Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Васнецов. Однако общее течение совре­менной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. После побоища Игоря




ВИКТОР ВАСНЕЦОВ

(1848—1926)

Виктор Михайлович Васнецов, по картинам которого многие до сих пор представляют себе персонажей русских сказок и былин, как будто самой судьбой был предназначен для этой роли. Он происходил из за­поведной глубины России: родился в Вятской губернии и в Вятке про­вёл детство — среди подлинно рус­ской природы и живого фольклора. Его отец был сельским священни­ком, а религиозная среда прочно со­храняла традиционные мировоз­зрение и уклад жизни.

Когда Васнецов учился в Петер­бурге (сначала в Рисовальной шко­ле, потом в Академии художеств), он много раз иллюстрировал книги. Эта работа оказалась для него необычайно полезной. То Васнецо­ву попадается книга об Оружейной палате — и художник, сделав точные изображения старинного оружия, приобретает глубокие познания в этой области, то он иллюстрирует сказки в народном духе — и получа­ется как бы первая репетиция буду­щих картин.

Однако общее течение совре­менной художественной жизни не благоприятствовало сказочным сюжетам. В искусстве царил быто­вой жанр, и ранние работы Васнецо­ва были именно такими.

Известность художнику принес­ла картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880 г. ). Необычен и смел сам её замысел: по­казать не события, а образ, суть «Слова о полку Игореве». Половцы победили, и дерущиеся за мертвечи­ну стервятники не дают забыть о страшной цене, которую запла­тило русское воинство. Но павшие не выглядят побеждёнными. Спокой­ная мощь видна в фигуре богатыря в левой части картины; прекрас­ный юноша со стрелой в груди как

*«Слово о полку Игореве» — памятник древнерус­ской литературы конца XII в. В основе сюжета — неудач­ный поход князя новгород-северского Игоря Святосла­вича (1150-1202) в союзе с другими князьями против половцев.

 

Виктор Васнецов.

После побоища Игоря

Святославича

с половцами. 1880 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

будто спит, почти иконописное ли­цо его спокойно и сосредоточенно.

Критика и публика встретили эту картин}неодобрительно: очень мно­гое было в ней непривычно. К тому же перемена творческого облика Васнецова казалась нелепой причу­дой. Однако художник уже нашёл свою тему в искусстве и бросать её не собирался. За первой картиной последовали полотна «Алёнушка» (1881 г. ), «Витязь на распутье» (1882 г. ), «Иван-царевич на сером волке» (1889 г. ) и др.

Самое знаменитое произведение Васнецова — «Богатыри» (1881 — 1898 гг. ). Любой зритель свободно назовёт всех троих по именам, а ведь это совсем не иллюстрация к из­вестному сюжету (в былинах Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович действуют чаще всего по­рознь). Однако ни у кого не возника­ет сомнения, что в центре — Илья Муромец. Он воплощает силу, исто­ки которой — в русской земле.

У Ильи с руки свисает палица, Добрыня Никитич держится за меч. Палица у древних воинов предна­значалась только для смертельной схватки, меч же не просто оружие, а

древний символ доблести и чести. Силы у Добрыни, наверное, меньше, чем у Ильи, однако в нём есть то, что в старину называли «вежеством»: душевная ясность, благородство. У Алёши Поповича в руках лук —

Виктор Васнецов.

Алёнушка. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

 

Виктор Васнецов. Богатыри. 1881—1898 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Васнецов. Богоматерь. Фрагмент. 1885—1896 гг. Владимирский собор, Киев.

Художник выполнил мону­ментальные росписи для круглого зала Историче­ского музея в Москве (1883-1885 гг. )на тему ка­менного века и для Влади­мирского собора в Киеве. Он писал, что «стремился... идти от жизни, от привле­кавших меня в ней людей, но одевал их, конечно, в соответствующие одеж­ды. Припоминая волную­щие меня образы, я всегда учитывал, что творю в канун двадцатого века».

не богатырское оружие: из него уби­вают не в рукопашном бою, а на рас­стоянии. И смотрит он искоса: такой хитростью не побрезгует и добычи не упустит. Васнецов настолько глу­боко проник в дух русских былин, что сейчас трудно представить бо­гатырей по-другому.

Заслуга Васнецова заключается в том, что он напомнил ещё об одной задаче живописи: искусство должно украшать, делать поэтичным мир во­круг человека. Он вернул живопис­ным полотнам многоцветность, кото­рая у других передвижников порой исчезала за серо-коричневой гам­мой грязных трущоб и нищенских лохмотьев. Его матовые тона и при­глушённые цветовые пятна, декора­тивность и связанная с фольклором символика оказали влияние на ху­дожников русского модерна.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ

Государственная Третьяковская гале­рея в Москве — одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный нацио­нальный культурный центр. Музей но­сит имя основателя — московского купца Павла Михайловича Третьякова (1832—1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею (око­ло двух тысяч произведений), а также небольшую коллекцию брата Сергея Михайловича Третьякова (1834—1892) и дом в Лаврушинском переулке, кото­рый начали перестраивать под музей­ное здание.

«Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы обществу в ка­ких-либо полезных учреждениях», — писал П. М. Третьяков. Он хотел соз­дать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». Третьяков не толь­ко собирал произведения, важные для истории русского искусства, но, зака­зывая картины, морально и материаль­но поддерживал художников, чтобы они не зависели от вкусов рынка. «Он вынес на своих плечах вопрос сущест­вования целой русской школы живопи­си», — писал И. Е. Репин.

Современное Третьякову искусство было представлено в собрании прежде всего передвижниками, но в 60-х гг., когда Товарищества передвижных худо­жественных выставок ещё не было, он покупал картины официальной ака­демической школы, с конца 80-х гг. — произведения М. В. Нестерова, К. А. Ко­ровина, В. А. Серова и др. Тогда же Третьяков начал собирать графику, в 90-х гг. — иконы.

В 1872 г. к дому Третьякова была сделана первая пристройка специально для музея; в 1881 г. он открылся для по­сетителей. Вход был бесплатным, полот­на разрешалось копировать. В одном зале соседствовали картины разных эпох, иногда они висели в пять-шесть рядов: коллекционер никогда не держал произведения в запасниках. Работы художников не делились на главные и

второстепенные, каждая считалась уни­кальной. Третьяков знал в галерее всё вплоть до последнего гвоздя, которым холст прибивался к подрамнику. Он сам покрывал картины лаком и выпол­нял первые реставрации.

Третьяков скончался в 1898 г. В завещании он просил ничего в экспозиции не менять. После его смерти музеем управлял Совет Третьяковской гале­реи, избиравшийся Городской думой. Совет решил приобретать произведения как старого, как и нового искусства, но размешал вновь поступавшие работы отдельно от основного собрания — в за­лах, которые специально отстраива­лись в бывшем жилом доме Третьякова. Во время реконструкции 1900—1905 гг. музейные здания обрели новые фасады, выполненные по проекту В. М. Васнецо­ва. Главный фасад с рельефным изобра­жением Георгия Победоносца стал сим­волом музея.

В 1913 г. Совет галереи возглавил художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Он задумал превра­тить галерею в музей современного типа. Объединив старое третьяковское и новое собрания, Грабарь разместил картины каждого художника в одном зале или на одной стене, расположив художественный материал в хронологи­ческом порядке. Было составлено пер­вое научное описание собрания — ка­талог галереи, изданный в 1917 г., создана постоянная реставрационная мастерская.

Вскоре после Октября 1917 г. му­зей был национализирован и получил название Государственная Третьяков­ская галерея. Первым её директором стал И. Э. Грабарь. Это была эпоха присвоения государством частных кол­лекций, особняков, усадеб и дворцов; огромное количество произведений искусства распределялось между му­зеями. В 1918 г. был основан Нацио­нальный музейный фонд— главный ис­точник пополнения галереи. Многие владельцы художественных ценностей, считая Третьяковскую галерею единст­венным надёжным местом в годы рево­люции и Гражданской войны, времен­но размещали там свои коллекции. Вскоре они были объявлены государственной собственностью. Так в галерее оказались частные собрания Е. В. Бо­рисовой-Мусатовой, М. П. Рябушинского, В. О. Гиршмана и др.

Во второй половине 20-х гг. к Треть­яковской галерее присоединили коллек­ции нескольких музеев, в том числе Цветковской галереи (в основном гра­фика), Музея иконописи и живописи имени И. С. Остроухова, собрание рус­ской живописи из Румянцевского музея (где, в частности, находилась картина А. А. Иванова «Явление Христа наро­ду»). В 1925 г. собрание западноевро­пейской живописи С. М. Третьякова было передано в Музей изящных ис­кусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина). Такие шедевры иконописи, как Владимирская икона Божьей Матери и «Троица» Анд­рея Рублёва, поступили из Успенского собора Московского Кремля. Продол­жались и закупки, в основном приоб­ретались произведения советского искусства.

Увеличивавшиеся коллекции тре­бовали постоянного расширения гале­реи. В 1929 г. к музею присоединили бывший дом Соколикова, расположен­ный рядом с галереей, а в 1935— 1936 гг. по проекту А. В. Щусева воз­вели новый корпус в правой части музейного комплекса. В 1986 г. для фи­лиала музея было передано здание Го­сударственной картинной галереи на Крымском валу. С 1982 по 1996 г. шла последняя крупная реконструкция: воз­вели основной запасник музея, где расположились реставрационные мас­терские, инженерный корпус, а также детская студия, лекционные и выставоч­ные залы. Предполагается продолжить строительство музейного комплекса до Обводного канала и вдоль Малого Тол­мачёвского переулка. Тогда «квартал искусств» будет завершён.

Сейчас в собрании галереи более ста тысяч произведений. Оно включа­ет разделы древнерусского искусства, русской живописи XVIII в., первой по­ловины XIX в., второй половины XIX в. и рубежа XIX—XX вв., русской графи­ки XVIII — начала XX в., русской скульп­туры и крупнейший раздел советской живописи, графики и скульптуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...