Регулирование работы насосов.
Регулированием называется процесс искусственного изменения характеристики насоса или трубопровода для получения требуемой подачи. Существуют количественный и качественный способы регулирования подачи насосов. При количественном способе регулирования изменяют характеристику трубопровода, а при качественном - напорную характеристику насоса. Количественный способ достигается дросселированием потока, качественный - изменением частоты, вращения вала, для осевых и диагональных насосов - также изменением угла установки лопастей рабочего колеса. Регулирование дросселированием основано на увеличении сопротивления в напорной линии при закрытии на ней задвижки или затвора. При дросселировании характеристика трубопровода становится более крутой и режимная точка (рис. 1.44.) смещается левее в точку В, в запорном устройстве теряется напор h и мощность DN = r ´ g ´ h ´ , где hВ - КПД насоса при подаче QB. Так как здесь часть напора не используется, то КПД насосной установки снижается где hВ - КПД электродвигателя. Применение дросселирования эффективно для насосов с пологими напорными характеристиками, при которых подачу можно плавно изменять в широких пределах. Допустим, что данной характеристике насоса и насосной установки соответствует только одна рабочая точка. Между тем, требуемая подача может изменяться. Для того чтобы изменить режим работы насоса, необходимо изменить характеристику насоса либо насосной установки. Это изменение характеристик для обеспечения требуемой подачи называется регулированием. Регулирование центробежных и малых осевых насосов может осуществляться либо при помощи регулирующей задвижки (изменяется характеристика насосной установки) или изменением частоты вращения (изменяется характеристика насоса). Иногда малые осевые насосы регулируют перепуском части расхода из напорного трубопровода во всасывающий. Работа установки со средними и крупными осевыми насосами, имеющими поворотные лопасти, регулируется изменением угла установки лопастей рабочего колеса, при котором меняется характеристика насоса.
Регулирование задвижкой (дросселированием). Предположим, что насос должен иметь подачу не QА соответствующую точке А пересечения характеристики насоса с характеристикой насосной установки, a QB < QA (рис. 1.44). Этой подаче соответствует рабочая точка В характеристики насоса. Чтобы характеристика насосной установки пересекалась с кривой напоров Н = f(Q) в точке В, необходимо увеличить потери напора в установке. Это осуществляется прикрытием регулирующей задвижки, установленной на напорном трубопроводе. В результате увеличения потерь напора в установке характеристика насосной установки пойдет круче и пересечет кривую напоров Н = f(Q) насоса в точке В. При этом режиме потребный напор установки складывается из напора НВУ, расходуемого в установке при эксплуатации с полностью открытой задвижкой, и потери напора hЗ в задвижке. Таким образом, регулирование работы насоса дросселированием вызывает дополнительные потери энергии, снижающие КПД установки, поэтому этот способ неэкономичен. Однако благодаря исключительной простоте регулирование дросселированием получило наибольшее распространение. Этот способ применяют кратковременно и только для малых насосов. Регулирование изменением частоты вращения насоса. Изменение частоты вращения насоса ведет к изменению его характеристики и, следовательно, рабочего режима (рис. 1.45.). Для регулирования изменением частоты вращения необходимы двигатели с переменной частотой вращения электродвигатели постоянного тока, паровые и газовые турбины и двигатели внутреннего сгорания). Наиболее распространенные асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором практически не допускают изменения частоты вращения.
Применяется также изменение частоты вращения включением сопротивления в цепь ротора асинхронного двигателя с фазовым ротором, а также гидромуфтой, установленной между двигателем и насосом. Регулирование работы насоса изменением его частоты вращения более экономично, чем регулирование дросселированием. Даже применение гидромуфт и сопротивления в цепи ротора асинхронного двигателя, связанное с дополнительными потерями мощности, экономичнее, чем регулирование дросселированием. Регулирование перепуском. Оно осуществляется перепуском части жидкости, подаваемой насосом, из напорного трубопровода во всасывающий по обводному трубопроводу, на котором установлена задвижка (см. схему установки на рис. 1.47. задвижка 2). При изменении степени открытия этой задвижки изменяются расход перепускаемой жидкости и, следовательно, расход во внешней сети. Энергия жидкости, проходящей по обводному трубопроводу, теряется, поэтому регулирование перепуском неэкономично. Регулирование поворотом лопастей. Оно применяется в средних и крупных поворотнолопастных осевых насосах. При повороте лопастей изменяется характеристика насоса и, следовательно, режим его работы (рис. 1.44). КПД насоса при повороте лопастей изменяется незначительно, поэтому этот экономичнее регулирования дросселированием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|