Финансовая политика России в современных условиях
Финансовая политика в ее широком понимании включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику. Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ определяет в общем плане основные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. В рамках этих посланий Правительство РФ разрабатывает соответствующие проекты законов, необходимых для реализации финансовой (бюджетной) политики, вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Усиление вертикали власти, достижение определенного консенсуса в отношениях между Правительством РФ и Федеральным Собранием РФ, определенные успехи в экономическом развитии в 2001 г. (рост ВВП составил более 5%, инвестиций — 8,5%) создали благоприятные условия для выработки стратегических и тактических направлений финансовой политики в начале XXI в. Бюджетная политика включает политику бюджетных доходов и расходов, управление государственным долгом и государственными активами, бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. Основные фундаментальные проблемы, связанные с текущим состоянием бюджетной системы, заключаются в следующем: · несбалансированности обязательств и ресурсов на всех уровнях бюджетной системы; · недостаточно четком разграничении полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников; · избыточности долгового бремени; · неэффективности значительной части бюджетных расходов, несоответствии их структуры ценовым ориентирам экономического развития;
· незавершенности построения эффективной системы управления государственными финансами. Отсюда определяются стратегические и тактические цели бюджетной политики. Так, ближайшими стратегическими целями являются: Ø обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти; Ø устранение дестимулирующих и развитие стимулирующих элементов бюджетной политики и, прежде всего, в рамках реформирования налоговой системы; Ø значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику; Ø создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных объективных процедур распределения финансовой поддержки регионам; Ø оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач; Ø урегулирование кредиторской задолженности государства; Ø постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам; Ø четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов; Ø завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов РФ на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства. Частично эти задачи решаются согласно принятой и введенной в действие с 1 января 2001 г. второй части Налогового кодекса РФ. Наиболее существенные меры приняты в направлении стимулирования предприятий к начислению реальной заработной платы, а не «увода ее в тень», с помощью введения плоской (единой) ставки подоходного налога (13%), снижения социальных начислений на фонд оплаты труда (с 1 января 2001 г. введен единый социальный налог (взнос) — 35,6%) с применением регрессивной шкалы; коренных изменений в системе налогообложения прибыли с 1 января 2002 г. за счет расширения перечня налоговых вычетов (расходов), снижения ставки налога до 24% при одновременной ликвидации всех налоговых льгот, введением специального налогового режима для малых предприятий.
Основными задачами в области налоговой политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов из теневого бизнеса. Кроме того, меры налоговой политик направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые в предстоящие годы будут иметь определяющее воздействие на рост экономики. Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет: - совершенствования налогового законодательства; - повышения стабильности и прозрачности налоговой системы; - расширения налогооблагаемой базы; - сокращения нелегального оборота; - продолжения снижения налогового бремени, и в первую очередь, на законопослушных налогоплательщиков, путем сокращения налоговых льгот; - отмены отдельных видов налогов. В условиях снижения налогового бремени предусматривается продолжить принятие мер по повышению собираемости налоговых доходов за счет упрощения налоговой системы и улучшения налогового администрирования. Денежно-кредитная политика формируется Правительством РФ и Центральным банком РФ и определяет на ближайшие годы следующие основные приоритетные задачи: - сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для экономического роста, включая снижение ставок процента с учетом изменения внешних и внутренних факторов развития экономики; - продолжение работы Центрального банка РФ по совершенствованию платежной системы, включая создание новых компонентов, основанных на системе расчетов в режиме реального времени, и развитие безналичных расчетов, в том числе за счет применения современных банковских технологий, сети Интернет и расширения использования платежных карт;
- сохранение контроля за денежным предложением за счет установления целевых объемов денежной массы, а также режима плавающего валютного курса. При этом будут сглаживаться резкие колебания на внутреннем валютном рынке и решаться проблемы стерилизации свободной наличности, возникающей в период устойчивого притока иностранной валюты на внутренний рынок и накопления золотовалютных резервов страны. Правительство РФ намерено погашать задолженность Центральному банку РФ, переоформлять часть имеющегося портфеля его ценных бумаг в рыночную ликвидную форму. Таким образом, в начале XXI в., финансовая политика России становится более предсказуемой и целенаправленной. Ее реализация осуществляется с помощью финансового аппарата, т.е. определенной структуры органов управления государственными финансами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|