Мо в постбиполярной Европе
Начало перелому в Европе во второй половине 80-х годов положили изменения в политике СССР.
Феномен европейской интеграции. Европе́йская интегра́ция — это процесс производственной, политической, правовой, экономической (также в некоторых случаях социальной и культурной) интеграции держав, которые целиком либо частично находятся в Европе. Во-первых,это проблема неравенства развития стран, входящих в ЕС. Уровень жизни в Великобритании в 20 раз выше, чем в Румынии, и в три раза выше среднеевропейского. Во-вторых,это проблема взаимоотношения стран внутри ЕС, а также взаимоотношения стран с европейским «Центром». Например, Польша в 20052009 годах пыталась занять особое место в ЕС, получить дополнительные льготы, уповая на то, что они пострадали от Германии. В-третьих,это проблема формирования общеевропейской идентичности. Ликвидация старыз противоречий и конфликтов, формирование общей истории, отказ от манипуляции исторической памяти. Особенно это касается новых странчленов ЕС. В-четвертых,это проблема «евро» - европейской экономики и валюты. Ряд стран в ЕС (Южная и Восточная Европа) во многом зависят от дотаций. Страныдоноры не считают возможным постоянно поддерживать дотационные страны. С учетом экономического кризиса экономическая интеграция в ЕС находится под угрозой. В-пятых,это проблема формирования общеевропейских органов управления. Ратификация «Лиссабонского договора» закончилсь лишь в 2009 году. В это же время сформировались процедуры выборов Президента ЕС и министра иностранных дел. В данный момент ЕС все еще является мягкой конфедерацией, тем самым роль общеевропейских органов управления мала.
В-шестых,это проблема ограничения рисков возникновения агрессивных форм этнического и национального национализмов. В первую очередь, это связано с проблемой инкорпорации мусульман в европейское общество и его культуру. Остается открытым вопрос о том как европейская идентичность с ее практиками и дискурсами может представлять ислам и идентичность многочисленных мусульманских групп (пакистанцы - в Великобритании, турки - в Германии,северо-африканцы- во Франции) в качестве элемента структуры общеевропейской идентичности. Вцелом, стратегия формирования институциональной структуры единой Европы, при относительной эффективности проводимых в ее рамках унификационных политик, не дали ожидаемых эффектов в решении проблемы обеспечения социально-экономическойстабильности и безопасности в регионе. Перспективы: Внастоящий момент перспективы евроинтеграции туманны. Экономический кризис негативно повлиял на европейскую валюту. В настоящий момент Греция, Испания, Португалия и ряд других стран находятся на грани банкротства. Существует значительная дифференциация между уронем жизни «старой Европы» иуровнем жизни «новой Европы» (недавно вступившими в ЕС). Также в ЕС наблюдается тенденция «перетягивания одеяла на себя» - каждая страна ЕС стремится извлечь максимум выгоды за счет ЕС и при этом добиться как можно меньших затрат. Достижения:Отмена таможенных пошлин, создание общего,а позднее единого рынка,валютно-экономический союз. По сравнениюс экономическими успехами отстает ворма политической и культурной интеграции. Мо в атр Азиатско-Тихоокеанский регион — один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Здесь, в более чем сорока государствах, сосредоточены две трети населения Земли.По мнению современных аналитиков центр мировой политики и экономики не позже рубежа 2030 года переместится из евроатлантического региона в АТР.
Китай: В 90-х годах произошло укрепление экономических и военно-политических позиций КНР. к началу 90-х КНР стала одним из крупнейших мировых экспортеров. Тайваньская проблема: Вопрос о воссоединении КНР с Тайванем или о национальном объединении остается одной из самых сложных проблем региональных отношений.После гражданской войны в китае появилось два отдельных субъекта тайвань и кнр. Советский Союз признал КНР, а США и их союзники - Чан Кайши. В 1972 г. США признали КНР и разорвали дипломатические отношения с Тайванем, сохранив неофициальные отношения с правительством Чан Кайши и продолжив оказание ему военной помощи. В 1975 г. Чан Кайши умер. Его преемники продолжали исходить из формулы существова-ния «одного Китая» и признавали значимость задачи национального объединения. Однако с течением времени ситуация осложнилась. Внутри Тайваня росло влияние местных урожен-цев - сторонников отказа от единства с «большим Китаем», требовавших провозглашения независимости острова. Поэтапная демократизация на Тайване позволила сепаратистам по-лучить представительство в парламенте и оказывать влияние на внешнюю политику. КНР болезненно реагирует на рост влияния сторонников независимости на Тайване. При этом представители КНР и Тайваня поддерживают полуофициальные контакты для обсуждения условий возможного объединения. Позиция Пекина сводится к формуле которая предполагает, что после объединения Тайвань станет одной из провинций КНР, сохранив рыночную модель экономики и автономную административную систему, но передав Пекину руководство своей внешней и оборонной политикой. Тайваньская сторона не считает эти условия приемлемыми. Она не исключает объединения, но видит его как длительный демократический процесс слияния двух равно-ценных политических субъектов. Тайваньский мини-кризис 1996 г.: В 1995 г. государственный департамент США выдал ви-зу презиенту тайваня который прибыл в США с частным визитом. Власти КНР выступили с энергичным осуждением позиции госдепартамента. Ситуация обострилась, когда в марте 1996 г., в период подготовки очередных прези-дентских выборов на Тайване, в зоне Тайваньского пролива возник мини-кризис. Воору-женные силы КНР провели военные учения рядом с тайванем. Целью было оказать давление на тайваньских избирателей и помешать сторонникам не-зависимости Тайваня добиться успеха на выборах. Акция КНР была с тревогой воспринята на Тайване и в США. Вашингтон выступил с осуждением действий Китая. Ответной силовой демонстрацией стала отправка американских боевых кораблей в зону Тайваня. Однако до настоящего кризиса дело не дошло. Решение проблемы Гонконга. Территориальные споры в зоне Южно-Китайского моря: архипелаг, состоящий из мелких островов расположен между территориями Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Вопрос о принадлежности островов не вызывал разногласий до тех пор, пока не воз-никла перспектива освоения расположенных в их зоне нефтяных месторождений. Китай в одностороннем порядке провозгласил суверенитет над всей территорией. КНР контролирует 70 островов, Вьетнам - 21, Малайзия - 3, Филиппины - 8, а Тай-вань - всего один, но самый крупный. Индонезия не претендует на островные территории, но претензии КНР затрагивают ее экономическую зону.Проблема: на островах у кнр и вьетнама есть оружие.А КНР стемится забрать все территории. Эволюция союза США с Японией: Особенностью союза США с Японией остается несимметричность взаимных обяза-тельств сторон по договору безопасности. Основной проблемой японо-американских отношений является будущее японо-американского договора и союза.В США одни считают,что японские экономические успехи достигаются за счет Соединенных Штатов, несущих бремя расходов по обеспечению безопасности региона. Выдвигается требование заставить Япо-нию принять на себя большую долю ответственности за обеспечение национальной и реги-ональной безопасности.Другие, что полностью независимая в военном отношении Япония может представлять собой серь-езный вызов не только для своих соседей, но и для самих США. Дискуссия о целесообразности сохранения договора с США идет и в Японии, где мощные силы выступают за пересмотр договора, хотя и не отказываются от принципа со-хранения в той или иной форме союзнических отношений с США. Во второй половине 90-х годов на уровне экспертов была прорисована компромиссная фор-мула ревизии японо-американских отношений: союз должен быть сохранен, но следует пе-ресмотреть договор и устранить асимметрию взаимных обязательств. Вместо нынешнего договора должен быть подписан новый, который закрепит японо-американское партнерство на условиях, больше соответствующих новым возможностям Японии и ситуации в АТР. Место Южной Кореи в региональной политике: Военно-политические отношения США с Японией и Южной Кореей не выросли в трехсторонний комплекс. Япония и Южная Корея строят свои военно-политические отношения с США независимо друг от друга. США сохраняют военные гарантии безопасности Южной Кореи на случай возможного конфликта с Севером. Хотя Южная Корея имеет мощную армию, ее вооруженные силы менее многочисленны, чем армия северян. На территории Южной Кореи размещается армия сша. Хотя экономические отношения между Японией и Южной Кореей развиваются успешно, и Япония была важнейшим источником помощи и технологий для южнокорей-ской модернизации, в военно-политической области уровень взаимного доверия остается невысоким. Между странами существует территориальный спор. Южная Корея добилась существенного укрепления своих международно-политических позиций, установив дипломатические отношения с Советским Союзом.
Международная ситуация в регионе определяется в первую очередь развитием и характером отношений в «четырёхугольнике», образуемом Вашингтоном, Москвой, Пекином, Токио. Для сша; Эти цели следующие: 1) неограниченный экономический доступ к региону, 2) свобода мореплавания и защищённость международных коммуникаций, 3) предотвращение кризисных ситуаций и терроризма. На первом плане для США в АТР задача, которая является региональным воплощением их глобальной стратегической установки: не допустить появление в регионе другой доминирующей державы или коалиции. Сегодня наиболее реальный претендент на эту роль - Китайская Народная Республика. Поэтому политика США в регионе подчинена усиливающему соперничеству с КНР за лидерство в АТР и в перспективе – за глобальное лидерство. Китай – крупнейший торговый партнёр США и крупнейший держатель американских ценных бумаг на сумму свыше триллиона долларов. Как отмечал генерал, а позднее дипломат Колин Пауэлл, «Китай, хотя и является потенциальным противником, но всё-таки прежде всего торговый партнёр Америки, а вовсе не смертельный враг». Про Россию…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|