Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изменения в государственном строе России первой половины 19 века.




В 1-ой половине 19 века Россия по форме правления оставалась абсолютной монархией. Кризис крепостничества, рост капиталистических отношений, усиление классовой борьбы в стране – все это заставляло царизм уделять значительное внимание укреплению государственного аппарата, приспосабливать его к новым условиям.
Центральные органы власти и управления. Во главе громадного и разветвленного государственного аппарата по-прежнему стоял император, наделенный всеми атрибутами абсолютного монарха. В этот период получил дальнейшее развитие Совет при императоре. Это был совещательный орган с узким составом членов. Государственный совет был учрежден царским манифестом в 1810 году и просуществовал с некоторыми изменениями до 1917 года. Членами государственного совета (по должности или по назначению царя) являлись крупные чиновники и помещики, и общее их число колебалось в различные годы от 40 до 80 человек. Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, военных дел, дел гражданских и духовных, государственной экономики, дел царства Польского.
Учреждена Собственная его императорского величества канцелярия. При Николае I в ней было создано шесть отделений, права которых почти не отличались от прав министерств. Особо известно III отделение, которому был придан статус жандармов. Вся страна была разбита на жандармские округа.
Со 2-ой четверти 19 века законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии, министерствах, специальных комитетах. «Собственная его Величества канцелярия» постепенно приобретала особое значение, оттесняя на второй план Государственный совет.
Роль Сената уменьшилась. За Сенатом в основном сохранялась роль высшего судебного учреждения страны. Его департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний.
Тенденция дальнейшей централизации и бюрократизации государственного аппарата усиливалась. Коллегиальная система не обеспечивала нужное царизму управление страной. В начале 19 века в России на смену коллегиям пришли министерства. Два из них были новыми и не имели предшественников – это Министерство внутренних дел и Министерство народного просвещения. В соответствии с манифестом министры должны были ежегодно представлять в Сенат отчет о своей деятельности. Число министерств и приравненных к ним учреждений увеличивалось.
С созданием министерств начал оформляться и новый орган – Комитет министров. В 1812 году Комитет министров получил законодательное оформление. Временные комитеты являлись секретными, их создание практиковалось во 2-ой четверти 19 века.
Местные органы управления в 1-ой половине 19 века почти не подвергались изменениям. В 1837-1838 гг. было упорядочено управление государственными крестьянами; в губерниях были учреждены палаты государственных имуществ; в уездах – окружные управления государственных имуществ, которым подчинялись выборные волостные правления.
Судебные органы. В начале 19 века были упразднены верхний земский суд, губернский магистрат, верхняя расправа. С 1808 года стали создаваться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятельности и т.д.
Армия продолжала служить классовым целям феодально-крепостнического государства – держать в повиновении и подавлять протест угнетенных масс трудящихся, выполнять важную роль в реализации внешней политики правящих кругов царской России. Армия строилась в основном на организационно-правовых началах. Усилились палочная дисциплина и муштра.
Полиция. В связи с делением уездов на более мелкие административно-территориальные единицы – станы – появилась специальная полицейская должность станового пристава.
Специальные карательные органы. В России карательные функции в той или иной мере выполняли почти все звенья гос аппарата, в особенности армия, полиция и суд. В этот период для борьбы с крестьянскими волнениями и революционным движением был создан ряд особых карательных органов. В 1801 году Тайная экспедиция была упразднена, но в 1802 году создано Министерство внутренних дел, которое наряду с другими функциями возглавляло деятельность местных адм-полицеских учреждений.
Тюрьмы были одним из орудий самодержавия в борьбе с революционным движением в стране. Несмотря на довольно разветвленную сеть тюрем, какого-либо законодательства о них долго не было, что усиливало произвол тюремщиков.
Управление зависимыми народами. Территории, входившие в состав Росии, находились на разных ступенях соц-экономического развития. В конце 18 века царизм ликвидировал самостоятельность органов местного управления ряда окраин, которой они ранее располагали, и распространил на них губернскую реформу 1775 года. Местные феодалы были уравнены в правах с русскими дворянами.
Церковь. Основные преобразования по огосударствлению церкви были осуществлены в 1-ой половине 19 века. Организационная сторона этой политики предусматривала дальнейшее приведение коллегиального церковного аппарата в соответствие в общим уровнем централизации гос аппарата и перестройку на основе принципа единоначалия, но единоначалия не духовного лица, а светского чиновника – обер-прокурора Синода.

Крестьянский вопрос и развитие экономики России в первой половине XIX в. Нарастание кризисных явлений.
Россия оставалась аграрной страной, в сельском хозяйстве было занято 9/10 её населения, оно по-прежнему развивалось экстенсивно. В первой половине 19 века явным стало разложение классического барщинного хозяйства, проявившееся в развитии товарно-денежных отношений, разрушавших натуральное хозяйство, в расширении барской запашки и переводе крестьян на промыслы, в ослаблении внеэкономического принуждения, особенно в нечернозёмной зоне, где крестьяне переводятся с барщины на оброк и уходят в город на заработки. Важным показателем упадка помещичьего хозяйства является рост задолженности помещиков государству. В целом аграрно-крестьянский вопрос был центральным в социально-экономической жизни России на протяжении 19-начала 20 века. Вопрос включал три стороны: личное освобождение крестьян, изменение общинной системы землепользования, наделение крестьян землёй. Общинная система заключалась в том, что крестьяне сообща пользовались землёй, которая делилась между крестьянскими дворами на мелкие наделы и время от времени перераспределялась. В экономическом отношении это мешало продуктивности крестьянского хозяйства и в целом развитию производственных сил в деревне. В социальном отношении это мешало формированию собственнической психологии у крестьян. Имущественное расслоение крестьян выражалось в том, что одни богатели, а другие беднели.
Промышленное развитие России в первой половине 19 века отличалось широким распространением мелкой промышленности, тесно связанной с кустарными промыслами. Рост крупнейшей промышленности происходил за счёт распространения капиталистической мануфактуры и последующего перехода от мануфактуры к фабрике. По мнению большинства исследователей в 30-40 гг. начался промышленный переворот, который закончился в 70-80е гг. Социальная сторона – формирование новых классов – буржуазии и пролетариата. Предпосылки – научно-технический прогресс, зарождение капиталистического уклада в хозяйстве. Развитие промышленности в России сопровождалось ростом городов. С конца18-начала19 начинается рост постоянной магазинной торговли, что сокращает значение ярмарок.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...