Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой. 1898 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Гобелен, Фрагмент. 1901 г.




Виктор Борисов-Мусатов.

Автопортрет с сестрой. 1898 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Виктор

Борисов-Мусатов.

Гобелен, Фрагмент. 1901 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Через год появился «Автопорт­рет с сестрой». Картина стилизова­на «под старину»: сестра художни­ка Елена одета в платье по моде прошедших времён. В последую­щих работах — «Осенний мотив» (1899 г. ), «Гармония» (1900 г. ), «Прогулка» (1901 г. ) — живописец опять обратился к прошлому. Его персонажи не конкретные люди, ав­тор сам придумал их и облачил в камзолы, белые парики, платья с кринолинами. Перед зрителем от­крывался поэтический, идеализиро­ванный мир старых тихих «дворян­ских гнёзд», далёкий от всеобщего смятения современной перелом­ной эпохи.

Излюбленной техникой мастера стали пастель и темпера, дающие нежные, приглушённые тона. Темпе­рой выполнена картина «Гобелен» (1901 г. ), изображающая двух деву­шек в парке старинной усадьбы. Сквозь тонкий слой краски просту­пает фактура холста, видны перепле­тения нитей, узелки, и это делает картину похожей на тканый ковёр.

На полотне «Водоём» (1902 г. ), особенно важном в творчестве Бо­рисова-Мусатова, вновь запечатлены в случайных позах две женские фи­гуры. Время остановилось, ничего не происходит. Человек полностью

слился с природой. В картине пре­обладает голубой цвет, на нём по­строена вся живописная ткань. Голубое перекликается с белым и зелёным, рождая разнообразные цветовые сочетания. Композиция картины довольно необычна: если женщин художник изображает уви­денными прямо перед собой, то во­доём — как бы сверху. Второй план словно приподнят, отчего линия го­ризонта оказалась за пределами холста. Деревья, небо, облака — всё это только отражения в овальном зеркале пруда.

Женские образы позволяли жи­вописцу выразить тончайшие сме­ны настроения. На полотне «Изум­рудное ожерелье» (1903—1904 гг. ) среди яркой зелени весеннего луга, словно в хороводе, замерли дамы в старинных одеяниях. Эта роман­тическая композиция Борисова-Мусатова рождает смутную тревогу. А в картине «Призраки» (1903 г. ) неясное предчувствие перерастает в тоску. Какая безысходность в без­ликих призрачных фигурах, блуж­дающих в сумерках по заброшен­ной усадьбе!

Последние годы жизни художник провёл в Тарусе, на берегу Оки. Спа­сения от одиночества, бедности он искал среди грёз и фантазий: так

*Кринолин — нижняя юбка из плотной ткани, позднее — с вшитыми обру­чами из стальных полос или китового уса. Он придавал платью пышную колоколообразную форму; был в моде в 40-70-х гг. XIX в.

**Гобелен (франц. gobelin) — декоративный тканый ковёр; техника гобе­лена появилась в XVII в. во Франции при дворе коро­ля Генриха IV.

Виктор Борисов-Мусатов.

Водоём. 1902 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Виктор Борисов-Мусатов.

Изумрудное ожерелье. 1903—1904 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

родился «Реквием» (1905 г. ). Шествие героинь глубоко печально, будто бес­конечно скорбная мелодия. Бори­сов-Мусатов не успел завершить картину: преждевременная смерть прервала работу.

«МИР ИСКУССТВА»

Художественное объединение «Мир искусства» заявило о себе выпуском одноимённого журнала на рубеже XIX—XX вв. Выход первого номера журнала «Мир искусства» в Петер­бурге в конце 1898 г. стал итогом десятилетнего общения группы жи­вописцев и графиков во главе с Александром Николаевичем Бенуа (1870-1960).

Главная идея объединения была выражена в статье выдающегося мецената и знатока искусства Сер­гея Павловича Дягилева (1872 — 1929) «Сложные вопросы. Наш мни­мый упадок». Основной целью художественного творчества объя­влялась красота, причём красота в субъективном понимании каждого мастера. Такое отношение к зада­чам искусства давало художнику абсолютную свободу в выборе тем, образов и выразительных средств, что для России было достаточно ново и необычно.

«Мир искусства» открыл для рус­ской публики немало интересных и неизвестных ей ранее явлений западной культуры, в частности фин­скую и скандинавскую живопись, английских художников-прерафаэ­литов и графика Обри Бёрдсли. Огромное значение для мастеров, объединившихся вокруг Бенуа и Дягилева, имело сотрудничество с литераторами-символистами. В две­надцатом номере журнала за 1902 г. поэт Андрей Белый опубликовал статью «Формы искусства», и с тех пор крупнейшие поэты-символи­сты регулярно печатались на его страницах. Однако художники «Ми­ра искусства» не замкнулись в рам­ках символизма. Они стремились не только к стилевому единству, но и к формированию неповторимой, свободной творческой личности.

Как цельное литературно-худо­жественное объединение «Мир ис­кусства» просуществовал недолго. Разногласия между художниками и литераторами привели в 1904 г. к тому, что журнал закрыли. Возоб­новление в 1910 г. деятельности группы уже не могло вернуть её былой роли. Но в истории русской культуры это объединение оставило глубочайший след. Именно оно пе­реключило внимание мастеров с вопросов содержания на проблемы формы и изобразительного языка.

Отличительной особенностью художников «Мира искусства» была многогранность. Они занимались и живописью, и оформлением теат­ральных постановок, и декоративно-прикладным искусством. Однако важнейшее место в их наследии принадлежит графике.

Лучшие произведения Бенуа графические; среди них особенно интересны иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» (1903—1922 гг. ). Главным «героем» всего цикла стал Петербург: его ули­цы, каналы, архитектурные шедевры предстают то в холодной строгости тонких линий, то в драматическом контрасте ярких и тёмных пятен. В кульминационный момент траге­дии, когда Евгений бежит от скачу­щего за ним грозного исполина -памятника Петру, мастер рисует го­род тёмными, мрачными красками.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...