Последствия монопольной власти
Монополия, формируя рыночное равновесие, ведет к перераспределению ресурсов в отрасли и в экономике в целом (по сравнению с совершенной конкуренцией), в результате чего возникают потери общественного благосостояния. В условиях свободной конкуренции достигается оптимальное (по Парето) размещение ресурсов между альтернативными возможностями использования. Условием эффективного размещения ресурсов служит равенство предельной нормы замены любых двух товаров в обмене предельной норме трансформации между ними в производстве: Доминирующая фирма В экономике существуют рынки, на которых действует фирма-лидер (иначе – доминирующая фирма), имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену, и большое число конкурентных фирм-аутсайдеров. Доминирующая фирма обладает рыночной властью, что проявляется в ее высокой доли рынка (например, «Аэрофлот»).
Существует 3 причины для достижения значительной власти на рынке. Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Это возможно: если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент); если доминирующая фирма в большей степени, чем конкуренты способна усваивать и использовать накопленный опыт; если доминирующая фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства. Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого качества, чем аутсайдеры. В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Ценовое лидерство доминирующей фирмы: детерминанты монопольной власти в краткосрочном периоде Ценовое лидерство означает, что доминирующая фирма назначает цену на продукт, выпускаемый отраслью, а фирмы-конкуренты либо следуют этой цене, либо устанавливают цену, ориентируясь на лидера. Поскольку доминирующая фирма позволяет фирмам-конкурентам продавать какое угодно количество товара по назначаемой ею цене, у фирм-конкурентов нет стимулов назначать более низкую цену. Если фирмы-конкуренты назначают более высокую цену, то они теряют полностью рынок сбыта. Цена доминирующей фирмы может служить своего рода «ценовым зонтиком» для фирм-аутсайдеров: даже если качество их товаров несколько ниже, за счет доминирующей фирмы, ее репутации фирмы-конкуренты могут найти рынок сбыта для своих товаров. Модель поведения ценового лидера на рынке основана на следующих предпосылках: • на рынке существует одна крупная фирма, которая становится доминирующей в силу более низких издержек производства; • фирмы-аутсайдеры ориентируются на цену доминирующей фирмы;
• число фирм в отрасли не изменяется: фирмы не могут входить или выходить из отрасли. • доминирующая фирма знает функцию рыночного спроса; • доминирующая фирма может предсказать выпуск фирм-аутсайдеров при каждом уровне цен.
Модель «самоубийственного» поведения доминирующей фирмы Если предположить возможность входа на рынок новых фирм-аутсайдеров, проблема ценообразования доминирующей фирмы становится не такой простой. У доминирующей фирмы появляется необходимость выбора по крайней мере между двумя альтернативами: 1) не обращая внимания на возможность входа в отрасль новых фирм-аутсайдеров, максимизировать прибыль; 2) устанавливать цену, устраняющую стимулы входа в отрасль.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|