Использование моделей и моделирования в экологическом образовании дошкольников
Модель – это мысленно и практически созданная структура, воспроизводящая ту или иную часть действительности, но в упрощенной, схематичной и наглядной форме. Модели́рование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей деятельности с предметами. Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, П.Я.Гальперина, В. В.Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. С этих позиций моделирование используется в педагогике, в частности при ознакомлении дошкольников с природой. Многообразие природных явлений, составляющих непосредственное окружение детей, создает видимость их легкого познания в процессе наблюдений. Пугливость и скрытый образ жизни диких животных, изменчивость развивающихся организмов, цикличность сезонных изменений в природе, многочисленные и скрытые от восприятия связи и зависимости внутри природных сообществ - все это создает объективные трудности для познания явлений природы детьми дошкольного возраста, мыслительная деятельность которых находится еще в становлении. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков. Особое значение приобретают действующие модели, которые вскрывают характер функционирования объекта, показывают механизм его связи с окружающими условиями.
Иконические модели (т. е. имеющих сходство с натурой) как более доступных для восприятия и понимания детьми. Используются модели отдельных животных. Картонная модель бабочки павлиньего глаза, сидящей на коре дерева, имела подвижные крылья. Модель позволяет демонстрировать не только особенности строения и поведения, но и приспособительную связь со средой обитания, в основе которой - маскировочная и запугивающая окраска и формы поведения (затаивание, интенсивная демонстрация ярких пятен). Бумажная модель хищной птицы, воспроизводящая ее полет и нападение, демонстрирует детям приспособительные формы защитного поведения некоторых животных (еж, черепаха и др.). Моделирование различных признаков строения растений (исследованияН.И. Ветровой). Этот тип моделирования ставит задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. Используются модели-шкалы признаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляют сенсорную модель - полоску, отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения дети учатся характеризовать растения одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа способствует сенсорному развитию детей. Модели, воспроизводящие характер сцепления отдельных компонентов комплекса «животное - среда». Данная модель маскировки показывает значение совпадения и несовпадения окраски, наличия или отсутствия движения для опознания плоской геометрической фигуры, помещенной на картонную панель определенного цвета. Эта модель позволяет формировать у детей обобщенное представление о явлении маскировки как таковом. После демонстрации на модели трех-четырех разных по форме и цвету фигур дети начинают понимать, что для маскировки любого предмета (животного) важны два признака: окраска, совпадающая с окружающим фоном, и неподвижность. Данный тип моделей способствует умственному воспитанию детей, так как наглядно демонстрирует закономерную связь природных объектов, связь причинно-следственного характера; это помогает познать явление в обобщенном виде, развивать не только наглядно-образное, но и логическое мышление ребенка.
Пространственно-временной тип графического моделирования. Универсальным средством в данном случае является серия графических изображений объекта на разных этапах его преобразования. Такая серия, составленная с учетом временных изменений объекта, адекватно отражающего скорость изменения объекта, дает наглядное представление о характере и последовательности преобразований предмета или явления. По этому принципу разработаны различные типы графических моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов (в педагогической интерпретации их называют календарями наблюдений за явлениями природы). В качестве примера рассмотрим календари наблюдений за птицами во время зимней подкормки, проводимых в разных возрастных группах (С.Н. Николаева). Календарь для младших дошкольников, а также верхняя часть календаря для старшей группы заполняются карточками с изображениями птиц, прилетающих к кормушке. Фиксация наблюдений таким способом производится каждый день. Нижняя часть календаря старшей группы и календарь подготовительной группы заполняются иначе: ежедневно в соответствующих графах проставляются цветные галочки (символическое изображение птиц). Календари различаются не только по способу фиксации наблюдений, но и по содержанию. Объем моделируемого содержания для старших дошкольников значительно больше: учитываются время (за единицу которого взята неделя, разделенная на дни), а также некоторые особенности поведения птиц у кормушки. В календаре подготовительной группы может быть зафиксирована погода, перечислены корма, что в комплексе составляет внешние условия, на фоне которых происходят наблюдения за птицами.
Главным содержанием календарей всех возрастных групп (а для младших - единственным) является состав птиц. Внесение данных в календарь 1 раз в 2 недели в разгар зимней подкормки в младшей - старшей группах позволяет детям хорошо познакомиться с многообразием зимующих птиц. Троекратное внесение данных в календарь (в конце осени, зимой, в начале весны) в подготовительной группе дает возможность проследить с детьми динамику изменения состава птиц, связанную с осенне-весенними миграциями. Календарь, соединяя в себе иконический и символический способы фиксации наблюдений, служит наглядно-практическим средством перевода детей от наглядно-образной к наглядно-схематической форме мышления. Одновременно дети обучаются умению поступенчато соотносить образы и объекты: представления о живых птицах соотносятся с их изображением в рисунках, которые, в свою очередь, соотносятся с символическим обозначением. На заключительном этапе работы (итоговая беседа) дети соотносят образы и объекты в обратном порядке: по значкам-символам репродуцируются представления о живых птицах и их реальном поведении. Таким образом, использование календарей данного типа (графических моделей) в практике детских садов - важное средство умственного воспитания детей разных возрастных групп. При ознакомлении дошкольников с сезонными явлениями природы успешно применяется графическая модель «календарь-ширма», в которой регулярно фиксируется состояние природы. В течение одной (например, второй или третьей) недели каждого месяца дети наблюдают за погодой, растительным и животным миром. Ежедневно разным цветом они закрашивают клетки, обозначающие дни недели, значками-символами заполняют графу «погода», один раз в конце недели цветным рисунком заполняют графу «живая природа». На рисунке изображают травянистую и древесную растительность, покров земли, замеченных во время наблюдений животных (птиц, насекомых и пр.). Изображение одной и той же местности в разные периоды сезона, регулярная фиксация погоды позволяют отразить в календаре закономерность последовательных изменений в природе. Это важно для переходных сезонов (осень, весна), когда непостоянство явлений, большая протяженность изменений во времени создают объективные трудности для познания детьми. Использование в обучении дошкольников календаря-модели, в котором зафиксированы основные состояния меняющейся природы, помогает преодолевать эти трудности.
В графической модели может быть зафиксирован и другой тип закономерных изменений в природе - рост и развитие живых существ. Такой моделью является календарь-ширма, отражающий пространственно-временные параметры роста и развития растения. Одноразовые еженедельные наблюдения с последующей фиксацией в виде цветного рисунка создают картину последовательных изменений подземной и надземной частей растения. Одновременная фиксация сезонных изменений и необходимых сельскохозяйственных работ дает представление (хотя и неполное) об условиях, в которых проходит развитие растения. Графа «время» показывает, сколько недель длится его развитие, когда происходят образование корня, зацветание, образование семян, сколько дней стоит солнечная или дождливая погода, от которых зависит характер ухода за растением и т.д. Графическая модель роста и развития животного (т.е., в отличие от растений, подвижного живого существа) должна отражать изменения не только его внешнего облика (строения), но и двигательной активности (поведения), а также меняющиеся условия внешней среды. Поведение растущего животного показывает постепенное развитие функций организма и расширение его связей с внешней средой. Оно включает способы перемещения в пространстве, добывания и поедания пищи, а также действия, направленные на установление отношений с сородичами, другими живыми существами и т.д. Особенно важен характер отношений с материнской особью, поскольку у высших животных на ранних этапах постнатального развития он выступает в роли главного сре-дообразующего фактора. Таким образом, содержание такой графической модели является более обширным, чем содержание аналогичной модели развития растения. Фиксация в календаре поведения животных в силу их динамичности представляет некоторые сложности, ибо это связано с поиском адекватных и понятных для дошкольников значков-символов.
С педагогической точки зрения модель-календарь, отражающий любые из развивающихся событий природы, следует рассматривать как наглядное пособие, созданное при деятельном участии детей на основе их собственных впечатлений, полученных во время наблюдений. В педагогическом процессе дошкольного учреждения подобные пособия используются разнообразно: в повседневной жизни работа с календарем является дополнением наблюдений, проводимых с детьми на участке или в уголке природы, а на занятиях он служит наглядным средством обучения. Календари как наглядные пособия могут быть применимы для сопоставления однотипных явлений, проходивших в разное время (сравнение, например, осенних явлений за два года или одной и той же огородной, цветочной культуры, выращиваемой в разные годы), и для сопоставления разнотипных явлений (сравнение осенних и зимних явлений, процесса выращивания, например, разных огородных культур и пр.). Методика обучения моделированию осуществляется в следующей последовательности. Воспитатель: 1. предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими; 2.организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства. Одновременно дает задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки; 3. постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех; 4.осуществляет обучение моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы); 5. осуществляет руководство созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д. Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий. Важно также учить детей планомерно вести анализ и сравнение объектов или явлений природы. Например, при сравнении двух растений учить вначале, обследовать и моделировать признаки цветка или листа, а затем стебля, корня. При обследовании и выделении признаков каждый из них следует называть точным словом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|