Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Элементарные опыты и экспериментирование в экологическом образовании дошкольников ( нет про экспериментирование)




Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально органи­зованных условиях.

Значение элементарных опытов. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдатель­ность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскры­вается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суж­дениям, умозаключениям, уточняя их знания о свойствах и каче­ствах объектов природы. Опыты имеют большое значение для, осознания детьми причинно-следственных связей.

Проводятся опы­ты чаще всего в старших группах детского сада. В средней и младшей группах воспитатель использует отдельные поисковые действия.

Опыт должен всегда строится на основе имеющихся наблюдений и тру­да в природе. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными уча­стниками. При обсуждении результатов опыта воспитатель подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям, т.е. происходит стимулирование умственной деятельности детей.

Виды опытов:

1. Опыты с предметами неживой природы.

Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о физических свойствах и качествах предметов природы.

2. Опыты с растениям.

Цель: уточнение, расширение и закрепление знаний о потребностях растений в факторах среды (влаге, свете, тепле и почвенном питании).

3. Опыты с животными.

Цель: выявление функций органов чувств животных.

В содержание опытов с предметами неживой природы входят опыты на выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды и др. Например: опыты, направленные на установление зависимости от температуры воздуха состояния воды (жидкой, твердой и газообразной).

В содержание опытов с растениями входят опыты на выявление зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла и почвы. Например: как будут развиваться одинаковые растения, если одно из них поливать, а другое нет. Здесь, главное условие заключается в том, чтобы не допустить гибель объекта природы. Как только будут видны первые признаки растения (бледность, вялость листьев, опадание) необходимо опыт прекратить и создать благоприятные условия для развития растения.

В содержание опытов с животными входят опыты на выявление действия органов чувств. Например: опыт, направленный на определение обоняния и слуха у кошки и щенка, на предпочтение в еде у некоторых животных.

Методика проведения опыта. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду, определяют, куда лучше поставить вазу, и т. д.). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значение которого следует выяснить. Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое - в светлое. При обсуждении результатов опыта он под­водит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Несложные опыты могут быть использованы в играх детей, они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться и в занятия.

Следовательно, при ознакомлении детей с неживой природой на первом этапе нужно сформировать у детей элементарные представ­ления о веществе, форме, в которых она может находиться (жидкое, твердое, газообразное), о несложных типах взаимодействия веществ, о движении в пространстве.

Эти сведения не должны быть отрывочными, а представлять систему знаний о реальной действительности, доступную для усвое­ния дошкольниками.

По мнению И.С. Фрейдкина основой такой системы может стать принцип взаимозаменяемости всех физических реальностей. При­менительно к дошкольному возрасту этот принцип реализуется так: формирование умения рассматривать предметы и явления не только сами по себе, но в аспектах основных связей с другими предметами и явлениями: пространственно-временных, причин­но-следственных и простейших функциональных зависимостей; формирование первоначальных представлений о наиболее про­стых и доступных детскому пониманию изменениях свойств и качеств предмета; формирование элементарных приемов решения простейших практических задач, в которых знакомое явление выступает неяв­но.

Детей старшего дошкольного возраста в рамках системы знаний о неживой природе можно знакомить с такими явлениями как движе­ние тел и его основными компонентами, с шарообразностью Земли, с суточными и сезонными изменениями, со сравнением масс тел при помощи весов, со свойствами воздуха, с агрегатными изменениями вещества, с прямолинейностью распространения света и т.п.

Учитывая скрытый характер происходящих в неживой природе явлений и особенно детского мышления, недостаточно опираться только на наблюдения происходящих процессов. В основе их изуче­ния должно лежать действие ребенка с реальными предметами и яв­лениями. Изучая материальные объекты, их свойства и отношение, ребенок должен постоянно взаимодействовать с ними. Тогда знания будут приобретаться не готовыми, а в результате деятельности, опе­рирования с предметами, в процессе поисков и размышления до­школьника. Так они становятся для него продуктом самостоятельно­го открытия.

Фиксация опыта. Во время опыта воспитатель поддерживает интерес к нему фиксацией наиболее характерных этапов в дневнике наблюдений (в виде рисунков, моделей). Это в то же время помогает детям отмечать состояние условий и устанавливать причины изме­нений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...