Осн положения аудита, изложенные в международных стандартах
Назначение МСА
1. Понятие и значение аудиторских стандартов 2. Этапы развития МСА 3. Цели МСА 4. Осн факторы, влияющие на разработку стандартов 5. Роль международной федерации бухгалтеров в разработке МСА 6. Классификация МСА
1. Понятие и значение аудиторских стандартов Аудит стандарты – док-ты, формулирующие единые баз треб-я, общий подходы к проведению аудита. Стандарты опред-ют нормативные треб-я к кач-ву и надежности аудита, масштабы аудит проверки, недочеты аудита, вопросы методологии, баз принципы, которыми должны рук-ся аудиторы. Соблюдение аудит стандартов позволяет обеспечить опред ур-нь гарантии рез-ов аудит проверки. Если аудитор допускает отступление от стандартов, то он долж быть готов объяснить причину этого. Значение стандартов: 1) обеспечивают выс кач-во аудит проверки 2) содействуют внедрению в аудит практику новых научных достижений 3) помогают пользователям понять процесс аудита 4) повышают общественный имидж профессии аудита 5) устраняют излишний контроль со стороны гос-ва 6) помогают аудиторам вести переговоры с клиентом 7) обеспечивают связь отд-х эл-ов аудит процесса Стандарты явл-ся основанием для док-ва в суде, кач-ва проведения аудита и опред-я меры отв-ти аудиторов. На базе аудит стандартов формир-ся учебные программы для подготовки аудиторов, а также единые треб-я для проведения экзаменов на право заниматься аудит дея-тью. Аудит стандарты должны уд-ть изменениям эк усл-й. С этими изменениями стандарты подлежат периодическому пересмотру. В наст время в мир аудит практике прим-ся стандарты след ур-ней: 1) междунар стандарты аудита 2) нац стандарты 3) стандарты проф аудит объединений
4) внутренние (внутрифирменные) стандарты аудит орг-й и индивид аудиторов
2. Этапы развития МСА
Процесс стандартизации аудит дея-ти можно считать принятие США в 1932 г ФЗ "Акта о правильности ценных бумаг", в котором выдвинуты, регламентированы опред треб-я по проведению независимого аудита негосуд корпораций, выпускающих ц.б. В 1934 г амер институтом федерации бухгалтеров выпущен бюллетень "Проверка фин отчетов независимыми аудиторами", в котором определен порядок проведения аудит процедур, действующие и по настоящее время С 1939 г амер институт бухгалтеров начал регулярно публиковать бюллетени, рег-ие проведение аудита В частности, действующий при институте Комитет по процедурам аудита изложил 7 основополагающих положений, которые легли в основу современного аудита. Особое место в этом док-те стали исследования в обл-ти внутреннего контроля, позволяющего обеспечить достоверность рег-и, классификации и обобщения учетной инф-и любого эк субъекта. В этом же отчете выдвинуты рекомендации по формир-ю ауд заключения стандартной формы. Новый этап стандартизации аудита – после 2-ой мир войны. След важным этапом становления аудит стандартов явл-ся принятие амер институтом бухгалтеров в 1948 г "10 Общепринятых стандартов аудита". Эти стандарты поделены на 3 группы: Общие стандарты, Стандарты работы на объекте, Стандарты заключений В этом же году институт внутренних ревизоров США публикует "Обязанности внутреннего аудитора" С 60-х годов в мир эк-ке наметилась тенденция по объединению нац корпораций и созданию международных фин групп. Это в свою очередь вызвало необход-ть стандартизации на международном ур-не треб-й к ведению. По этой причине в 70-е годы началась раз-ка МСФО. Это послужило причиной разработки единых треб-й и для аудиторов. Разработка МСА началась в 1977 г. В наст вр ключевая роль в создании МСА принадлежит Международной Федерации бухгалтеров. В рамках этой федерации вопросами аудита (в частности стандартами) занимается Международный Комитет по аудиторской практике.
Первоначальная редакция МСА, разработанных Комитетом, включала в себя 29 стандартов проведения аудита и 4 стандарта по оказанию сопутствующих услуг. 90-е годы Комитет начал реформирование стандартов: изменилась их стр-ра, нумерация, было приведено в соотв-и с новыми треб-ями их сод-е, система была дополнена новыми стандартами В наст вр действует редакция 2001 г, в ней насчитывается 47 стандартов, поделенных на 10 групп: 1. " вводные замечания" – содержат 3 стандарта, которые опред-ют юр статус МСА, сод-ат перечень терминов, описывают стр-ру МСА и приводят класс-ю сопутствующих услуг 2. " отв-ть " - 6 стандартов, опред-их цели и осн принципы аудита, вопросы отв-ти аудита и аудируемых лиц, решают вопросы, связанные с контролем кач-ва работы аудиторов, формой и сод-ем рабочей документации, опред-ют понятия "мошенничество" и "ошибка" 3. " планирование " - 3 стандарта описывают процесс планир-я аудит проверок, вопросы понимания аудитором бизнеса клиента, дается трактовка концепции существенности в аудите 4. " внутренний контроль " - 3 стандарта, опис-ют процессы оценки аудит риска и систем внутр контроля клиента, в том числе при использовании клиентом компьютерных инф систем, а также если бу клиента ведется сервисными орг-ями (бух и аудит фирмами) 5. " аудит док-во " - 10 стандартов, опр-ют процесс сбора аудит док-в в разл ситуациях, раскрывает сод-е и хар-р аналитич процедур, выборочных проверок 6. " использование работы др специалистов " - 2 стандарта, опис-ют процессы использования в ходе аудит проверок работы др независимых аудиторов, внутренних аудиторов клиента, экспертов и специалистов в разл областях 7. " выводы и отчеты в аудите " - 3 стандарта, дающих рекомендации по форме и сод-ю аудит заключений, составления отчетов аудиторов, порядок включения в эти отчеты доп инф-и 8. " специализированные области " - опред-ют действия аудитора при составлении отчетов по специальным аудит заданиям, а также при изучении прогнозируемой аудит инф-и
9. " сопутствующие услуги " - явл-ся рук-вом для аудиторов при оказании соп-х услуг: общим проверкам фин отч-ти, выполнению согласованных процедур, компиляции (подготовке) фин отч-ти 10. " положения по межд практике аудита " - 11 стандартов, раскрываются особ-ти аудита междунар банков, а также особ-ти аудита в случае применения клиентами комп инф систем. В этой группе также решаются разл вопросы о проведении аудит проверок: общение с рук-вом клиента, аудит малых предприятий и др.
3. Цели МСА
С развитием ТНК, интеграцией и превращением аудит фирм в крупные междунар группы появилось необх-ть унификации аудита в междунар масштабе. Проблемы, возникающие в обл-ти аудита, практически одинаковы во всем мире. Поэтому нац проф орг-и аудиторов при раз-ке новых стандартов прежде всего изучают варианты реш-я поставленных задач в др странах и междунар ур-не. Раз-кой междунар стандартов аудита занимается неск-ко орг-й, из них ключевая роль принадлежит Международной федерации бухгалтеров. В этой орг-и вопросами аудит стандартов заним-ся Междунар комитет по аудит практике. Стандарты, издаваемые комитетом, преследуют 2 цели: 1) способствовать развитию аудита в тех странах, где ур-нь профессионализма ниже общемирового 2) унифицировать подходы к аудиту в междунар масштабе Междунар стандарты аудита прим-ся в любых случаях проведения аудит проверок, а также в отнош-и сопутствующей дея-ти аудиторов. В то же время междунар стандарты не превосходят нац стандарты, т.е. если имеются расхождения м\ду нац и междунар стандартами, то должны применяться национальные. В большинстве стран межд стандарты служат в кач-ве основы для раз-ки нац стандартов (в том числе в России, Австралии, Бразилии, Индии, Голландии). Некоторые небольшие и слабо развитые страны утвердили непоср-но тексты межд стандартов в кач-ве национальных (Кипр, Малайзия, Нигерия, Фиджи, Шри Ланка). В тех странах, в которых имеются давние традиции аудита, а собственные системы нац стандартов сложились раньше, чем международные (Канада, GB, Ирландия, США) межд стандарты просто принимаются к сведению проф орг-ями аудиторов.
4. Осн факторы, влияющие на разработку стандартов
Принятие разл эк решений, основанных гл образом на использовании достоверной фин инф-и. Она в свою очередь формир-ся и представляется в виде установленных форм отч-ти. Таким обр-ом, осн масса заинтересованных пользователей опирается в своих выводах на фин отч-ть, т.к. не имеют возм-ти получить доп инф-ю о фин-хоз дея-ти эк субъекта. Кроме того, заинтересованные пользователи вынуждены принимать инф-ю, отраженную в фин отч-ти, как достоверную. В следствии этого возникает потребность в высокопрофессиональных независимых аудиторах. При этом следует отметить, что мнение аудиторов по вопросу достоверности фин отч-ти присуща определенная субъективность. Для подтверждения своего мнения о достоверности аудитор должен представить достаточные и уместные ауд доказательства. В этом случае повышается степень доверия к фин отч-ти. Хотя следует отметить, что достижение абсолютной уверенности невозможно в следствии ограничений, присущих любой системе бу и внутреннего контроля. В рез-те применения процедур тестирования, использования доказательств, хотя и явл-ся убедительными, не в полной мере окончательными. Таким образом, критерием для опред-я кач-ва ауд услуг, а также для единства орг-и порядка и оформления рез-ов служат стандарты, позволяющие, как аудиторам, так и заинтересованным пользователям быть уверенными, что не будет подтверждена заведомо не достоверная инф-я, а сама ауд проверка будет проведена добросовестно. Процесс концентрации мир капитала, вызывающий процесс слияния в сфере ауд услуг, представляет более шир возможности в сфере спектра ауд услуг, бу, консультаций в обл-ти инвестиций, менеджмента, маркетинга, фин анализа, управленческого учета. Воздействие этих факторов оказывает существенное влияние на процесс стандартизации. Внешние факторы В наст время в силу усиления интеграции в странах мир сообщества возрастает роль процесса унификации нац систем бу. Хотя нац треб-я более точно охватывают специфику эк отношений отдельных стран, в тоже время развитие внешнеэк связей требует разработки единых подходов к ведению бу, составлению фин отч-ти как внутренних, так и международных эк субъектов. На основе единства методических подходов, унификации применяемых моделей учета возможно формир-е и представление бух отч-ти, понятной и одинаково трактуемой квалифицированными пользователями в разл странах. Исходя из этих треб-й, формир-ся междунар стандарты учета и отч-ти.
Очень часто международные корпорации имеют дочерние п\п, филиалы и представительства на территории разл стран, отличающихся ур-нем эк развития, треб-ями и традициями в обл-ти бу, в налоговом з\д. В этих случаях иной раз приходится вести две бухгалтерии. Это в значительной степени затрудняет опред-е фин рез-ов и составление консолидированной отч-ти по корпорации в целом. Несопоставимость показателей фин отч-ти, их недостаточная прозрачность сильно затрудняют и в значительной степени искажают истинное фин положение, что в свою очередь приводит к значительным потерям и банкротству дочерних п\п, филиалов и представительств. Ауд услуги носят международный хар-р, однако до наст времени сущ-ет стремление нац объединений аудиторов не допустить на внутр рынок междунар ауд орг-и. Следствием этого явл-ся устан-е разл барьеров. МСА явл-ся одним из механизмов по снятию таких барьеров. МСА предполагают единство методологии, осн принципов проведения аудита, выработку единства в понимании осн роли и значения, цели и задач, способов и процедур осущ-я аудита, а также они позволяют заинтересованным пользователям быть уверенными в достоверности аудита
5. Роль международной федерации бухгалтеров в разработке МСА
Конституция международной федерации бухгалтеров гласит, что ее миссия заключается во всемирном развитии и усилении позиций бух и ауд профессии, основанных на руководстве гармонизированными стандартами с целью предоставления высококачественных услуг в интересах общ-ва. Для реализации задач в обл-ти аудита при федерации сформирован автономный международный комитет ауд практики, который осущ-ет разработку и публикацию стандартов и положений аудита и сопутствующих услуг. Для того, чтобы МСА учитывали всю широту мнений и подходов мирового сообщества, в состав комитета входят представители самых разл стран. Это позволяет комитету уделить особое внимание национальным нормативным актам, их особенностям, учесть эту инф-ю при разработке МСА. Сам процесс разработки осущ-ся в неск-ко этапов: 1) комитет отбирает определенные темы для подробного изучения подкомитетами 2) комитет делегирует подкомитетом обязательства по предварит подготовке и разработке проектов стандартов 3) подкомитеты изучают предварительную инф-ю, состоящую из положений и рекомендаций, нормативных актов разл стран, а также док-ов, изданных региональными и иными проф орг-ями 4) подкомитеты готовят проекты стандартов и передают их на рассмотрение комитета. Комитет после рассмотрения представляет проект стандартов на утверждение междунар федерации бухгалтеров. Стандарт вступает в действие после его офиц публикации на англ языке.
6. Классификация МСА
В наст вр действует редакция 2001 г, в ней насчитывается 47 стандартов, поделенных на 10 групп: 1. " вводные замечания" – содержат 3 стандарта, которые опред-ют юр статус МСА, сод-ат перечень терминов, описывают стр-ру МСА и приводят класс-ю сопутствующих услуг 100 – предисловие к МСА и сопутствующих услуг 110 – глоссарий (перечень терминов) 120 – концептуальная основа МСА 2. " обязательства " - 6 стандартов, опред-их цели и осн принципы аудита, вопросы отв-ти аудита и аудируемых лиц, решают вопросы, связанные с контролем кач-ва работы аудиторов, формой и сод-ем рабочей документации, опред-ют понятия "мошенничество" и "ошибка" 200 – цели и общие принципы аудита фин отч-ти 210 – договоренности об аудите 220 – контроль кач-ва работы аудиторов 230 – документация 240 – мошенничество и ошибка 250 – учет законов и нормативных актов при аудите фин отч-ти 3. " планирование " - 3 стандарта описывают процесс планир-я аудит проверок, вопросы понимания аудитором бизнеса клиента, дается трактовка концепции существенности в аудите 300 – планирование 310 – знание бизнеса 320 - существенность в аудите 4. " средства (система) внутреннего контроля " - 3 стандарта, опис-ют процессы оценки аудит риска и систем внутр контроля клиента, в том числе при использовании клиентом компьютерных инф систем, а также если бу клиента ведется сервисными орг-ями (бух и аудит фирмами) 400 – оценка рисков и систем внутр контроля 401 – аудит в усл-ях компьютерных и инф систем (КИС) 402 – аудит клиентов, пользующихся услугами сервисными орг-ми 5. " аудит док-ва " - 10 стандартов, опр-ют процесс сбора аудит док-в в разл ситуациях, раскрывает сод-е и хар-р аналитич процедур, выборочных проверок 500 – ауд док-ва 501 – ауд док-ва – доп рассмотрение специальных статей 510 – первая ауд проверка – начальное сальдо 520 - аналитич процедуры 530 – ауд выборка и др процедуры выборочной проверки 540 – аудит оценочных значений 550 – связанные стороны 560 – последующие события 570 – допущения о непрерывности дея-ти п\п 580 – заявление руководства 6. " использование работы третьих лиц " - 3 стандарта, опис-ют процессы использования в ходе аудит проверок работы др независимых аудиторов, внутренних аудиторов клиента, экспертов и специалистов в разл областях 600 – использование работы др аудитора 610 – рассмотрение работы внутреннего аудитора 620 – использование работы экспертов 7. " аудиторские выводы и отчеты " - 3 стандарта, дающих рекомендации по форме и сод-ю аудит заключений, составления отчетов аудиторов, порядок включения в эти отчеты доп инф-и 700 – аудит заключение по фин отч-ти 710 – сопоставимые значения 720 – прочая инф-я в док-ах, содержащих проверенную фин отч-ть 8. " специализированные области аудита " - 2 стандарта, опред-ют действия аудитора при составлении отчетов по специальным аудит заданиям, а также при изучении прогнозируемой аудит инф-и 800 – отчет аудитора по специальным аудит заданиям 810 – проверка прогнозной фин инф-и 9. " сопутствующие услуги " - 3 стандарта, явл-ся рук-вом для аудиторов при оказании соп-х услуг: общим проверкам фин отч-ти, выполнению согласованных процедур, компиляции (подготовке) фин отч-ти 910 – задание по обзору фин инф-и 920 – выполнение согласованных процедур 930 – задание по подготовке фин инф-и 10. " положения по межд практике аудита " - 11 стандартов, раскрываются особ-ти аудита междунар банков, а также особ-ти аудита в случае применения клиентами комп инф систем. В этой группе также решаются разл вопросы о проведении аудит проверок: общение с рук-вом клиента, аудит малых предприятий и др. 1000 – процедуры межбанковского подтверждения 1001 – использование среды КИС – автономных компьютеров 1002 – использование среды КИС – интерактивных компьютерных систем (on line) 1003 – использование среды КИС – систем баз данных 1004 – взаимод-е гос инспекторов по банковскому надзору и внешних аудиторов 1005 – особ-ти аудита малых п\п 1006 – аудит международных коммерческих банков 1007 – общение с рук-вом клиента 1008 – оценка рисков и системы внутреннего контроля в системах КИС и связанные с ними вопросы 1009 – аудит с применением компьютеров 1010 – учет экологических вопросов при аудите фин отч-ти Осн положения аудита, изложенные в международных стандартах
1. Концептуальные основы МСА 2. Цели аудита в соотв-и с треб-ями междунар стандартов 3. Осн принципы, изложенные в МСА 4. Треб-я профессионального скептицизма аудиторов
1. Концептуальные основы МСА
Они изложены в стандартах 100 "Предисловие к МСА и сопутствующих услуг" и 120 "Концептуальные основы МСА". В стандарте 100 определены осн задачи и методы органа по принятию МСА, каким явл-ся Международный комитет по ауд практике. В этом стандарте опред-ся статус разрабатываемых комитетом положений, к ним относятся: 1) МСА – ими аудиторы должны рук-ся во всех случаях проведения аудита и ко всем вопросам, имеющим существенное значение 2) положения по ауд практике – они не имеют обязательного значения как стандарты, а лишь рекомендательное значение. Положения предназначены расширять, дополнять и комментировать стандарты. В этом стандарте вводится понятие " гарантирующие услуги " Assurance services. Весь спектр услуг, оказываемых аудиторами делится на 2 группы: а) когда аудиторы что-то подтверждают или гарантируют лицам (достоверность отч-ти, верность оценок и допущений, результаты официальных экспертиз и др) б) иные услуги (бухгалтерские, налоговые, консультационные) Именно при оказании гарантирующих услуг к аудитору предъявляются повышенные треб-я, они касаются честности, объективности и независимости. В стандарте 120 разграничиваются непоср-но ауд услуги и сопутствующие услуги. В соотв-и со стандартам к сопутствующим услугам относятся: - обзоры фин отч-ти - согласованные между аудитором и аудируемым лицом процедуры - подготовка фин инф-и Этот стандарт не вкл-ет в сопутствующие услуги такие услуги, которые связанны с н\о, консультированием, рекомендациями по бу, по фин вопросам. При этом следует отметить, что оказание соп услуг не предполагает выражения аудитором уверенности, которое необходимо непоср-но для ауд услуг. В данном случае под уверенностью подразумевается выражение мнения аудитора в отношении утверждений, предоставленных эк субъектом и предназначенных для пользователей Прямых аналогов этих стандартов нет. В опред смысле аналогом явл-ся Закон "Об ауд дея-ти", в частности в законе зафиксированы положения: а) разграничивающие непоср-но аудит и соп услуги б) приводится перечень соп услуг (который по сравнению с МСА намного шире) в) опред-ся статус правил (стандартов) ауд дея-ти, порядок их принятия
2. Цели аудита в соотв-и с треб-ями междунар стандартов
Цели и принципы аудита изложены в стандарте 200 "Цель и осн принципы дея-ти фин отч-ти". В соотв-и с этим стандартом под целью аудита понимается формир-е мнения аудитора о том, что фин отч-ть эк субъекта подготовлена по всем существенным аспектам, предъявляемым к этой отч-ти. В стандарте приводятся формулировки, которые должен использовать аудитор. Например, "отч-ть дает правильную и справедливую картину" или "отч-ть отражает достоверно во всех существенных аспектах". В тоже время, согласно стандарту, пользователь фин отч-ти не может считать, что данное мнение гарантирует жизнеспособность эк субъекта и эф-ть ведения дел руководством. В России цель аудита изложена в законе "Об ауд дея-ти" и Фед правиле (стандарте) №1 "Цель и осн принципы дея-ти фин отч-ти": "целью аудита явл-ся выражение мнения о достоверности фин (бух) отч-ти аудируемых лиц и соотв-е порядка ведения бух учета з\д РФ. Также как и в международном стандарте в Фед правиле (стандарте) №1 имеется ссылка: "несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к фин отч-ти, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности непрерывности дея-ти в будущем, ни как подтверждение эф-ти ведения дел его рук-вом
3. Осн принципы, изложенные в МСА
Принципы аудита изложены в стандарте 200 "Цель и осн принципы дея-ти фин отч-ти". Согласно им при осущ-и своих обязанностей аудитор должен рук-ся след принципами: - независимость - честность - объективность - проф компетентность и надлежащая добросовестность - конфиденциальность - проф поведение - следование технич стандартам Рос стандарт №1 также выдвигает треб-е рук-ся этими принципами, но в отличии от межд стандартов в их перечень не включен принцип следования технич стандартам В международном стандарте принцип "Следование технич стандартам" означает, что аудитор в своей дея-ти должен рук-ся разл технич и нормативными док-ами, регламентирующими аудит на международном и нац уровне.
4. Треб-я профессионального скептицизма аудиторов
В стандарте 200 включено треб-е проф скептицизма аудиторов при исполнении своих обязанностей. Согласно стандарта аудит должен проводится в соотв-и с треб-ями всех МСА, при этом аудитор должен подходить процесс ауд проверки с опред долей проф скептицизма, что означает не принимать на веру полученную инф-ю, а осознавать, что в ней могут сущ-ть существенные искажения, обусловленные влиянием разл факторов. Проявление проф скептицизма предполагает, что аудитор критически оценивает весомость полученных ауд доказательств, внимательно изучает ауд док-ва, которые противоречат к-л документам или заявлениям или ставит их под сомнение. Аудитору следует проявлять проф скептицизм для того, чтобы не упустить из виду подозрительные обстоят-ва, не сделать неоправданных обобщений, не использовать ошибочные допущения. В ходе проведения ауд проверки аудитор не должен считать рук-во аудируемого лица бесчестным, но в тоже время не должен предполагать и безоговорочную честность ее. Устные и письменные заявления рук-ва не должны подменять аудитору достаточные и надлежащие ауд док-ва. Аналогичные треб-я проф скептицизма содержатся и в рос стандарте №1 Применение м\н стандартов аудита на этапе организации аудиторской проверки
1. Требования м\н стандартов к составлению письма-обязательства 2. Планирование ауд проверки в соот-и с м\н стандартами 3. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента в соот-и с м\н стандартами 4. Опред-е уровня существенности искажений фин отчет-ти
1. Требования м\н стандартов к составлению письма-обязательства
Процесс составления письма-обяз-ва и его содержание рассматривается в стандарте 210 "Условия договоренностей об аудите". В соот-и с этим стандартом письмо-обяз-во должно содержать след положения: 1) подтверждение принятия аудитором задания на проведение проверки 2) подтверждение целей и масштабов ауд проверки 3) подтверждение обяз-в аудитора перед клиентом 4) возм формы отчетов аудитора по рез-м ауд проверки. Требование м\н стандарта по составлению письма-обяз-ва применяются как аудите фин отчета, так и при оказании сопутствующих услуг. Письмо-обяз-во направляется клиента до начала проведения аудита. Стандартная форм письма-обяз-ва предусматривает наличие след разделов: 1. цель аудита фин отчет-ти 2. ответственность рук-ва клиента за составление и предоставление фин отчет-ти 3. объем аудита со ссылками на нормативные положения 4. форма и способ сообщения рез-в аудита 5. предупреждение о наличии риска необнаружения существенных искажений из-за различных ограничений (пр. вследствие тестового или выборочного характера аудита, вследствие ограничений присущих системам бу и внутр контроля) 6. требование свободного доступа к инфе, необх-мой для проведения аудита. Кроме этих обязат положений в письме-обяз-ве, как правило, оговариваются: а) мероприятия, связанные с планированием аудита (осн элементы общего плана, сроки проведения работ, виды процедур) б) перечень ожидаемых от рук-ва письменных заявлений (о достоверности отчетности, о наличии связанных сторон и др.) в) основы для исчисления гонорара г) возм-ти привлечения др аудиторов и экспертов исп-я работы внутр аудиторов и др сотрудников клиента д) координирование работы с предыдущим аудитором е) ограничение ответ-ти аудитора при необх-ти ж) при необх-ти оказание клиенту доп согласованных услуг. Если аудируемая фирма имеет филиалы, дочерние общ-ва, то в письме-обяз-ве дб указано о проведении их аудита. При этом аудитор сообщает инфу будет ли он аудировать их самостоятельно или с привлечением доп аудиторов. В полном объеме письмо-обяз-во составляется при первоначальном аудите. В случае повторных аудиторских проверок письмо-обяз-во может составляться в след случаях: 1. неправильное понимание клиентом цели и объема аудита 2. пересмотр условий договоренности 3. изменения в составе руководящих органов клиента или его собственников 4. существенные изменения характера и масштаба дея-ти клиента 5. изменения з\д, касающиеся требований к ведению бу, составлению фин отчет-ти, проведения ауд проверок Из этих случаев следует особо выделить случаи изменения договоренностей по инициативе клиента. Эти изменения могут носит обоснованный или необоснованный характер. К обоснованным изменениям относятся: а) изменение обстоятельств, влияющих на необх-ть оказания услуги. Пр. потенциального инвестора стали интересовать сведения, касающиеся не всей фин отчет-ти, а лишь данные отчета о прибылях и убытках б) первоначально неправильное понимание клиентом характера аудита (пр. клиент считает, что аудит будет проводится лишь в отн-и отдельных участков бу, а не всей фин отчет-ти) в) ограничение объема договоренности вызвано объективными обстоятельствами. Пр. филиал клиента превращен в самостоятельную орг-ю и передан др собственнику. Необоснованными считается такие изм-я условий договоренности, к-ые связаны с ограничениями аудита из-за неточной, неполной и неудовлетворительной инфы. Если просьба клиента об изменении условий не имеет разумного обоснования, то аудитор должен продолжать выполнение первоначальной договоренности. В случае невозм-ти аудитор должен отказаться от проведения аудита, а при необх-ти сообщить об отказе собственникам клиента.
2. Планирование ауд проверки в соот-и с м\н стандартами
Вопросы планирования раскрываются в стандарте 300 "Планирование". Планирование – разработка общей стратегии и деталей ауд проверки. Цель планирования обеспечения своевременного проведения аудита. Должное планирование обеспечивает надлежащее внимание к наиболее важным направлениям проверки. Это способствует выявление потенциальных проблем и завершению проверки в сжатые сроки. Планирование также способствует хорошей работе вспомогательного персонала, координации проверки с дея-тью др аудиторов и экспертов. Планирование призвано правильно распределить работу среди ассистентов аудитора и приглашенных специалистов. Объем планирования зависит от след факторов: 1. размеров проверяемого клиента 2. сложности предстоящей проверки 3. опыты работы аудитора, в т.ч. с данным клиентом Элементы общего плана в целях координации мб обсуждены с рук-м клиента и его сотрудниками. При разработке общего плана аудитору необх-мо учесть след моменты: 1. знание бизнеса клиента: а) условия отрасли б) характеристики клиента в) уровень компетентности рук-ва 2. понимание систем бу и внутреннего контроля а) учетная политика б) влияние новых нормативных актов в) опыт аудитора в области оценки данных систем 3. аудиторский риск и существенность а) оценка аудиторского риска б) определение уровня существенности в) выявление проблем областей бу 4. характер, сроки и объем аудиторских процедур а) распределение процедур по областям аудита б) влияние информационной технологии на аудит в) возможное использование результатов работы внутр аудита 5. координация, контроль и анализ работы а) потребность в персонале б) привлечение др специалистов 6. прочие аспекты а) допущение о непрерывности дея-ти клиента б) существование связанных сторон в) условия аудиторского задания г) характер и сроки отчетности Программа аудита опред-ет характер, сроки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана. Программа – это набор инструкций для ассистентов аудитора, явл-ся средством контроля их работы. В программе мб указано время, отводимое на выполнение процедур. Если в ходе аудита выявляются обстоятельства, не отраженные в общем плане и программе или отраженные не в полной мере, аудитору следует внести соот-ые коррективы в общий план и программу. Причины таких изменений документируются.
3. Получение аудитором знаний о бизнесе клиента в соот-и с м\н стандартами
Этот вопрос рассм-ся в стандарте 310 "Знания бизнеса". Знание (понимание) бизнеса клиента необходимо для выявления событий и операций, которые могут оказывать существенное влияние на фин отч-ть или на процесс аудита аудитору необходимо получить достаточный объем знаний о бизнесе, для того чтобы лучше понимать события, операции и методы работы, осуществляемые клиентом и оказывающие существенное влияние на отч-ть, ход проведения ауд проверки и само ауд заключение. Аудитор не может располагать тем объемом знаний о бизнесе, которым располагает рук-во клиента, поэтому аудитор должен тщательно разработать процесс получения таких знаний Стандартом указываются первоочередные вопросы, которые должен рассмотреть аудитор: 1) общие эк факторы, в том числе общий ур-нь эк дея-ти (спад или рост) 2) отраслевые факторы и усл-я, в том числе цикличность или сезонность дея-ти, состояние отраслевого рынка и конкуренции в отрасли 3) индивидуальные особ-ти клиента, в том числе хар-ки упр-я и его стр-ра, особ-ти фин-хоз дея-ти, усл-я подготовки фин отч-ти, требования з\д (нормативно-правовое поле) Опираясь на этот перечень, аудиторы еще до заключения договора должен получить предварительные сведения о бизнесе и их дос-ть для дальнейшего проведения аудита. После заключения договора аудитору необходимо расширить знания о бизнесе. Этот процесс продолжается на протяжении всей проверки. Источники получения сведений о бизнесе клиента: 1) опыт предыдущей работы с данным клиентом и с аналогичными субъектами 2) беседа с сотрудниками клиента, в частности с внутренними аудиторами, обзор их отчетов 3) беседы с иными аудиторами и экспертами, которые оказывают услуги данному клиенту 4) публикации о клиенте и о отрасли в СМИ 5) з\д и нормативные акты, оказывающие влияние на дея-ть клиента 6) посещение адм и произв помещений 7) обзор внутренних док-ов клиента, в частности протоколов заседаний общих собраний акционеров или учредителей, совета директоров, производственных совещаний; рассмотрение должностных инструкций, программ развития клиента Полученные аудитором знания бизнеса служит основой для последующего выражения проф мнения аудитора отн-но значительной части аспектов его фин-хоз дея-ти. Треб-е о получении знаний о бизнесе распространяется не только на аудиторов, но и на их ассистентов, при этом они должны запрашивать необходимую инф-ю и делиться между собой.
4. Опред-е уровня существенности искажений фин отчет-ти
МСА оперируют понятием "существенности", отраженных в МСФО. Согласно им, инф-я считается существенной, "если ее пропуск или искажение могут повлиять на эк решения пользователей фин отч-ти. Существенность зависит от размера статьи или ошибки. Существенность явл-ся осн кач хар-кой, которая должна обладать инф-я для того, чтобы быть полезной". Концепция существенности представлена в стандарте 320 "Существенность в аудите". Оценка существенности явл-ся предметом проф суждения аудитора. Приемлемый ур-нь существенности устан-ся аудитором при разработке общего плана с целью выявления значительных с колич точки зр-я искажений. При этом должны приниматься также во внимание такие факторы, как качественные искажения (нарушения з\д, учетной политики). Аудитор должен учитывать также, что незначительные, но систематические искажения могут оказывать существенное влияние на фин отч-ть. В рез-те рассмотрения разл аспектов фин отч-ти аудитор может установить разл ур-ни существенности по отношению фин отч-ти в целом к сальдо отдельных счетов и кассовых операций. Установленные ур-ни существенности применяются в 2 случаях: 1 – при опред-и хар-ра сроков и объемов планируемых ауд процедур При планировании оценка существенности позволяет аудитору выбрать те процедуры, которые могут снизить ауд риск 2 – при оценке последствий искажений Оценка существенности неисправленных искажений проводится по совокупности, включая конкретные искажения выявленные аудитором и прогнозируемые ошибки. Если аудитор считает искажения существенными, то ему необходимо снизить ауд риск одним из 2 способов: а) расширить круг ауд процедур с тем, чтобы выяснить реальную величину прогнозируемых ошибок (сущ-ет вер-ть, что она будет ниже предполагаемой) б) предложить рук-ву внести поправки в фин отч-ть. Если рук-во отказывается вносить исправления, то аудитору следует решить вопрос о соотв-ей модификации ауд заключения Если сов-ть неисправных искажений близка к ур-ню существенности, то аудитору надо провести доп процедуры с целью уточнения величины искажений
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|