Сущность и структура денежных поступлений предприятия
Денежные поступления – это совокупность всех денежных средств, поступающих на счета предприятия: выручка от реализации продукции (работ, услуг); операционные и внереализационные доходы; средства учредителей, паевые взносы и т. д.; займы, субсидии, кредиты, авансы в счет оплаты продукции. Доходы предприятия – это денежные средства и имущество, поступившие предприятию за определенный период в результате его производственно-хозяйственной деятельности, увеличивающие его активы и дающие предприятию экономическую выгоду. Они различаются по содержанию и источникам образования. В общей сумме денежных доходов предприятия выручка от реализации продукции (работ, услуг) составляет наибольший удельный вес и представляет собой денежные средства, получаемые предприятием за отгруженную покупателям продукцию (работы, услуги). Состав выручки от реализации продукции • денежные средства, полученные или подлежащие получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг) • имущество в денежном выражении, полученное или подлежащее получению в результате реализации товаров, готовой продукции (работ, услуг) • дебиторская задолженность, образовавшаяся при продаже продукции (товаров, работ, услуг) на условиях коммерческого займа Состав операционных доходов • доходы от продажи и прочего выбытия внеоборотных и оборотных активов. • доходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов и прав на нематериальные активы, когда это не является предметом деятельности предприятия • проценты (доходы) по ценным бумагам, когда это не является предметом деятельности предприятия
• проценты, выплачиваемые банком предприятию за пользование денежными средствами, находящимися на его счетах • доходы от совместной деятельности по договору простого товарищества, от участия в уставных фондах других организаций • доходы, полученные по операциям с тарой • прочие доходы, признанные операционными Операционные доходы – финансовый результат от операций, не относящихся к видам деятельности предприятия, внереализационные – от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью предприятия. Состав внереализационных доходов • штрафы, пени, неустойки, полученные за нарушение договорных обязательств • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году • излишки имущества, выявленные при инвентаризации • сумма дооценки активов • стоимость безвозмездно полученных активов • поступления в возмещение причиненных предприятию убытков • кредиторская и депонентская задолженность, с истекшим сроком исковой давности • положительные курсовые разницы, возникающие при переоценке имущества и обязательств • прочие доходы, признанные внереализационными Планирование выручки и денежных поступлений на предприятии Главным источником доходов предприятия является выручка от реализации продукции (работ, услуг). От ее своевременного поступления зависит непрерывность производственного процесса, устойчивость финансового состояния предприятия, размер прибыли, своевременность расчетов с бюджетом и бюджетными фондами, работниками предприятия, поставщиками. Она является основным оценочным критерием рыночного спроса на реализуемую продукцию, ее качества и цены. В соответствии с законодательством субъекты хозяйствования вправе самостоятельно выбирать один из следующих методов определения и учета выручки от реализации продукции (работ, услуг). Методы определения и учета выручки от реализаци
• кассовый метод (по оплате) – реализация считается совершенной, когда деньги зачислены на счет предприятия или поступили наличными в кассу • метод начислений (по отгрузке) – реализация считается совершенной по факту отгрузки продукции покупателю и предъявлении ему расчетных документов Выбор метода влияет на исчисление и уплату налогов. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) подлежит налогообложению всеми оборотными налогами и распределяется в соответствии с законодательством Факторы, влияющие на размер выручки от реализации • внутренние: -в сфере производства: наличие производственного потенциала, уровень управления им, ассортимент продукции, ее качество, рентабельность -в сфере обращения: соблюдение договорных обязательств, ритмичность отгрузки продукции, своевременность оформления транспортных и расчетных документов, соблюдение сроков документооборота, уровень цен • внешние, не зависящие от деятельности предприятия: государственное регулирование, инфляция, изменение конъюнктуры рынка, несвоевременная оплата продукции покупателями и др. Планированию выручки должен предшествовать финансовый анализ деятельности предприятия на рынке, главными задачами которого являются: определение конкурентных позиций предприятия, обоснованного выбора своей ниши на рынке; вида продукции и оптимизации затрат на ее изготовление и реализацию; приемлемых вариантов цены; динамики объемов продаж и факторов, оказывающих на нее влияние; наличие производственных мощностей, позволяющих выпускать востребованный рынком объем продукции. Выручка от реализации продукции в зависимости от задач, стоящих перед предприятием, может планироваться на различный срок. Виды планов реализации продукции в зависимости от сроков • перспективные – разрабатываются на длительный период, характеризуют поступление денежных средств на основе разработанных бизнес-проектов, содержат укрупненные показатели и основные источники поступления выручки от реализации • текущие (годовые) – разрабатываются на основе оформленных договорами поставок продукции, государственного заказа, заявок потребителей; отражают соответствие плана объема выпуска и объема реализации на основании потребительского спроса на продукцию. Большинство предприятий не имеют гарантированного спроса на весь объем выпускаемой продукции, что делает такие планы необъективными
• оперативные – разрабатываются на короткий период времени (месяц, декаду) на основе плана производства продукции, ее поступления на склад готовой продукции, плана отгрузки продукции с разбивкой заданий на каждый день, обоснованием финансовых решений и контролем за их исполнением по следующим показателям: объем выпуска продукции, сдача на склад, отгрузка, поступление выручки на счет предприятия в установленный договором срок, состояние дебиторской задолженности. При планировании выручки от реализации необходимо учитывать объемы переходящих остатков продукции на начало и конец планового года, так как не вся произведенная в данном периоде продукция будет в нем и реализована. Для расчета используется формула реализации (Р): где О1 – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на начало года в отпускных ценах периода, предшествующего планируемому; О2 – переходящие остатки нереализованной готовой продукции на конец планируемого года в отпускных ценах планируемого периода; Т – выпуск товарной продукции в отпускных ценах планируемого периода. Методы планирования выручки от реализации • метод прямого счета – состоит в расчете для каждого производимого на предприятии изделия в отдельности по формуле реализации объема реализации в отпускных ценах, результаты суммируются и образуют планируемый объем выручки от реализации; применяется при ограниченном ассортименте продукции, под заключенные договора с оговоренными объемами и ценами • расчетный метод – состоит в определении планового объема выручки от реализации на основе общего объема выпуска товарной продукции в планируемом году в отпускных ценах и общей суммы входных и выходных остатков; применяется на крупных предприятиях с большим ассортиментом продукции.
Расчет ведется в следующей последовательности: - определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (О1); принимаются в фактических размерах или в размере ожидаемой величины по производственной себестоимости; - определяется коэффициент пересчета для перевода переходящих остатков на начало планового года из производственной себестоимости в отпускные цены; коэффициент пересчета равен отношению объема продукции в IV квартале отчетного года в отпускных ценах к тому же объему по производственной себестоимости; - определяются входные остатки нереализованной продукции на начало планируемого года (О1) в отпускных ценах как произведение их объема по производственной себестоимости на коэффициент пересчета; - определяется сумма выходных остатков нереализованной продукции в отпускных ценах на конец планового года (О2) как произведение однодневного выпуска готовой продукции в IV квартале планового года на установленную на предприятии норму запаса готовой продукции на складе и в отгрузке; - определяется плановый объем выручки от реализации в планируемом периоде по формуле реализации Своевременное поступление выручки от реализации и в полном объеме непосредственно связано с осуществлением ежедневного контроля за ее поступлением на основе оперативных планов реализации продукции, эффективным управлением дебиторской задолженностью и разработкой мероприятий по ее снижению. Дебиторская задолженность – это средства, которые принадлежат предприятию и должны быть перечислены на его счет в качестве оплаты за поставленную продукцию или оказанные услуги. Кредиторская задолженность также влияет на объем выручки от реализации. Она представляет собой долг предприятия за полученные товары, продукцию, сырье, материалы и возникает при расчетах с поставщиками, когда платежи производятся после отгрузки продукции. Наличие непросроченной кредиторской задолженности положительно влияет на деятельность предприятия, так как позволяет ему использовать материальные ресурсы, полученные от других субъектов хозяйствования до произведения расчетов по ним и, по сути, пользоваться чужими финансовыми ресурсами. Оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженностей равно 1,0.
29) Финансовые результаты деятельности предприятия. Финансовый результат - конечный экономический итог хозяйственной деятельности предприятия выражается в форме прибыли или убытка. Порядок определения прибыли регламентируется Законом РБ В практике предприятий используется несколько видов прибыли:
Маржинальной прибылью называют превышение выручки над переменными затратами на производство продукции, которое позволяет возместить постоянные затраты и получить прибыль. Налогооблагаемая прибыль определяется специальным расчетом. Она равна доходам от реализации, увеличенным на сальдо внереализационных доходов и расходов и уменьшенных на сумму: - затрат по производству и реализации, учитываемых при налогообложении; - налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли в первоочередном порядке; - льготируемой прибыли, предусмотренной законодательством. Чистая прибыль — это прибыль, которая остается в его распоряжении после уплаты государственных и местных налогов, уплачиваемых в бюджет из прибыли. Не все фактические расходы, производимые предприятием, включаются в эти затраты. Некоторые затраты включаются в расчеты в пределах утвержденных нормативов. Это расходы на рекламу, фирменную и специальную одежду, аудиторские услуги, представительские расходы. Важная роль прибыли от реализации, балансовая прибыль и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий. Планирование прибыли— сложный процесс, включающий анализ хозяйственной деятельности предприятия за период, предшествующий планируемому, оценку выполнения плана по прибыли за последний отчетный период, многовариантные расчеты ее объема на предстоящий год(квартал). В практику предприятий введен новый экономический термин - предполагаемая прибыль. Она рассчитывается, исходя из конкретных условий предприятия, которое самостоятельно решает, на что при этом ориентироваться.: на рост потребительских цен, на предполагаемые затраты, исходя из изменения оптовых цен, на возможности реализации - платежеспособный спрос или на курс доллара по отношению к рублю и т.д Размер прибыли (убытка) от реализации в значительной степени зависит от выбора момента реализации. Поэтому важной задачей финансового контроля (бухгалтерского, аудиторского, налогового) является контроль за применением, в течение отчетного года, всех элементов учетной политики. Финансовый результат от прочей реализации. Это финансовые результаты от реализации основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов и ценных бумаг. Прибыль от реализации иного имущества предприятия. Под иным имуществом предприятия понимаются: нематериальные активы, оборудование к установке, незавершенное капитальное строительство, материалы, МБП, денежные документы и ценные бумаги. Для реальной оценки финансовых результатов от внереализационных операций важно не только правильно прогнозировать внереализационные доходы, но и предвидеть вероятность возникновения внереализационных расходов, так как прибыль определяется как разница между доходами и расходами, чаще всего внереализационные расходы могут выступать в виде: - убытков по операциям прошлых лет, выявленных в отчетном году; - убытков от уценки товаров; - убытков от списания безнадежной дебиторской задолженности; - недостач материальных ценностей, выявленных при инвентаризации; - затрат по аннулированным производственным запасам; - судебных издержек.
• 30.Сущность финансового планирования и его организация на предприятиях. • Финансовое планирование (ФП) – процесс обоснования объема и направлений движения финансовых результатов в предвидении конечных результатов деятельности. • Значение ФП заключается в выборе субъектом хозяйствования важнейших показателей и конкретных решений с точки зрения фин.эф-ти на всех уровнях управления, которая является непременным условием рациональной организации деятельности. • Объекты ФП: формирование и использование капитала, необходимого для бесперебойного функционирования предприятия; движение фин.ресурсов (входные и выходные финн.потоки) с учетом конечных результатов; обеспечение фин.устойчивости предприятия; финансирование стратегических задач в области развития и модернизации производства. • Рационализация ФП – установление логической последовательности действий, использование прогрессивных методов и инструментов для обоснования конкретных заданий, а также проведение контрольных мероприятий по оценке результативности принятых решений. • ФП подразделяется на: • 1. Текущее ФП – составление планов на год с поквартальной разбивкой. • 2. Перспективное ФП – охватывает 3-5 лет. Перспективные планы имеют характер общего прогноза и содержат только важнейшие позиции доходов, расходов и фин.результатов по отдельным годам планируемого периода. Исключение составляет лишь первый год, для которого расчет статей обосновывается детально. • Важнейшие принципы ФП: • 1. Комплексность – обоснование результативности всех участков фин.деятельности, отражение основных показателей движения фин.ресурсов на всех этапах их кругооборота. • 2. Научность – обеспечивается посредством многовариантных расчетов, базирующихся на изучении состояния материальных и фин.ресурсов, тенденций их движения, координации связанных фин. И хозяйственных показателей и прогнозируемой перспективы развития. • 3. Эластичность – учет изменений внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты хозяйственных и фин. операций (состояние собственных ресурсов, стабильность производства и сбыта, динамика конъюнктуры рынка и инфляционных процессов и т.д.) • ФП-ем на крупных предприятиях занимаются фин.службы, а на средних и малых – работники бух.учета или маркетинговая служба. • Процесс ФП включает 3 этапа: 1. Постановка цели, задач и показателей плана. 2. Подготовка достоверной информации, которая послужит базой для обоснования плановых заданий. (фактическое состояние ресурсов на начало планируемого периода, сведения об их движении, тенденции их изменений в прошлых периодах, конъюнктура рынка, спрос и предложение на продукцию, условия реализации сырья и др. матер.ценностей.) • 3. анализ методов планирования для обоснования вариантов плановых заданий, с тем чтобы выявить среди них лучший. • Рациональная организация ФП необходима для обеспечения финансирования производства, минимизации затрат и увеличения доходов предприятия, успешного решения его финансовых задач. • Формы финансовых планов и методы их разработки. • Финансовый план предприятия – заключительный раздел бизнес-плана, который в денежном выражении обобщает затраты на намеченные мероприятия и обосновывает предполагаемые конечные результаты. Комплексный ФП включает ряд самостоятельных балансов, подкрепляющих расчетами будущие хозяйственные решения с точки зрения фин. Возможностей и конечных результатов. В пакет комплексного ФП входят: • 1. баланс доходов и расходов - отражает денежные поступления от всех сфер деятельности, затраты на их получение и конечные финансовые результаты. Составные части: доходы, расходы, платежи в бюджет и бюджетные ассигнования. • 2. план движения денежных ресурсов • 3. плановый баланс активов и пассивов • 4. стратегия финансирования развития предприятия • Обоснование статей ФП производится 2 методами: • 1. метод прямого счета – обоснование каждой статьи подробными расчетами на основе калькуляции затрат, цен на продукцию, заданий по реализации и прочее. Широко применяются разработанные нормы,фин.нормативы, учитываются формы расчетов, сроки поступления денежных средств и прочее. Является трудоемким и затратоемким, не гарантирует реальность прогнозируемых заданий. • 2. аналитический – исходит из результатов прошлого года или средних данных за ряд лет, которые корректируются с учетом намеченных изменений в условиях хозяйствования. • Главным показателем ФП всех видов является прогноз объема реализации продукции, предопределяющий основные денежные поступления от ее продажи, а также затрат на ее производство и реализацию. Финансовые работники должны разрабатывать прогноз реализации продукции, тщательно проанализировав плановые задания и их фин.последствия. Это предполагает ряд шагов: 1. Установление порога рентабельности Р=Зпост / (С-Зпер)*С, где Зпост и Зпер(на единицу) – затраты постоянные и переменные; • 2. поиск путей обновления структуры ассортимента в направлении роста доли высокорентабельных изделий; 3. Совершенствование системы экономических взаимоотношений партеров на основе более выгодных условий расчетов за приобретаемые сырье и материалы, реализуемую продукцию. • ФП играют роль путеводителя в системе управления предприятием, который помогает ориентироваться в собственных фин.возможностях и выбирать оптимальные варианты действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|