Роль походов и экскурсий в экологическом образовании дошкольников
Для старшей группы в уголке природы помещаются растения и животные, требующие более сложных приемов ухода, в огороде высаживаются различные виды овощей с разным сроком вегетации, что позволяет сделать труд более систематическим. Увеличивается и объем детского труда. Дошкольники опрыскивают растения из пульверизатора, сметают щеточкой пыль с ворсистых листьев, рыхлят землю. С помощью воспитателя дети подкармливают растения, перезаряжают аквариум, вскапывают землю на огороде и в цветнике, высаживают рассаду, собирают семена дикорастущих растений (для подкормки зимующих птиц). В процессе труда педагог учит детей наблюдать за ростом и развитием растений, отмечать происходящие изменения, различать растения по характерным признакам, листьям, семенам. Это расширяет их представления о жизни растений и животных, вызывает живой интерес к ним. В подготовительной группе в процессе труда в природе дети учатся устанавливать связи между отдельными явлениями, обнаруживать закономерности. Формируются начала материалистического понимания природных явлений. Расширяются сведения о растениях и животных, о приемах ухода за обитателями живого уголка. Повышается самостоятельность детей в трудовых делах: они без напоминания определяют необходимость полива и рыхления почвы, пересадки растений, посева семян на огороде, в цветнике, а зимой — в уголке природы, где постоянно выращиваются лук и другая зелень. Дети узнают приемы размножения растений путем черенкования, выращивания рассады с последующей пересадкой в грунт. Продолжается уход за животными в уголке природы (птицами, белкой, кроликами, голубями, лягушкой, ящерицей и т. д.).
У детей повышается ответственность за состояние живого уголка, огорода и цветника. Сбор урожая, цветов доставляет им большую радость. Они дарят цветы родителям, угощают малышей выращенными овощами, готовят овощи для винегрета (моют их, чистят, относят на кухню), украшают цветами групповую комнату. Содержание, методы, приемы экологического воспитания детей на ежедневных и целевых прогулках. Цель прогулки – укрепление здоровья детей; развитие их физических и умственных способностей. Задачи прогулки: • оптимизировать двигательную активность детей; • оказывать закаливающее воздействие на организм; • способствовать развитию наблюдательности и познавательных способностей детей; • познакомить детей с родным краем, его достопримечательностями, трудом взрослых; • развитие самостоятельности. При организации прогулок интегрировано реализуются задачи всех образовательных областей. Педагогический процесс, построенный на принципах интеграции, обеспечивает непрерывное, всестороннее развитие дошкольников с учетом их интересов, способностей; дает возможность показывать ребенку мир во всем его многообразии, развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка. При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха. Каждый из обязательных компонентов прогулки занимает по времени от 7 до 15 минут в младшем возрасте и от 20 до 25 минут в старшем и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. Самостоятельная игровая деятельность детей - от 7 до 15 минут и от 20 до 25 минут. Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Прогулки бывают разных видов: * Прогулка–наблюдение; * Прогулка–задание (имеющая цель – поздравить товарищей или взрослых с праздником, пригласить гостей на мероприятие, известить население или товарищей о каком –то мероприятии); * Прогулка–задача (направленная на решение поставленной задачи - определить расстояние, с какой стороны дует ветер, цвет, величину предмета); * Прогулка–поход (для ориентирования на местности); * Прогулка–поиск (найти лекарственные травы, природный материал…); * Прогулка–фантазия (сделать зарисовку, придумать сказку, составить букет); * Прогулка–показ(познакомить с достопримечательностями, с различными предметами, объектами и их свойствами, редкими деревьями, кустарниками); * Прогулка–практикум (закрепление различных знаний - ПДД, безопасность…); * Комбинированная прогулка (1 раз в неделю), с играми, занятиями, трудом, экскурсией. Структура * Наблюдение, рассматривание. * Трудовая деятельность. * Подвижные игры. * Индивидуальная работа с детьми. * Самостоятельная деятельность детей. Целевые прогулки и их назначение. Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки. В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, на улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза в неделю и на более далёкие расстояния. Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней – здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т.п.). Со старшими детьми проводится целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилам поведения в общественных местах и правилами уличного движения. На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность. Движения на воздухе оказывают положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определённой выдержки, организованности и выносливости. Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
Вопрос 53 Определения: Природоохранные акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Экологическое сознание – это общественное сознание, отражает взаимоотношение человека с природой в их динамике развития. Авторы: Саморукова, Л.М.Маневцова, Рыжова, Николаева, Плешаков, Тихонова. Цель: формирование экологической культуры, чувства гражданской ответственности за экологическую обстановку своей «малой родины» через природоохранные акции. Задачи: - Пробудить в детях позитивное, осознанно-правильное отношение к природе, желание предпринимать определенные действия по ее сохранению - Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы, коммуникативных навыков, самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, умение отражать это в разных видах деятельности -Создать оптимальные условия по формированию у дошкольников экологической культуры и учета этого в практической деятельности, используя нестандартные решения проблемных ситуаций - Способствовать становлению взаимопонимания и взаимоуважения между детьми, педагогами, родителями посредством совместной работы Дошкольное детство – начальный этап развития личности ребенка. А значит, именно в этом возрасте задача по развитию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой остается актуальной. К данной проблеме проявили интерес П.Г. Саморукова и Л.М.Маневцова в своей книге «Мир природы и ребенок». Они раскрывают экологические проблемы пути их решения через экологическое воспитание подрастающего поколения. Акцент авторы делают на влияние человека на природу, а соответственно воспитание у детей гуманного отношения к природе.
Автор программы «Наш дом – природа» Н.А. Рыжова подчеркивает неразрывную связь человека с природой. Она считает, что с первых лет жизни нужно воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней, прогнозировать возможные последствия своих поступков. В программе “Юный эколог “ С.Н.Николаевой делается акцент на развитие у детей элементарных, но вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях. По мнению С.Н. Николаевой необходимо знакомить детей с элементами экологической безопасности. А. А. Плешаков считает, что необходимо формировать у детей представление о единой картине мира; воспитание социально – активной личности, способной к психологическому мышлению, бережно относящейся к богатствам природы и общества. А.Е. Тихонова предполагает, что стержнем идей экологического образования является реализация взаимосвязей человека с природой через труд. Развитие у детей представлений о взаимосвязи человека и природы имеет особую важность и актуальность в дошкольном возрасте, что доказано многими авторами. Развитие чувства ответственности у дошкольников, прежде всего, должно строиться на информации об окружающих, доступных и знакомых ему объектах. Очень важно с первых лет жизни воспитывать гуманную социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним, прогнозировать возможные последствия своих поступков. Акции – это социально значимые мероприятия, предпринимаемые для достижения единой цели, прежде всего для развития у детей и взрослых экологической культуры. Чаще всего акции являются комплексными мероприятиями, которые имеют некоторую протяженность во времени, то в ее ходе решаются одновременно разные задачи: познавательные, нравственные, этические, что делает их особенно ценными. Природоохранные акции реализуются через все виды детской деятельности и имеют сложную структуру, что дает широкое поле деятельности для педагога. Так на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения, пояснения взрослых, беседы, КВНы и т. д. На нравственное развитие большое влияние оказывает практическая природоохранительная деятельность: развешивание кормушек для птиц, ограждение муравейников, трудовые десанты, развешивание плакатов и многое другое.
Эстетическое воспитание реализуется через всевозможные выставки, экспозиции. Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. А самое главное, в ходе природоохранных акций детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действий людей, т. к. итогом любой акции является продуктивная деятельность детей. Особое внимание акцентируется на вопросах социальной компетентности ребенка «в единстве ее мотивационного, когнитивного и поведенческого компонентов». Такой подход крайне важен с точки зрения преобразования в поведенческие мотивационные установки, реализуемые дошкольником на практике. Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений о взаимосвязи человека с природой.
Выбор данной формы работы обусловлен рядом причин: · акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они помогают убедить ребенка в том, что от каждого человека, в том числе и от него зависит состояние окружающей нас среды. И даже маленький человек способен изменить в лучшую (или худшую) сторону свое окружение; · акции позволяют добиться не механического запоминания правил поведения в природе и воспроизведения знаний, а трансформацию знаний в отношение. С этих позиций большое внимание уделяется посильной практической деятельности; · в акции включены все члены педагогического процесса и педагоги, и дети, и их родители; · данная форма работы позволяет реализовать принципы интеграции и системности через комплекс различных видов деятельности; · природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней. Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами экологического воспитания. Природоохранные акции – это общественно-значимые, длительные по времени мероприятия, включающие цикл наблюдений, труд, конкурсы, игры. А так же создание экологического музея (плакаты, природоохранные знаки, творческие работы детей, коллекции, гербарии и пр.). Экологические экспедиции, походы, природный театр, выставка рекордов природы (представление экспонатов природного материала - семена, плоды, сучки необычных, уникальных форм). Создание метеоцентра, островок прогнозирования погоды (сможет помочь детям предсказывать погоду по народным приметам, вести календарь природы). Проведение экологических викторин, выпуск экологических листовок, экологический тренинг.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|