Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности финансов некоммерческих организаций и учреждений

 

Учреждения и организации, осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуги: социальные, управленческие, по охране общественного порядка, обороне страны и т.п. До недавних пор почти все расходы этих учреждений финансировались из бюджета, а услуги потребителям предоставлялись в основном бесплатно. Однако в последние годы, в связи с необходимостью повышения уровня социально-культурного обслуживания граждан, началось расширение сферы платных услуг, а перевод учреждений, осуществляющих некоммерческую деятельность, на новые условия хозяйствования значительно расширил состав их финансовых источников.

Финансовые ресурсы учреждений и организаций некоммерческого сектора экономики – это денежные средства, мобилизуемые ими из различных источников на осуществление и расширение своей деятельности. Источники формирования финансовых ресурсов зависят от двух факторов – вида оказываемых услуг и характера (платного или бесплатного) их предоставления. Одни из услуг могут предоставляться потребителям только на бесплатных началах, другие – только на платных, а третьи – на сочетании тех и других.

Так, в сферах государственного управления и обороны страны, где речь идет об оказании услуг обществу в целом, каждый гражданин и любое юридическое лицо получает их бесплатно, а единственным источником их финансирования выступают бюджетные средства. При этом государство должно установить такие нормы бюджетного финансирования соответствующих затрат, которые позволяли бы государственным служащим и военнослужащим иметь достаточно высокую оплату, обеспечивающую достойный уровень их жизни и нормальные условия для выполнения профессионального и воинского долга. В противном случае не избежать коррупции, подкупов работников государственного аппарата, нарушения воинской дисциплины и других крайне отрицательных в социальном плане последствий.

Некоторые виды услуг в области культуры, искусства, юриспруденции предоставляются их потребителям только на платных началах. Это – услуги зрелищных предприятий (театров, кинотеатров, киноконцертных залов), работа выставок, нотариата, адвокатуры и др. Даже если этим предприятиям и организациям выделяются бюджетные средства, то предоставляются они эпизодически и в виде целевых дотаций.

Преобладающую массу услуг в нерыночном секторе экономики составляют услуги социально-культурного характера. Они исключительно разнообразны и в силу этого предоставляются потребителям как на платных началах, так и бесплатно, а, следовательно, имеют различные источники финансирования. Конкретный состав финансовых ресурсов, направляемых на удовлетворение социально-культурных потребностей, зависит, прежде всего, от характера самих потребностей.

В настоящее время для финансирования учреждений и организаций, оказывающих разнообразные услуги социально-культурного характера, используются следующие источники:

§ бюджетные средства, выделяемые учреждениям и организациям на основе установленных нормативов. Нормативы бюджетного финансирования выполняют роль цены (тарифа) на те работы (услуги), которые предоставляются государством потребителю. Нормативы должны быть ориентированы на конечные результаты деятельности социально-культурных учреждений соответствующего профиля, хотя в настоящее время этого полностью реализовать не удалось: по школам – на содержание одного учащегося, по больницам – на лечение одного больного, по детским дошкольным учреждениям – на содержание одного ребенка и т.д.;

§ денежные средства государственных и муниципальных, частных и кооперативных предприятий, общественных организаций, граждан, поступающие за выполненные работы (услуги), проведенные платные мероприятия согласно заключенным с юридическими лицами договорам и заказам населения. Сюда относятся, например, поступления денежных средств за оказание сверхнормативных услуг в области медицинского обслуживания граждан, за дополнительные услуги в сфере народного образования (особенно в части подготовки и переподготовки кадров, повышения их квалификации и т.п.). В заключаемых договорах определяются объем, структура и качество услуг, порядок обеспечения учреждения материальными и финансовыми ресурсами, формы финансирования из средств заказчика и т.д. При выполнении учреждением дополнительных работ (услуг) сумма выделенных ему согласно нормативу бюджетных ассигнований не уменьшается, а полученные по договору или заказу денежные средства увеличивают финансовые ресурсы учреждения;

§ поступления от оказания платных услуг населению и другим потребителям (от проведения различных смотров, конкурсов, фестивалей, продажи билетов на зрелищные представления и т.д.) и продажи изделий собственного производства (например, лекарственных средств, медицинских препаратов, продукции учебно-производственных мастерских и др.). Платные услуги предоставляются потребителям в соответствии с действующими прейскурантными и договорными ценами (тарифами); при этом оказание платных услуг (работ) не может осуществляться взамен деятельности, финансируемой из бюджета;

§ выручка от сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;

§ добровольные взносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальные ценности, поступающие от государственных предприятий, кооперативов, общественных организаций, благотворительных и других общественных фондов, отдельных граждан (включая средства попечителей);

§ прочие денежные поступления.

Денежные средства, поступившие из всех источников, образуют фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения; используются они на выплату заработной платы, возмещение материальных и приравненных к ним затрат, расчеты с другими организациями и банками, создание фондов экономического стимулирования. Остатки неиспользованных за год поступлений остаются в распоряжении учреждения (организации) и в бюджет не изымаются; не должны они влиять и на снижение норматива бюджетного финансирования затрат в следующем году.

Все учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, если они имеют самостоятельный баланс и расчетный счет, имеют право пользоваться банковским кредитом. При этом краткосрочные ссуды выдаются им на затраты, связанные с осуществлением текущей деятельности, а долгосрочные – для целей производственного и социального развития с последующим погашением за счет средств фонда производственного и социального развития.

Мобилизация и использование финансовых ресурсов в учреждениях и организациях нерыночного сектора экономики осуществляется по-разному в зависимости от методов ведения хозяйства. Различают сметное финансирование и полную самоокупаемость.

При сметном финансировании основные услуги потребителям предоставляются бесплатно. Главным источником формирования финансовых ресурсов выступают бюджетные средства, предусматриваемые в смете расходов и доходов (по некоторым учреждениям социально-культурного назначения продолжает составляться смета расходов). Наряду с бюджетными ассигнованиями учреждения и организации используют и другие виды денежных поступлений, тоже отражаемые в смете.

На началах самоокупаемости и самофинансирования функционируют те организации, затраты которых полностью возмещаются из выручки от реализации нематериальных благ и услуг. К ним относятся некоторые культурно-просветительные учреждения, отдельные медицинские учреждения, зрелищные предприятия, учреждения искусства и др. Формирование и использование их финансовых ресурсов отражается в финансовом плане по соответствующим статьям доходов и расходов.

На некоммерческих началах организуют свою деятельность многочисленные общественные объединения: творческие союзы, общественные организации, благотворительные фонды, ассоциации и др. Их финансовые взаимосвязи отличаются спецификой, обусловленной способом организации и характером деятельности самих общественных объединений. Добровольность создания общественных объединений приводит к тому, что основным источником их финансовых ресурсов являются вступительные и членские взносы; использование ими бюджетных средств (формируемых из доходов налогоплательщиков) считается недопустимым. Общественный характер деятельности исключает возможность использования собственности объединений для извлечения их членами индивидуальных доходов. Формируемые финансовые ресурсы направляются на покрытие расходов, обусловленных уставом объединения.

 

Финансовое планирование на предприятиях

 

При переходе экономики страны на основы рыночного хозяйствования потребность в финансовом планировании не снижается. Оно по-прежнему необходимо для обеспечения финансовыми ресурсами расширенного кругооборота производственных фондов, достижения высокой результативности финансово-хозяйственной деятельности, создания условий, обеспечивающих платежеспособность и финансовую устойчивость предприятия. Рынок даже еще более требователен к качеству финансового планирования, чем прежняя система директивного планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия своей деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие. Именно оно в случае неспособности учесть неблагоприятно складывающуюся рыночную конъюнктуру оказывается банкротом и подлежит ликвидации со всеми вытекающими последствиями для его учредителей.

В современных условиях финансовое планирование должно ориентироваться на конъюнктуру рынка, учитывать вероятность наступления определенных событий (особенно в долгосрочной перспективе) и одновременно вырабатывать модели поведения предприятия при изменении ситуации с материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь единственной целью – достижением высокой эффективности хозяйствования. Именно поэтому в ходе финансового планирования большое внимание уделяется более полному выявлению внутренних резервов предприятия, эффективному использованию производственных мощностей, рациональному расходованию материальных, трудовых и денежных ресурсов, лучшей организации производства и т.д.

Финансовое планирование ориентируется на реальное получение финансовых источников как собственных, так и привлекаемых, и возможности их превращения в производительный капитал. Для этого в ходе планирования заранее предусматриваются реальные каналы приобретения основных и оборотных фондов, найма производственного персонала, создания ему необходимых условий работы и удовлетворения социальных запросов. Отсюда огромное значение придается процессу определения размеров и направлений использования денежных фондов, необходимых для обеспечения потребностей расширенного воспроизводства и материального стимулирования работающих.

Переход к рынку сказывается на методах финансового планирования. Если в отношении ближайшего времени конъюнктура рынка и связанное с ней поведение предприятия могут быть довольно четко просчитаны, то перспективные, долгосрочные процессы – лишь прогнозироваться. Поэтому финансовое планирование сводится, с одной стороны, к точным расчетам финансовых показателей на ближайшее время и их балансовой увязке в соответствующем финансовом документе, а с другой – к прогнозным расчетам, носящим вероятностный и многовариантный характер. Новое содержание финансового планирования требует и другого инструмента – широкого использования экономико-математических методов и моделирования наряду с ранее применявшимися способами расчетов финансовых показателей.

Разработка предприятиями финансовых планов (бюджетов) занимает важное место в системе мер по стабилизации их денежного хозяйства. Определим основные понятия, связанные с финансовым планированием.

Финансовый план обобщенный плановый документ, отражающий поступление и расходование денежных средств предприятия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) периоды. Он включает в себя составление операционных и текущих бюджетов, а также прогнозы финансовых ресурсов на два-три года. В России он обычно составлялся в форме баланса доходов и расходов (на квартал, год, пятилетие).

Бюджет предприятия — оперативный финансовый план, составляемый, как правило, на период до одного года и отражающий расход поступления средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Бюджетирование — процесс разработки конкретных бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования (например, платежный баланс на предстоящий месяц).

Бюджетирование капитала процесс разработки конкретных вариантов по управлению капиталом предприятия, источниками формирования капитала (пассивы баланса) и их размещению (активы баланса), например, прогноз баланса активов и пассивов на предстоящий период.

Бюджетный контроль — текущий контроль за исполнением отдельных показателей доходов и расходов, определенных плановым бюджетом.

Бюджет по балансовому листу — один из основных видов оперативного финансового плана предприятия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки такого бюджета является определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников финансирования по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается финансовая устойчивость предприятия в планируемом периоде.

Бизнес-план — основной документ, разрабатываемый предприятием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестиционному проекту или проекту санации данного предприятия при угрозе его банкротства. В этом документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются основные параметры проекта и финансовые показатели, связанные с его реализацией.

Смета — форма планового расчета, определяющая потребности предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например, смета затрат на производство и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.

Внутрифирменное финансовое планирование заключается в следующем:

q намеченные стратегические цели предприятия оформляются в виде финансово-экономических показателей: объема продаж, себестоимости проданных товаров, прибыли, инвестиций, денежных потоков;

q устанавливаются стандарты для поступления финансовой информации в форме финансовых планов и отчетов об их исполнении;

q определяются приемлемые границы финансовых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгосрочных планов предприятия;

q оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Финансовый план предприятия строится в форме баланса доходов и расходов. В этом состоит специфика финансовых планов предприятий, функционирующих на коммерческих началах. В балансе доходов и расходов в денежной форме отражаются все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, получаемые им доходы и накопления, расходование средств.

Финансовый план взаимосвязан с другими разделами бизнес-планирования, т.е. с планами по производству продукции, закупкам материальных ресурсов, инвестициям, исследованиям и разработкам, рекламе и т.д. Значение финансового плана заключается в прогнозе средне- и долгосрочной финансовой перспективы, а также определении текущих доходов и расходов. Среднесрочный финансовый план составляют, как правило, на год с распределением показателей по кварталам, долгосрочный — на ближайшие два-три года, текущий – на квартал с помесячной разбивкой доходов и расходов.

Важнейшими объектами финансового планирования являются:

1. выручка от реализации проданных товаров (услуг, работ);

2. прибыль и ее распределение по соответствующим направлениям;

3. фонды специального назначения и их использование (например, резервный фонд в акционерных обществах);

4. объем платежей в бюджет и социальные фонды;

5. объем заемных средств, привлекаемых с кредитного рынка;

6. плановая потребность в оборотных активах;

7. объем капитальных вложений и источники их финансирования.

В условиях конкурентной среды и прогнозируемого рынка сбыта товаров большое значение имеют перспективные финансовые планы, составляемые на сроки более одного года (на 2-3 года вперед), например разработка бизнес-плана инвестиционного проекта.

Экономическое содержание финансового рынка

 

Рынок - это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. Покупателями могут быть отдельные граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи; государственные учреждения. Роль рынка в экономике определяется следующими моментами: рынок способствует рациональному распределению ресурсов, рынок влияет на объем и структуру производства, рынок оздоровляет экономику, освобождаете от убыточных неконкурентоспособных предприятий, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, рыночные цены выступают носителями экономической информации. В этом реферате мы рассмотрим сущность и структуру финансового рынка.

Финансовый рынок - это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей (то есть инструментов образования финансовых ресурсов), между их стоимостью и потребительной стоимости.

Финансовый рынок состоит из системы рынков: валютного, ценных бумаг, и ссудных капиталов или денежного. Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...