Михаил Врубель. Демон поверженный. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Врубель. Демон поверженный. 1901 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Михаил Врубель. Демон сидящий. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Увлечение Врубеля образом Демона началось с конкурса на тему «Дьявол», объявленного редакцией журнала «Золотое руно». Мастер упорно искал пластическое выражение идеи гордого вызова миру, порыва личности к свободе. Демон преследовал его, манил неуловимостью облика, заставляя возвращаться опять и опять, избирать всё новые и новые техники для своего воплощения. вые услышал молодую певицу Надежду Ивановну Забелу, которая впоследствии стала его женой. Надежда Забела вдохновила художника на создание многих сказочных и портретных образов в живописи, графике, майолике. Её черты Врубель запечатлел в «Царевне-лебеди» (1900 г. ), по сути сценическом портрете певицы; она воплотилась в «Маргариту» (1896 г. ); её огромные глаза проступают сквозь сине-лиловый хаос линий и пятен «Сирени» (1900 г. ). К экзотическим темам, историческим мотивам, фольклору, мифологии, образам Средневековья Врубель обращался и тогда, когда оформлял интерьеры: он выполнил панно «Суд Париса» (1893 г. ) для частного особняка; композиции «Фауст», «Маргарита» и «Мефистофель» (1896 г. ) для кабинета в доме А. В. Морозова в Москве. В 1896 г. на Нижегородской ярмарке были выставлены два панно Врубеля: «Микула Селянинович», на тему русских былин, и «Принцесса Грёза», по мотивам пьесы французского поэта Михаил Врубель. Царевна-лебедь. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. *Маргарита, Мефистофель, Фауст — герои трагедии И. В. Гёте «Фауст» и одноимённой оперы Ш. Гуно.
Михаил Врубель. Микула Селянинович. 1896 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Михаил Врубель. Принцесса Грёза. 1896 г. Гостиница «Метрополь», Москва. и драматурга Эдмона Ростана (затем копия этого панно украсила фасад московской гостиницы «Метрополь»). Врубель нередко писал портреты знакомых и друзей: без малейших затруднений мастер передавал портретное сходство, раскрывал сущность характера человека. В 1902 г. Врубель тяжело заболел, остаток жизни ему суждено было провести в психиатрических больницах. С тех пор почти всё, что рисовал художник, он уничтожал. Врубель делал карандашом портреты врачей, угрюмых санитаров, изображал настольные игры боль- Михаил Врубель. Пан. 1899 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Картина написана под впечатлением рассказа французского писателя Анатоля Франса «Святой Сатир». Художник создал странный, зыбкий мир с кривыми берёзками, тусклым светом луны, мир, подверженный таинственным превращениям, где герой античных легенд напоминает русского лешего. Глаза Пана словно два маленьких озера; они грустно устремлены на зрителя. Михаил Врубель. Портрет С. И. Мамонтова. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Михаил Врубель. К ночи. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. ных, вид из окна больницы. Ночами, при свете лампы, рисовал углы комнаты, диван, графин, стакан воды, смятую постель, брошенную на спинку кровати одежду. Мастер работал, пока не отказало зрение. В 1906 г. художник создал последнюю работу — «Портрет Брюсова». ВИКТОР БОРИСОВ-МУСАТОВ (1870—1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился в Саратове. Когда ему было одиннадцать лет, он поступил в реальное училище с естественно-научным и математическим уклоном. Преподаватель рисования обратил внимание на способности мальчика и убедил родителей отправить его в Москву. В 1890 г. Борисов-Мусатов поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а ещё через год — в Академию художеств.
Чтобы продолжить образование, Борисов-Мусатов в 1895 г. отправился в Париж, где провёл три года. Он часто посещал музеи, знакомился с искусством европейских мастеров. Художник стремился совершенствовать свой стиль, сочетая принципы импрессионизма и собственные наблюдения над натурой. Приезжая на лето в родной Саратов, Борисов-Мусатов много работал на пленэре (вне мастерской, на природе). В своих этюдах он пытался запечатлеть игру воздуха и цвета. Сюжет, события не особенно интересовали художника. В 1897 г. он написал этюд «Агава». На переднем плане, вплотную к краю, изображён цветочный горшок с мясистым, сочным растением. Цвета звучно перемешаны, пространство залито солнечным светом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|