Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диалектика и естествознание




 

Вторая связка

 

Исследование природы и диалектика

1) Заметки:

а) О прообразах, математического бесконечного в действительном мире.

b) О «механическом» понимании природы.

c) О негелиевской неспособности познавать бесконечное.

2) Старое предисловие к «Анти-Дюрингу». О диалектике.

3) Естествознание и мир духов.[713]

4) Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека.

5) Основные формы движения.[714]

6) Опущенное из «Фейербаха».

 

Третья связка

 

Диалектика природы

1) Основные формы движения.

2) Две меры движения.

3) Электричество и магнетизм.

4) Естествознание и мир духов.

5) Старое введение.

6) Приливное трение.

 

Четвертая связка

 

Математика и естествознание. Разное

 

 

МАТЕРИАЛЫ К «АНТИ-ДЮРИНГУ»

 

ИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ К «АНТИ-ДЮРИНГУ» [715]

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

 

 

К отделу первому [716]

 

К гл. III

Идеи – отражения действительности

Все идеи извлечены из опыта, они – отражения действительности, верные или искаженные.

К гл. III, стр. 33–35

Материальный мир и законы мышления

Два рода опыта: внешний, материальный, и внутренний – законы мышления и формы мышления. Формы мышления также отчасти унаследованы путем развития (самоочевидность, например, математических аксиом для европейцев, но, конечно, не для бушменов и австралийских негров).

Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности, точно так же как вычисление в аналитической геометрии должно соответствовать геометрическому построению, хотя то и другое представляют собой совершенно различные методы. Но, к сожалению, это почти никогда не имеет места или имеет место лишь в совершенно простых операциях.

Внешний мир, в свою очередь, есть или природа, или общество.

К гл. III, стр. 33–35; гл. IV, стр. 40–43; гл. X, стр. 97

Отношение мышления к бытию

Единственным содержанием мышления являются мир и законы мышления.

Общие результаты исследования мира получаются в конце этого исследования; они, следовательно, являются не принципами,  не исходными пунктами, а результатами,  итогами. Конструировать эти результаты в уме, исходить из них как из основы и затем в уме реконструировать из них мир – это и есть идеология,  та идеология, которой до сих пор страдали и все разновидности материализма. Хотя для него, конечно, было до некоторой степени ясно отношение мышления к бытию в природе,  но неясно было это отношение в истории, он не понимал зависимости мышления во всяком данном случае от исторических материальных условий. – Так как Дюринг исходит из «принципов», а не из фактов, то он является идеологом, и он может скрывать, что он идеолог, лишь выражая свои положения в столь общей и бессодержательной форме, что эти положения представляются аксиоматическими, плоскими,  причем в таком случае из этих положений нельзя сделать никаких выводов, но можно лишь вложить  в них произвольное значение. Например, хотя бы принцип единственности бытия.  Единство мира и нелепость потустороннего бытия есть результат всего исследования мира, но здесь имеется в виду доказать его a priori, [717] исходя из аксиомы мышления.  Отсюда бессмыслица. – Но без этого переворачивания обособленная философия невозможна.

К гл. III, стр. 35–36

Мир как связное целое. Познание мира

Систематика [718] после Гегеля невозможна. Ясно, что мир представляет собой единую систему, т. е. связное целое, но познание этой системы предполагает познание всей природы и истории, чего люди никогда  не достигают. Поэтому тот, кто строит системы, вынужден заполнять бесчисленное множество пробелов собственными измышлениями,  т. е. иррационально  фантазировать, заниматься идеологизированном.

Рациональная фантазия – alias[719] комбинация!

К гл. III, стр. 36–39

Математические действия и чисто логические действия

Вычисляющий рассудок – счетная машина! –  Забавное смешение математических действий, допускающих материальное доказательство, проверку, – так как они основаны на непосредственном материальном созерцании, хотя и абстрактном, – с такими чисто  логическими действиями, которые допускают лишь доказательство путем умозаключения и которым, следовательно, не свойственна положительная достоверность, присущая математическим действиям, – а сколь многие из них оказываются ошибочными! Машина для интегрирования  (ср. речь Эндрюса, «Nature», 7 сентября 1876 г.).[720]

Схема = шаблон.

К гл. III, стр. 36–39; гл. IV, стр. 40–43

Реальность и абстракция

С помощью положения о всеединственности всеобъемлющего бытия, – под которым папа и шейхуль-ислам[721] могут подписаться, нисколько не отказываясь от своей непогрешимости и от религии, – Дюринг так же не может доказать исключительную материальность  всего бытия, как он не может из какой бы то ни было математической аксиомы конструировать треугольник или шар или же вывести теорему Пифагора. Для того и другого нужны реальные предпосылки, и лишь путем исследования последних можно достигнуть этих результатов. Уверенность, что кроме материального мира не существует еще особого духовного мира, есть результат длительного и трудного исследования реального мира, у compris[722] также и исследование продуктов и процессов человеческого мозга. Результаты геометрии представляют собой не что иное, как естественные свойства различных линий, поверхностей и тел, resp.[723] их комбинаций, которые в значительной своей части встречались в природе уже задолго до того, как появились люди (радиолярии, насекомые, кристаллы и т. д.).

К гл. VI, стр. 59 и сл.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...