Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исаак Левитан. Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной




Исаак Левитан.

Осенний день. Сокольники. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

ИСААК ЛЕВИТАН

(1860—1900)

Долгое время природа России каза­лась живописцам слишком невзрач­ной и невыразительной. Среди тех, кто открыл особую, щемящую пре­лесть русского пейзажа, первое ме­сто по праву принадлежит Исааку Ильичу Левитану.

Левитан родился в еврейском местечке Кибарты (Литва). В 1873 г. он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были передвижники, вы­дающиеся мастера пейзажа — снача­ла Алексей Кондратьевич Саврасов, затем Василий Дмитриевич Поле­нов. Картины художника, начиная с ранних работ («Осенний день. Сокольники», 1879 г.; «Мостик. Сав­винская слободка», 1884 г. ), словно говорят зрителю: в России нет брос­ких, ослепительных видов, но очаро­вание её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчи­вого, любовного взгляда. Зато внима­тельному зрителю откроется иная красота, может быть более глубокая и одухотворённая.

Русской природе несвойственны яркие цвета, резкие линии, чёткие грани: воздух влажен, очертания расплывчаты, всё зыбко, мягко, поч­ти неуловимо. Однако русский пей­заж открывает взору простор, за ко­торым угадывается ещё простор -и так без конца («После дождя. Плёс», 1889 г. ). Художник говорил: «Только в России может быть на­стоящий пейзажист».

В картине «У омута» (1892 г. ) Ле­витан обыгрывает образы народ­ной поэзии: омут — место недоброе, обиталище нечистой силы. Это мес­то отчаяния — здесь сводят счёты с жизнью. Художник изобразил омут загадочным; весь пейзаж наполнен тайной, но также обещанием покоя, конца трудного пути. Живописец Константин Алексеевич Коровин вспоминал, как Левитан говорил: «Эта тоска во мне, она внутри меня, но... она разлита в природе... Я бы хо­тел выразить грусть».

Подобные чувства навевает и зна­менитое полотно «Владимирка» (1892 г. ). Пустынная, бескрайняя до­рога — путь осуждённых на катор­гу — рождает ощущение безысходности.

Картину «Над вечным покоем» (1894 г. ) можно назвать философ­ским пейзажем. Неба здесь больше, чем земли; оно неподвижно, как и земля. Тайна смерти («вечный по­кой» — слова из заупокойной молит­вы) и тайна жизни (небо — символ бессмертия) скрыты в этом произ­ведении.

Одна из самых лирических кар­тин Левитана — «Вечерний звон» (1892 г. ). Это небольшое полотно возникло благодаря впечатлениям от посещений Саввино-Сторожевского монастыря под Москвой и

Исаак Левитан.

У омута. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Владимирка. 1892 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Над вечным покоем. 1894 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Вечерний звон. 1892 г Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан.

Март. Фрагмент. 1895 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Это одно из самых радостных произведений Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голу­бых теней, которые, кажется, бывают только вмарте.

монастыря близ города Юрьевца на Волге. Мастеру хотелось передать чувство умиротворённости, которое рождалось в его душе при виде бе­лых стен и сверкающих на солнце куполов этих скромных обителей. На картине изображён летний ве­чер. По нежно-голубому небу плывут розовые облака. Они отражаются в зеркальной глади реки. Отражаются в ней и собор с колокольней неболь­шого монастыря на другом берегу. Вокруг монастыря лесок, освещённый последними лучами заката. Ху­дожник не использует здесь ни ярких красок, ни резких контрастов; все то­на на полотне приглушённые, спокойные. Кажется, только колокола на­рушают тишину уходящего дня.

В 1894— 1895 гг. в душе художни­ка произошёл перелом. После пе­чальных неярких полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Одна из таких работ — «Золотая осень» (1895 г. ). Это произведение на редкость гармонично и по ком­позиции, и по колориту.

Все русские художники рубежа XIX-—XX вв., изображавшие приро­ду, так или иначе испытали влияние творчества Исаака Левитана — при­знавая или отвергая его живопис­ную манеру.

 

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

АНТОНИ ГАУДИ

ВИКТОР ОРТА

АНРИ ВАН ДЕ ВЕЛДЕ

ПЕТЕР БЕРЕНС

АРИСТИД МАЙОЛЬ

ЭМИЛЬ АНТУАН БУРДЕЛЬ

ОБРИ БЁРДСЛИ

ПЬЕР ПЮВИ ДЕ ШАВАНН

ГЮСТАВ МОРО

ОДИЛОН РЕДОН

ГРУППА «НАБИ»

АНРИ РУССО

ГУСТАВ КЛИМТ

ФЕРДИНАНД ХОДЛЕР

ЭДВАРД МУНК

ДЖЕЙМС ЭНСОР

ИСКУССТВО РОССИИ

АРХИТЕКТУРА

СКУЛЬПТУРА

МИХАИЛ НЕСТЕРОВ

КОНСТАНТИН КОРОВИН

ВАЛЕНТИН СЕРОВ

МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ

ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ

«МИР ИСКУССТВА»

СОЮЗ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ

«ГОЛУБАЯ РОЗА»

 

 

Конец XIX в. в европейских странах и США — время стремительного технического прогресса. Но могло показаться, что в «процветающем» индустриальном обществе материальные ценности возобладали над духовными, а рационализм и расчёт — над живыми чувствами. Ре­алистическое искусство видело свою задачу лишь в точном отобра­жении окружающей жизни.

Именно тогда в кругу французских поэтов, в числе которых были Поль Верлен, Артюр Рембо, Стефан Малларме, родилось новое художественное течение — символизм (от греч. «симболон» — «знак», «символ»), ведущий искусство в мир мечты и фантазии, видений и грёз. Ведь в основе художе­ственного творчества, по мнению символистов, должно лежать не рабское следование реальной форме, а стремление проникнуть в то, что скрывает­ся за этой формой, в тайную, непознаваемую разумом сущность явлений, их «изначальную идею».

Искусство, утверждали символисты, это идеи, облечённые в форму символов. Таким образом, художественный символ служит средством выра­жения и изображения смысла, выходящего за пределы обыденного опыта. Художник открывает его интуитивно, в момент творческого озарения.

Возникнув в литературной среде, символизм вскоре захватил театр, му­зыку, живопись и превратился в широкое культурно-философское направ­ление. Символизм черпал вдохновение в религии и мифологии, истории и народном творчестве. И конечно же, в самой природе.

Под влиянием эстетики символизма на рубеже XIX—XX вв. в архитекту­ре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировал­ся стиль модерн {франц. «новейший», «современный»). Впрочем, в различ­ных странах он именовался по-разному. В Англии и Франции — «ар нуво» {франц. art nouveau — «новое искусство») по названию магазина «Maison de L'Art Nouveau», открытого в Париже английским антикваром Сэмюэлом Бингом. В Германии это был «югендстиль», чьё наименование произошло от на­звания мюнхенского журнала «Югенд» {нем. Jugend — «молодой»), пропа­гандировавшего новое искусство. В Австро-Венгрии существовал Сецессион {нем. Sezession, от лат. secessio — «уход») — творческое объединение вен­ских художников, архитекторов и дизайнеров.

Первые признаки нового стиля в живописи, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве появились во многих странах Европы практически одновременно — в конце 80-х гг. XIX в. Модерн начался в графике и при­кладном искусстве, исподволь заявляя о себе импульсивными, нервными ли­ниями, украшавшими книжные, журнальные обложки, броскими пятнами афиш, мистическим мерцанием цветного стекла витражей и посуды.

В начале XX в. модерн распространился в странах Восточной Европы и Скандинавии, а также в Северной Америке. Перед Первой мировой вой­ной этот стиль обозначил свои возможности и пределы. Но война с жесто­кой очевидностью показала, насколько бесперспективным в то время было отвлечённое искусство. Модерн умер, началось XX столетие.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...