Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений




• оборонительные инвестиции, направленные на снижение риска по приобретению сырья, комплектующих изделий, на удержание уровня цен, на защиту от конкурентов и т.д.;

• наступательные инвестиции, обусловленные поиском новых технологий и разработок, с целью поддержания высокого научно-технического уровня производимой продукции;

• социальные инвестиции, целью которых является улучшение условий труда персонала;

• обязательные инвестиции, необходимость в которых связана с удовлетворением государственных требований в части экологических стандартов, безопасности продукции, иных условий деятельности, которые не могут быть обеспечены за счет только совершенствования менеджмента;

• представительские инвестиции, направленные на поддержание престижа предприятия.

В зависимости от направленности действий (характеру использования) выделяют:

· первичные инвестиции, или нетто-инвестиции, осуществляемые при основании или при покупке предприятия;

· инвестиции на расширение (экстенсивные инвестиции), направляемые на расширение производственного потенциала;

· реинвестиции, т. е. использование свободных доходов, полученных в результате реализации инвестиционного проекта, путем направления их на приобретение или заготовление новых средств производства с целью поддержания состава основных фондов предприятия;

· инвестиции на замену, в результате которых имеющееся оборудование заменяется новым;

· инвестиции на рационализацию, направляемые на модернизацию технологического оборудования или технологических процессов;

· инвестиции на изменение программы выпуска продукции;

· инвестиции на диверсификацию, связанные с изменением номенклатуры изделий, созданием новых видов продукции и организацией новых рынков сбыта;

· инвестиции на обеспечение выживания предприятия в перспективе, направляемые на НИОКР, подготовку кадров, рекламу, охрану окружающей среды;

· брутто-инвестиции, состоящие из нетто-инвестиций и реинвестиций.

- рисковыми инвестициями, или венчурным капиталом - инвестиции в форме выпуска новых акций, производимые в новых сферах деятельности, связанных с большим риском. Венчурный капитал инвестируется в несвязанные между собой проекты в расчете на быструю окупаемость вложенных средств. Такие капиталовложения, как правило, осуществляются путем приобретения части акций предприятия-клиента или предоставления ему ссуд, в том числе с правом конверсии последних в акции. Рисковое вложение капитала обусловлено необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Рисковый капитал сочетает в себе различные формы приложения капитала: ссудного, акционерного, предпринимательского. Он выступает посредником в учредительстве стартовых наукоемких фирм.

Инвестиционный процесс состоит из следующих последовательно осуществляемых фаз: накопление свободного капитала у потенциального инвестора, поиск инвестором выгодных направлений вложения средств, вложение средств в привлекательный инвестиционный проект, реализация инвестиционного проекта, получение результата от инвестиционного вложения. Инвестиционный механизм представляет собой совокупность целей, принципов и методов мобилизации и размещения инвестиционных ресурсов, а также инструментов и рычагов воздействия на инвестиционный процесс для максимизации инвестиционного эффекта и минимизации инвестиционных рисков. Инвестиционный механизм включает в себя такие составляющие: 1) Мотивационная составляющая - исследование, уточнение и детализация всех тех мотивов деятельности и экономических ожиданий, которыми руководствуются потенциальные инвесторы при определении объектов вложения своих ресурсов. Эта составляющая обеспечивает взаимодействие конкретного инвестиционного механизма с внешней по отношению к нему экономической и социальной средой. 2) Ресурсная составляющая- анализ возможных направлений получения инвестиционных ресурсов. При всем многообразии источников финансирования различают три основные группы инвестиционных ресурсов: собственные средства предприятий (уставный капитал, нераспределенная прибыль, амортизационные отчисления); заёмные средства (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков и др.); привлеченные средства (средства бюджета, средства внебюджетных фондов и др.). 3) Правовая составляющая – государственные законодательные и нормативные акты, а также методические рекомендации, регулирующие и регламентирующие инвестиционную деятельность. 4) Организационная составляющая – создание необходимых организационных структур, обеспечивающих инициирование и контроль инвестиционных вложений, проведение детальных расчетов движения инвестиционных ресурсов, формирования потоков наличности, анализа финансового состояния, оценку и реализацию мер по повышению эффективности и устойчивости инвестиционной деятельности. Механизм инвестирования включает такие категории управления, как субъекты и объекты инвестиционной деятельности; цели и соответствующие им критерии инвестирования; факторы, обусловливающие возможность достижения поставленных целей; методы мобилизации инвестиций; объем инвестиционных ресурсов. Механизмы инвестирования могут быть дифференцированы по методам мобилизации инвестиционных ресурсов. Так, применительно к акционерному обществу механизмами инвестирования могут быть: мобилизация собственных средств: 1) инвестирование из амортизационного фонда; 2) капитализация прибыли; 3) дополнительная эмиссия акций; мобилизация заемных средств: 1) выпуск облигаций акционерного общества; 2)привлечение займов и кредитов. В соответствии с законодательством субъектами инвестиционной деятельности признаются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов инвестиционной деятельности, а также поставщики, юридические лица (банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи) и другие участники инвестиционного процесса. Ими могут быть физические и юридические лица, в том числе иностранные, а также государства и международные организации.

№27. Дисконтирование затрат, доходов и капитала.

Дисконтирование доходов и затрат - приведение будущих доходов и затрат к нынешнему периоду, установление сегодняшнего эквивалента суммы, выплачиваемой в будущем. Современная стоимость будущей суммы определяется с помощью дисконтирующего множителя, зависящего от нормы банковского процента и срока, периода дисконтирования. Например, вы планируете через 2 года приобрести или построить гараж, на что потребуется 20 тыс. руб. Определим денежный эквивалент этих будущих затрат в настоящее время, исходя из того, что нынешние деньги вы поместили в банк, выплачивающий 30% годовых. Тогда ваша сумма за 2 года увеличится в 1,3 х 1,3 = = 1,69 раза. Это и есть дисконтирующий множитель, или коэффициент дисконта. Так что нынешний эквивалент будущей суммы в 20 тыс. руб. составляет 20: 1,69 = 11,8 тыс. руб. Таковы будущие затраты, дисконтированные к настоящему периоду.

Дисконтирование потока доходов - это метод, используемый для оценки объектов недвижимости, который преобразует величины ежегодных доходов будущих лет в текущую стоимость. Инвестор получает доход на свои капиталовложения, а также возврат всех или части своих инвестиций в конце периода владения.

Стоимость инвестиций в объект недвижимости представляет сбой текущую ценность периодических денежных потоков (потоков доходов) плюс текущая стоимость инвестиций, возвращающихся в конце инвестиционного периода (реверсии), рассчитываемых с применением сложного процента и ставок дисконта. Стоимость инвестиций в конце инвестиционного периода может быть такой же, большей или меньшей, чем первоначальное капиталовложение.

Стоимость имущества = текущая стоимость периодического потока доходов + текущая стоимость реверсии.

Цель инвестора состоит в том, чтобы текущая стоимость периодического потока дохода плюс текущая стоимость реверсии превышали размер первоначальных капиталовложений.

Последовательность шагов при применении метода дисконтирования.

1. Рассчитать типичный период владения, в течение которого инвестор будет владеть оцениваемой недвижимостью.

2. Сделать прогноз потока денежных средств за каждый год периода владения.

3. Выбрать подходящую ставку дисконтирования для потока доходов и для реверсии.

4. Рассчитать текущую стоимость потока денежных средств за каждый год периода владения.

5. Рассчитать стоимость оцениваемой недвижимости на конец периода владения и преобразовать ее в текущую стоимость путем дисконтирования с применением соответствующей ставки.

6. Сложить текущую стоимость каждого периодического денежного потока и текущую стоимость реверсии для получения оценки стоимости недвижимости.

Для применения техники дисконтирования потока доходов необходимо иметь исходную информацию:

о потоках денежных средств, т. е. сальдо всех ежегодных доходов и расходов по объекту;

о характере дохода: постоянный (аннуитетный) или изменяющийся по годам;

о периодичности получения дохода (ежемесячная, ежеквартальная, ежегодная);

в начале или в конце периодов выплачивается доход, т. е. классическая или неклассическая схема выплаты дохода;

о продолжительности периода, в течении которого получается доход.

Дисконтирование потока дохода с разными суммами доходов по годам осуществляется по формуле:

Р = С1 / (1 + i)1 + С2/(1 + i)2 + … + Сn/(1 + i)n.

или

или

где Р - текущая стоимость потока доходов;

Сn - поток денежных средств за n-й период;

i - выбранная ставка дисконтирования;

t - продолжительность периода владения.

Дисконтирование аннуитетного потока с равными поступлениями дохода по годам рассчитывается по формуле:

P = A * M4(i; n).    

или

где А - доход по годам.

В зависимости от стоящей перед оценщиком задачи, дисконтируются потоки денежных средств, выражающие:

- чистый операционный доход (ЧОД);

- доход инвестора до/после налогообложения;

- доход банка по выданному кредиту;

- доход арендодателя по арендному договору;

- доход арендатора от сдачи объекта в субаренду.

Выбор ставки дисконтирования является важнейшим моментом и требует от оценщика изучения настроения и ожидания на рынке объектов недвижимости. Ставки частично являются функцией ожидаемых рисков. Различные доли прогнозируемого дохода могут иметь различную степень риска и разные ставки дохода. При оценке аренды, например, одна ставка может использоваться для дисконтирования серий чистого рентного дохода, а другая - для дисконтирования реверсии.

№28. Основные методы оценки инвестиционных проектов.

Метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли. Базируется на расчете отношения средней за период жизни проекта чистой бухгалтерской прибыли и средней величины инвестиций (затраты основных и оборотных средств) в проект. Выбирается проект с наибольшей средней бухгалтерской нормой прибыли. Основным достоинство - простота для понимания, доступность информации, несложность вычисления. Недостаток - он не учитывает неденежный (скрытый) характер некоторых видов затрат (типа амортизации) и связанную с этим налоговую экономию, возможности реинвестирования получаемых доходов, времени притока и оттока денежных средств и временную стоимость денег. Метод расчета периода окупаемости проекта. Вычисляется количество лет, необходимых для полного возмещения первоначальных затрат, т.е. определяется момент, когда денежный поток доходов сравняется с суммой денежных потоков затрат. Проект с наименьшим сроком окупаемости выбирается. Метод игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег. Применяется также дисконтный метод окупаемости проекта - определяется срок, через который дисконтированные денежные потоки доходов сравняются с дисконтированными денежными потоками затрат. При этом используется концепция денежных потоков, учитывается возможность реинвестирования доходов и временная стоимость денег. Обе модификации данного метода просты в понимании и применении и позволяют судить о ликвидности и рискованности проекта, поскольку длительная окупаемость означает длительную иммобилизацию средств (пониженную ликвидность проекта) и повышенную рискованность проекта. Однако обе модификации игнорируют денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта. Они успешно применяются для быстрой оценки проектов, а также в условиях значительной инфляции, политической нестабильности или при дефиците ликвидных средств - т.е. в обстоятельствах, ориентирующих предприятие на получение максимальных доходов в кратчайшие сроки.

Метод чистой настоящей (текущей) стоимости (NPV). Чистая настоящая стоимость проекта определяется как разница между суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков доходов и суммой настоящих стоимостей всех денежных потоков затрат, т.е. как чистый денежный поток от проекта, приведенный к настоящей стоимости. Коэффициент дисконтирования при этом принимается равным средней стоимости капитала.

где К – первоначальные инвестиции;

R (t) – приток денег в t году; С (t) – отток денег в t году;

T – продолжительность жизненного цикла; ЕS – норма дисконта.

Проект одобряется, если чистая настоящая стоимость проекта больше нуля. Данный метод не позволяет судить о пороге рентабельности и запасе финансовой прочности проекта. Использование данного метода осложняется трудностью прогнозирования ставки дисконтирования (средней стоимости капитала) и/или ставки банковского процента. При рассмотрении единственного проекта или выборе между независимыми проектами применяется как метод, равноценный методу внутренней ставки рентабельности (см. ниже); при выборе между взаимоисключающими проектами применяется как метод, отвечающий основной задаче финансового менеджмента - приумножение доходов владельцев предприятия.

Метод внутренней нормы рентабельности (IRR). Все поступления и затраты по проекту приводятся к настоящей стоимости по ставке дисконтирования, полученной не на основе задаваемой извне средней стоимости капитала, а на основе внутренней ставки рентабельности самого проекта, которая определяется как ставка доходности, при которой настоящая стоимость поступлений равна настоящей стоимости затрат, т.е. чистая настоящая стоимость проекта равна нулю. Полученная таким образом чистая настоящая стоимость проекта сопоставляется с чистой настоящей стоимостью затрат. Одобряются проекты с внутренней нормой рентабельности, превышающей среднюю стоимость капитала (принимаемую за минимально допустимый уровень доходности). Данный метод предполагает сложные вычисления и не всегда выделяет самый прибыльный проект. Метод предполагает малореалистичную ситуацию реинвестирования всех промежуточных денежных поступлений от проекта по ставке внутренней доходности. Однако метод учитывает изменения стоимости денег во времени.

ВНД – единственный положительный корень уравнения:

Каждый из методов анализа инвестиционных проектов дает возможность рассмотреть отдельные характеристики и особенности проекта. Наиболее эффективным способом оценки и выбора инвестиционных проектов нужно признать комплексное применение всех основных методов при анализе каждого из проектов.

№29. Система финансовых показателей. Методика их планирования и использования в финансовом менеджменте.

Система фин.показателей – такое упорядоченное их множество, в котором каждый показатель дает качеств. или колич. характеристику опред. стороны деят-ти компании. При финансовом анализе, если рассматривать финансовые показатели изолированно друг от друга, часто бывает трудно выявить причинно-следственные связи, поэтому высока степень вероятности их неверной интерпретации. В зарубежной практике предпочтение отдается не отдельным показателям, а их системам, которые состоят из набора отдельных элементов, связанных между собой в логически смысловые цепочки: каждый последующий показатель вытекает из предыдущего и эта последовательность логически обоснована.

Часто предприятие разрабатывает и использует собственную систему показателей, в наибольшей степени соответствующую его профилю и целям, но, как правило, за основу берется какая-либо базовая модель. Одна из первых таких систем была разработана в 30-е годы прошлого века специалистами концерна "Дюпон". Сегодня эта модель известна во всем мире как система показателей Дюпона или вершиной ROI (Коэффициент рентабельности инвестиций), поскольку этот показатель стоит в вершине пирамиды. Система показателей Дюпон в первую очередь позволяет исследовать способность предприятия эффективно генерировать прибыль, реинвестировать ее, наращивать обороты. На рисунке показана упрощенная схема пирамиды ROI.

Зависимость показателей можно продемонстрировать на примере формулы расчета ROI:

Левая часть произведения показывает величину рентабельности оборота (продаж), а правая - оборачиваемости капитала. В таком виде формула может служить не только критерием оценки, но и базой для планирования деятельности предприятия. Например, если его руководство ставило цель добиться, чтобы ROI=8%, то эта величина может быть достигнута за счет различных комбинаций рентабельности оборота и оборачиваемости капитала:

рентабельность оборота = 1%... 16%;

оборачиваемость капитала = 8 раз... 0,5 раза.

Выбор соотношения зависит во многом от отрасли и продукции предприятия.

Далее для показателя рентабельности оборота устанавливается соотношение величин чистой прибыли и чистого объема продаж. В свою очередь на основе известного значения объема продаж формируется бюджет продаж. Таким образом, следуя по цепочке показателей пирамиды ROI и подбирая их оптимальные значения, можно построить систему связанных бюджетов организации.

При подборе оптимальных комбинаций значений финансовых показателей полезно проводить статистический анализ фактических данных за прошлые периоды. Например, при известном значении рентабельности оборота величину объема продаж можно определить исходя из данных о продажах за аналогичный период прошлого года. После этого значение чистой прибыли вычисляется из формулы рентабельности оборота.

Как вариант, возможно упорядочение и анализ финансовых показателей по группам, характеризующим основные свойства деятельности компании: ликвидность и платежеспособность, эффективность менеджмента компании, прибыльность (рентабельность) деятельности.

Рассмотрим несколько более подробно группы финансовых показателей.

Показатели операционных издержек:

Анализ операционных издержек позволяет рассмотреть относительную динамику долей различных видов издержек в структуре совокупных издержек предприятия и является дополнением операционного анализа. Эти показатели позволяют выяснить причину изменения показателей прибыльности компании.

Показатели эффективного управления активами:

Эти показатели позволяют определить, насколько эффективно менеджмент компании управляет активами, доверенными ему владельцами компании. По балансу можно судить о характере используемых компанией активов. При этом важно помнить, что данные показатели весьма приблизительны, т.к. в балансах большинства компаний самые разные активы, приобретенные в разное время, указываются по первоначальной стоимости. Следовательно, балансовая стоимость таких активов часто не имеет ничего общего с их рыночной стоимостью. Это условие еще усугубляется в условиях инфляции и при повышении стоимости таких активов.

Еще одно искажение текущего положения может быть связанно с диверсификацией видов деятельности компании, когда конкретные виды деятельности требуют привлечения определенного объема активов для получения относительно равного объема прибыли. Поэтому при анализе желательно стремиться к разделению финансовых показателей по определенным видам деятельности компании или по видам продукции.

Показатели ликвидности:

Эти показатели позволяют оценить степень платежеспособности компании по краткосрочным долгам. Суть этих показателей состоит в сравнении величины текущих задолженностей компании и ее оборотных средств, которые позволят обеспечить погашение этих задолженностей.

Показатели прибыльности (рентабельности):

Позволяют оценить эффективность использования менеджментом компании его активов. Эффективность работы определяется соотношением чистой прибыли, определяемой различными способами, с суммой активов, используемых для получения этой прибыли. Данная группа показателей формируется в зависимости от акцента исследования эффективности. Следую целям анализа, формируются компоненты показателя: величина прибыли (чистая, операционная, прибыль до выплаты налога) и величина актива или капитала, которые образуют эту прибыль.

Показатели структуры капитала:

С помощью этих показателей возможно проанализировать степень риска банкротства компании в связи с использование заемных финансовых ресурсов. При увеличении доли заемного капитала увеличивается риск банкротства, т.к. возрастает объем обязательств компании. Данная группа коэффициентов интересует, в первую очередь, существующих и потенциальных кредиторов компании. Руководство и собственники оценивают компанию как непрерывно действующий хозяйствующий объект, но у кредиторов двоякий подход. С одной стороны, кредиторы заинтересованы в финансировании деятельности успешно работающей компании, развитие которой будет соответствовать ожиданиям; с другой стороны, кредиторы оценивают, насколько весомым будет требование о возмещении долга, если компания будет испытывать значительные затруднения при возвращении долгосрочного займа.

Отдельную группу образуют финансовые показатели, характеризующие возможность компании по обслуживанию долга за счет средств, получаемых от текущих операций.

Положительное или отрицательное воздействие финансового рычага возрастает пропорционально сумме заемного капитала, используемого компанией. Риск кредитора возрастает совместно с ростом риска собственников.

Показатели обслуживания долга:

Финансовый анализ основывается на данных баланса, который является статистической отражающей финансового состояния компании на определенный момент времени. Какой бы коэффициент, характеризующий структуру капитала, не рассматривался, анализ доли заемного капитала, по сути, остается статистическим и не принимает во внимание динамику операционной деятельности компании и изменения ее экономической стоимости. Поэтому показатели обслуживания долга не дают полного представления о платежеспособности компании, а лишь показывают возможность компании оплачивать проценты и сумму основного долга в оговоренные сроки.

Рыночные показатели:

Эти показатели одни из наиболее интересных для собственников компаний и потенциальных инвесторов. В акционерной компании собственника – держателя акций - интересует прибыльность компании. Имеется в виду прибыль, полученная благодаря усилиям менеджмента компании на средства, инвестированные собственниками. Собственников интересует влияние результатов деятельности компании на рыночную стоимость их акций, особенно свободно обращающихся на рынке. Их интересует также распределение принадлежащей им прибыли: какая ее доля вновь инвестируется в компанию, а какая часть выплачивается им в качестве дивидендов.

Главная аналитическая цель проведения анализа финансовых коэффициентов и показателей заключается в приобретении навыков принятия управленческих решений и понимания результативности ее работы.

№30. Методика расчета и оценки показателей себестоимости продукции в управленческой деятельности.

Себ-сть продукции (работ и услуг) - выраженные в денежной форме суммарные затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного и промышленного сырья, материалов, топлива, энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в с-сть продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования - самими организациями. При формировании показателей и проведении анализа с-сти различают: • цеховую с-сть, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции; • производственную с-сть, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы; • полную с-сть, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной с-сти, коммерческих и управленческих расходов. Помимо этого выделяют индивидуальную и среднеотраслевую с-сть. Индивидуальная с-сть формируется в конкретной организации и обусловливается конкретными условиями, в которых она действует. Среднеотраслевая с-сть определяется как средневзвешенная величина и характеризует средние затраты на единицу продукции по отрасли, поэтому она в большей степени соответствует общественно необходимым затратам труда. Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов. Группировка по первичным экономическим элементам позволяет разработать смету затрат на производство, в которой определяются: общая потребность предприятия в материальных ресурсах; сумма амортизационных отчислений основных фондов; затраты на оплату труда; прочие денежные расходы предприятия. Эта группировка используется для согласования плана по с-сти с другими его разделами, в частности при определении плановой потребности оборотных средств на ближайшую перспективу. По экономическим элементам также ведется бухгалтерский учет и составляется денежный отчет по общей сумме расходов на производство. Группировка затрат по экономическим элементам показывает материальные и денежные затраты организации (предприятия) без распределения их на отдельные виды продукции и другие хозяйственные нужды. По экономическим элементам нельзя, как правило, определить с-сть единицы продукции. В различных отраслях экономики структура затрат на производство неодинакова и зависит от специфических условий каждой отрасли. Наряду с группировкой затрат по экономическим элементам, затраты на производство планируются и учитываются по статьям расходов (статьям калькуляции). Группировка затрат по статьям расходов дает возможность определить затраты по местам их возникновения, установить, во что обходится организации (предприятию) производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет с-сти по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень с-сти, по каким направлениям можно ее снижать. Различают три вида калькуляций: плановую, нормативную и отчетную. В плановой калькуляции с-сть определяется путем расчета затрат по отдельным статьям, в нормативной - по действующим на данном предприятии нормам. Поэтому нормативная с-сть в отличие от плановой в связи со снижением нормативов в результате проведения организационно-технических мероприятий пересматривается, как правило, ежемесячно. Отчетная калькуляция составляется на основе данных бухгалтерского учета и показывает фактическую с-сть изделия, благодаря чему становятся возможными проверка выполнения плана по с-сти изделий и выявление отклонений от плана на отдельных участках производства. С переходом к рыночной экономике роль и значение с-сти продукции для организации (предприятия) резко возрастают. С экономических и социальных позиций значение снижения с-сти продукции для предприятия заключается в: • увеличении прибыли, остающейся в распоряжении организации (предприятия), а следовательно, появлении возможности не только в простом, но и расширенном воспроизводстве; • появлении большей возможности для материального стимулирования работников и решения многих социальных проблем коллектива предприятия; • улучшении финансового состояния организации (предприятия) и снижении степени риска банкротства; • возможности снижения продажной цены на свою продукцию, что позволяет значительно повысить конкурентоспособность продукции и увеличить объем продаж.

Для калькулирования и оценки себестоимости произведенной продукции затраты в управленческом учете группируются по различным признакам.

По функциям деятельности предприятия в системе управления производством затраты подразделяются на снабженческо-заготовительные, производственные, коммерческо-сбытовые и организационно-управленческие.

Деление затрат по функциям деятельности позволяет в планировании и учете определять величину затрат в разрезе подразделений каждой сферы, что является одним из важных условий организации внутрихозяйственного расчета. Непосредственное управление и контроль за хозрасчетной деятельностью этих подразделений осуществляется путем учета и обобщения затрат по местам их возникновения (центрам затрат) и центрам ответственности. Для определения и оценки себестоимости продукции целесообразно было бы увязать учет затрат по видам и местам возникновения с учетом затрат по их носителям: видам продукции, работ, услуг.

По экономической роли в процессе производства продукции затраты подразделяются на основные и накладные.

Основными называются затраты, непосредственно связанные с технологическим процессом производства: сырье и материалы, топливо и энергия на технологические цели, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Они состоят из комплексных общепроизводственных и общехозяйственных расходов. Величина этих расходов зависит от структуры управления подразделениями, цехами и предприятиями.

По способу включения в себестоимость продукции затраты подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые затраты связаны с производством определенного вида продукции и могут быть, на основании данных первичных документов, прямо и непосредственно отнесены на ее себестоимость. Это расходы сырья и основных материалов, заработная плата рабочих и др.

Косвенные затраты связаны с выпуском нескольких видов продукции, например, затраты по управлению и обслуживанию производства. Они включаются в себестоимость конкретных изделий с помощью специальных расчетов распределения. Выбор базы распределения обуславливается особенностями организации и технологии производства и устанавливается отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции.

Основные затраты чаще всего выступают в виде прямых, а накладные — косвенных, но они не являются тождественными. Группировка затрат на прямые и косвенные необходима при организации раздельных систем учета полных и частичных затрат на производство.

В практической деятельности руководителю производственного предприятия приходится принимать множество управленческих решений, как например: выпуск какой продукции продолжать или прекратить; производить или покупать комплектующие изделия;

какую установить цену на продукцию; покупать ли новое оборудование; менять ли технологию и организацию производства и др.

Для достижения желаемых результатов необходимо пользоваться информацией о затратах, используя различные методы их группировки и обобщения.

В этих условиях важное значение имеет группировка затрат по отношению к объему производства. По данному признаку затраты подразделяются на постоянные и переменные.

Постоянные затраты не зависят от объема производства, то есть не изменяются при изменении объема производства. Однако постоянные затраты, рассчитанные на единицу продукции, изменяются при изменении объема производства. К ним можно отнести арендную плату, амортизацию и др.

Переменные затраты зависят от объема и изменяются прямо пропорционально изменению объема производства. Переменные затраты, рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. К ним относятся затраты сырья и материалов, расходы на оплату труда производственных рабочих и др.

Кроме того, существуют смешанные затраты, которые содержат как постоянный, так и переменный компоненты. Часть этих затрат изменяется при изменении объема производства, а другая часть не зависит от объема производства и остается фиксированной в течение отчетного периода. Например, месячная плата за телефон включает постоянную сумму абонентской платы и переменную часть, которая зависит от количества и длительности междугородних телефонных разговоров. Иногда смешанные затраты также называют полупеременными и полупостоянными. Поэтому при учете затрат их необходимо четко разграничить между постоянными и переменными.

Деление затрат на постоянные и переменные важно в выборе системы учета и калькулирования. Кроме того, данная группировка затрат используется при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, для выбора экономической политики предприятия.

Вышеприведенная классификация затрат в условиях функционирования отечественных предприятий наилучшим образом проявляет себя в виде производственных и периодических затрат.

Разделение затрат на производственные и периодические основано на том, что в себестоимость продукции должны включаться только производственные затраты. Они, как необходимые, формируют производственную себестоимость изделий и используются для расчета себестоимости единицы продукции. Затраты периода не являются необходимыми для производства продукции и не учитываются при определении себестоимости единицы продукции. Они используются для обеспечения процесса реализации продукции и функционирования предприятия как хозяйственной единицы и непосредственно списываются на уменьшение прибыли от реализации продукции.

Такая группировка затрат редко встречается в практике отечественного бухгалтерского учета. Между тем, она давно и широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой, так как получаемая учетная информация более адекватно отражает процесс рыночного ценообразования и позволяет всесторонне анализировать и планировать соотношение объемов производства, цен и себестоимости продукции.

Производственные затраты включают в себя: прямые материальные затраты; прямые расходы по оплате труда с отчислениями на социальные нужды; потери от брака; производственные накладные расходы.Производственные накладные расходы состоят из расходов по эксплуатации производственных машин и оборудования и цеховых расходов.

Периодические расходы подразделяются на коммерческие, общие и административные расходы. К ним относится существенная часть общей массы расходов на управление, обслуживание производства, сбыт продукции, которая, как считают менеджеры, зависит не от объема производства и продаж, а от организации производственно-коммерческой деятельности, деловой политики администрации, продолжительности отчетного периода, структуры предприятия и других факторов.

Важное значение при калькулировании и оценке готовой продукции имеет группировка затрат в зависимости от времени их возникновения и отнесения н

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...