Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политическая власть и политические отношения.




Власть является мощным двигателем в развитии человеческих отношений и чем сложнее становятся последние, тем развиваются формы власти, ее характер. Это происходит в зависимости от этапов исторической эволюции и общественных изменений.

Власть — это необходимое условие устойчивого развития общество во всех его сферах.

Власть в своем полном понимании (широком смысле) - есть способность и возможность одних моделировать поведение других, т.е. заставлять делать что-то вопреки их желанию с помощью каких-либо средств — в диапазоне от убеждения до насилия. Выделяют власть: политическую, экономическую, духовную семейную и др.

 

Политическую власть можно разделить на государственную, региональную, местную, партийную, корпоративную, клановую и т. п. (в зависимости от масштаба распространения и действующей социальной группы). Государственная власть обеспечивается государственными институтами (парламентом, правительством, судом, органами правопорядка и др.), а также юридической базой. Иные виды политической власти обеспечиваются соответствующими организациями, законодательством, уставами и инструкциями, традициями и обычаями, общественным мнением.

Рассматривая власть как способность и возможность одних моделировать поведение других, следует отметить неравное положение субъектов данных правоотношений, т.е. одни становятся лидерами, ведущими, другие- подчиненными, или ведомыми. Этот факт можно объяснить наличием у лидера определенными источниками власти, а также способности использовать их в нужном русле.

В этой связи надо обратиться к принятым в политической науке классификациям оснований (источников) власти.

Источники власти:

§ авторитет - власть как сила привычки, традиций, интернизированных культурных ценностей;

§ сила — «голая власть», в арсенале которой ничего, кроме насилия и подавления, нет;

§ богатство - стимулирующая, вознаграждающая власть, которая включает и негативные санкции за некомфортное поведение;

§ знание — власть компетентности, профессионализма, так называемая «экспертная власть»;

§ харизма — вождистская власть, построенная на обожествлении лидера, наделении его сверхъестественными способностями;

§ престиж - отождествляющая (идентифицирующая) власть и пр.

Властные отношения построены не только на прямой зависимости подчиненных от лидеров, но также и на взаимозависимости одних от других. Правда формы этой зависимости, безусловно, различны.

 

 

Классификация политической власти:

1. По предназначению: законодательная, исполнительная, судебная.

2. По месту в структуре власти: центральная, региональная, местная.

3. По основному субъекту: монархическая, республиканская.

4. По типам(системам) политического господства(концепция немецкого социолога, философа и историка М.Вебера):

 

Линия сравнения Традиционное господство Легальное (рационально-правовое) господство Харизматическое (от гр. Charisma- милость, божий дар) господство
1) Правила и нормы, лежащие в основе господства Патриархальные или сословные нормы. Рационально разработанные правила.  
2) Глава подсистемы (кто лидер) Монарх или религиозный советник. Избранное должностное лицо или коллегиальный орган. Пророк, военачальник, демагог, лидер.
3) Источник авторитета главы господства Традиция или передача по наследству. Делегирование на основе принципа большинства. Эмоциональное доверие «свиты» лидеру
4) Форма легитимности (от лат. legitimus –законный) Вера и установленный порядок вещей. Вера в корректность предписанной системы норм. Аффективная или эмоциональная вера в качества лидера и его идеи.
5) Доминирующий тип социального поведения Традиционное. Инструментальное или целерациональное. Эмоциональное.

 

Функции политической власти:

1) Управленческая (управление делами государства на разных уровнях; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами; контроль политических отношений);

2) Организационная (формирование политической системы общества, организация его политической жизни, политический отношений общества, государства, политических институтов);

3) Функция формирования формы государства и других политических характеристик общества;

4) Интегрирующая (интеграция общественных интересов);

5) Мотивационная;

6) Мобилизационная;

7) Контролирующая (обеспечение правопорядка);

8) Культурная.

 

Политическая власть в современном мире должна быть:

1) Ограничена, т.е. разделена на законодательную, судебную и исполнительную;

2) Регламентирована, т.е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

3) Институциональна, т.е. иметь организационное выражение;

4) Легитимна, т.е. обладать общественно-моральным оправданием и признанием.

Важнейшей частью составляющей государственной власти является государственная власть (см. билет №63).

Политические отношения.

Характеристики политических отношений:

1) возникает при активном участии сознания людей, политические отношения выражаются в поступках, действиях, процессах, взаимоотношениях между социальными группами, партиями, государствами;

2) влияют на многие внешние и внутренние параметры существования людей благодаря деятельному, активному характеру политических отношений. Воздействие на экономическую жизнь общества оказывается через установление приоритетов экономического развития; с помощью политических мер, действий государственного механизма можно поддержать или препятствовать развитию культуры, науки, религии, поддерживать одну систему нравственных ценностей и подавлять другие;

3) главный, специфический для политики инструмент воздействия на разнообразные стороны социальной жизни - власть, принуждение, авторитетное влияние с использованием силы организации, в качестве которой могут выступать партии, союзы, государство, движения и институты, возникающие на основе объединения воли и действия многих людей, придерживающихся определенных принципов.

 

Классификация политических отношений

61.Политическая система, ее структура и функции

 

Ядром политической системы традиционно считается государство, т.к. оно связывает все подсистемы в структуре политики, а также оказывает значительное влияние на деятельность этих подсистем.

Государству принадлежит монопольное право (в пределах контролируемой им территории) на осуществление от имени всего общества внутренней и внешней политики, законотворческой функции (причем НПА обязательны по всей территории государства), проводить налоговую политику, контролировать соблюдение законов вплоть до применения легального насилия через аппарат принуждения.

Особое место в политической системе занимают религиозные объединения. Их воздействие на реальную политику осуществляется через участие верующих граждан в политической жизни.

 

Название подсистемы Характеристика
Институциональная Политическая организация — организованная группа людей, действующих совместно ради достижения определенной политической цели, например: политическая партия; общественно-политическое движение; инициативная группа граждан, выдвигающих кандидата в депутаты; общественное объединение, оказывающее влияние на государственную политику; ячейка революционеров и т.д. Можно также выделить организации, которые имеют политические цели, однако эти цели для них не являются основными (например, профсоюзы или церковь). Наконец, некоторые организации не имеют явных политических целей (скажем, клуб грибников), но при определенных условиях могут выступить в качестве политических организаций. Политический институт — более сложный элемент политической системы, представляющий собой устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный участок политической сферы жизни общества. Институт выполняет важную функцию (или несколько функций), значимую для всего общества, формируя при этом упорядоченную систему социальных ролей и правил взаимодействия. Примерами политических институтов служат парламентаризм, институт государственной службы, институты исполнительной власти, институт главы государства, президентство, монархия, судопроизводство, гражданство, избирательное право, политические партии и т.д. Основным институтом в политической системе выступает государство. Включает государство, политические партии, общественно-политические движения.  
Нормативно-правовая Включает: политические принципы; политические традиции; нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных программах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике. Обеспечивает нормальное функционирование не только государственных органов, но и общественных организаций, не вмешиваясь в их внутреннюю деятельность.
Функциональная Выражается в формах и направлениях политической деятельности, способах и методах осуществления власти, связей государства и общества, т.е. в политическом режиме. Выделяют три основных политических режима: демократический, авторитарный и тоталитарный.
Коммуникативная К коммуникативному компоненту политической системы общества относятся отношения, связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются входе политической деятельности. Для реализации своих политических целей участники политической деятельности (институты, организации, большие социальные общности, отдельные лица) должны выстраивать различные отношения между собой и социальной средой. Связи, формы взаимодействия и общения, которые складываются в этом процессе, представляют коммуникативную подсистему политической системы общества. Например, это взаимодействие парламентских комитетов; связи, возникающие между партиями и государственными органами; отношения между органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти; общение государства с населением и т.д. Каналы связи играют важную роль в коммуникативной подсистеме, по ним информация о потребностях населения передается от населения к государству (это могут быть открытые слушания, комиссии по расследованию, социологические опросы, результаты выборов) и обратно — от государства к населению (здесь важную роль играют СМИ, которые знакомят население с политическими решениями, принятыми законами и т.д.).  
Культурно-идеологическая В культурно-идеологический компонент политической системы включены политические идеи, взгляды, представления, убеждения и чувства участников политической деятельности. Условно в культурно-идеологическом компоненте может быть выделен политико-психологический уровень, касающийся преимущественно поведенческих аспектов политики, и политико-идеологический уровень, сфокусированный на политической теории. Политическая психология сконцентрирована на поведении отдельных лиц, групп и целых обществ, а также на их мотивации, настроениях, мнениях, чувствах, эмоциях, убеждениях, заблуждениях и т.д. Особое значение здесь имеют психология толпы, харизма лидеров, манипуляция массовым сознанием и т.д. Политическая идеология представляет более высокий уровень и включает в себя политические идеи, концепции, теории, учения. Центром политико-идеологического уровня является политическая культура. Под политической культурой понимают составную часть духовной культуры человечества, включающую в себя совокупность политических знаний, ценностей и моделей поведения, а также политический язык, символы и традиции государственности.

 

На функционирование политической системы большое влияние оказывает политическое сознание – восприятие и осознание мира политики, политических процессов и событий личностью, социальной группой, обществом в целом.

Одной из форм политического сознания является политическая идеология, выражающая интересы определенных социальных групп и оправдывающая способы достижения поставленных целей.

 

Все элементы политической системы, находясь в постоянном взаимодействии, способствуют выполнению важных социальных функций:

· Определение перспективных направлений социального развития;

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).

· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...