Тема: Система функциональных стилей русского языка
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Теоретические вопросы: 1. Стилистическая окраска языковых единиц. 2. Понятие функционального стиля языка. 3. Функциональные стили русского языка. 4. Особенности (морфологические, лексические, синтаксические) стилей русского языка. 5. Стилистическая норма и её нарушения (стилистические ошибки). Практические задания: 1. По какому признаку возможно следующее противопоставление стилей: Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль --------------- Разговорный стиль Художественный стиль
Официально-деловой стиль Научный стиль Публицистический стиль --------------- Художественный стиль Разговорный стиль 2. Продолжите ряды жанров каждого из функциональных стилей: · Официально-деловой стиль: инструкции, договоры … · Научный стиль: доклад, лекция … · Публицистический стиль: эссе, очерк … · Художественный стиль: басня, элегия … · Разговорный стиль: беседа … 3. Прочитайте тексты. Сравните их лексико-фразеологический состав и грамматический строй и сделайте вывод о функционально-стилевой принадлежности каждого текста. В отрывке из рассказа А.П. Чехова «Степь» выделите тропы (метафоры, олицетворения, эпитеты) и другие средства образной речи. Приведите свои примеры художественных текстов, в которых образно описываются явления природы, ландшафт, внешность литературных героев и т.п. 1. Гроза - атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды - молнии - сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более теплую подстилающую поверхность.
2. Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух Деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый Дождь вызвал сильное наводнение. Нанесен значительный ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседнимирайонами. 3. Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром - городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30-35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепилово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание восьмилетней школы в деревне Курково, для его восстановления понадобится капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено. 4.... Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь наш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные... В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад - все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет - вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось.
5. Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (...) Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес. Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились, и видно было, как по краю дороги спешили куда-то назад облака пыли и их тени. (...) Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром. (...) Дождь почему-то долго не начинался... Было страшно темно. А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (...) Вдруг над самой головой его (Егорушки) со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыпятся обломки... Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева звуки. «Тррах! тах, тах! тах!» - явственно отчеканивал гром, катился по небу, спотыкался и где-нибудь у передних возов или далеко сзади сваливался со злобным, отрывистым -«трра!..». ... Молния сверкнула в двух местах и осветила дорогу до самой дали... По дороге текли ручейки и прыгали пузыри.
(Ч.) 4. Подготовьте самостоятельно тексты разных функциональных стилей. 5. Заполните таблицу.
Практическое занятие № 7 Тема: Официально-деловой стиль. Культура письменного делового общения Теоретические вопросы: 1. Особенности официально-делового стиля (ОДС). 2. Подстили ОДС. 3. Жанры ОДС канцелярского подстиля. 4. Свойства официально-деловой письменной речи 5. Виды деловых писем. 6. Типовые правила оформления деловых писем
Сообщения: Принципы официальной переписки Проблемы делового общения в сети Internet Практические задания: 1. Прочитайте слова и словосочетания. Укажите те из них, которым свойственна окраска официально-делового стиля. Воздать должное, нетрудоспособность, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, быстро, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследования, ходатайствовать, обвинительный приговор, социология, установленный порядок, единовременное пособие, посоветовать, прямые обязанности, прогулка, соглашение, несоблюдение, дипломная работа, просрочка, ответчик. 2. Образуйте глагольные словосочетания с данными ниже словами. Составьте предложения. Приказ, контроль, должностные оклады, выговор, порицание, ошибка, содействие, порядок, выполнение, дисциплина, совещание, обязанности, меры, претензия, благодарность, виза, выговор, соглашение, приказ, отчет, подпись, предписание, содействие, учет, проект, протокол, расписка, распоряжение, резолюция, резюме, решение, справка, счет, требование, характеристика, санкции. 3. Укажите наиболее употребляемые в официально-деловой речи варианты сочетаемости данных глаголов с существительными. Составьте предложения. Внести, высказать, заслушать, обеспечить, объявить, предоставить, представить, принести, продлить, произвести, принять, предпринять, оказать, рассмотреть, удовлетворить.
4. Образуйте словосочетания, имеющие окраску официально-делового стиля, подобрав к приведенным ниже существительным согласованные и несогласованные определения. Ответственность, действия, лицо, пособие, меры, обстоятельства, рассмотрение, срок, ущерб, цена, обслуживание, отношения, приговор, дети, оборона, полномочия, обстоятельства, преступление, наказание, жалоба, пособие, органы, порядок. 5. Составьте предложения, характерные для официально-делового стиля, используя следующие предлоги: В целях, в отношении, на предмет, в силу, в связи, в соответствии, по линии, в течение, во избежание, на основании, в счет, в порядке. 6. Чем вызвано нарушение смысловой точности высказывания в приведенных ниже фрагментах? Отредактируйте предложения. Эти данные позволили автору основать следующие выводы и предложения. Стала очевидной нетождественность замыслов программы социальным условиям жизни. Необходимо ещё раз обсчитать все данные. Следует затвердить это на собрании. Мне было отказано под благоприятным предлогом. Был провозглашен приговор суда. Это достигалось самыми неугодными средствами. На заводе возникло нестерпимое положение. 7. Ответьте на вопросы так, чтобы Ваш ответ являлся фрагментом из какого-либо официального документа: объявления, инструкции, справки. · Шьют ли в ателье пальто из их материала? · Заверит ли нотариус копию документа, если у меня нет с собой паспорта? · Мне могут поменять студенческий билет, если нет новой фотографии? 8. Напишите: а) заявление с просьбой разрешить вам академический отпуск, продлить сессию и т.д.; б) доверенность на получение стипендии вашим одногруппникам, на получение посылки по почте и т.д.; в) объяснительную записку в следующих ситуациях: вы пропустили занятие, не явились на дежурство, опоздали на занятие и т.д. 9. Отметьте нарушения принципов официальной переписки. Уважаемые коллеги! Ваше предложение о проведении переговоров с целью более детального обсуждения возможностей и форм сотрудничества вызвало горячее одобрение нашего коллектива. Мы рады будем как можно скорее сесть с вами за стол переговоров. Надеемся, что Вы согласитесь с необходимостью проанализировать последние информационные материалы и публикации, которые дают представление о тех или иных факторах в сегодняшнем положении фирм. Ждем Вашего ответа и предложения о дате переговоров.
С уважением Директор фирмы «Н» Иванов С.Б.
10. Приведите примеры языковых формул, выражающих мотивы, причины, цели написания делового письма, языковые формулы, выражающие предложение, отказ от предложения, сообщение, обещания, гарантии.
11. Определите коммуникативные функции данных языковых моделей. Закончите фразы деловых писем. На основании договора о намерениях… В ответ на Вашу просьбу… Считаем необходимым ещё раз напомнить Вам … Ставим Вас в известность о … Ваше предложение отклонено… Мы можем предложить Вам… Мы будем весьма признательны Вам за участие в … Убедительно просим Вас … 12. Проанализируйте следующий текст. Выявите неточности. Перепишите текст без ошибок.
Гостиница «Приют» Директору Петрову И.П.
Иван Петрович! Вы обещали нам 30 номеров во вверенной вам гостинице для участников нашего семинара специалистов социальной сферы на тему «Перспективы развития сервиса в России». Как вы знаете, семинар состоится с 10 по 12 мая, а до сих пор нет подтверждения, как договаривались, а предоплату мы уже сделали. Прошу согласно договора срочно подтвердить наши места и сообщить, какие именно. Директор А.И. Ивочкин Главбух А.В. Кочкина
Практическое занятие № 8 Тема: Культура устного делового общения Вопросы: 1. Особенности официально-делового общения. 2. Деловая беседа. Виды бесед. 3. Деловое совещание. 4. Деловые переговоры.
Сообщения: 1. Приветствие и представление в деловой сфере 2. Поздравления в деловой сфере 3. Национальные особенности делового общения. 4. Телефонный речевой этикет в деловой сфере 5. Поведение в типовых ситуациях общения 6. Ложь и критика в деловом общении, этические аспекты 7. Барьеры в деловом общении и их преодоление 8. Разрешение конфликтов в деловой сфере
Практические задания: 1. Проиграйте предложенные ролевые ситуации: А) вы студент первого курса. Вам необходимо обратиться с просьбой: к ректору, декану, заведующему кафедрой, преподавателю, товарищу. Б) Вы – сотрудник организации. Вам необходимо по телефону попросить: ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике; преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации; руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия. 2. Приведите речевые конструкции выражения несогласия, желания уйти от ответа, отказа. 3. Составьте перечень речевых формул, помогающих провести деловую беседу, деловое совещание. Преподаватель Е.М. Якимова Список литературы Александров Д.Н. Риторика, или Русское красноречие: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М, 2003. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. — 8-е изд. — М., 1995. Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М, 1991. Большой толковый словарь иностранных слов: В 3 т. / Сост. М. А.Червинская, П.П.Червинский. — Ростов-н/Д, 1995. Бучкина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. -М., 1998. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2003. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону, 2001. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. – М.: Просвещение, 1996. – 304 с. Волков А.А. Основы риторики. – М.: Академия, 2005. Воронин В.П., Лылов А.И. Этика деловых отношений. Воронеж. 2006. Голуб И.Б. Искусство риторики: Пособие по красноречию. – Ростов-на Дону, 2005. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М., 2003. Гольдин В.Е., Сиротинина О.Б., Ягубова М.А. Русский язык и культура речи: Учеб. для студентов-нефилологов / Под ред. О.Б. Сиротининой. Саратов, 2001. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы, ударения. — М., 1994. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – 3-е изд., испр. – М.: Дело, 2001. – 480 с. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Саввова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с. Карнеги Д. Как вырабатывать в себе уверенность и влиять на людей, выступая публично: Пер. с англ. – М., Прогресс, 1989. Кузин Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие. М., 2004. Кузнецов И.Н. Современная риторика: Учеб. пособие. – М., 2003. Кузнецов И.Н. Современный этикет. М., 2007. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Проф. Л.К.Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: Издательство НОРМА, 2000. – 560 с. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник-практикум. -М. 1998. Лопатин В. В., Чельцова Л. К., Нечаева И. В. Прописная или строчная? Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А.Новикова. — 7-е изд. — М., 2001. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Уч. пособие для студентов гум. факультетов вузов. – М.: Академия, 2003. – 272 с. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/ Под ред. Р. И. Аванесова. - М., 2000. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб., 2001. Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И. Максимова. М., 2002. Русский язык и культура речи: Учеб. для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др.; Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высш. Шк.; С.-Пб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 509 с. Русский язык и культура речи: Учебник. – 2-е изд., перер. и доп. / Под ред. Проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 240 с. Русский язык и культура речи: Учебник/ Под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 440 с. Солганик Г.Я., Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка и культура речи. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 256 с. Стернин И.А. Практическая риторика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2003. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002. Харченко В. К. Поведение: от реального к идеальному. - Белгород, 2005. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения. М, 2005.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|