Праката калапа тару джану
“Вся слава Санатане и Рупе Госвами - колодцам нектарной, любовной преданности. Их тела наполненны сияющим ароматом игр Божественной Четы! По их милости древо желаний проявилось, чтобы устранить все несчастья людей.”
Тела, наполненные сияющими вкусами Божественной Четы Шудха каника вйакйа: В этой трипади Шрила Тхакура Махашайа провозглашает славу величайших из Ачарий Гаудийа Вайшнавов, Шри Шри Рупы и Санатаны, а также упоминает о их необычайном даре человечеству. Сначала он говорит: джайа санатана рупа. Слово джайа указывает на высший статус Рупы и Санатаны. Из всех различных путей Шримана Махапрабху, возвышеннейшая, сияющая и не имеющая себе равных, практика манджари-бхавы, служения Радхе, является величайшей формой преданности, Шри Рупа и Санатана практиковали и проповедовали её. Зная, что они необычайно квалифицированы для проповеди преданности, Шриман Махапрабху, лично дал возвышеннейшие наставления по принципам преданности и принципам трансцендентных вкусов Шри Санатане в Каши, и Шри Рупе в Прайаге. Затем Он милостиво наделил их могуществом и вдохновил их проповедовать и практиковать эти принципы. Шрила Кавикарнапура писал в Шри Чайтанйа Чандрадойа Натаке (9.48): *** “С течением времени, святые места, связанные с играми Шри Кришны во Вриндаване были утеряны, но для проповеди этих игр Шриман Махапрабху пролил Свою милость и могущество на Шри Рупу и Санатану, чтобы они смогли раскрыть их миру вновь.” Из этого утверждения мы можем понять, что Шри Рупа и Санатана занимают возвышеннейшее положение в Гаудийа-Вайшнава сампрадайе. Кроме этого во Вриндаване нет никого, кто был бы равен Шри Рупе и Санатане. Их практика бхаджана, отречение, умиротворение и наслаждение любовными вкусами всегда остаются примером для всех, подобно полярной звезде. В Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа Лила глава 19) Шрила Кавираджа Госвамипада пишет о примере их бхаджана: *** “Все великие преданные, нитйа-сиддхи Махапрабху, были очень горды Рупой и Санатаной и одарили их своей милостью. Если кто-либо приезжал из своей страны, чтобы увидеть Вриндаван, он спрашивал спутников Господа: “Скажите мне, как живут Рупа и Санатана? Как они отречены и что они едят? Как они совершают поклонение Шри Кришне в течении суток?” Тогда эти преданные прославляли их следующим образом: “Они не имеют постоянного места жительства и спят каждую ночь под другим деревом. Они либо просят свою пищу, такую как зерно и муку в домах брахманов, или совершают мадхукари, т.е. едят всё то, что собрали во множестве домов. Они едят только сухие роти, отрёкшись от наслаждения изысканной пищей. Они держат в руках только глинянный горшок, и на телах носят только рваные стёганные одеяла и верхнюю одежду. Они танцуют от радости, когда говорят о Кришне, или когда воспевают Его имена. Они поклоняются Кришне двадцать четыре часа в сутки и отдыхают всего лишь полтора часа, но в дни, когда они глубоко погружены в воспевание имён Кришны, они вовсе не спят. Иногда они составляют писания расика, а иногда слушают темы о Шри Чайтанйе и думают о Нём.” Слушая эти новости, старшие преданные становились очень счастливы. Что удивительного может быть для того, кто получил милость Шри Чайтанйи?” Из этого мы можем понять особое возвышенное положение Шри Рупы Санатаны.
Другой смысл слова джайа - поклоны. Шрила Тхакура Махашайа предлагает свои смиренные поклоны лотосным стопам Шри Рупы Санатаны, чтобы прославить их. Прежде всего он говорит, что Шри Рупа Санатана - према бхакри раса купа - колодец любовной преданности. Выше мы уже упоминали отречение, умиротворённость и примерный бхаджан Шри Рупы Санатаны. Если кто-либо, после этого, станет считать их обычными практикующими, то здесь уже говорится, что они были - према бхакти раса купа. Шри Рупа Санатана являются вечными спутниками Господа во Врадже, которых зовут Шри Рупа Манджари и Лабанга Манджари. Вместе со Шриманом Махапрабху они низошли на Землю, как Его спутники, чтобы проповедовать практику преданности расика во Врадже. Также как Шриман Махапрабху был полностью погружён в наслаждение сладостью премы Шри Радхи, несмотря на то, что Сам Он - объединённая аватара Радхи Кришны, и наслаждался вкусами практики преданности, исполняемой с исключительной пунктуальностью, считая Себя Самого обычным практикующим, также и Шри Рупа Санатана наслаждались вкусами бхаджана, подобно практикующим преданным, хотя они - вечные спутники Господа. В действительности они - према бхакти раса купа - колодцы вкусов любовной преданности.
Здесь может возникнуть вопрос: “Мы слышали о безграничной любви Шри Рупа Санатаны к лотосным стопам Шримана Махапрабху и Радхи Кришны, и мы видели огромный склад книг, которые они написали и каждая из которых наполнена любовными слогами, и было бы более правильно назвать их океаном любовных вкусов преданности, почему же Шрила Тхакура Махашайа называет их, вместо этого, просто “колодцами”?” Во первых, океан смешивается с водой из разных, впадающих в него рек, но вода колодца никогда не смешивается с какой-либо другой водой, она всегда остаётся сама собой. Таким же образом любовные вкусы преданности, проповедуемые Шри Рупой и Санатаной, наиболее чисты. Они не смешаны с гйаной или йогой, или чем-нибудь подобным, а также они не смешаны с чувствами ужаса, благоговейного страха и почтения. Они самые чистые и наполнены сладостью. Во вторых, вода океана смешана с солью и поэтому непригодна для питья. Воды рек и прудов очень горячи летом и мутны, и поэтому они также не очень хороши для питья. Тем не менее, колодезная вода одновременно и прохладна, и вкусна. Таким же образом, джнана, йога и т.п. неспособны остановить страдания и скорбь обусловленных душ, которые посноянно обеспокоены муками века Кали. И только любовная преданность способна успокоить их жизненный воздух. Любовная преданность смягчает обжигающую боль страданий и скорби материального существования для обусловленных душ, и благословляет их наслаждением нектарной сладостью Шри Кришны. Шри Рупа и Санатана названы здесь према бхакти раса купа, потому что они явялются прибежищем этого наиболее сладкого и прохладного сока любовной преданности. В действительности размеры их любовной преданности не так малы, как содержание колодца, но также широки и глубоки, как океан. Вкусы любовной преданности, которые бурлят в их сердцах, проявляются в форме их книг, которые они составили и даже теперь тысячи людей спасаются от огня тройственных материальных страданий, погружаясь в колодец расы их книг, и так благословляясь наслаждением вкусами любовной преданности и остаются навечно благословлёнными. И в этом нет сомнений.
После этого Шрила Тхакура Махашайа называет Шри Рупу Санатану: йугала уджвала майа тану - что означает, что их тела состоят из сияющих трансцендентных эротических вкусов, или йугала-уджвала-расы, которая также формирует тела Шри Шри Радха Мадхавы. Эта йугала-уджвала-раса - величайшая из всех рас. Существует пять основных вкусов бхакти, вкусов преданности: нейтральное служение, дружба, родительские отношения, и сладкая, сияющая, эротическая любовь. Качества, или чувства предыдущих четырёх рас содержатся в мадхурйе, сияющей эротической расе, которая является величайшей из всех их. В связи с этим мы можем прочесть в Шри Чайтанйа Чаритамрите следующие слова Шримана Махапрабху, которыми Он наставлял Шри Рупу: *** “Два качества нейтрального вкуса - это верность Кришне и отречение от материальных желаний. Этими двумя качествами наделены все преданные. Природа преданных в нейтральной расе такова, что они не питают ни малейшего чувства принадлежности к Кришне, их знания в основном сконцентрировано вокруг таких аспектов Кришны, как Параматма и Парамбрахмана. В умонастроении нейтральности присутствует только знание о философском положении Кришны, тогда как в умонастроении слуги есть больше благоговейности и страха перед Кришной, который явялется Господом, полным шести достояний. В таком понимании Господа Кришны присутствует почтительность и благоговение. Слуги всегда доставляют великую радость Кришне своим служением.”
(Примечание - слуги во Врадже, такие как Рактака и Патрака, не осознают Шри Кришну как Бога, поэтому случаю сказано: *** (Ч.Ч.) “Люди Враджа не осознают Кришну как Господа. И оказывают Ему почтение, как местному принцу.”).
Настроение слуги обладает большим отношением служения, чем настроение нейтральности, поэтому настроение служения обладает двумя качествами. Качество нейтральности о настроения служения включены в настроение дружбы. В раса х служения и дружбы, как дополнительные качества, присутствуют полныя вера и доверие. Кришна взбирается на плечи Своих друзей и позволяет им также взбираться на Свои плечи, и они разыгрывают борцовские состязания. Друзья не только служат Кришне, они также позволяют Ему служить им. В настроении дружбы преобладает доверие и в нём отсутствует благоговейный страх, ужас и почтение. Поэтому дружба состоит из трёх качеств. Здесь чувство привязанности больше, друзья видят Кришну как равного себе, поэтому Господь покоряется настроением дружбы.
Родительская любовь обладает качествами нейтрального отношения, расы служения и расы дружбы, и их служение носит название “воспитание Кришны”. Они считают Кришну своим воспитанником, а себя самих способными дать Ему защиту. Поэтому настроение родительской любви обладает четырьмя качествами, которые подобны нектару.
В Чайтанйа Чаритамрите (Мадхйа лила гл.19) описано: *** “В супружеском вкусе присутствуют величайшие верность Кришне и отношение служения. Во вкусе дружбы отсутствуют нерешительность, и чувство привязанности проявлено наиболее интенсивно.” В настроении любви преданный служит Кришне своим телом, поэтому супружеский вкус обладает пятью качествами. Также как пять грубых элементов наделены пятью, постепенно нарастающими, качествами, начиная с неба, обладающего одним качеством и заканчивая землёй, обладающей пятью качествами, таким же образом супружеская любовь обладает пятью качествами всех пяти вкусов.
Поэтому это наиболее удивительный и доставляющий наибольшее наслаждение из всех вкусов. Когда супружеский вкус Враджа связан с великим изумлением, вызванным сверхсупружеской любовью, его вкус достигает бесконечного разнообразия. Превыше всего этого йугала уджвала раса, или наслаждение вкусом несравненной сладостью встречи Шри Шри Радха Мадхавы. Все в йутхе, или группе Шри Радхики, благословлены наслаждением этой несравненной сладостью. И среди них, служанки Радхарани, Манджари, посвящённые в служение Божественной Чете, испытывают большую любовь к Радхе, чем к Кришне, их наслаждение наиболее изумительно и велико, и для них есть возможность быть свидетелями самых сокровенных игр Шри Шри Радха Мадхавы, которые даже сакхи не могут наблюдать. Их глаза свободно плавают, подобно рыбкам, в океане блаженства этих сладких игр и так они более благословлены благой удачей, чем когда заняты служением Им, согласно времени. Они настолько едины со Шримати в ощущениях, что Шримати считает их неотличными от Её собственной Божественной формы, поэтому они не показывают ни единого признака смущения, созерцая Божественную Чету, Шри Шри Радха Мадхаву, занятые, во время Их интимных игр, в тайном служении Им. Более того, в результате их очень удивительного единства в чувтвах со Шримати, знаки и признаки наслаждения Кришны на теле Шримати напрямую очётливо отражаются на их телах. Поэтому лидеры этих вечносовершенных Манджари, Шри Рупа Манджари и Лабанга Манджари, которые являются Рупой и Санатаной в играх Шри Гауры, названы йугала уджвала тану, или воплощения любви Радхи Кришны.
Теперь может возникнуть вопрос: “Почему те, кто является вечными совершенными Манджари Враджа, теперь смиренно и с большим желанием совершают садхану, как если бы они были обычными практикующими?” Благословенный автор объясняет это, говоря: “По их милости древо желаний проявилось, чтобы устранить все старадания людей.” В действительности нитйа сиддхи Враджа, Шри Рупа Манджари и Лабанга Манджари, низошли со Шри Гаурангой, который является объединёной формой Радхи Кришны, для того, чтобы лично практиковать поклонение своему возлюбленному в сладком любовном настроении Враджа, а также, чтобы проповедовать это миру, написали огромное количество сокровенных книг на эту тему. По их милости люди мира получили пример, как практиковать преданность во Врадже и через их книги люди получили знания о принципах самбандхи (отношений души с Богом), абхидейи (способа достижения Бога) и прайоджаны (конечной цели жизни - любви к Богу. И люди на вечно стали спасены от оков тройственных страданий повторения рождения и смерти, и мучений освобождения. Тем не менее, разрушение страданий и скорби - это всего лишь побочный результат их проповеди. На самом деле люди мира были благословлены достижением любовного служения лотосным стопам их наиболее возлюбленным Шри Шри Радха Мадхаве. Открывая это, благословенный автор говорит: праката ла калапатару джану, имея ввиду, что Шри Рупа и Санатана, подобны древам желаний, которые низошли, чтобы наделить плодами премы в форме манджари-бхавы, являющейся частью супружеских вкусов Враджа. В этом мире мучений редко можно найти древо желаний. Шри Рупа и Санатана - это праката ла калапатару, или проявленные деревья желаний, что значит то, что они явили себя всем людям мира и благословили каждого, кто жил в то время, а также благовловили всех в вечном будущем, провозгласив путь премы в своих рукописных книгах, которые наполненны слогами любви. Другой смысл слова праката - лучший. Шри Рупа и Санатана лучшие из всех деревьев желаний мира, так как обычное дерево желаний может даровать только мирские предметы просящему но оно неспособно наделить премой. Шри Рупа Санатана являются према калпатару - благословляющими принявших прибежище у них высочайшей любовью Враджа. Поэтому они величайшие, или праката калпатару. С другой стороны, если кто-либо из невежества просит у древа желаний что-то неблагоприятное для него, то древо желаний даст ему это, оно не различает между хорошим и плохим для просящего, но Рупа Санатана, величайшие деревья желаний, благословляют просящего, даруя ему прему, даже если тот желает что-либо ещё, кроме Кришны. Например, в деревне Манокара был один бедный брахман, который достиг видения Кашишвары Шри Вишванатхи (Господь Шива) во сне. Господь Шива велел ему пойти к Шри Санатане Госвамипаде чтобы получить филосовский камень от него. Тем не менее, когда он получил даршан и общение Шрилы Санатаны Госвамипады, он оставил своё желание получить филосовский камень и был благословлён сокровищем премы. Это хорошо известная история. Сущесвует большая разница между лучшими, праката, деревьями желаний Шри Рупа Санатаной, и деревьями желаний этого мира.
Стих 9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|