Права и обязанности муниципального служащего
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание
1. Основы статуса муниципального служащего. 3 2. Практическое задание. 19 Список литературы.. 23
Основы статуса муниципального служащего
Общие принципы организации муниципальной службы и основы правового положения муниципальных служащих в Российской Федерации установлены Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации»[1]. Основы статуса муниципального служащего регламентируются ст. 10 данного закона: «1. Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета. 2. Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими». Основные обязанности муниципального служащего закреплены ст. 12 Закона. Кроме того, статьи об обязанностях муниципальных служащих содержатся в законах субъектов РФ о муниципальной службе. Обязанности каждого муниципального служащего индивидуализируются в трудовом договоре и должностной инструкции. Должностная инструкция - это документ, в котором регламентируются обязанности по каждой должности и содержатся требования к служащему, замещающему эту должность. Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания. Денежное содержание состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, выплачиваемых за счет средств местного бюджета.
Лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не являются муниципальными служащими. Следовательно, на этих лиц не распространяется действие законодательства о муниципальной службе. На лиц, исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований, не могут быть возложены обязанности муниципального служащего, к ним не применимы запреты и ограничения, связанные с муниципальной службой. Эти лица не проходят аттестации в порядке, установленном для муниципальных служащих. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения этой категории лиц регулируются трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Смысл этих норм состоит в разграничении правового статуса лиц, осуществляющих публичные функции, и лиц, таких функций не осуществляющих и состоящих в трудовых отношениях, частноправовых по своей природе. Права и обязанности муниципального служащего
Муниципальный служащий имеет право на ознакомление с документами, устанавливающими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, критериями оценки качества исполнения должностных обязанностей и условиями продвижения по службе. К таким документам прежде всего относится трудовой договор. В трудовом договоре в обязательном порядке закрепляется трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием). Второй документ - должностная инструкция. Должностная инструкция регламентирует обязанности по каждой должности и содержит требования к служащему, замещающему эту должность.
В п. 2 ст. 11 ФЗ от 2. марта 2007 г. предусматривается право муниципального служащего на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей. Имеется в виду право на благоприятные условия, отвечающие особенностям управленческого труда. Эти условия определяются трудовым законодательством, а также специальными актами: положениями, инструкциями, рекомендациями, методическими указаниями. В п. 3 закреплено право муниципального служащего на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом). Оплата труда муниципального служащего является расходным обязательством соответствующего муниципального образования и финансируется за счет средств местного бюджета. В п. 4 установлено право муниципального служащего на отдых. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Муниципальные служащие имеют право на все виды отдыха, предусмотренные этим Кодексом: перерывы в течение рабочего дня; ежедневный отдых; выходные дни; нерабочие праздничные дни; отпуска. Пункт 5 регламентирует право муниципального служащего на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования. В целях реализации этого права муниципальный служащий имеет право запрашивать и получать необходимую информацию, пользоваться современными способами поиска, хранения и обработки такой информации. С этим правом муниципального служащего корреспондирует обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления и организаций предоставлять такую информацию. Для придания этой норме работающего характера необходимо установление порядка запроса и получения информации муниципальным служащим. В п. 6 речь идет о праве муниципального служащего на участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности муниципальной службы.
Муниципальный служащий имеет право на информацию о дате, месте и об условиях проведения конкурса, которая подлежит опубликованию в официальных изданиях муниципального образования или обнародованию иным способом; на сообщение о результатах конкурса в письменной форме. Муниципальному служащему не может быть отказано в участии в конкурсе по признаку пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Такой отказ возможен по обстоятельствам, исключающим возможность поступления на муниципальную службу и нахождения на муниципальной службе (ч. 1 ст. 13). Муниципальный служащий участвует в конкурсе по собственной инициативе и независимо от того, какую должность муниципальной службы он занимает в момент проведения конкурса. Пункт 7 содержит право муниципального служащего на повышение квалификации в соответствии с муниципальным правовым актом за счет средств местного бюджета. Это право корреспондирует с принципом профессионализма и компетентности муниципальной службы. Повышение квалификации может быть рекомендовано муниципальному служащему аттестационной комиссией по результатам аттестации. В п. 8 говорится о праве муниципального служащего на защиту своих персональных данных. Персональные данные - это любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Персональные данные по общему правилу относятся к категории конфиденциальной информации[2]. Пункт 9 предоставляет муниципальному служащему право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, с отзывами о профессиональной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений. В процессе реализации этого права муниципальный служащий имеет право изучить свое личное дело в полном объеме, снять копии с документов или сделать необходимые ему выписки. Муниципальный служащий не вправе требовать изъятия каких-либо документов из личного дела. Вместе с тем он может приобщить к личному делу свои объяснения.
Пунктом 10 предусматривается право муниципального служащего объединение, включая право создавать профессиональные союзы, для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов. Это право муниципального служащего базируется на конституционном праве каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции РФ[3]). Муниципальный служащий имеет право на рассмотрение индивидуальных трудовых споров в соответствии с трудовым законодательством[4], защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд их нарушений. Муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»[5]. Соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца - важное средство взаимосвязи этих видов публичной службы. По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1988 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» муниципальному служащему запрещалось заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности (п. 1 ч. 1 ст. 11). В новом Законе такого запрета нет. Для реализации права заниматься иной оплачиваемой работой муниципальный служащий должен соблюсти ряд условий: - письменно уведомить представителя нанимателя о своем намерении; - выполнять иную оплачиваемую деятельность только во внерабочее время; - не допускать возникновения конфликта интересов. К обязанностям муниципального служащего относятся следующие положения: соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение базируется на конституционной основе.
Исполнение должностных обязанностей составляет основное содержание профессиональной деятельности муниципального служащего. Эти должные обязанности связаны с обеспечением исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Муниципальный служащий должен действовать строго в пределах своих полномочий, которые закрепляются в должностной инструкции и в трудовом договоре. Должностные обязанности муниципального служащего различаются в зависимости от органа, в котором осуществляется его деятельность, и от замещаемой должности. Неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине служебных обязанностей рассматривается как дисциплинарный проступок (ст. 27). Злоупотребление должностными полномочиями или превышение должностных полномочий могут образовать составы уголовных преступлений, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ[6]. Соблюдение при исполнении должностных обязанностей прав и законных интересов граждан и организаций корреспондирует с одним из основных принципов муниципальной службы - приоритету прав и свобод человека и гражданина. Эта обязанность означает, что права и законные интересы граждан и организаций определяют смысл и содержание деятельности местного самоуправления и муниципальной службы. Важное направление реализации данной обязанности - работа с обращениями граждан. Этому вопросу посвящен Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»[7]. Обязанность соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией означает воздержание от совершения запрещенных этими локальными актами действий. Правила внутреннего трудового распорядка - это нормативный документ, которым регулируется внутренний трудовой распорядок в организации. Порядок работы со служебной информацией также часто закрепляется нормативно. Обязанность поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей, корреспондирует с принципом профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Правовые основы системы повышения квалификации, переподготовки и стажировки муниципальных служащих устанавливаются в законах субъектов РФ о муниципальной службе. Муниципальный служащий обязан не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральными законами тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство. Если исполнение должностных обязанностей муниципального служащего связано с доступом к сведениям, составляющим государственную тайну, то ему необходимо пройти процедуру допуска (ст. 21). Муниципальный служащий обязан также не разглашать сведения, касающиеся частной жизни граждан или затрагивающие их права. Эта обязанность вытекает из статьи 23 Конституции РФ, в соответствии с которой каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ч. 1). Обязанность муниципального служащего беречь государственное и муниципальное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, предполагает, что любые действия с этим имуществом должны быть разумными, экономными и эффективными. Эта обязанность тесно связана с запретом использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического, финансового и иного обеспечения, другое муниципальное имущество. Муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера). Речь идет о сведениях, отражаемых в личном деле муниципального служащего. Непредставление установленных сведений или представление заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера относится к числу обстоятельств, исключающих возможность для муниципального служащего находиться на муниципальной службе. Муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выходе из гражданства Российской Федерации в день выхода из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства иностранного государства в день приобретения гражданства иностранного государства. Формулировка этой обязанности не представляется корректной, поскольку она не учитывает то обстоятельство, что на муниципальной службе могут состоять граждане иностранных государств - участников международных договоров РФ, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе. Муниципальный служащий обязан соблюдать ограничения, выполнять обязательства, не нарушать запреты, которые установлены Законом № 25-ФЗ и другими федеральными законами. Несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой относится к числу оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим (п. 3 ч. 1 ст. 19). Муниципальный служащий обязан сообщать представителю нанимателя (работодателю) о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, и принимать меры по предотвращению подобного конфликта. Под личной заинтересованностью муниципального служащего в комментируемом Законе понимается возможность получения муниципальным служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для муниципального служащего, лиц, с которыми он состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов), для граждан или организаций, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами. Закрепление этой обязанности призвано способствовать очищению муниципальной службы от негативных наслоений, борьбе с коррупцией. По действовавшему ранее Федеральному закону от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» права и обязанности муниципальных служащих не детализировались. В Законе содержалась лишь отсылочная норма о том, что права и обязанности муниципального служащего устанавливаются уставом муниципального образования или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с этим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами субъекта РФ (ст. 10). Муниципальному служащему запрещается выполнять неправомерные поручения. Неправомерными следует считать поручения, предполагающие совершение действий, нарушающих законы или иные нормативные правовые акты РФ и ее субъектов, муниципальные правовые акты, а также действий, выходящих за пределы должностных полномочий муниципального служащего. Муниципальный служащий обязан письменно обосновать неправомерность поручения и в случае подтверждения поручения руководителем письменно отказаться от его выполнения. Если в результате выполнения неправомерного поручения муниципальный служащий совершил уголовное преступление, административное правонарушение или дисциплинарный проступок, то он привлекается к соответствующему виду юридической ответственности. Данное положение включено в Закон о муниципальной службе впервые. Действовавший ранее Федеральный закон не регулировал эти отношения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|