправлении школьным коллективом. Программа государственного экзамена.
Русский язык. Общие вопросы. Русский язык как один из мировых языков, как язык межнационального общения, как национальный язык русского народа. Русский язык в системе национальных языков России и СНГ. Место русского языка в мировых лингвистических классификациях. Происхождение и основные этапы развития русского литературного языка. Особенности русской языковой картины мира. Социальная дифференциация русского языка. Современный русский литературный язык, его основные функциональные стили. Фонетика. Гласные звуки. Классификация гласных звуков: по участию губ, по месту подъема языка, по степени подъема языка. Фонетические изменения гласных звуков: аккомодация, редукция. Согласные звуки. Классификация согласных звуков: по участию голоса и шума, месту образования, способу образования, наличию дополнительной йотовой артикуляции. Фонетические изменения согласных звуков: ассимиляция, диссимиляция, диэреза, сокращение, оглушение. Ударение. Типы ударения: словесное, логическое, тактовое, фразовое, эмфатическое. Русское словесное ударение и его характер: разноместность, подвижность. Клитики: энклитики, проклитики. Система гласных фонем. Сильные и слабые гласные фонемы, их разновидности. Система согласных фонем. Соотносительные ряды согласных фонем по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Непарные согласные фонемы по данным признакам. Сильные и слабые согласные фонемы по глухости/звонкости, твердости/мягкости. Графика и орфография. Фонематический (морфологический) принцип как основной принцип русской орфографии. Фонетический и традиционный принципы орфографии. Дифференцирующие, слитные, полуслитные и раздельные написания. Типы написаний слов: опорные, проверяемые, беспроверочные, непроверяемые. Словообразование. Морфема как минимальная значимая единица языка. Типы морфем по роли в слове: корневые, аффиксальные. Виды аффиксальных морфем: по положению в слове, по функции, по способу выражения, по характеру воспроизводимости, по степени продуктивности, по происхождению. Основа слова. Типы основ: членимые и нечленимые, производные и непроизводные.
Производное слово. Производящая база и формант. Способы современного словообразования: аффиксация, сложение, аббревиация, сращение, субстантивация. Морфонологические явления в процессе деривации: чередование фонем, перемещение ударения, усечение производящей основы, наложение морфем. Лексикология. Слово как основная единица языка. Основные признаки слова: воспроизводимость, фонетическая оформленность, семантическая валентность, непроницаемость, лексико-грамматическая отнесенность и др. Многозначность. Способы образования переносных значений: метафора, метонимия, синекдоха. Типы метафор: общеязыковые, индивидуально-авторские. Омонимия. Широкое и узкое понимание омонимии. Типы омонимов в широком смысле: омофоны, омографы, лексические омонимы; их общая характеристика. Типы омонимов в узком смысле: лексические – полные, неполные; корневые, словообразовательные. Разграничение омонимов и многозначных слов. Синонимия. Типы синонимов: семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные; однокорневые, разнокорневые; общеязыковые, индивидуально-авторские. Понятие о синонимическом ряде и доминанте. Функции синонимов в речи: точного выражения мысли, полной характеристики предмета, устранения тавтологии. Приемы использования синонимов в речи: замещение, нанизывание, сопоставление, противопоставление. Антонимия. Понятие об интегральном и дифференциальном признаках антонимов. Типы антонимов: однокорневые, разнокорневые; общеязыковые, индивидуально-авторские. Приемы использования антонимов в речи. Лексика русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика. Заимствованная лексика. Признаки заимствованных слов. Старославянизмы и их признаки: семантические, фонетические, словообразовательные. Функции старославянизмов в речи. Лексика русского языка с точки зрения экспрессивно-стилистических свойств. Стилистически нейтральная и стилистически ограниченная лексика: книжная, разговорно-бытовая, просторечная. Эмоционально окрашенная лексика: повышенная, пониженная. Функции стилистически и эмоционально окрашенной лексики в речи.
Лексика русского языка с точки зрения активного и пассивного запаса. Актуальная лексика. Устаревшая лексика: историзмы, архаизмы. Новая лексика. Типы неологизмов: общеязыковые, индивидуально-авторские. Функции устаревшей и новой лексики в речи. Фразеологизм как единица языка. Признаки фразеологизмов: воспроизводимость, номинативность, целостность значения, постоянство состава, непроницаемость, раздельнооформленность. Широкое и узкое понимание фразеологии. Пути появления фразеологизмов. Функции фразеологизмов в речи. Типы фразеологизмов: по степени смысловой спаянности компонентов: по структуре, по морфологическим признакам, по сфере употребления, по экспрессивно-стилистическим признакам, по происхождению. Варианты фразеологизмов. Морфология. Части речи как грамматические классы слов. Принципы классификации частей речи: семантический, морфологический, синтаксический, словообразовательный. Система частей речи: знаменательные (основные, неосновные), служебные. Переходные явления в системе частей речи. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды существительных: собственные, нарицательные; одушевленные, неодушевленные; конкретные, вещественные, собирательные, абстрактные; их семантические и грамматические особенности. Категория рода существительных. Средства выражения категории рода. Распределение склоняемых и несклоняемых существительных по родам. Категория падежа существительных. Система падежей. Основные значения падежей и средства их выражения. Склонение существительных. Типы склонения: субстантивное, адъективное, смешанное. Разносклоняемые существительные. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные; их семантические и грамматические особенности. Словоизменение прилагательных. Полные и краткие формы, формы степеней сравнения качественных прилагательных. Склонение прилагательных: адъективное, смешанное. Переход прилагательных в другие части речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений: по семантике, по соотношению с частями речи; их семантические и грамматические особенности. Склонение местоимений. Глагол как часть речи. Формы глагола: спрягаемые, неспрягаемые. Основы глагола: инфинитива, настоящего – будущего времени. Классы глаголов: продуктивные, непродуктивные. Категория вида глагола. Виды глагола: несовершенный, совершенный. Группы глаголов в отношении категории вида: парные, непарные, двувидовые. Способы образования видовых пар: перфективация, имперфективация.
Категория наклонения и времени глагола. Формы наклонения: изъявительное, условное, повелительное; их образование, семантические и грамматические особенности. Временные формы: настоящее, прошедшее, будущее; их образование, семантические и грамматические особенности. Связь категории времени с категориями вида и наклонения. Категория лица глагола. Личные формы глагола; их образование, семантические и грамматические особенности. Безличные глаголы. Связь категории лица с категориями наклонения и времени. Спряжение глаголов. Типы спряжения: первое, второе. Особоспрягаемые и разноспрягаемые глаголы. Причастие и деепричастие как особые неспрягаемые формы глагола. Глагольные и адъективные признаки причастий. Типы причастий: действительные, страдательные. Образование причастий. Словоизменение причастий. Переход причастий в другие части речи. Глагольные и адвербиальные признаки деепричастий. Образование деепричастий. Переход деепричастий в другие части речи. Наречие как часть речи. Разряды наречий: по семантике и образованию. Категория состояния как часть речи. Семантические разряды слов категории состояния. Отличие категории состояния от омонимичных им прилагательных и наречий. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Разряды их по образованию, составу, значению. Синтаксис. Сочинение и подчинение как основные типы синтаксической связи. Виды подчинительной связи в непредикативных подчинительных словосочетаниях: согласование, управление, примыкание; средства их выражения. Словосочетание. Широкое и узкое понимание словосочетания. Типы сочетаний слов в предложении: предикативные, полупредикативные, непредикативные (сочинительные, подчинительные). Виды непредикативных подчинительных словосочетаний: по морфологической природе главного компонента, по степени смысловой спаянности компонентов, по структуре, по характеру смысловых отношений между компонентами. Предложение как основная единица синтаксиса. Признаки предложения: коммуникативная функция, предикативность, грамматическая оформленность, смысловая и интонационная законченность. Структурно-семантические типы предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, структуре. Структурно-семантические виды простых предложений: по характеру предикативных отношений, членимости, составу, распространенности, полноте, осложненности. Предикативный центр как основа грамматической организации простого предложения. Структурная схема и парадигма простого предложения. Главные члены предложения. Сказуемое: значение, структурно-семантические типы, способы выражения. Подлежащее: значение и способы выражения. Виды предикативной связи между подлежащим и сказуемым: формально выраженная, формально не выраженная. Второстепенные члены предложения. Виды второстепенных членов: по характеру отнесенности, по количеству значений, по функции, по характеру связи, по морфологическому выражению, по степени обязательности. Односоставные предложения. Особенности структуры и семантики односоставных предложений. Структурно-семантические виды односоставных предложений: глагольные, именные; их разновидности. Предложения с однородными членами. Признаки однородных членов. Понятие структурно-семантического блока однородных членов. Структура и семантика блоков однородных членов. Предложения с обособленными членами. Виды обособленных членов: полупредикативные, уточняющие. Общие и частные условия обособления. Предложения с компонентами, грамматически не связанными со структурой предложения (вводными и вставными компонентами, обращениями и междометиями). Сложное предложение. Особенности строения и семантики сложного предложения. Структурно-семантические типы сложного предложения: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Сложноподчиненное предложение. Особенности строения и семантики сложноподчиненного предложения. Многочленные сложноподчиненные предложения и их виды: с последовательным подчинением, с соподчинением. Классификации сложноподчиненных предложений в отечественной лингвистике. Структурно-семантические виды сложноподчиненных предложений: нерасчлененной структуры, расчлененной структуры; их разновидности Сложносочиненное предложение. Особенности строения и семантики сложносочиненного предложения. Структурно-семантические виды сложносочиненных предложений. Сложное бессоюзное предложение. Особенности строения и семантики сложного бессоюзного предложения. Структурно-семантические виды сложного бессоюзного предложения. Сложные многочленные предложения и их виды: с однотипной и разнотипной связью. Особенности их анализа. Сложное синтаксическое целое. Особенности строения и семантики ССЦ. Виды связи в ССЦ. Диалогическое единство. Особенности строения и семантики ДЕ. Виды диалогических единств. Чужая речь. Формы передачи чужой речи: прямая, косвенная, несобственно-прямая; особенности их строения и семантики. Правила преобразования прямой речи в косвенную и косвенной в прямую.
Пунктуация. Основные принципы русской пунктуации: структурный, семантический, интонационный. Виды знаков препинания: отделяющие и выделяющие; обязательные, факультативные, вариантные и авторские.
Литература. Основная: 1.Русская грамматика: В 2-х т. – М.: Наука, 1980. 2.Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: В 2-х ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. – М., 2001–2002 (и последующие издания). 3.Современный русский язык: В 3-х ч. – М., 1981–1983 (и последующие издания). 4.Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта. – М., 2001 (и последующие издания). Дополнительная: 1. Бабайцева В.В. Явления переходности в грамматике русского языка. – М., 2000. 2. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 2005. 3. Виноградов В.В. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1997. 4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972 (и последующие издания). 5. Гайсина Р.М. Синтаксис современного русского языка: Теория. Схемы и образцы анализа. Упражнения. – Уфа, 2001. 6. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: Учебное пособие. – М., 2005. 7. Лекант П. А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. – М., 2006. 8. Правила русской орфографии и пунктуации: полный академический справочник / Под ред. Н.С. Валгиной. – М., 2007. 9. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. – М., 2003. 10. Фомина М.Н. Современный русский язык. Лексикология. – М., 2003. 11. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке // Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М., 1957 (и последующие издания). Словари: 1. Ахманова О. С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1974 (и последующие издания). 2. Большой грамматический словарь: В 2-х т. / Под ред. А.Н. Тихонова. – М., 2006. 3. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 2000. 4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М., 1989–1991 (и последующие издания). 5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М., 2000. 6. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. – М., 1976 (и последующие издания). 7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. – М., 1985. 8. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 2003. 9. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2006. 10. Орфографический словарь русского языка. / Под ред. С.Г. Бархударова, И.Ф. Протченко, Л.И. Скворцова. – М., 2004. 11. Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы. Около 63 500 слов / Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. 12. Русский язык: Энциклопедия / Под ред. Ю.Н. Караулова. – М., 1997. 13. Словарь иностранных слов. – М., 2004. 14. Словарь новых слов русского языка (середина 50-х – середина 80-х гг.) / Под ред. Н.З. Котеловой. – СПб., 1995. 15. Словарь синонимов русского языка: В 2-х т. / Под ред. А.П. Евгеньевой. – Л., 1970-1971 (и последующие издания). 16. Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. – М., 2004. 17. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь. Русская морфемика. – М., 1996 (и последующие издания). 18. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка в двух томах. – М., 1990 (и последующие издания). 19. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляровской. – СПб., 1998. 20. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под. ред П.Н. Денисова, В.В. Морковкина. – М., 1978 (и последующие издания). 21. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1986-1987 (и последующие издания). 22. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова. – М., 1987 (и последующие издания). 23. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2-х т. – М., 1999. Теория и методика обучения русскому языку. Общие вопросы.Теория и методика обучения русскому языку в средней школе как учебная дисциплина: цели, задачи, содержание. Принципы обучения: общедидактические и частнометодические. Русский язык как учебная дисциплина: цели, задачи, содержание. Методы и приемы обучения русскому языку в средней школе. Современный урок русского языка как основная форма организации учебного процесса. Традиционные и нетрадиционные формы обучения. Типы уроков русского языка, их структурные элементы. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Методика обучения фонетике, графике и орфографии в школе. Лингвистические основы, этапы, содержание обучения фонетике в школе. Основные виды фонетических упражнений. Фонетический разбор в школе. Фонетический принцип написания слов. Анализ звукового состава слова в пределах школьного фонетического минимума. Элементы фонетической транскрипции в V классе. Изучение гласных звуков русского языка. Гласные звуки и буквы. Ударные и безударные гласные. Изучение согласных звуков русского языка. Формирование умений и навыков опознавания твердых и мягких, звонких и глухих согласных. Характеристика особенностей русского ударения в школе. Задачи обучения орфоэпии, виды орфоэпических упражнений как прием формирования орфоэпических умений и навыков. Орфоэпический разбор в школе.
Орфография. Обучение орфографии в средней школе. Понятие об орфограмме. Опознавательные признаки орфограмм. Принципы русской орфографии. Типы орфограмм, изучаемых в школе; обозначение орфограмм. Орфографическое правило. Приемы формирования орфографической зоркости. Роль работы над ошибками в формировании орфографических навыков.
Морфемика. Словообразование. Изучение морфемики в V – VI классах. Приемы формирования умений и навыков морфемного разбора. Особенности морфемного разбора в школе. Словообразование в школьном курсе русского языка. Методы и приемы формирования словообразовательных умений и навыков в школе. Изучение основных способов словообразования. Особенности словообразовательного разбора в школе.
Лексика и фразеология. Содержание, цели, задачи обучения лексике и фразеологии в V – VI классах. Особенности изучения многозначных слов и омонимов в школе. Работа с толковыми словарями. Система работы над тропами на уроках русского языка. Изучение синонимов в V классе. Подбор синонимов как прием семантизации (толкования) слов. Система упражнений при изучении синонимов. Работа со словарями синонимов. Изучение антонимов в V классе. Прием противопоставления при изучении языковых единиц. Формирование умений работы со словарями антонимов. Система упражнений при изучении антонимов. Изучение омонимов в V классе. Прием противопоставления при формировании умений и навыков различения многозначных слов и омонимов. Работа с толковыми словарями. Изучение общеупотребительной и ограниченной лексики в VI классе. Формирование умений и навыков грамотной, правильной речи учащихся. Изучение заимствованной лексики в VI классе. Формирование умений учащихся пользоваться словарем иностранных слов для определения источника заимствования. Пути обогащения словарного запаса учащихся. Изучение фразеологии как раздела науки о языке в VI классе. Формирование умений различения фразеологических и свободных сочетаний, их синонимической и антонимической замены, использования фразеологизмов в собственной речи. Работа с фразеологическими словарями.
Морфология. Морфология как раздел школьной грамматики, его содержание и структура. Общие морфологические понятия и методика их изучения, формирование морфологических умений и навыков. Морфологический разбор как вид языкового разбора в школе. Роль учебников в формировании умений морфологического разбора. Линейно-ступенчатый принцип изучения имени существительного в средней школе. Этапы и особенности изучения существительного. Морфологический разбор имени существительного в школе, методика его проведения. Изучение рода имен существительных в V классе. Формирование умений согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно. Изучение склонения имен существительных в V классе. Изменение существительных по падежам и числам. Формирование навыков правописания гласных в окончаниях существительных. Линейно-ступенчатый принцип изучения имени прилагательного в средней школе. Формирование орфоэпических умений в области кратких прилагательных. Использование прилагательных для точного выражения мысли и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. Изучение числительных в средней школе. Приемы формирования умений и навыков склонения и правописания имен числительных. Изучение местоимений в VI классе. Формирование умений и навыков правописания местоимений, умений использования местоимений как средства связи предложений и частей текста. Линейно-ступенчатый принцип изучения глагола в средней школе. Употребление неопределенной формы и видовых форм глаголов. Совершенствование орфографической зоркости при правописании чередующихся гласных в корнях и суффиксах глагольных форм. Система упражнений по совершенствованию навыков правописания не с глаголами. Изучение времени глагола во взаимосвязи с видами глагола в V классе. Требования к согласованию глагола-сказуемого в форме прошедшего времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Формирование умений употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о событиях прошлого. Совершенствование навыков соблюдения орфоэпических норм в глагольных формах прошедшего и будущего времени. Совершенствование навыков правописания безударных гласных в личных окончаниях глаголов. Система упражнений и заданий при формировании орфографической зоркости учащихся. Изучение причастия в школе. Взгляды лингвистов и лингводидактов на общекатегориальное значение причастий. Оперирование обобщенными морфологическими понятиями, принципами классификации частей речи при их изучении. Формирование умений самостоятельно выделять морфологические признаки причастий, правильно строить предложения с причастными оборотами. Изучение деепричастия в школе. Взгляды лингвистов и лингводидактов на общекатегориальное значение деепричастий. Формирование умений самостоятельно выделять морфологические признаки деепричастий, правильно строить предложения с деепричастными оборотами. Изучение наречия в школьном курсе русского языка. Прием сопоставления при изучении наречий. Формирование навыков образования наречий. Система упражнений на правописание наречий. Изучение служебных слов в школе. Формирование орфографических и пунктуационных навыков при изучении служебных слов. Система упражнений на правописание служебных слов.
Синтаксис. Цели и задачи пропедевтического раздела синтаксиса в V классе. Содержание и терминология, понятия и определения синтаксических единиц. Обучение признакам предложения. Наблюдение за интонационными особенностями предложения. Основная задача систематического изучения синтаксиса в VIII – IX классах. Роль дидактического материала в усвоении учащимися грамматических значений и формировании речевых навыков. Содержание, цели и задачи изучения словосочетания в пропедевтическом и систематическом курсах синтаксиса в школе. Формирование знаний, умений и навыков при изучении словосочетаний. Система упражнений. Изучение связи слов в словосочетаниях. Формирование умений употребления форм зависимых слов при согласовании и управлении, совершенствование навыков синонимической замены словосочетаний в речи.Содержание, цели и задачи изучения простого предложения в пропедевтическом и систематическом курсах синтаксиса в школе. Методы и приемы изучения простого предложения. Система заданий и упражнений. Формирование языковой компетенции на основе синтаксического разбора простого предложения. Учет типов предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске при формировании интонационных навыков и речеведческих умений в школе. Изучение главных членов предложения в пропедевтическом курсе синтаксиса. Способы выражения подлежащего и сказуемого. Приемы формирования умений и навыков выделения грамматической основы предложения. Изучение сказуемого в V классе. Формирование навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым. Углубление знаний о сказуемом как главном члене двусоставных и односоставных предложений в VIII классе. Система упражнений при совершенствовании навыков употребления сказуемых в предложениях. Преемственность в изучении второстепенных членов предложения в V и VIII классах. Значение изучения второстепенных членов в привитии грамматических навыков и развитии логического мышления. Специфика изучения односоставных предложений в VIII классе. Противопоставление двусоставным предложениям как прием изучения односоставных предложений. Трудности изучения односоставных предложений в школе. Тестирование как форма контроля при усвоении односоставных предложений. Место предложений с однородными членами в школьном курсе синтаксиса. Прием наблюдения при изучении однородных членов предложения. Формирование навыков постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах. Обособленные члены предложения в школьном курсе синтаксиса. Специфика изучения обособленных определений, приложений, дополнений и обстоятельств. Формирование интонационных и пунктуационных навыков. Прием синонимизации при изучении обособленных членов предложения. Изучение вводных слов, словосочетаний и предложений в VIII классе. Совершенствование пунктуационных и интонационных навыков при изучении вводных слов, словосочетаний, вводных предложений. Сложное предложение в пропедевтическом и систематическом разделах школьного синтаксиса. Формирование пунктуационных умений в V классе. Система союзных и бессоюзных сложных предложений в старших классах. Приемы сравнения при изучении сложных предложений. Изучение сложносочиненных предложений в пропедевтическом и систематическом разделах синтаксиса. Сложносочиненные предложения с союзами и, а, но между частями в V классе. Методы и приемы обучения сложносочиненным предложениям в IX классе. Формирование интонационных и пунктуационных умений и навыков в старших классах при изучении сложносочиненных предложений. Место сложноподчиненных предложений в школьном курсе синтаксиса. Формирование пунктуационных навыков в V классе. Конструирование как вид синтаксического упражнения в пропедевтическом курсе синтаксиса. Изучение сложноподчиненных предложений в систематическом курсе синтаксиса. Значение и роль дидактического материала в формировании знаний, умений и навыков. Синтаксический разбор сложноподчиненных предложений в школе Изучение сложноподчиненных предложений в школе. Формирование практических навыков усвоения структуры сложноподчиненных предложений в пропедевтическом курсе синтаксиса. Усвоение теоретических понятий в систематическом курсе синтаксиса. Прием сопоставления синтаксических единиц при изучении сложноподчиненных предложений. Специфика изучения сложных бессоюзных предложений в систематическом курсе синтаксиса в школе. Комментированное письмо как прием закрепления при изучении сложных бессоюзных предложений. Формирование интонационных и пунктуационных умений и навыков при изучении знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях. Знакомство со сложными предложениями, состоящими из более чем двух простых предложений в старших классах. Формирование умения ориентироваться в установлении их структурно-семантических и пунктуационных особенностей. Изучение способов передачи чужой речи на начальном, среднем и старшем этапах. Совершенствование пунктуационных и интонационных навыков при изучении прямой, косвенной речи и диалоге. Систематизация сведений о тексте, микротексте, теме, реме и основной мысли связного текста, средствах связи частей текста в IX классе. Методика обучения тексту, типам текста, типам речи. Речеведческая работа на уроках русского языка. Виды речевой деятельности. Работа по развитию связной речи учащихся. Развитие письменной речи. Виды изложений. Типы сочинений. Развитие устной речи.
Пунктуация. Место пунктуации в школьном курсе русского языка. Задачи, содержание, принципы и этапы обучения пунктуации. Особенности формирования пунктуационных навыков. Понятие о пунктограмме, пунктуационных правилах. Классификация пунктуационных правил. Виды упражнений по пунктуации. Работа над пунктуационными ошибками.
Литература. 1. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – 2-е изд., перераб. – М., 1996. 2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка // Буслаев Ф.И. Преподавание отечественного языка. – М., 1992. 3. Введенская Л.А. и др. Русское слово. – М., 1991. 4. Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии. – 2-ое изд. – М., 1994. 5. Гребенкина Р.Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. – М., 1984. 6. Донская Т.К. Русская национальная школа: Проблемы и решения. – СПб, 2000. 7. Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке. – Л., 1990. 8. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991. 9. Лернер И.Я.. Скаткин М.Н. Требования к современному уроку. – М., 1969. 10. Методика преподавания русского языка / Под ред. М.Т.Баранова. – М., 2000. 11. Панов Б.Т. Типы и структура уроков РЯ. – М., 1986. 12. Приступа Г.Н. Современный урок. – Рязань, 1989. 13. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. 14. Теория и практика обучения русскому языку: Учеб. пособие для студ. Высш.пед.учеб. заведений / Е.В.Архипова, Т.М.Воителева и др.; Под ред. Р.Б.Сабаткоева. – М.: Издат. Центр «Академия», 2005. 15. Урок РЯ на современном этапе / Под ред. Л.А. Тростенцовой, М.М. Разумовской. – М., 1978.
Государственный экзамен проводится в форме комплексного на междисциплинарной основе. Комплексные задания формулируются с учетом четырех дисциплин: русского языка, теории и методики обучения русскому языку, русской литературы, теории и методики обучения литературе. Структура билета. В билет входит текст, предназначенный для комплексного анализа, и четыре вопроса: первый – по русскому языку, второй – по теории и методике обучения русскому языку, третий – по русской литературе, четвертый – по теории и методике обучения русской литературе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|