Тема: Лексические нормы русского языка
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Практическое занятие №2 Тема: Орфоэпические нормы русского языка Теоретические вопросы: 1. Орфоэпические нормы в системе норм русского языка. 2. Произношение гласных. 3. Произношение согласных. 4. Произношение заимствованных слов. Практические задания: 1. Произнесите данные слова в соответствии с орфоэпической нормой. Трава, кладу, распахнутый, дошёл, прошу, взяла, рябина, язык, яйцо, принесла, село, ночевать, щадить, очарован, счастливый; аромат, демократия, дотация, лояльный, костюм, косметика, форсировать, монополия, отель, оазис, рококо, хаос, зоолог, болеро, Вольтер, Шота Руставели, легато, адажио, фонетика, новелла, поэтический, декаданс, анданте, деградация. 2. Какой звук: [е] или [о] — произносится под ударением в приведенных ниже словах? Проверьте произношение по «Орфоэпическому словарю русского языка». Желоб, жернов, жердочка, желчь, шлем, шерстка, зев, заем, амеба, атлет, акушер, гренадер, блестки, береста, бесхребетный, браконьер, дебелый, бревенчатый, издевка, леска, маневр, маневренный, двоеженец, многоженство, новорожденный, опека, оседлость, недоуменный, несовременный, никчемный, одновременно, осужденный, платежный, приведший, принесший, привезший, плетший, истекший, передержка, 3. Определите, мягкий или твёрдый согласный произносится в позиции перед [е] в данных словах. В каких словах возможен только один вариант, а в каких допустимы оба варианта? Агрессия, адекватный, академик, адепт, аккордеон, анемия, антитеза, анестезия, антисептика, антресоли, апартеид, артезианский, астероид, атеист, аутсайдер, бартер, бизнес, бестселлер, бутерброд, бифштекс, безе, берет, бекон, брюнет, генезис, гипотеза, дебаты, дебют, девиз, девальвация, дегенерат, декада, деканат, демагогия, демарш, демпинг, депеша, депозит, депонент, диспансер, дефицит, законопроект, индекс, интервал, кодекс, компетентный, компьютер, конкретный, корректный, кофе, кафе, коэффициент, купейный, лютеранин, лидер, менеджер, музей, неологизм, непрезентабельный, пастель, паштет, пресса, резюме, свитер, сервант, стратегия, текст, телефакс, темп, тенденция, термин, террор, фортель, френч, фанера, чартер, шинель, энергия, эфемерный, юриспруденция.
4. Расшифруйте и произнесите правильно аббревиатуры: СНГ, ФРГ, ВПК, ЛДПР, НТВ, КПРФ, РСФСР, ЗАГС, РТР, ОРТ. 5. Вставьте пропущенные гласные: пл...тишь, упл...чено, запл..чено, недопл...тит, перепл...ченный, припл...ченный, од...лживать, отср..чивать, присв...ивать, приур..чивать, обусл...вливать. 6. Разделите приведённые слова на три группы, взависимости от варианта произношения чн: а) слова, где произносится [чн]; б) слова, где произносится [шн]; в) слова, где возможны оба варианта произношения. Античный, библиотечный, булочная, бутылочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный, Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный, нарочно, ночной, очечник, отличник, однозвучный, печной, почечный, порядочный, пустячный, ручной, Саввична, сердечный, скучный, съёмочный, скворечник, солнечный, сливочный, точность, тренировочный, убыточность, уличный, шапочный, ячневая, яичница. 7. Запишите слова (услышанные Вами в речи окружающих), в которых часто допускают орфоэпические ошибки. 8. Составьте диалог, используя слова из упражнений 2,3,6. Практическое занятие №3 Тема: Акцентологические нормы современного русского языка. Теоретические вопросы: 1. Особенности русского ударения. 2. Функции русского ударения. 3. Вариативность ударений. 4. Ударение в именах существительных.
5. Ударение в именах прилагательных. 6. Ударение в глаголах. Практические задания:
1. На какой слог падает ударение в следующих группах слов? а) абзац, адюльтер, алкоголь, алфавит, аноним, апостроф, безмен, визирь, дефис, диспансер, договор, документ, досуг, дояр, жалюзи, еретик, загиб, инсульт, каучук, квартал, коттедж, колледж, коклюш, кремень, лосось, мизантроп, накид, нарост, нувориш, партер, процент, псевдоним, раструб, ревень, слепень, столяр, торец, фетиш, христианин,, цемент, цыган, шофер, щавель, эксперт. б) бармен, благовест, генезис, догмат, капор, овен, оникс, маркетинг, менеджер, триптих, туфля, форзац, фортель. в) арахис, анапест, иероглиф, эпиграф. 2. Составьте словосочетания с приведёнными словами в их разных значениях, зависящих от ударения: атлас, видение, кирка, хаос, ледник, характерный, острота, рожки. 3. Поставьте ударение в существительных мужского рода: алкоголь, алфавит, досуг, дефис, документ, доллар, занавес, квартал, инсульт, коклюш, километр, магазин, партер, портфель, планер, псевдоним, пурпур, созыв, отсвет, стартер, столяр, творог, центнер, часовщик, шофер. 4. Поставьте ударение в существительных женского рода: бюрократия, ветла, девица, деспотия, дремота, зевота, засека, злоба, индустрия, искра, истерия, камбала, кета, кулинария, ломота, молодежь, немота, петля, просека, простыня, ракушка, свекла, серьга, статуя, хвоя, щеколда, флюорография. 5. Поставьте ударение в существительных среднего рода: изобретение, намерение, озвучение, обеспечение, переосмысление, приданое, рондо, сосредоточение, упрочение. 6. Поставьте ударение в прилагательных и причастиях: августовский, атомный, валовой, грошовый, грушевый, домовая, зубчатый, кухонный, оптовый, козырной, тигровый, сливовый, суповой, ходовой, украинский. Загнутый, изогнутый, согнутый, увезенный, погруженный, заключенный, возбужденный. 7. Поставьте ударение в кратких формах имён прилагательных. Отметьте случаи колебания нормы: бедна, бедно, бедны; близка, близко, близки; быстра, быстро, быстры; верна, верно, верны; глубока, глубоко, глубоки; дерзка, дерзко, дерзки; гневна, гневно, гневны; мала, мало, малы. 8. Поставьте ударение в глагольных формах: Звала, звало, звали; начала, начало, начали; сняла, сняло, сняли; заняла, заняло, заняли; наняла, наняло, наняли; отняла, отняло, отняли; поняла, поняло, поняли; приняла, приняло, приняли; поднялась, поднялось, поднялись; собралась, собралось, собрались; прибыла, прибыло, прибыли.
9. Расставьте ударения в наречиях. Втридешева, втридорога, донага, донельзя, завидно, задолго, издавна, искони, исподволь, испокон, исстари, мастерски, мельком, навек, назло, надолго, наискось, наотмашь, отчасти, памятуя, поедом, щегольски, щекотно. 10. Расставьте ударение в словах. Образуйте глаголы 3-его лица единственного и множественного числа. Включить, долбить, звонить, крепить, осведомить, откупорить, отключить, перчить, повторить, позвонить, сверлить, солить, сорить, шевелить, баловать, бряцать, ржаветь, ходатайствовать. 11. Расставьте ударения в словах. Образуйте от них имена прилагательные. Аккомпанировать, бронировать (номер), бронировать (танк), гофрировать, гравировать, запломбировать, костюмировать, никелировать, нормировать, премировать, сформировать.
Практическое занятие №4 (самостоятельная письменная работа) Тема: Лексические нормы русского языка Практические задания: 1. Составьте предложения, в которых различались бы слова-омонимы: выдержка, занять, класс, мир, нота, среда, точка, язык. 2. Устраните речевую избыточность и тавтологию. К концу соревнований в более лучшем положении оказалась команда «Стрела». Он приехал на стройку два года тому назад. Участники творческой экспедиции рассказали о перспективах на будущее. После первого дебюта в одном известном фильме молодая актриса стала получать предложения сниматься за границей. Рабочий был уволен за прогул без уважительной причины. На научном семинаре автор изложил главную суть книги. Инициатором и зачинателем движения является экономическая ассоциация. На строительные объекты бесперебойно доставляются строительные материалы. Середина 60-х годов знаменательна расцветом и апогеем «сурового стиля». 3. Составьте словосочетания с данными синонимами, обратите внимание на различие сочетаемости синонимов.
Натуральный - естественный, фальшивый - искусственный, вакуум - пустота, дискутировать - спорить, демонстрировать, показывать, дистанция - расстояние, оптимистический - жизнерадостный, исправить - устранить, осуществить, выполнить. 4. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. 1. Известно, какую важную роль в воспитании нашей молодежи имеет наша литература. 2. Кроме прививок населению, большое значение в профилактике играет уничтожение грызунов. 3. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 4. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 5. Там все так же председательствует Егоров Филипп Иванович, уже защитивший кандидатскую степень. 6. В этом году звание чемпиона в тяжелом весе неожиданно занял Иван! 7. Необходимо предпринять решительные меры, чтобы поднять темпы производства. 8. Яподнял тост за моих далеких друзей. 5. Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения, если нужно, произведите синонимические замены. 1. Среди собравшихся превалировали представители молодежи. 2. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 3. Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшей эволюции в области спортивной работы. 4. Профсоюзы делают сильный акцент на культмассовую работу. 5. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 6. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 7. Многие дореволюционные интеллигенты, считавшие себя либералами, относились индифферентно к вопросам религии. 9. Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного лайнера. Практическое занятие № 5
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|